Роль детской литературы в развитии речи старших дошкольников
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Малозёмова Марина Михайловна

Комплекс целенаправленной и планомерной работы развития речи детей пяти-шести лет средствами художественной литературы

План конспект занятий

Конспект НОД

Тема: Составление описательного рассказа по картине И.И.Шишкина «Зима»

Педагогические цели:

Обучающие задачи: Помогать детям рассматривать и описывать картину в определенной последовательности. Учить называть родственные слова к существительным. Формировать умение составлять описательный рассказ по картине.

 Развивающие задачи:   Развивать связную речь. Развивать память, внимание, логическое мышление. Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы, согласовывать их с существительными.

Воспитательные задачи:  Воспитывать любовь и умение видеть красоту зимней природы.

Целевые ориентиры дошкольного образования: поддерживает беседу; делится с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями; выражает положительные эмоции (интерес, радость) при прослушивании стихотворений, музыки и рассматривании репродукции картины на тему «Зима».

Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Чтение художественной литературы», «Познавательное развитие».

Ход НОД

Водная часть

Организационный момент.

Воспитатель. Сегодня мы будем говорить о зиме.

Ребята, вспомните, что бывает только зимой.

Отгадайте загадку:

Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути.     (снег)

Воспитатель. Какой бывает снег?

 (Дети отвечают на вопросы).

Дети. Белый, пушистый, чистый, воздушный, тяжелый, искристый.

Воспитатель. Что такое сугроб? Какие бывают сугробы? (Ответ детей)

- Каким бывает лес зимой?

Дети. Спящим, сказочным, неподвижным, волшебным, таинственным, суровым, величественным.

Воспитатель. Какими словами можно описать зиму?

Дети. Волшебная, сказочная, вьюжная, морозная, сверкающая, зима - волшебница.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Зима. Февраль».

Дети сидят с закрытыми глазами слушают музыку.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами оказались в зимнем лесу. Какие впечатлениями вы можете поделиться, прослушав это великолепное произведение великого композитора П.И. Чайковского?

Дети делятся своими впечатлениями об услышанном произведении.

 Сейчас я вам прочитаю стихотворение Сергея Есенина «Белая берёза под моим окном», а вы его внимательно послушайте. Чтение стихотворения воспитателем

Воспитатель: О зиме написано много красивых стихов, песен, музыки, а также картин.

Одну из них я сегодня принесла вам. Картину написал известный художник Иван Иванович Шишкин (показ портрета художника). Вот перед вами картина, как вы думаете, какое название художник дал своей картине? (ответы детей).

Вы предложили много интересных вариантов, один из них совпал с задумкой художника. Эта картина называется «Зима».

Ребята, а какая бывает зима? (Ответы детей, подбор прилагательных). Не зря многие художники, писатели, поэты и композиторы любуются этим временем года. Зима как будто раскрывает им свои тайны, а они делятся ими с нами через средства художественных произведений, выражают свои чувства.

На картине Шишкина изображена зима в лесу. А, что вы можете рассказать о зимнем лесе? (дети подбирают сравнительные эпитеты, прилагательные, глаголы).

Вопросы детям: Что изображено на картине? (Зима) Что можно сказать о воздухе? Какой он? (Чистый, холодный) Рассмотрите великолепный ковёр снега, какой он? (Снег бывает разного цвета: и белого, и голубого, синего, желтоватого, розоватого, и даже бывает тёмный.)

Физминутка:

Дети шагают, прижимая шаг к полу, под слова:

 Какой снежок, Какой снежок, Какой снежок хороший!

Покрыт лужок, Покрыт лужок, Покрыт лужок порошей.

(дети плавно водят руками влево вправо перед собой)

И воробей, и я, и ты

На нем следы оставили.

(дети выставляют поочередно ноги вперед)

 Снежок спешит, Снежок спешит и глядь

(дети останавливаются, оглядываются, разводят руками)

Прибрал опять! Прибрал опять!

Воспитатель: А теперь послушайте мой рассказ об этой картине. (Образец - рассказа воспитателя о Зиме )

На картине И. И. Шишкина изображена зима. Снег подсинённый, хрусткий, он покрыл деревья, кустарники. Под его тяжестью опустили свои ветви могучие сосны и ели. Снег покрыл землю и всё, что на ней было белоснежным ковром.

Воспитатель: А теперь давайте составим план, по которому последовательно вы будете составлять  свой рассказ (Составление плана - рассказа детьми совместно с воспитателем).

