РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» (в соответствии с ФГОС ДО) на 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
рабочая программа по развитию речи (младшая группа) на тему

Зенина Марина Владимировна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» (в соответствии с ФГОС ДО) на 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx105.08 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 13 «ВИШЕНКА»

ПРИНЯТО  

На педагогическом совете

МБДОУ № 13 «Вишенка»

Протокол № ____________

от «___»____________2015

                    УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

МБДОУ № 13 «Вишенка»

__________С.З.Тлехусеж

Пр № ___«__»______2015

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

(в соответствии с ФГОС ДО)

на 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Воспитатель младшей группы

(от 4 до 5 лет) № 5: М.В.Зенина

 

                       пгт.Яблоновский 2015 год

Составители программы:

  1. Заведующая МБДОУ № 13 «Вишенка» - С.З.Тлехусеж
  2. Заместитель заведующей по ВР МБДОУ № 13 «Вишенка» - Е.А.АбуАль-Нади
  3. Заместитель заведующей по ВР МБДОУ № 13 «Вишенка» - З.М.Демичева.
  4. Воспитатель второй младшей группы №1 МБДОУ № 13 «Вишенка» - Р.Р.Хасинова.
  5. Воспитатель второй младшей группы №1 МБДОУ № 13 «Вишенка» - Г.И.Левченко.
  6. Воспитатель средней группы №2 МБДОУ № 13 «Вишенка» - А.Б.Ташу.
  7. Воспитатель средней группы №5 МБДОУ № 13 «Вишенка» - М.В.Зенина.
  8. Воспитатель старшей группы №3 МБДОУ № 13 «Вишенка» - З.С.Нарыкова.
  9. Воспитатель старшей группы №4 МБДОУ № 13 «Вишенка» - Н.Г.Кудухты.
  10. Воспитатель подготовительной группы №6 МБДОУ № 13 «Вишенка» - Л.М.Гайнияхметова.

Содержание

  1. Пояснительная записка

2. Формы реализации

3. Условия реализации рабочей программы

  1. Значимые для разработки и реализации ООП ДО МБДОУ № 13 «Вишенка». Характеристика особенностей развития детей четвёртого года жизни

  1. Образовательная деятельность по реализации национально-регионального компонента

  1. Учебно-тематический план

  1. Прогнозируемые результаты, мониторинг  достижения целевых ориентиров дошкольного образования

  1. Паспорт функционального модуля «ознакомление с  предметным и социальным миром»

  1. Часть, формируемая участниками образовательных отношений

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии с Основной Образовательной Программой Дошкольного Образования МБДОУ

№ 13 «Вишенка». ООП ДО МБДОУ № 13 «Вишенка» определяет содержание  и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

ООП ДО разработана на основе:

- Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации;

- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Закон Республики Адыгея от 27 декабря 2012 г. № 264 «Об образовании в Республике Адыгея»;

- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобр-науки России от17.10.2013г. № 1155;

- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26.

Цели и задачи реализации ООП ДО МБДОУ № 13 «Вишенка»

Ведущие цели ООП ДО МБДОУ № 13 «Вишенка»:

- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;

- формирование основ базовой культуры личности;

- всесторонне развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

- подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе;

- обеспечение жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание ООП ДО МБДОУ № 13 «Вишенка» уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

- патриотизм;

- активная жизненная позиция;

- творческий подход в решении жизненных ситуаций;

- уважение к традиционным ценностям.

ООП ДО МБДОУ № 13 «Вишенка» направлены на решение следующих задач:

- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей ребенка);

- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка ка субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности  и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим  и физиологическим особенностям детей;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Принципы и подходы

К формированию ООП ДО МБДОО № 13 «Вишенка»

В ООП ДО МБДОО № 13 «Вишенка» на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

ООП ДО МБДОО № 13 «Вишенка» построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

ООП ДО МБДОО № 13 «Вишенка» опирается на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность:

- комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей;

- всестороннее воспитание;

- обогащение развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

Особая роль в ООП ДО МБДОО № 13 «Вишенка» уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.

ООП ДО МБДОО № 13 «Вишенка» строится на принципе культуросообразности, реализация которого обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

ООП ДО МБДОО № 13 «Вишенка»:

- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие как важнейший результат успешности воспитания и образования ребенка;

- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

- допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

ЦЕЛИ  И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЛОКА «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Цели

Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Задачи

Формирование словаря.

 Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.

Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.

Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.

Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными

выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).

Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

        

Звуковая культура речи.

 Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р., л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.

Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи.

Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).

Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т.п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).

Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.

Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь.

Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.

Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ

Рабочая программа реализуется в форме организованной образовательной деятельности. Непосредственная образовательная деятельность (НОД) проходит 1 раз в  неделю в специально организованных условиях.

Также используются следующие формы организации детской деятельности:

индивидуально-творческая и творческая деятельность в малой подгруппе ( 3-6 детей),

учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия, игровой тренинг, наблюдения).

Условия реализации рабочей программы

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) начинается с 9.00 часов.

Продолжительность НОД в средней  группе – 15-20 минут.

Материально-техническое обеспечение

Методическая литература для педагога:

1.Программа «От рождения до школы »(под ред. Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М, А Васильевой.), Мозайка-синтез Москва 2014

2.Гер б о в а В. В. Развитие речи в детском саду..Средняя группа (4-5 лет). Мозайка-синтез Москва 2014

Электронные образовательные ресурсы(ЭОР)

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа (4-5 лет). 

Рабочие тетради

Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Развитие речи у малышей: Средняя группа.

Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Уроки грамоты для малышей: Средняя группа.

Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Прописи для малышей: Средняя группа.

Наглядно-дидактические пособия

Серия «Грамматика в картинках»: «Антонимы. Глаголы»; «Антонимы. Прилагательные»; «Говори правильно»; «Множественное число»;

«Многозначные слова»; «Один — много»; «Словообразование»;

Развитие речи в детском саду: Для работы с детьми 4–5 лет. Гербова В.

Значимые для разработки и реализации ООП ДО МБДОУ № 13 «Вишенка». Характеристика особенностей развития детей четвёртого года жизни

Характеристика особенностей развития детей

четвёртого  года жизни

Основные достижения возраста:

-развитие игровой деятельности;

- появление ролевых и реальных взаимодействий;

- развитие изобразительной деятельности;

- конструирование по замыслу, планированием;

- совершенствование восприятия;

- развитие образного мышления и воображения;

- эгоцентричность познавательной позиции;;

- развитие памяти, внимания, речи, познавательной мотивации;

- формирование потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками;

- дальнейшее развитие образа Я ребенка, его детализацией.

Игра

В игровой деятельности дети среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от приятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполнять не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Изобразительная деятельность

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническаясторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Конструирование

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

Интеллектуально развитие

К концу среднего дошкольного возраста детей восприятие  детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина, ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Память

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7 – 8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Мышление

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия.однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж.Пиаже: сохранение количества, объёма и величины.

Воображение

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Внимание

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Речь

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.

Мотивы

Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками

Характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают появляться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя сдругим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

Национально-региональный компонент – педагогически отобранный материал из различных образовательных областей, раскрывающий культурное, национальное, природно-экологическое своеобразие республики; менталитет и духовную культуру Республики Адыгея.

Цель включения НРК в содержание психолог-педагогической работы по реализации основных направлений развития (образовательных областей) – приобщение детей к национальным традициям, особенностям национальной культуры своего народа, многообразному миру музыкального изобразительного и литературного искусства Адыгеи.

Реализация НРК в МБДОУ № 13 «Вишенка» предусматривает следующие направления деятельности:

- приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих РА;

- формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;

- создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;

- ознакомление с природой Адыгеи, формирование экологической культуры;

- ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих РА, праздниками, событиями общественной жизни республики, ее символикой, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.

ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЙ

- игровая деятельность (игры с куклами в национальных костюмах, народные подвижные игры);

- экскурсии;

- организация выставок изделий национального декоративно-прикладного творчества;

- театрализованная деятельность, народные праздники.

СПЕЦИФИКА КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Климат в Тахтамукайском районе достаточно умеренный и мягкий. Зима теплая. В среднем январская температура держится на уровне минус двух градусов. В июле – самом жарком месяце лета, по данным прогноза погоды, среднесуточная температура воздуха равна двадцати трем градусом. Все это позволяет организовать непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе практически круглогодично.

Специфика демографических условий

Тахтамукайский район – самый благополучный в Адыгее по уровню безработицы, в том числе среди молодежи, поэтому темпы роста потребности населения в пгт.Яблоновский в услугах дошкольного образования опережают темпы развития дошкольных образовательных учреждений поселка. С эти связана перпеуплотненность групп в МБДОУ № 13 «Вишенка».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ООП ДО

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОБРАЗОВАНИЯ

НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.

- Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.

- Обладает чувством собственного достоинства.

- Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

- Участвует в совместных играх.

- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.

- Адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

- Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

- Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

- Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

- Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре. - Владеет разными формами и видами игры.

- Различает условную и реальную ситуации.

- Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

- Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах.

- У ребенка складываются предпосылки грамотности.

- У ребенка развита крупная и мелкая моторика.

- Ребенок подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

- Проявляет ответственность за начатое дело.

- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

- Склонен наблюдать, экспериментировать.

- Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы.

- Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.

- Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

- Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания. - Положительно относится к обучению в школе.

- Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

- Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

- Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения.

- Имеет представление о географическом разнообразии России, многонациональности, важнейших исторических событиях.

- Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации.

- Проявляет уважение к своему и противоположному полу.

- Соблюдает элементарные общепринятые нормы.

- Имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо.

- Проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Тематический блок

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Развивающая речевая среда. Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.).

Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу («Скажите: “Проходите, пожалуйста“», «Предложите: “Хотите посмотреть...”», «Спросите: “Понравились ли наши рисунки?”»).

В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Пред-ложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: “Стыдно драться! Ты уже большой”»).

В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.

Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни.

Формирование словаря. На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транс-порта.

Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом).Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце, стул – табурет – скамеечка, шуба – пальто – дубленка).Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Звуковая культура речи. Продолжать учить детей внятно про-износить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные зву-ки: п – б – т – д – к – г; ф – в; т – с – з – ц.

Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Грамматический строй речи. 

Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка – утенок – утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.

Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) рас-пространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).

Связная речь. Развивать диалогическую форму речи.

Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и пони-мать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).

Помогать доброжелательно общаться друг с другом.

Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

Тематический блок

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой для первой младшей группы.

Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.

Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.

Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Дата

проведения

Тема

Целевые ориентиры

Примечание

Сентябрь

1

9.09

2015

Беседа с детьми на тему «Надо ли учиться говорить?»

Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи.

2

16.09

2015

Звуковая культура речи: С и СЬ

Объяснить детям артикуляцию звука « С», упражнять  правильном, отчетливом произношении звука С в словах и фразовой речи

3

23.09

2015

Обучение рассказыванию «Наша неваляшка».

Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога.

4

 30.09

2015

Чтение стихотворения И.Бунина «Листопад».

Составление рассказа о кукле.

Продолжать учить детей составлять рассказы об  игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.

Октябрь

5

7.10

2015

Чтение Чуяко Дж. «Черепаха»

Порадовать детей чтением веселой сказки. Поупражнять в инсценировании отрывков из произведения

6

14.10

2015

Звуковая культура речи З и ЗЬ

Упражнять детей в произношении изолированного звука З (в слогах, словах); учить произносить звук З твердо и мягко; различать слова со звуком З и ЗЬ

7

21.10

2015

Звучание адыгской народной сказки «Овца и коза»

Помочь детям запомнить и выразительно читать сказку.

8

28.10

2015

Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов описаний игрушек.

Приобщать детей к восприятию поэтической речи. Продолжать учить рассказывать об игрушке

по определенному плану (по подражанию педагогу)

Ноябрь

9

4.11

2015

Чтение рассказа «Три поросенка»

Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (пер.С.Михалкова), помочь понять ее смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка.

10

11.11

2015

Звуковая культура речи: звук Ц

Упражнять детей в произнесении звука Ц (изолированного, в словах, в слогах). Совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука Ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.

11

18.11

2015

Рассказывание по картине «Собака со щенятами». Чтение стихов о поздней осени.

Учить описывать картину в определенной последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзии.

12

25.11

2015

Составление рас

сказа об игрушке. Дидактическое упражнение « Что из чего?»

Проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке. Поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии

Декабрь

13

2.12

2015

Чтение детям адыгской народной сказки «Колос старика»

Познакомить детей с адыгской народной сказкой «Колос старика»

(обр.М.Булатова), помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.

14

9.12

2015

Чтение и заучивание стихов о зиме.

Приобщать детей к поэзии. Помогать  детям  запоминать и выразительно читать стихотворения

15

16.12

2015

Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик»

Учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации; закреплять умение придумывать название картины.

16

23.12

2015

Звуковая культура речи: звук Ш

Показать детям артикуляцию звука Ш , учить четко произносить звук Ш (изолированно, в слогах, в словах); различать слова со звуком Ш

Январь

17

13.01

2016

Чтение детям русской народной сказки «Зимовье».

Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова)

18

20.01

2016

Звуковая культура речи: звук Ж.

Упражнять детей в правильном и четком произнесение звука Ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со  звуком Ж

19

27.01

2016

Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза»

Учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности; учить придумывать название  картины.

