Особенности работы над звукопроизношением
статья по развитию речи на тему

Овчинникова Ирина Викторовна

Особенности работы над звукопроизношением

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_nad_zvukoproiznosheniem.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы над звукопроизношением

Детская речь - это особый этап в овладении речью детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. В период дошкольного детства ребенок овладевает только одной формой речи, устной речью. Устная речь - это речь звучащая, основу которой составляют фонетические средства языка, а именно, его фонетическая система, интонация, ударение.

В дошкольной методике развития речи этот аспект представлен в работах О.И. Соловьевой, А.М. Бородич, А.С. Фельдберг, А.И. Максаковым, М.Ф. Фомичевой, Ф.А. Сохина и другими в учебных и методических пособиях

В понятие "звуковая культура речи" включается работа над правильным звукопроизношением, словопроизношением и интонационной выразительности речи.

Определим особенности работы на каждом из них.

Обучение  звукопроизношению  осуществляется в соответствии с этапами работы, принятыми в логопедии.

Первый этап - подготовительный. Он предполагает подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи: речедвигательного аппарата, речевого слуха, речевого дыхания. На этом этапе проводятся игровые упражнения, направленные на развитие органов артикуляции: на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного положения ("Наказать непослушный язык": немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя"); на подвижность губ ("Сделать трубочку": вытягивать сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти-десяти); челюстей ("Приклей конфету": положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек конфеты, ее надо приклеить к небу за верхними зубами); на выработку воздушной струи ("Кто дальше загонит мяч?": улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук "ф", сдуть ватку на противоположный край стола); правильного дыхания (сдувание снежинок, кусочков ваты).

Второй этап - становление звуков речи, или постановка звука. На этом этапе особая роль принадлежит звуковым, двигательно-кинестическим и зрительным ощущениям. Работа начинается с легких по артикуляции звуков( а, о, у, и, э, и т.д.) и заканчивается более трудными (ш, ж, ч, щ, л,  и т.д.). Если у ребенка полностью отсутствует звук или сохраняется неустойчивое произношение, то бывает достаточно фиксировать внимание ребенка на звуке. Этот прием называется постановка звуков по подражанию или вызывание звука. Обучение основано на выделении звуков в слове, более длительному и напряженному его произношению (если его можно тянуть) или многократное повторение его (если он взрывной) воспитателем и, в свою очередь, восприятием его ребенком. Если невозможно поставить звук на подражании, используется объяснение артикуляции нужного звука и дается образец его произношения, сопровождаемые упражнениями детей ("Кто из вас умеет смеяться, но только так, чтобы я не слышала вашего голоса, но видела, что вы смеетесь? Посмотрите, как я смеюсь(показывает, произнося про себя звук "э") .

Третий этап - закрепление и автоматизация звуков. На специальных занятиях воспитатель дает детям звук в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середине, в конце. Используется различный игровой материал (в основном дидактические игры), способствующий четкому и правильному употреблению звуков в словах. Вначале создаются облегченные условия для произнесения звука ( звук в открытом слоге, в сочетании с двумя гласными, в закрытом слоге), затем они усложняются. На данном этапе требуется систематическая тренировка. Воспитатель должен создавать такие условия, чтобы в течение дня ребенок произносил звук не менее 10-20 раз ("Кто знает, как коза кричит? "А как овечка кричит?"). При этом нужно обеспечивать использование разных анализаторов: слухового - ведущего, зрительного - показ артикуляции, тактильно-вибрационного - ощущение рукой дрожания горла, осязательного - ощущение пальцами вытянутых губ, кинестического - ощущение дрожания кончика языка.

Четвертый этап - этап дифференциации смешиваемых звуков. Этот этап соответствует правильному произнесению ребенком смешиваемых звуков в любом сочетании, но все же не отличает новый звук от некоторых сходных с ним звуков и путает их. Здесь будет эффективен прием сравнения двух артикуляционных укладов и установление их различия ("Сейчас мы пойдем на прогулку в лес. Хорошо там, только комары мешают. Летают вокруг и звенят: "ззз...". Как комары звенят? Отогнали комаров ветками и пошли на полянку. А там много-много красивых цветов, жуки летают, жужжат: "жжж..." Как жуки жужжат? С помощью воспитателя дети отмечают основные различия в артикуляции этих звуков: губы при з - в улыбке, при ж - округлены; язык при з - за нижними зубами, при ж - за верхними зубами) . При сопоставлении двух звуков не следует сравнивать правильный звук с его искаженным вариантом. На занятиях работа проводится как с использованием картинок, так и на одном словарном материале (Фомичева).

Рассмотрим последовательность отработки отдельных звуков по возрастным группам.

На первом году жизни ребенка взрослый обеспечивает ребенку речевую среду. Задача взрослого на данном этапе развития ребенка - обеспечить ребенку базу для овладения фонетической системой языка, помочь в формировании артикуляционного аппарата. Ребенок должен видеть артикуляцию взрослого, взрослый в разговоре должен использовать доступные ребенку языковые  комплексы и на фоне положительного эмоционального состояния ребенка побуждать малыша к собственному речевому действию, к повторению некоторых комплексов.

В раннем возрасте  ребенок овладевает следующими группами звуков: гласными, губными согласными, переднеязычными согласными, заднеязычными согласными. Надо отметить, что прежде всего ребенок овладевает мягкими согласными, что объяснятся несформированностью его артикуляционного аппарата.

Во второй младшей группе отрабатываются звуки: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в.

В средней группе отрабатываются звуки: т, д, н, к, г, х, ы, с, с’, з, з’, ц.

В старшей группе отрабатываются звуки: ш, ж, ч, щ, л, л’, р, р’, i.

В подготовительной к школе группе ребенок овладевает фонематической системой языка, усваивает основные характеристики звуков речи: твердость-мягкость, звонкость-глухость и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности усвоения детьми звукопроизношения

«Особенности усвоения детьми звукопроизношения, словопроизношения и средств интонационной выразительности »...

Особенности работы по исправлению звукопроизношения у детей.

К наиболее часто искажаемым звукам у детей относятся свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц), шипящие (Ш, Ж, Щ), звук Ч, сонорные (Л, ЛЬ, Р, РЬ). В этом же порядке звуки ставятся и закрепляются в речи по ме...

Сертификат "Особенности работы над звукопроизношением на базе интерактивных игр и лексического материала у детей с ОВЗ"

Сертификат "Особенности работы над звукопроизношением на базе интерактивных игр и лексического материала у детей с ОВЗ"...

Консультация для родителей "Особенности работы по исправлению звукопроизношения у детей"

Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей. Особенности коррекции неправильного произношения....

Консультации учителя – логопеда: Особенности работы по исправлению звукопроизношения у детей.

Очень часто родителей волнуют вопросы: сколько времени займёт работа по коррекции звукопроизношения у ребёнка, от чего зависит темп и эффективность работы по исправлению звуков, как правильно организо...

«Особенности формирования правильного звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте»

laquo;Особенности формирования правильного звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте» Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решени...

Консультация для родителей «Особенности работы по исправлению звукопроизношения у обучающихся»

Консультация для родителей«Особенности работы по исправлению звукопроизношения у обучающихся» Очень часто родителей волнуют вопросы: сколько времени займёт работа по коррекции звукопр...