Главные вкладки

    «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ОНР С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РТВ»
    статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Прицина Вера Альфредовна

    сообщение из опыта работы, представлены формы и методы работы с детьми с ОНР

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МКУ «Управление образования города Кировска»

    МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12 г. Кировска»

    «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ОНР

    С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ  И ПРИЕМОВ РТВ»

    ПРИЦИНА ВЕРА АЛЬФРЕДОВНА,

    ВОСПИТАТЕЛЬ ГРУППЫ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ С ОНР

    Как хочется, чтобы наши дети выросли не только здоровыми и крепкими, но и инициативными, думающими, творческими, способными достойно выйти из любой жизненной ситуации. А это возможно, если ребёнок обладает нестандартным, творческим мышлением. Значит, детей необходимо учить мыслить, фантазировать, придумывать новое, что, несомненно, формирует гибкость и оригинальность мышления.

    Сегодня всё больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности»  ребёнка. Эрих  Фромм сформулировал понятие креативности как   «способность ребёнка удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».  Процесс познания Мира и собственных возможностей подобен сказочной  дороге, полной неожиданных находок и приключений. А сказочная история, передающая жизненный опыт многих поколений, наполнения удивительными образами, тайной и волшебством часто бывает самой короткой дорожкой, по которой можно подойти к внутреннему миру ребёнка, помочь ему понять «законы» окружающей действительности.Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории наиболее доступна для восприятия ребёнка. Это делает её привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивает личность   педагога, создают невидимый мост между ребёнком и взрослым, сближает их.

    Развитие творческого воображения с детства имеет огромное значение для общего развития ребёнка. Уже в раннем детстве творческие процессы выражаются в играх детей, которые служат только отголоском того, что ребёнок видел и слышал от взрослых. Игра ребёнка не простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка прежних впечатлений, комбинирование их.

    То, что ребёнок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества.

    Задачей взрослых   является помочь ребёнку накопить материал, из которого будет строиться его фантазия.

    Если окружающая жизнь не ставит перед человеком задачи, если привычные реакции вполне уравновешивают его с окружающим миром, тогда нет никакого основания для возникновения творчества. Жизнь рано или поздно поставит ребёнка перед определёнными задачами, и одна из наших целей подготовить ребёнка к успешному их решению. Одним из  приёмов решения этих задач является сказки, которые нам нравятся – они сплошь пронизаны преодолением каких-то препятствий. И не просто мановением волшебной палочки или другого волшебства, не требующего никакого ощутимого усилия от героев, а постоянная работа над  преодолением препятствий, противоречий красивыми решениями. Воспитанников детского сада в ближайшем будущем ожидает школа, и у них должны быть сформированы умения связанно высказывать свои мысли, строить  диалог и составлять небольшой рассказ на определённую тему.

    Изучила литературу по «Развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью методики ТРИЗ»:

    1.Богат В.Ф. «Метод, направленный на достижение идеального конечного результата. ТРИЗ в детском саду». Журнал «Ребёнок в детском саду» № 2, 2008 г.

    2.Дмитриева Н.В. «Сказка – ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок». Обнинск, 1997 г.

    3. Заика Е.В. «Комплекс игр для развития воображения». Журнал «Вопросы психологии», № 6, 1990 г., № 2, 1993 г.

    4. Микляева Н.В. «Читаем и обыгрываем сказки». Журнал «Ребёнок в детском саду», №   2, 2011 г

    5. Писарева Н.Е. «Развитие мыслительных процессов у дошкольников с ОНР».  Журнал «Дошкольная педагогика»,№ 5,2010г.

    6.Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Лелюх С.В. «Развитие творческого воображения методами ТРИЗ и РТВ» Журнал «Ребёнок в детском саду», № 2, 3, 4, 5, 6, 2006 г.

    7.Страунинг А.М., Страунинг М.А., «Игры по развитию творческого воображения по книге Джанни Родари «Грамматика Фантазии»». Обнинск, 1996 г.

     8.Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой». Фирма «Издательство АСТ». Харьков: Фалио, 2.

    Для решения этой проблемы, я поставила цель работы: развить у детей с ТНР связную речь, используя нетрадиционные методы в работе со сказкой.

    Исходя из цели, сформулировала следующие задачи:

    Коррекционные задачи:

    1. Учить составлять разные типы предложений (с союзами «а», «или», «потому что») и использовать их в самостоятельной речи.
    2. Учить детей использовать в речи сказочные выразительные средства (образные слова, выражения, сравнения, эпитет)
    3. В процессе высказывания обращать внимание детей на правильное произношение звуков, на темп и ритм речи, учить согласовывать слова в роде, числе и падеже.