20

30.01

2016

Чтение любимых стихотворений.

Заучивание стихотворения            А. Барто

«Я знаю, что надо придумать»

Выяснить, какие программные стихотворения знают дети. Помочь детям запомнить новое стихотворение.

Февраль

21

3.02

2016

Мини - викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения     "Федорино горе".

Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой " Федорино горе".

22

10.02

2016

Звуковая культура речи: звук Ч.

Объяснить детям, как правильно произносится звук Ч, упражнять в произнесении звука (изолированно, в словах, стихах). Развивать фонематический слух детей.

23

17. 02

2016

Составление рассказов по картине

«На полянке»

Помогать  детям рассматривать и описывать картину в определенной последовательности. Продолжать формировать умение придумывать название картины.

24

24. 02

2016

 Урок вежливости

 Рассказать детям о том, как принято встречать гостей, как и что лучше показать гостю, чтобы он не заскучал.

Март

25

3.03

2016

Готовимся встречать весну и Международный женский день

 Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева "Весна". Поупражнять в умении поздравлять женщин с праздником

26

10.03

2016

 Звуковая культура речи: звуки Щ– Ч

 Упражнять детей в правильном произнесении звука Щ. и дифференциации звуков Щ. – ч .

27

17.03

2016

Адыгские сказки «Воробей и волк»

«Дед-невпопад»

 Помочь детям вспомнить названия и содержание уже известных им сказок. Познакомить со сказками «Воробей и волк»,«Дед-невпопад»

28

24.03

2016

Составление рассказов по картине

Проверить, умеют ли дети придерживаться определенной последовательности, составляя рассказ по картине; поняли ли они, что значит озаглавить картину

29

31.03

2016

 Урок вежливости

 Рассказать детям о том, как принято встречать гостей, как и что лучше показать гостю, чтобы он не заскучал.

Апрель

30

7.04

2016

Чтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка "Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и

Короткий хвост"

 Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять, почему автор так уважительно называет комара.

31

14.04

2016

Звуковая культура речи: звуки Л, ЛЬ

 Упражнять детей в четком произнесении звука Л                             (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие – учить определять слова со звуками Л, ЛЬ .

32

21.04

2016

Обучение рассказыванию: работа с картиной-матрицей и раздаточными картинками

Учить детей создавать картину и рассказывать о ее содержании, развивать творческое мышление.

33

28.04

2016

Заучивание стихотворений

Жанэ «Братишки»

Помочь детям запомнить и выразительно читать одно из стихотворений.

Заучивание стихотворения Жанэ «Братишки»

Май

34

5.05

2016

День Победы

 Выяснить, что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Т. Белозерова "Праздник Победы".

35

12.05

2016

 Звуковая культура речи: звуки Р, РЬ

 Упражнять детей в четком и правильном произнесении звука Р (изолированно, в чистоговорках, в словах).

36

19.05

2016

Прощаемся с подготовишками

 Оказать внимание детям, которые покидают детский сад, пожелать им доброго пути.

37

26.05

2016

Литературный калейдоскоп

 Выяснить, есть ли у детей любимые стихи, сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки

ИНТЕГРАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Образовательная деятельность по реализации национально-регионального компонента

Национально-региональный компонент – педагогически отобранный материал из различных образовательных областей, раскрывающий культурное, национальное, природно-экологическое своеобразие республики; менталитет и духовную культуру Республики Адыгея.

Цель включения национально-регионального компонента в содержание психолого-педагогической работы по реализации основных направлений развития (образовательных областей) – приобщение детей к национальным традициям, особенностям национальной культуры своего народа, многообразному миру музыкального, изобразительного и литературного искусства Адыгеи.

Реализация НРК в МБДОУ № 13 «Вишенка» предусматривает следующие направления деятельности:

- приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Адыгея;

- формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;

- создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;

- ознакомление с природой Адыгеи, формирование экологической культуры;

- ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Адыгея, праздниками, событиями общественной жизни республики, её символикой, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.

Виды деятельности, в которых осуществляется ознакомление детей с национальной культурой:

- игровая деятельность (игры с куклами в национальных костюмах, народные подвижные игры);

- экскурсии;

- организация выставок изделий национального декоративно-прикладного творчества;

- театрализованная деятельность, народные праздники.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Основными задачами в речевом развитии детей с учетом национально-регионального компонента являются:

- ознакомление детей с художественной литературой разных жанров;

- формирование интереса к произведениям народов, проживающих в Республике Адыгея, устного народного творчества: сказкам, преданиям, легендам, пословицам, поговоркам, загадкам.