- Что изображёно на картине И. И. Шишкина

- Какой снег, что он сделал

-Какие деревья на картине

Воспитатель: А теперь каждый самостоятельно составит рассказ по картине, а затем расскажите нам его (дети самостоятельно придумывают и рассказывают свои рассказы, рассказывают 3-4 ребенка по желанию)

 Вы составили очень хорошие рассказы по картине.

Заключительная часть

Воспитатель: Вы молодцы, каждый из вас по - своему, с помощью слов, нарисовал зимнюю картину. Я хочу подарить каждому из вас пейзаж. Но он

нарисован только на половину, вы дома можете его дорисовать превратить в зимний. (детям раздаются эскизы пейзаж в черно – белом варианте).

Рефлексия

- О чём мы говорили на занятии? Что вызвало у вас затруднение?,

 А что, наоборот было легко? Чей рассказ вам понравился больше?

Завтра мы устроим выставку из ваших картин.

Конспект НОД

Тема: «Семейные традиции, пересказ сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать»

Педагогические цели:

Обучающие задачи: учить осмысленно и эмоционально воспринимать художественное произведение, усваивать его структуру и языковой материал; активизировать интерес к пересказыванию;

Развивающие задачи: развивать устную речь; обогащать словарный запас;

Воспитательные задачи: воспитывать уважение к семейным традициям и товарищам по игре; составить правила игры;.

Целевые ориентиры дошкольного образования: умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; знает семейные традиции; связано, последовательно и выразительно пересказывает небольшой текст; выражает положительные эмоции при игре «Бабушкин сундук» сопровождая свои действия речью.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Словарная работа: Клевать, зеленохонька, лихорадка, колотиться, ледком покрылся, проломился, разогрелся, вспотел.

Материалы и оборудование: сундучок; семейные фотографии, книга с текстом, иллюстрации к произведению.

Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Речевое развитие», «Чтение художественной литературы»,

Ход НОД

Водная часть

Организационный момент.

Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о традициях семьи. Что такое традиции?

Почему люди соблюдают традиции?

Какие семейные традиции вы знаете?

Традиции – основа семьи

Беседа.

– Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми. Эти правила составляют культуру семьи, являются ее ценностями. Каждая семья интересна по-своему, у каждой – свои традиции: встречать гостей, организовывать отдых, проводить семейные торжества. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймёт и утешит? Конечно, ваши мамы, бабушки, папы, родные и близкие вам люди – семья, те, кто дорог вам больше всего на свете. Чем же отличается одна семья от другой? (Привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.) Расскажите об интересных традициях в ваших семьях, например, как проводите свободное время, отпуск.

Знакомство с фотовыставкой.

– Давайте прогуляемся по нашей фотовыставке под названием «Загляните в семейный альбом». С какой традицией связана эта выставка? (Собирать и хранить фотографии.) Традиция эта очень важна. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. На нашей выставке представлены фотографии из ваших семейных альбомов. Давайте рассмотрим их внимательно.

Игра «Бабушкин сундук».

Воспитатель проводит игру «Бабушкин сундук».

– Человек живет, пользуется какими-либо вещами, которые ему дороги, связаны с какими-либо событиями в его жизни. У каждого дома: в чуланчике, на чердаке у бабушки – хранится много старинных вещей. Вот он какой расписной, большой. Какие же тайны хранит бабушкин сундук? (Достает предмет.) Кто узнал свою вещь, должен кратко о ней рассказать, кому она принадлежала, для чего служила.

А сейчас мы с вами немного отдохнём

Физкультминутка «Семья»

Как у нас семья большая                (Хлопаем в ладоши)

Да веселая:              (Загибаем пальчики одновременно на двух руках.)

Один у лавки,

Два учиться хотят,

Два Степана у сметаны Объедаются,

Две Дашки у кашки Питаются,

Две Юльки в люльке  Качаются,

Одна Маша не наша, Да и та хороша.

(Разводим руки в стороны и пожимаем плечами)

Основная часть

Воспитатель: Ребята, я хочу предложить вам отправиться всем вмести в одно интересное место, а вот в какое, вы отгадаете сами, когда я прочту стихотворение:

Дом наш тут, двор наш тут,

Сена здесь не жуют, только зёрнышки клюют.

Здесь живут и ты и он,

Не живет лишь только слон.

Воспитатель: – Какой чудесный птичий двор, дома, как у хороших заботливых хозяев, здесь живут самые разные домашние птицы. Посмотрите, кого вы видите на этом птичьем дворе?