    Образовательные задачи:

    1. Совершенствовать диалогическую форму речи.

    2. Учить связно, последовательно, логично передавать сюжет сказки.

    3.Учить детей точно характеризовать объект, ситуацию: высказывать предположения, излагать свои мысли понятно для окружающего с нормами речи.

    Развивающие задачи:

    1.Развивать логическое мышление, память, внимание, творческое воображение.

    Воспитательные задачи:

    1.Воспитывать  коммуникативные навыки в общении.

    2.Воспитывать умения сопереживать, сочувствовать героям сказки, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.

    Для выявления знаний детей по теме в начале года провела диагностику уровня связной речи детей. В основу диагностики легли критерии «Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ №12», составленной с учетом программы «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией  Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой и «Программы коррекционного обучения и воспитания детей с ТНР» Т.Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.

    Работаю с детьми, имеющими различные нарушения речи. Из 14 воспитанников:

    9 детей – ОНР 3  уровня;

    3 детей – ОНР 2- уровня;

    2детей – ОНР 1 уровня.        

    Результаты, обследования уровня развития на начало учебного года, связной речи детей показали (см.Приложение)

    Высокий уровень – 0%

    Средний уровень – 29% (4человека)

    Низкий уровень -71% (10человек)

    Для реализации поставленных задач скоординировала свою работу с педагогами группы. Совместно с воспитателем Яковлевой А. И. разработала перспективный план, в основе которого использовала русские народные и авторские сказки, культурно – досуговый план, продумала формы и методы работы (ТРИЗ и РТВ) по сказке на год, составили, совместную, авторскую анкету для родителей «Любите ли Вы сказки». С учителем – логопедом Крапивиной Н.В. составили совместный план взаимодействия с семьями воспитанников. Музыкальный руководитель Щербакова Н.А. принимает активное участие в подборе музыкальных произведений, танцевальных движений, характеризующих героев сказок.

    Совместно с коллегами организовала предметно – развивающуюсреду в группе:изготовила мнематаблицы,сделала модели сказок, оформила альбомы в работе по сказкам, изготовила коллаж и сочинила с детьми новую версию  к сказке «Колобок и его новые друзья, составила ряд игр: «Шкатулка настроения», «Коробочка добрых дел», «Журнал Лесовичок», «Экологическая тропа».

    Подготовила для педагогов детского сада консультацию по книге Страунинг А. М., Страунинг М. А. «Игры по развитию творческого воображения по книге Джанни Родари «Грамматика фантазии»».

    Для развития связной речи у детей разработала нетрадиционный алгоритм работы с русской народной сказкой:

            

    Главное правило работы по данному алгоритму: соблюдать и не нарушать последовательность (от простого к сложному, от формирования словаря до развития связной речи)

    Нетрадиционные методы позволяют научить оригинально, непривычно, по – своему, не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки сказки. Эти  методы  дают возможность ребёнку уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо; создать новую ситуацию, где герой справился бы, добро восторжествовало, зло было бы наказано, но не жестоко. Например:

    - В сказке «Колобок» - лиса не съела колобка, потому что она не ела колобков, а колобок пригласил всех зверей к себе в гости к дедушке и бабушке.

    - В сказке «Лисичка – сестричка и серый волк», лиса поделилась с волком рыбой, потому что она была доброй и не злой.

    Свою работу с детьми по сказкам начинала с использования мнемотаблиц, в которых дети схематично изображали персонажей и последовательность событий в сказке. Постепенно дети учились выделять характерные особенности героев. У них формировались представления о логической последовательности сказки. Мнематаблицыне давали  детям забыть сюжет сказки, дети старались  полно передать её содержание, лучше запоминать повторы, образные сравнения.

    Для обогащения и активизации словаря детей, повышения скорости мыслительной деятельности использовала игру «Цепочка слов», результаты которой детьми зарисовывались в альбомах. Например, из сказки «Колобок» предлагала детям самим выбрать, с какого героя начать игру. Дети выбрали традиционного героя – лису. Прямые вопросы: Лиса (какая?),(пушистая). Что бывает пушистым? и т.д. В сказке « Лисичка – сестричка и серый волк» дети выбрали уже героя – рыбу. Рыба (какая?), ( холодная). Что бывает холодным? (снег).Полученную цепочку слов каждый ребёнок схематично отражал в альбоме.