        Задачи психолого-педагогической работы по реализации национально-регионального компонента по блоку приобщение к художественной литературе в подготовительная к школе группе (от 6 до 7 лет)

          - в поведении стремиться подражать положительным героям прочитанных книг;

        - создает ролевые игры по сюжетам известных произведений, вносит в них собственные дополнения;

        - проектирует другие виды детской деятельности в соответствии с содержанием прочитанного;

        - сравнивает одинаковые темы, сюжеты с произведениями других народов;

        - соотносит содержание прочитанного с личным;

        - называет несколько (4-5) произведений и их героев двух-трех адыгских авторов.

Художественные произведения для чтения в средней группе

 (от 4 до 5 лет)

Тексты для рассказывания

«Сильнее кошки нет»

«Овца и коза» (адыгская народная сказка)

«Дед-невпопад» (адыгская народная сказка)

Тексты для чтения

«Колос старика» (адыгская народная сказка)

«Запасливый муравей»

Куек Н. Песенка

Тексты для заучивания наизусть

Жанэ К. «Братишки»

Чуяко Дж. «Снеговик»

Жанэ К. «Мама»

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке и не являются:

- основанием для формального сравнения с реальными достижениями детей;

- основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

- аттестацию педагогических кадров;

- оценку качества образования;

- оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в т. ч. в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

- распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников детского сада

Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих задач:

- индивидуализации образования, в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории, профессиональной коррекции особенностей его развития;

- оптимизации работы с группой детей.

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

1. Педагогическая диагностика строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях).

2. Педагогические оценки дают взрослые, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают его поведение, т. е. педагоги (воспитатели и специалисты), работающие в группе.

3. Педагогическая оценка должна быть максимально структурирована.

4. Родители могут стать партнерами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос.

Инструментарий для педагогической диагностики – нормативные карты наблюдений детского развития, разработанные Н. А. Коротковой и П. Г. Нежновым.

В основу нормативных карт положены два критерия оценки: интегральные показатели развития ребенка в дошкольном возрасте и активность, инициативность ребенка как субъекта деятельности в раз-личных жизненных сферах.

Первый критерий – это интегральные показатели развития ребенка в дошкольном возрасте, а именно – интеллектуальные и мотивационные характеристики его деятельности. Развитие ребенка фиксируется в двух крайних нормативных точках, соответствующих началу и концу дошкольного детства – в 3 года и в 6 – 7 лет, а также в точке качественного сдвига в психическом складе ребенка – между 4 – 5 годами.

В диапазоне дошкольного возраста выстраиваются три целостных «образа» ребенка, последовательная смена которых служит самым общим ориентиром для воспитателя в оценивании продвижения детей. Происходит переход от ситуативной связанности окружающим предметным полем и процессуальной мотивации к появлению замысла-цели (осознанного намерения делать что-то уже вне прямой зависимости от наличной предметной обстановки) с тенденцией к его воплощению, пока еще неустойчивой, и далее – переход к достаточно оформленным

в соотносимых с ними результатах (т. е. к смене процессуальной мотивации мотивацией достижения результата).

Качественные сдвиги в развитии ребенка в диапазоне дошкольного возраста предстают в виде трех ступеней (уровней):

I уровень – ситуативная связанность наличным предметным полем, процессуальная мотивация;

II уровень – появление замысла, не зависящего от наличной предметной обстановки, с частичным сохранением процессуальной мотивации (неустойчивость замысла, нет стремления к достижению определенного результата);

III уровень – четко оформленный замысел (цель), воплощающийся в продукте (результате), мотивация достижения определенного результата.

Второй критерий оценки, положенный в основу нормативной карты развития, – это активность, инициативность ребенка как субъекта деятельности в различных жизненных сферах.

Наблюдения за тем, что собственно делает ребенок, дают возможность выделить сферы его инициативы:

- сферы, обеспечивающие развитие наиболее важных психических процессов (психических новообразований возраста);

- сферы, обеспечивающие эмоциональное благополучие ребенка, его самореализацию, полноту «проживания» им дошкольного периода детства, включенность в те виды культурной практики, которые традиционно отведены обществом для образования дошкольника.

Нормативная карта развития задана как индивидуально-групповая, так как образовательный процесс в детском саду ориентирован на группу детей. Это позволяет видеть групповую картину:

- доминирующий уровень развития детей в группе,

- детей, развитие которых отклоняется в сторону запаздывания или опережения.