Дети. – Уток, гусей, индюков, цыплят и т. д.

А каких домашних птиц не видно?

Дети. – Петушка и курочку.

Воспитатель: Ай, да зоркие глаза у вас, все заметили. Может они где-то спрятались? А ну-ка посмотрим (ищем, находим курочку).

Ребята, мне кажется, неспроста курочка спряталась, забилась под кустик. Обратите внимание, какая она грустная, у нее видно случилось что-то, а вот петушка мы так и не нашли, пропал петушок. Я знаю, как это произошло, а вы хотите узнать?

Усаживайтесь поудобнее и слушайте. Дело в том, что осталась курочка одна без своего братца Пети. Непослушный он был, все торопился. И вот об этом рассказывается в сказке К. Д. Ушинского «Умей обождать», которую мы прочтем, и попробуем пересказать, чтобы вы могли рассказать другим ребятам и взрослым. При прослушивании будьте очень внимательны.

Чтение воспитателем произведения

Беседа по содержанию сказки.

Вопросы к детям: О ком эта сказка? Что говорила курочка петушку, когда он стал клевать зеленёхонькую смородинку? О чем предупреждала его курочка? Что случилось с Петей? Почему петушок заболел? Когда во второй раз курочка советовала петушку обождать? Что сделал Петя?

Работа над выразительностью. Курочка всегда переживала за петушка. И говорила она переживающим голосом, а теперь мы попробуем сказать: «Не пей, Петя, обожди, пока остынешь», переживающим голосом.

Повторное чтение рассказа воспитателем с установкой на пересказ.

- Я прочитаю рассказ еще раз, а вы подготовитесь к пересказу,  слушайте очень внимательно. А теперь попробуйте пересказать. При пересказе вам будет помогать вот эта картинка (выставляю картинку, выслушиваю несколько рассказов, по желанию детей).

Пересказ произведения детьми.

Воспитатель: А теперь, мы расскажем сказку коллективно, по – частям, кто хочет начать? (Дети самостоятельно рассказывают сказку, спрашиваю 2-3 ребенка по желанию).

Воспитатель: – Очень хорошо. Вот мы из сказку узнали о том, что случается с теми, кто не умеет обождать, кто не слушается старших советов, и что все может закончиться плохим концом. А какие пословицы можно подобрать к этой сказке?

Дети. – Поспешишь – людей насмешишь.

Ретивая лошадка недолго живет.

Не клади пальцы волку в рот.

Не играй кошка с углем – лапку обожжешь.

Воспитатель: – Молодцы, правильно. Я тоже приготовила для вас новую пословицу:

«Кто торопиться, тот весь век колотиться». Объясните, как вы понимаете эту пословицу?

(Ответы, рассуждения детей).

Воспитатель: – Вот и петушок все торопился и все с ним какие-либо неприятности происходили.

Ваши рассказы были так хороши, что заслушались и гуси с птичьего двора, да и мы засиделись, надо немного размяться:

Наше поле опустело, Опустел и лес и сад,

Гуси серые летят, Гуси серые летели,

На лужайке тихо сели, Походили, поклевали,

И на месте зашагали.

Заключительная часть

Воспитатель: – сегодня вы хорошо пересказывали сказку, использовали слова и даже выражения из этой сказки. Правильно подбирали пословицы, никто не ошибся. Помогли разобрать новую, предложенную мной пословицу и я думаю, что вы запомните ее.

Рефлексия

- Что мы делали на занятии?

- Какую сказку рассказывали?

- В какие игры играли?

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в развитии речи дошкольников

Всем известно большое влияние художественной литературы, к которой приобщается ребенок с самого детства, на его  умственное и эстетическое развитие. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника....

Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника

По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»....

Роль художественной литературы в развитии речи младших дошкольников

Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни.Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средства язы...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя  МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"...

Статья "Роль математических игр в развитии речи старших дошкольников с ТНР"

Данная статья будет интересна педагогам дошкольноых учреждений, работающих с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

Статья в сборник конференции "Роль кинезиологических упражнений в развитии речи старших дошкольников"

laquo;Роль кинезиологических упражнений в развитии речи старших дошкольников»...

Консультация для родителей «Роль театрализованных игр в развитии речи старших дошкольников с ОНР»

 Основными недостатками, мешающими обучению детей с ОНР, являются - плохая восприимчивость ко всему новому и сниженная познавательная активность. Нашим деткам тяжело целенаправленно заучив...