    В каждом конкретном случае учила детей сравнивать, сопоставлять, доказывать, что это так,  а не иначе, ставить себя на место положительного или отрицательного героя, тем самым, давая ребёнку возможность выбора собственной позиции. Задавала детям поисковые вопросы: «Как бы ты поступила на месте Гусей- лебедей?»,из сказки «Гуси-лебеди», «Как  бы ты поступил  на месте волка?» из сказки «Лисичка- сестричка и серый волк». Здесь использовала игру «Хорошо - плохо», с помощью которой дети могли оценивать поступки героев сказки.

    Для расширения кругозора детей, формирования пространственного представления использовала игру «Что в круге?». Например, в сказке «Колобок», главного героя обозначали символом и обводили в круг. Задавала вопрос: где стоит колобок? (на подоконнике), Где находится подоконник? (в доме). Обвели второй круг чуть больше первого. Где находится дом? (деревне) и т.д. Затем предлагала каждому ребёнку, опираясь на данную схему самостоятельно рассказать, где же всё-таки живет колобок стимулирования тем сам связную речь ребёнка.

    Для установления логической смысловой связи между предметами, построения смысловых конструкций, использовала метод «Каталога». Например, дети из сказки «Гуси-лебеди» выбрали двух героев девочку и Бабу- Ягу. Каждому герою дети давали определения, при этом схематически зарисовывали определения. Далее устанавливали логические и смысловые связи между героями. При этом у детей развивалось умение рассуждать, отстаивать свою точку зрения, отражать через речь свои мысли.

    Для развития воображения, умения рассуждать, фантазировать использовала метод«Фантастические гипотезы». Например: «Что было бы, если колобок съел лису?», «Что было бы если, бабка не испекла колобка?», «Что было бы, если сестра не стала спасать братца?». У детей получались необычные, интересные версии ответов, активизировался и обогащался их словарь.

    Для того, чтоб знакомая сказка детям не надоела, как старая игрушка, была интересна, использовала метод «Перевирание сказки», тогда сказку превращала, как- бы в пародию - появлялся другой угол зрения, на сказку можно посмотреть другими глазами, то есть увидеть то, чего нет в реальной сказке. Например; жили-были дедушка и бабушка. Испекла бабушка бублик.

    Дети: «Не бублик, а колобок!»

    Педагог: «Ах, да, колобок! Побежал колобок по тропинке».

    Дети: «Не побежал колобок по тропинке, а покатился по дорожке»…. и т. д.

    Эффективным способом решения проблемы развития интеллекта и речи ребёнка  являлось моделирование сказки, благодаря, которому дети учились обобщённо представлять существенные признаки героев сказки, связи и отношения между ними. Последовательное пересказывание событий знакомых произведений с помощью модели способствует развитию долговременной памяти, активизации речи, умение логически рассуждать. Например: в сказке «Колобок», каждый герой отличался величиной и цветом.В сказке «Гуси-лебеди» уже  каждый герой отличался не только величиной и цветом, но и формой. С помощью условных заместителей дети быстро составляли модель сказки,  последовательно и самостоятельно её рассказывали, используя модель сказки, пришла к выводу, что детям это интересно, обучение рассказыванию проходило в более живой форме. Детям нравилось работать с моделями.

    Большим, сильным и  эмоциональным методом работы по сказке являлась  музыка. Музыка развивалау детей фантазию, творчество, воображение. Каждому герою сказки подбирала несколько музыкальных сюжетов: грустный, весёлый, печальный и т.д. Давала детям прослушать музыкальное произведение, спрашивала: «К какому герою подходит данная музыка? Почему? Из какой сказки этот герой?».

     Дети давали характеристику герою сказки. На основе характеристики уже продумывали музыку, движения, мимику, которая подходила бы в данный момент героюсказки. Музыкальные этюды раскрепощали детей, уводили их в мир фантазии, учили импровизировать  движения разных персонажей под музыку соответствующего характера.  

    Работа по формированию у детей связной речи невозможна без участия родителей. Родители являются активными участниками всех проводимых мероприятий:

    В 2012-2013 учебном году на втором родительском собрании давала мастер- класс по теме «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи», где уже проводила первые шаги по сравнению комнатных растений с детьми, используя схематические зарисовки. Показала родителям схемы, модели, таблицы, для лучшего развития связной речи детей, используемые на занятиях, в играх, при чтении художественной литературы.

    В 2013-2014 учебном году на первом родительском собрании совместно с Яковлевой А.И. познакомили родителей с системой работы, её актуальности, целями, задачами. Дали перечень сказок, по которому будет вестись работа в течение года, чтобы родители могли обговорить с детьми и побеседовать  о содержании сказки.

    Разработали совместную авторскую анкету «Любите ли Вы сказки?» и провели анкетирование родителей. Результаты анкетирования показали,что 90 % родителей читают детям сказки перед сном, и беседуют по их содержанию. 70 % родителей - иногда обыгрывают сказки дома.