Наличие такой картины достаточно для принятия эффективных мер по индивидуализации образовательного процесса.

Поскольку речь идет об инициативе ребенка, воспитатель заполняет карту на основе наблюдений за детьми в свободной самостоятельной деятельности, а не на занятиях или в совместной партнерской деятельности со взрослым, где инициатива задается педагогом.

Воспитателю не нужно организовывать какие-то специальные ситуации наблюдения. Для оценки он использует те сведения, которые уже есть в его сознании (тот «образ» ребенка, который у него сложился).

Карта заполняется воспитателем три раза в год:

первый раз – по прошествии первого месяца учебного года;

второй раз – в середине года (в январе);

третий раз – в конце года, показывая итоговый результат продвижения детей группы.

Заполняя карту, воспитатель против фамилии каждого ребенка делает отметки во всех трех столбцах, используя три вида маркировки:

«обычно» (данный уровень – качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего):

«изредка» (данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени);

«нет» (данный уровень - качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем). Прежде всего, из описаний трех уровней на бланке воспитатель выбирает тот, который характеризует типичное для ребенка качество инициативы в данной сфере, и в данном столбце проставляет маркировку «обычно». Маркировка «обычно» проставляется только в одном столбце, но она обязательно должна быть. В двух других столбцах воспитатель проставляет маркировки «изредка» и «нет». Каждую из них допустимо ставить против фамилииребенка один или два раза. Главное, чтобы все столбцы были заполнены. Оценивается именно данная сфера инициативы (ее уровень-качество), а не частота появления по сравнению с другими сферами инициативы. Если при заполнении карты воспитатель хочет проставить маркировку «обычно» сразу в двух или трех столбцах или проставить маркировки «изредка» и «нет» во всех трех столбцах, не используя маркировку «обычно», это означает, что относительно данного ребенка у него еще не сложился определенный «образ» и с оцениванием следует повременить, поставив перед собой задачу в ближайшую неделю понаблюдать за ребенком в данной сфере активности. В итоге заполнения карты развития у воспитателя появляется целостная наглядная картина уровня развития каждого ребенка по всем сферам инициативы и картина всей группы по отношению к обще-принятые возрастным нормативам. Заполнив бланк, воспитатель прежде всего ориентируется на маркировки «обычно». В результате для каждой сферы инициативы проявляется как бы «профиль» группы, означающий наличный уровень развития детей.

К концу года дети должны уметь:

  • Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
  • Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.
  • В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.
  • Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
  • Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
  • Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
  • Иметь  элементарные представления об эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира), месте человека в природном и социальном мире, происхождении и биологической обоснованности различных рас.
  • Знать что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.
  • Иметь  элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные виды деятельности.
  • Знать о Ю. А. Гагарине и других героях космоса.
  • Иметь представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная, многонациональная страна, представления о Москве — главном городе, столице России.
  • Называть Флаг, герб и гимн России.
  • Иметь представления об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным людям, благотворительность).
  • Иметь представления о родном крае,  достопримечательностями региона, в котором живут дети.
  • Иметь возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности в каждой из перечисленных областей (провести и объяснить простейшие эксперименты с водой, воздухом, магнитом; создать коллективное панно или рисунок, приготовить что-либо; помочь собрать на прогулку младшую группу; вырастить съедобное растение, ухаживать за домашними животными).
  • Иметь представления о своей принадлежности к человеческому сообществу, о детстве ребят в других странах, о правах детей в мире (Декларация прав ребенка), об отечественных и международных организациях, занимающихся соблюдением прав ребенка (органы опеки, ЮНЕСКО и др.).
  • Иметь  элементарные представления о свободе личности как достижении человечества.
  • Иметь представления о людях разных профессий.
  • Иметь целостный взгляд на человека труда: ответственность, аккуратность, добросовестность, ручная умелость помогают создавать разные материальные и духовные ценности.

