Проект "Моя семья"
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Ходосова Жанна Юрьевна

Расширять представление детей о своей семье, предках, семейных традициях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_semya.docx922.58 КБ

Предварительный просмотр:

http://ramki-photoshop.ru/ramki/ramka-leto_05.png

ПРОЕКТ

Тема «Моя семья»

Авторы и исполнители проекта 

воспитатели подготовительной группы

комбинированной направленности

Морковская В.И., Ходосова Ж.Ю.

Ставрополь, 2017 – 2018

1.Тема проекта и ее происхождение. «Моя семья».

Одной из важных составных частей воспитательного процесса в ДОУ является воспитание любви к Родине, к своим близким, своей семье. Семья определяет очень многое в жизни ребенка и занимает значимое место. В старшем дошкольном возрасте дети должны знать не только имена своих родителей и род деятельности которой они занимаются, но и историю своей семьи, свою родословную.

Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров мы выявили, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.

Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья». Мы считаем, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.

Реализация проекта «Моя семья» позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.

2.Авторы и исполнители проекта. Воспитатели подготовительной группы комбинированной направленности Морковская В.И., Ходосова Ж.Ю.

3.Вид проекта: познавательный. 

4.Характер контактов. Проект осуществляется внутри одной возрастной группы – подготовительной комбинированной направленности, в контакте с семьями воспитанников.

5.Форма организации: фронтальная.

6.Количество участников. В проекте принимали участие 16 детей. Педагоги – Морковская В.И., Ходосова Ж.Ю., родители воспитанников.

7.Продолжительность проекта: долгосрочный: январь – февраль - март, 2018 год.

8.Цель проекта: Расширять представление детей о своей семье, предках, семейных традициях. Воспитывать любовь к своим семьям. Создание генеалогического дерева с дошкольниками и их семьями.

9.Предполагаемый продукт: Видео презентация «Семейный альбом», выставка детских рисунков «Моя счастливая семья», выставка «Моя родословная», НОД «Моя семья».

10.План достижения цели.

Мероприятие/ вид деятельности

Кто осуществляет.

Сроки

Примечание

1.

Подготовка информации и наглядного материала, литературы по теме «Моя семья».

Морковская В.И.

Ходосова Ж.Ю.

январь

2.

Разработка дидактических игр «Домашний труд» «Передай тепло». Пополнение с/р игры «Семья» атрибутами.

Морковская В.И.

Ходосова Ж.Ю.

Родители

январь

3.

Поместить в родительский уголок консультацию «Что такое Генеалогическое дерево»,

Морковская В.И.

Ходосова Ж.Ю.

январь

4.

Беседы с детьми «Я и моя семья», «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож», «Моя родословная. Генеалогическое древо», «Организация быта в нашей семье в будни», «Семейный праздник – День рождение», «Профессии моих родных»

Морковская В.И.

Ходосова Ж.Ю.

январь - февраль

5.

Чтение художественной литературы: русские народные сказки: «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Липунюшка», «Морозко»;  В. Осеева «Отомстила», «Сыновья», «Бабушка и внучка», «Злая мать и добрая тетя», «Печенье», «Три сына», «Жадная мать»; Б.Емельянов «Мамины руки», «Мамино горе»; Н.Саконская «Разговор о маме», Е.Благина «Посидим в тишине», Т.Бокова «Стихи про семью». Разъяснение пословиц и поговорок о семье.

Ходосова Ж.Ю.

Морковская В.И.

январь - февраль

6.

Сюжетно ролевые игры: «Встречаем гостей», «Дочки-матери»,

«Всей семьей идем за покупками»,

«Едем в гости к бабушке».

Конструирование «Дом, в котором мы живем»

Морковская В.И.

Ходосова Ж.Ю.

Ходосова Ж.Ю.

Ходосова Ж.Ю.

Морковская В.И.

январь - февраль

7.

Выставка детских рисунков «Моя счастливая семья»,

Ходосова Ж.Ю.

Морковская В.И.

январь

8.

Выставка «Моя родословная»

Ходосова Ж.Ю.

Морковская В.И.

Родители

февраль

9.

Создание интеллект карты по теме «Семья»

Ходосова Ж.Ю.

Морковская В.И.

февраль

10.

Презентация видеоролика «Семейный альбом»

Ходосова Ж.Ю.

Морковская В.И.