    Кроме чтения и бесед работа по сказкам родителями не ведется.

    На очередном собрании провела практикум с родителями по теме «Развитие связной речи методом РТВ и ТРИЗ», в процессе, которого родители  имели возможность научиться создавать модели слов, подбирать определения к словам и т.д., чтобы уже дома грамотно закреплять с детьми пройденный материал. Продемонстрировала родителям материалы своей работы - детские альбомы по сказкам, модели сказок, мнематаблицы.         

    Изготовила консультации для родителей «Читаем и обыгрываем сказки», «Развитие мыслительных процессов у дошкольников с ОНР», «Увлечь книгой».

    Совместно с коллегами  Крапивиной Н.В. и Яковлевой А.И. продумала и создала фотожурнал «Интересные моменты жизни группы». Провела работу с родителями по составлению коллажей «Любимые сказки нашей семьи».

    Проводила совместные творческие выставки работ родителей и детей «Дары осени», «Мастерская Деда Мороза».

    Организовала экскурсии в детскую библиотеку в «Гостях у сказки», музей Камня, центр творчества и ремёсел.

    Провела выставку книг и пособий по данной теме:

    1. А.А. Гуськова, «Обучение дошкольников пересказыванию»;
    2. Н.В. Додокина, Е.С. Евдокимова, « Семейный театр в детском саду. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей»;
    3. Е.В. Парфенова, «Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности».

    Дала открытые занятия для родителей:

    Совместно с родителями участвовали в Новогоднем празднике.

    В результате проделанной работыцель: развить у детей с ТНР связную речь, используя нетрадиционные методы в работе со сказкойещё не выполнена, заключительные обследования в подготовительной группе будут проведены в мае.

    Но на сегодняшний день по результатам обследования детей наблюдается положительная динамика:

    Работа ещё будет продолжаться по данной теме в течение года.  Но на сегодняшний момент промежуточная диагностика (учитель-логопед) позволяет сделать вывод, что не только традиционные методы развития связной речи, но и ТРИЗ, фольклор,помогают улучшать результаты работы по развитию речи.

    Путешествуя в мир сказки, у детей развивается воображение, фантазия, появляется стремление к сочинительству. Подражая литературным образам, они в своих «сочинениях» видят себя справедливыми, защищают обиженных и слабых. Совместная творческая деятельность детей и взрослого позволяет вовлечь в процесс даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении,  воспитывает умение взаимодействовать со сверстниками, способствует развитию коммуникативных навыков.

    Список литературы:

    1. Богат В.Ф. «Метод, направленный на достижение идеального конечного результата. ТРИЗ в детском саду». Журнал «Ребёнок в детском саду» № 2, 2008 г.

    2. Дмитриева Н.В. «Сказка – ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок». Обнинск, 1997 г.

    3. Заика Е.В. «Комплекс игр для развития воображения». Журнал «Вопросы психологии», № 6, 1990 г., № 2, 1993 г.

    4. Микляева Н.В. «Читаем и обыгрываем сказки». Журнал «Ребёнок в детском саду», №   2, 2011 г

    5. Писарева Н.Е. «Развитие мыслительных процессов у дошкольников с ОНР».  Журнал «Дошкольная педагогика»,№ 5,2010г.

    6. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Лелюх С.В. «Развитие творческого воображения методами ТРИЗ и РТВ» Журнал «Ребёнок в детском саду», № 2, 3, 4, 5, 6, 2006 г.

    7. Страунинг А.М., Страунинг М.А., «Игры по развитию творческого воображения по книге Джанни Родари «Грамматика Фантазии»». Обнинск, 1996 г.

     8. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой». Фирма «Издательство АСТ». Харьков: Фалио,


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Распространение педагогического опыта. Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи»

    СодержаниеЛитературный обзор состояния вопроса…………………………….3История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении……………………………………..4История изучения темы педагогическо...

    Конспект итогового занятия по развитию связной речи у детей 6-7 лет с ОНР.

    Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе....

    Из опыта работы: "Перспективный план по развитию выразительной речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи на музыкальных занятиях "

    Развивать у детей ритмические способностиОвладение интонационными возможностями речиФормировать интонационную выразительность средствами мимики, жестов, телодвиженийСовершенствовать моторику, ко...

    Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи авторских ИКТ технологий

    Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ТНР при помощи ИКТ технологий....

    Развитие связной речи у детей 5-7 лет

    Дети 5-7 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания....

    Развитие связной речи у дошкольников 5-7 лет с нарушением речи через игры и методы обучения"

    Речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, зависит успешность обучения детей в ш...