К концу года дети средней группы могут

•  значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка;

• активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый,  печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова – антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница – сухарница);

• осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове;

•осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

• подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений;

• рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии;

• активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

Код

Сфера инициативы

ФИО

Т

Творческая инициатива

1 уровень

2 уровень

2уровень

Ц

Инициатива как целеполагание и волевое усилие

1 уровень

2 уровень

2уровень

К

Коммуникативная инициатива

1 уровень

2 уровень

2уровень

П

Познавательная инициатива

1 уровень

2 уровень

2уровень

Д

Двигательная инициатива

1 уровень

2 уровень

2уровень

з

обычно

ж

изредка

к

нет

КАРТА РАЗВИТИЯ

КАРТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФОНА РАЗВИТИЯ

Код

Составляющие психологического фона

Показатели благополучия

ФИО

Б

Растущая независимость в бытовом плане

Уверенно справляется с бытовыми задачами

стремиться к самообслуживанию

В

Контакты со взрослыми

Легко обращается за помощью

Делится впечатлениями и эмоциями

С

Контакты со сверстниками

Легко вступает в контакты

Имеет близких друзей

Я

Демонстрирует свои достижения

Защищает себя и свои права

з

обычно

ж

изредка

к

нет

Дата заполнения___________________________________________

ПАСПОРТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Назначение функционального модуля

Для педагогов

Для родителей

в условиях воспитательно-образовательного процесса воспитатели и специалисты обеспечивают работу по развитию у детей умений:

- устанавливать контакт на адыгейском и русском языках,

-соблюдать речевой этикет на двух языках,

- вести диалог, использовать уместные языковые средства адыгейского и русского языков для выражения своих мыслей,

- строить языковое высказывание в соответствии с ситуацией общения;

- приобщение к художественно-эстетической культуре посредством чтения художественной литературы (а также национальных писателей)

- создание условий для гармоничного развития детей в условиях семьи

Источник требований по организации модуля

Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды

Реализуемые образовательные области

Социально-коммуникативн

Познавательное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физическое

х

х

х

х

Реализуемые виды деятельности

игровая

коммуникативная

 познавательно-исследовательская

изобразительная

музыкальная

двигательная активность

восприятие художественной литературы и фольклора

конструирование из различных материалов

трудовая

х

х

х

х

х

Целевой возраст детей

Возрастная группа

вторая группа раннего развития

младшая группа

средняя группа

старшая группа

Подготовительная группа

Возраст

2-3

3-4

4-5

5-6

6-7

х

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

Ведущие цели:

- создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка);

- обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

- знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);

- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

ВЗАИМОПОЗНАНИЕ И ВЗАИМОИНФОРМИРОВАНИЕ

Возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают:

- специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений;

- посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых дверей в детском саду;

- разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.

Постоянное взаимо-инфмормирование о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений происходит:

- при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях);

- опосредованно, при получении информации из различных источников:

стендов, газет, журналов (рукописных, электронных),

семейных календарей, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада, органов управления образованием),

переписки (в том числе электронной).

СТЕНДЫ

          К стратегической относятся сведения:

  • о целях и задачах детского сада на дальнюю и среднюю перспективы,
  • реализуемой образовательной программе,
  • об инновационных проектах дошкольного учреждения;
  • дополнительных образовательных услугах.

К тактической информации относятся сведения:

  • педагогах и графиках их работы;
  • режиме дня;
  • задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год.

Оперативная стендовая информация включает сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе: акциях, конкурсах, репетициях, выставках, встречах, совместных проектах, экскурсиях выходного дня и т.д.

Информация (особенно оперативная) дублируется на сайте детского сада, а также в семейных календарях.

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ВЗРОСЛЫХ

Направления просвещения родителей: правовое, гражданское, художественно-эстетическое, национально-патриотическое, медицинское, научное, ориентированное на ознакомление воспитывающих взрослых с достижениями науки и передовым опытом в области воспитания дошкольников.

Просвещение ориентировано родителей и специалистов на саморазвитие и самосовершенствование.

Основные формы просвещения: конференции, родительские собрания, родительские и педагогические чтения.

Принципы разработки и реализации программ родительского образования:

- целенаправленность – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;

- адресность – учет образовательных потребностей родителей;

- доступность – учет возможностей родителей освоить предусмотренный программой учебный материал; - индивидуализация – преобразование содержания, методов обучения и темпов освоения программы в зависимости от реального уровня знаний и умений родителей;

- участие заинтересованных сторон (педагогов и родителей) в инициировании, обсуждении и принятии решений, касающихся содержания образовательных программ и его корректировки.

Основные формы обучения родителей: лекции, семинары, мастер-классы, тренинги, проекты, игры.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

В современном быстро меняющемся мире родители и педагоги должны непрерывно повышать свое образование.

 под образованием родителей понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и х воспитания, гармонизация семейных отношений; выполнения родительских ролей в семье и обществе. При этом образование родителей строиться не на императивном принципе, диктующем, как надо воспитывать детей, а на принципе личностной центрированной.

Основные формы просвещения:

- родительские собрания;

- родительские и педагогические чтения.