Родители

март

11.

НОД «Моя семья»

Морковская В.И.

Ходосова Ж.Ю.

март

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О СЕМЬЕ

В недружной семье добра не бывает.
Семья — опора счастья. 
В хорошей семье хорошие дети растут.
Где любовь и совет, там и горя нет.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Муж без жены — что гусь без воды.
Слепой щенок и тот к матери ползет.
Слава сына — отцу отрада.
На что и клад, когда в семье лад.
В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
В семье, где нет согласия, добра не бывает.
Чего не хочешь сестре и брату, того не желай и своим обидчикам.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
Не будет добра, коли в семье вражда.
Семья в куче, не страшна и туча.
Хоть тесно, да лучше вместе.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

«Домашний труд»

Цель: содействовать развитию у ребенка памяти, логического мышления, учить называть действия, которые можно отнести к домашнему труду, совершенствовать диалогическую форму речи.
Материал: мячик, картинки с изображением различных действий человека во время выполнения домашнего труда.
                                                        Ход игры.

Воспитатель. Вы уже знаете, что такое домашний труд. Давайте поиграем: я передаю мячик и называю действия, которые можно отнести к домашнему труду. Каждый из вас должен будет назвать действие и передать мячик другому. Старайтесь не повторяться.

Дети. Приготовление пищи, уборка комнаты, глаженье белья, мытье посуды, ремонт крана, вынос мусора, чистка паласа, покупка продуктов, стирка белья и т.д.

«Передай свое тепло ребенку, стоящему рядом».

Цель: воспитывать умение почувствовать энергию другого ребенка; активизировать словарь детей; развивать творческое воображение, выразительность движений в ходе образуемого хоровода.

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (ответы детей)

Воспитатель. Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши своим родным и близким людям и говорим:

Утро настает, солнышко встает.

Мы собираемся, в добрый путь отправляемся.

Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

«Чем можно порадовать маму». 

Цель: способствовать развитию у ребенка памяти, воображения, совершенствовать диалогическую форму речи.
Материал: мячик.

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Сейчас мы с вами поиграем в игру, будем передавать мячик друг другу. Мама – это близкий человек, который всегда рядом: и в радости, и в печали, ее мы любим, ею дорожим, ее не хочется огорчать, а хочется только радовать. Подумайте и скажите, чем можно порадовать свою маму.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Пальчиковая гимнастика «Семья».

Цель: обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников вовремя НОД, активизировать дыхание, развитие мелкой моторики рук, глазной и ручной координации.

Ход игры.
Воспитатель. Ребята, давайте встанем в кружочек и поиграем в игру.

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и

Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке)

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья!


Пальчиковое упражнение «Дом».

Цель: способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга; повысить уровень речевой компетентности детей; подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику; добиваться точности координации движений кистей и пальцев рук.

Ход игры.

Воспитатель.

Ой ,смотрите, теремок, (Руки вверху «домиком»)
Он не низок, не высок,
Не висит на нем замок, (
Пальцы соединяются в виде «замка»)
Кто, скажите, здесь живет?
Меня к себе пустите!
(Ладони делают «чашечку», руки – вперед)
Печеньем угостите,
Я по дому все умею -
(Загибаем пальчики, начиная с мизинца)
Шить, готовить, убирать,
Я сама везде поспею,
Буду пол мыть и стирать.
Что ж, никто не отвечает,
(Ладошку приложить к уху, прислушаться)
Что же это означает? (Плечи поднимаются вверх).
Если дом стоит пустой,
(Руки вверху «домиком»)
Будет этот домик мой!»

Психогимнастика

Включается музыка. 

Воспитатель. Ребята, встаньте удобно на ковре. Представьте себе, что вы сморщенное семечко (дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками).

С весенним теплом солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти

(дети начинают медленно подниматься).

У него раскрываются листочки

(руки убирают с головы и тянут вверх).

Растет стебелек

(вытягивается туловище вверх).

Появляются веточки с бутонами

(руки в стороны, пальцы сжаты).

Наступает радостный момент — бутоны раскрываются.

(резко разжимаются кулачки).

Росток превращается в цветущее дерево.

Подвижная игра «Кувшин доброты».

Цель: способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга; повысить уровень речевой компетентности детей; помочь детям лучше относится к членам своей семьи и делать добрые дела.

Материал: кувшин с водой, одноразовые стаканчики.

Ход игры.

Воспитатель. У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам ещё лучше относиться к членам своей семьи и делать добрые дела. Послушайте музыку. Кто захочет, может танцевать. Музыка останавливается.

Воспитатель. Дети, подойдём все к кувшину. Каждый из вас может сказать воде пожелания своей семье. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания.

Дети по - очереди желают своей семье всего самого хорошего.

Воспитатель. Вода получила от вас очень хорошую энергию.

Воспитатель раздает всем «волшебную водичку» и дети пьют.

Вопросы к беседе о семье:

1. Назовите самых родных для ребенка людей? (Папа и мама).
2. Кто самый младший член семьи? (Ребенок).
3. А самые старшие члены семьи? (Бабушка и дедушка).
4. Есть ли у ваших мамы и папы родные братья и сестры? (Да. Нет).

Кем они вам приходятся? (Тетя и дядя) А вы им? (Племянник и племянница).
5. Есть ли у них дети? (Да. Нет). Кем они вам приходятся? (Двоюродный брат и двоюродная сестра).
6. Сколько у вас двоюродных братьев (сестер)? (Ответы детей).
7. Кем вы приходитесь бабушке? (Внучка и внук).
8. Кем приходится ваша мама вашей бабушке? (Дочка).
9. Как вы думаете, это чужие люди или родственники? (Родные люди).
10. Как можно назвать одним словом этих людей? (Родственники)
11. Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой? (День рождение).
12. Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему? (Ответы детей).
13.Что такое семья?(Ответы детей).

НОД «Моя семья».

Цель: Закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье; воспитывать чувство заботы, любви, уважения к близким людям.

Коррекционно-развивающие цели: Развивать навыки правильного грамматического строя речи; активизировать словарь детей по данной теме; закреплять умение отвечать полным ответом.

Предварительная работа: Беседы о семье просмотр фото, знакомство с пословицами и поговорками о семье, рисунки детей на тему «Моя семья», сюжетно – ролевые игры «Моя семья», «Дочки матери», совместные работы с родителями «Генеалогическое древо», «Семейный герб», чтение художественной литературы о семье.

Материалы: видеоролик «Семейный альбом», слайды с изображением планеты, магнитофон, интеллект карта «Семья», цветок Ромашка, кувшин с водой, одноразовые стаканчики, клей, атрибуты для изготовления салфеток,

Ход:

Организационный момент. Дети становятся в круг.
Воспитатель: Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, о чем мы сегодня с вами будем говорить, вам надо отгадать загадку, а зашифрована она в ребус (на доске).

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «Я»-

И получится?

Дети: Семья.

Воспитатель: Правильно не случайно слово «Семья» можно зашифровать как 7Я. Раньше, в старину, на Руси говорили: семья - это семь Я, т. е. в семье семь человек, живущих в одном доме. Когда ваши дедушки и бабушки были маленькими, семьи были очень большими, в семье могло быть и пять, и семь детей, и жили они одной дружной семьей. Ребята, сегодня мы поговорим о семье, об уважении и любви к маме, папе, бабушке, дедушке, братику или сестричке. Дети, что значит любить свою семью?

Дети: Уважать, заботится о них, не обижать.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Давайте сейчас с помощью нашей интеллект карты расскажем все, что мы знаем о семье.

Дети с воспитателем рассказывают о семье, используя интеллект карту «Семья».

Воспитатель: Молодцы, ребята. А вы знаете, как сделать так, чтобы лучшие моменты нашей жизни остались у нас на долго не только в нашей памяти?

Дети: Сфотографировать их.

Воспитатель: Правильно. А где можно хранить эти фотографии?

Дети: В фотоальбоме.

Воспитатель: Правильно, ребята. Давайте мы с вами сейчас посмотрим видеоролик «Семейный альбом».

Показ видеоролика «Семейный альбом».

Воспитатель: А сейчас давайте отдохнем, поиграем в игру «Из семени в дерево». (Звучит музыка, дети выполняют движения). Я буду садовник, который ухаживает за семенем, вода - это родители, без которой не сможет вырасти семечко, а вы будете семенами растения. Вы превращаетесь в маленькое семечко, сморщенное (дети сжимаются в комочек, закрывают голову руками). Я, Садовник, очень бережно отношусь к семенам, поливаю их водой (поглаживает по голове). С теплым весенним солнышком семечко начинает расти (дети поднимаются). У него раскрываются листочки (руки тянутся вверх), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с почками (руки разводятся в стороны, пальцы сжимаются в кулачки), и наступает момент, когда почки лопаются (пальцы резко разжимаются), и росток превращается в прекрасное дерево. Наступает лето, дерево хорошее, любуется собой, улыбается деревьям-соседям.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться на семейную планету, и узнать, кто же там живет. А чтобы узнать, кто на ней живет, нам необходимо отгадать загадки.

На экране картинка с изображением планеты. Когда дети угадывают загадку, на планете появляется изображение с членом семьи.

Перед сном надев пижаму,

Почитать мы просим (маму) .

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, -

Это наш любимый (папа)

Кто веселый карапузик-

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка-

Это младший мой (братишка)

Кто любит и меня и братца,

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка-

Моя младшая (сестренка)

Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой (бабушки)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый (дед)

Воспитатель: Молодцы. Давайте с вами немножко отдохнем и сделаем разминку для наших пальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Семья».

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик я —

Вот и вся моя семья!

Учитель – логопед: Ребята, я хочу с вами поиграть, но сначала давайте с вами сделаем гимнастику для нашего язычка.

Учитель – логопед проводит артикуляционную гимнастику.

Учитель – логопед: Ребята, в России есть замечательный семейный праздник «День семьи, любви и верности». Празднуется он 8 июля. А вы знаете, какой цветок является символом этого праздника?

Дети: Ромашка.

Учитель – логопед: Правильно, молодцы. Давайте с вами поиграем в игру «Собери ромашку». У меня есть серединка этого цветка – это семья (крепит его на доску), а лепестки – это члены семьи, вы будете их называть ласково и крепить лепесточки к сердцевине.Дети называют ласково членов семьи и крепят на доске лепестки.

Бабушка — бабуля, бабулечка, бабуся.

Папа — папуля, папулечка.

Сын — сынок — сыночек, сынулечка.

Дочь — доченька, дочурка.

Мама — мамочка — мамулечка, маменька, матушка.

Дедушка – дедуля, дедулечка, дедуся.

Учитель – логопед: Молодцы, ребята, какая красивая ромашка у нас получилась. Я знаю еще одну игру, и хочу с вами поиграть в нее. Игра называется «Четвертый лишний», мы с вами будем называть, кто из этих людей не является родственником.
Дидактическая игра «Четвертый лишний» 

Мама, соседка, бабушка, сестра
Бабушка, подруга, сестра, мама
Сестра, продавец, бабушка, брат
Дворник, папа, брат, дедушка.

Учитель – логопед: Молодцы, ребята, и с этой игрой справились.

Воспитатель: Давайте с вами немножко отдохнем, и сделаем физминутку.

Физминутка «Семья».

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и

Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке)

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья!

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы, столько всего знаете про семью. А знаете ли вы пословицы и поговорки о семье? Назовите их.

Дети называют пословицы и поговорки о семье.

Воспитатель: Ребята, одной из семейных традиций можно назвать Семейные ужины. Это когда вся семья вечером собирается за одним столом, ужинают, делятся своими впечатлениями об ушедшем дне, вместе «строят» планы на будущее. Я желаю, чтобы в каждой семье была такая традиция, а чтобы было уютнее сидеть всей семье за столом, мы с вами изготовим «Салфетки для семейного ужина».

Проводится продуктивная деятельность «Изготовление салфетки для семейного ужина».

Итог.

Игра «Кувшин доброты».

Воспитатель. У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам ещё лучше относиться к членам своей семьи и делать добрые дела. Вы должны подумать над пожеланиями для своей семьи. Каждый из вас может сказать воде пожелания своей семье. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания.

Дети по - очереди желают своей семье всего самого хорошего.

Воспитатель: Вода зарядилась от вас очень хорошей энергией и сейчас мы тоже с вами получим положительные эмоции. Для этого я угощу вас этой водой.

Воспитатель раздает всем «волшебную водичку» и дети пьют.

 Воспитатель: Я вам хочу пожелать, чтобы у вас была крепкая, дружная, любящая семья, где всегда поддержат, примут и поймут.
Дети читают стихотворение.
«Семья»
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем - волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....