Родителям предоставляется право выбора форм и содержания взаимодействия с партнерами, обеспечивающими их образование (педагогом-психологом, старшим воспитателем, группой родителей и пр.). Они привлекаются к участию в планировании и формировании содержания образовательных программ «родительской школы».

Программы родительского образования разрабатывается и реализуются исходя из следующих принципов:

- целенаправленности – ориентации на цели и приоритетные задачи образования родителей;

- адресности – учета образовательных потребностей родителей;

- доступности – учета возможностей родителей освоить предусмотренный программой материал;

- индивидуализации – преобразования содержания, методов обучения и темпов освоения программы в зависимости от реального уровня знаний и умений родителей;

- участия заинтересованных сторон (педагогов, родителей) в инициировании, обсуждении и принятии решений, касающихся содержания образовательных программ  и его корректировки.

Основные формы обучения родителей:

- лекции;

- семинары;

- мастер-классы;

- тренинги;

- проекты;

- игры.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ

Определяющая цель разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги – родители - дети»: удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.

Формы совместной деятельности воспитывающих взрослых: акции, вечера вопросов и ответов, праздники (в том числе семейные), прогулки, экскурсии, проектная деятельность.

Семейные праздники

Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны и Республики Адыгея. Семейный праздник в детском саду – это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события.

Проектная деятельность

Проекты помогают взрослым научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.

Идеями для проектирования становятся любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности.

Образовательная деятельность

по реализации национально-регионального компонента

Национально-региональный компонент – педагогически отобранный материал из различных образовательных областей, раскрывающий культурное, национальное, природно-экологическое своеобразие республики; менталитет и духовную культуру Республики Адыгея.

Цель включения национально-регионального компонента в содержание психолого-педагогической работы по реализации основных направлений развития (образовательных областей) – приобщение детей к национальным традициям, особенностям национальной культуры своего народа, многообразному миру музыкального, изобразительного и литературного искусства Адыгеи.

Реализация НРК в МБДОУ № 13 «Вишенка» предусматривает следующие направления деятельности:

- приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Адыгея;

- формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;

- создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;

- ознакомление с природой Адыгеи, формирование экологической культуры;

- ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Адыгея, праздниками, событиями общественной жизни республики, её символикой, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.

Работа с семьей по тематическому блоку «развитие речи»

- совместные с ребенком наблюдения, эксперименты, размышления, чтение художественной и познавательной литературы, просмотр художественных, документальных видеофильмов;

- совместная с детьми исследовательская, проектная и продуктивная деятельность в детском саду и дома;

- совместные с семьей конкурсы, викторины;

помощь ребенку в установлении взаимоотношений со сверстниками, младшими детьми;

-семейный и родительские клубы, подготовка концертных номеров (родители-ребенок);

- конкурсы, литературные гостиные и викторины, театральные мастерские, встречи с писателями, поэтами, работниками детской библиотеки;

- поддержка детского сочинительства;

- прогулки и экскурсии;

- маршруты выходного дня.

Работас семьей по тематическому блоку «приобщение к художественной литературе»

- показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словестного творчества;

- рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка;

- показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой;

- обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой при организации  семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность, рисование;

- ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса ребенка;

- совместно с родителями проводить конкурсы, литературные гостиные и викторины, театральные мастерские, встречи с писателями, поэтами, работниками детской библиотеки, направленные на активное познание детьми  литературного наследия;

- поддерживать контакты семьи с детской библиотекой;

- привлекать родителей к проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми);

- побуждать поддерживать детское сочинительство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план работы по самообразованию по теме Создание художественно- эстетических условий для развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО на 2015 - 2016 г.г

Данный  план  отражает   работу  с детьми,  родителями  и воспитателями   по  теме  "  Создание  художественно -  эстетических   услови...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» (в соответствии с ФГОС ДО) на 2017 -2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ  ПО НАПРАВЛЕНИЮ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» (в соответствии с ФГОС ДО)  на 2017 -2018 УЧЕБНЫЙ ГОД...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» (в соответствии с ФГОС ДО) на 2017 -2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ  ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» (в соответствии с ФГОС ДО) на 2017 -2018 УЧ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ И СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ» (в соответствии с ФГОС ДО)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ И СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ» (в соответствии с ФГОС ДО)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ» (в соответствии с ФГОС ДО) на 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ» (в соответствии с ФГОС ДО) на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» (в соответствии с ФГОС ДО) на 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» (в соответствии с ФГОС ДО) на 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД...