ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ в образовательной области «Речевое развитие» в старшей подгруппе (дети 5-6 лет)
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) на тему

Ольга Николаевна Гиршвельд

  Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций О.С. Гомзяк  «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» «Говорим правильно в 5-6 лет ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детски сад «Лукоморье»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

в образовательной области

 «Речевое развитие»

в старшей подгруппе (дети 5-6лет)

                                                     

                                                               

                                                                                      Воспитатель: Гиршвельд О.Н

2016-2017ГГ

Пояснительная записка

Настоящий план составлен  в 2 ч.

Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций О.С. Гомзяк  «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» «Говорим правильно в 5-6 лет ».

Коррекционную работу, рассчитанную на 33 недели, условно можно разделить на 3 периода:  первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю, по формированию звукопроизношения — 1 раз в неделю.

Содержание коррекционного обучения включает в себя:

* развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;

* подготовку к овладению диалогической формой общения;

* практическое усвоение некоторых способов словообразования — с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-);

* усвоение притяжательных местоимений «мой — моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах;

* овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке

* усвоение навыка составления короткого рассказа.

На фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:

* закрепление правильного произношения звуков;

* постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков;

* дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;

* формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость;

* восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.

Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (II и III период) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщается изучаемым звуком.

Второй период обучения — декабрь, январь, февраль, март

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 1 раз в неделю: по формированию звукопроизношения — 1 раз в неделю, по развитию связной речи – 1 раз в неделю.

Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка включает в себя:

* уточнение представления детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями;

* практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания («яблочный»), растениям («дубовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный» и т.д.);

* различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «какой-какая-какое?»; формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;

* упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем»;

* употребление предлогов «на, под, в, из», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации);

* закрепление навыка построения предложений; распространение предложений путем введения однородных членов; первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

* составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.

На фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:

* закрепление правильного произношения звуков, уточненных на индивидуальных занятиях первого периода;

* постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков;

* дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;

* формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость;

* восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.

Третий период — апрель, май, июнь

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.

Содержание данных занятий включает в себя:

* закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (»выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т.п.);

* закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (ов, ин, ев, ан, ян);

* образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных («волчий», «лисий»);

* образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: еньк — оньк;

* усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами" («добрый» — «злой» и т.п.);

* уточнение значений обобщающих слов;

* формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:

* расширение значения предлогов: «к» употребление с дательным, «от» — с родительным падежом, «с — со» — с винительным и творительным падежом;

* отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах;

* составление разных типов предложений:

а) простых распространенных из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);

б) предложений с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»),с противительным союзом «или»;

в) сложноподчиненных предложений с придаточными причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я. хочу, чтобы..);

* преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» — «встретился с братом»); изменением вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»);

* умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» — «три» — «четыре»);

* умение выделять предлог как отдельное служебное слово;

* закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т.п.).

фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводятся 1 раза в неделю:

1. усвоение звуков,  в твердом и мягком звучании в прямом слоге;

2. дифференциацию звуков по участию голоса (с-з), по твердости-мягкости (л-л,), (т-т,), по месту образования (с-ш);

3. овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слова (ас — са), односложных слов типа «суп».


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

в образовательной области «Речевое развитие» в старшей подгруппе (дети 5-6лет)

Организованная образовательная деятельность.  «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Месяц

Лексическая

тема

Формирование

фонетической стороны речи

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Сентябрь

1-2

Мониторинг детей

3

Детский сад

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

Закрепление умения согласовывать существительные с притяжательными местоимениями  мой, моя. Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа.

Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям.

4

Игрушки

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.

Составление рассказа « Как мы играли» по демонстрируемым действиям.

Октябрь

5

Осень.

Звук и буква У.

Отработка падежных окончаний и образование множественного числа существительных. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа или магнитной доски

6

Овощи.

Звук и буква А.

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами –ик-, -чик-, -ечк, -очк-, -еньк-, -оньк- по теме.

Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему.

7

Фрукты.

Звуки У-А.

Согласование существительных с притяжательными местоимениями  мой, моя, моё, мои. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему.

8

Сад- огород.

Звук и буква П.

Согласование существительных с прилагательными и глаголами, закрепление употребления в речи простых предлогов: на - с, в - из.

Пересказ рассказа

« Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин.

Ноябрь

9

Лес. Грибы, ягоды, деревья.

Звук и буква О.

Согласование имён числительных два и пять с существительными; упражнение в употреблении формы множественного числа имён существительных в родительном падеже ( яблок, чашек, платьев и т.д.)

Пересказ рассказа Я. Тайца « По ягоды» с использованием предметных картинок.

10

Перелетные птицы

Звук и буква И.

Образование и употребление приставочных глаголов. Закрепление употребления в речи простых предлогов: на - с, в – из; упражнять детей в умении образовывать уменьшительно- ласкательную форму имён существительных.

Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин.

11

Одежда.

Звук и буква М.

 Упражнение в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами –ик-, -чик-, -ечк, -очк-, -еньк-, -оньк-; формирование умения согласовывать числительные два, две с существительными.

Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему.

12

Обувь,   одежда, головные уборы.

Звук и буква Н.

Формирование умения согласовывать глаголы с существительными единственного и множественного числа ( яблоко растёт, яблоки растут); упражнение детей в умении подбирать слова противоположные по значению.

Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картинок.

13

Ателье.

Звук и буква Т.

Учить образовывать прилагательные от существительных; закреплять умение  согласовывать числительные два и пять с

существительными.

Пересказ адаптированного рассказа Н. Носова « Заплатка» с использованием предметных картинок.

Декабрь

14

Зима. Зимние забавы.

Звук Ть. Буква Т

Закреплять умение употреблять предлоги движения в, из, от, по, к; учить подбирать родственные слова; учить образовывать глаголы прошедшего времени.

Пересказ рассказа « Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом.

15

Мебель. Части мебели.

Звук и буква К.

Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; Учить подбирать глаголы к существительным по теме; закреплять навык употребления существительных в родительном падеже.

Пересказ русской народной сказки « Три медведя» с элементами драматизации.

16

Семья.

Звук Кь. Буква К.

Учить подбирать противоположные по значению слова; закреплять знания о родственных связях; развивать понимание логико- грамматических конструкций.

Составление рассказа « Семейный ужин» по серии сюжетных картин ( с элементами творчества).

17

Новогодний праздник

Звуки Кь - К. Буква К.

Закреплять умение подбирать прилагательные к существительным; упражнять в употреблении предлога без и имён существительных в различных падежах.

Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета.

Январь

18

Зимующие птицы.

Звук и буква Б.

Учить образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц; учить образовывать прилагательные и существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов; закреплять употребление существительных в именительном и родительном падежах множественного числа.

Составление описательного рассказа о зимних птицах с использованием схемы

19

Дикие животные зимой.

Звук Бь. Буква Б.

Обучать образованию притяжательных прилагательных; закреплять практическое употребление в речи простых предлогов: на, с, под, над, за.

Пересказ рассказа Е. Чарушина « Кто как живёт: заяц, белка, волк» ( пересказ близкий к тексту).

Февраль

20

Почта

Звук и буква Э.

Закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными; учить согласовывать существительные с глаголами единственного и множественного числа.

Пересказ рассказа « Как мы общаемся», составленного по сюжетным картина.

21

Транспорт

Звуки Г - Гь. Буква Г.

Обучать образованию приставочных глаголов движения; закреплять умение употреблять имена существительные в форме косвенного падежа.

 Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок.

22

Комнатные растения.

Звук Ль. Буква Л.

Учить употреблять глаголы в прошедшем времени; закреплять умение подбирать сходные  и противоположные по значению слова; учить выделять из текста однокоренные слова.

Составление рассказа по сюжетной картинке « В живом уголке».

23

Наша армия.

Звук и буква Ы.

Обучать образованию прилагательных от существительных; закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными.

 Пересказ рассказа Л Кассиля « Сестра».

Март

24

Весна. День рождения весны.

Звук и буква С.

Упражнять в образовании и практическом использовании в речи притяжательных и относительных прилагательных; учить классифицировать времена года; отрабатывать падежные окончания имён существительных единственного и множественного числа.

Составление рассказа

« Заяц и морковка» по серии сюжетных картин.

25

Праздник 8 Марта.

Звук Сь. Буква С.

Учить преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода; упражнять в подборе родственных слов; упражнять в подборе признаков к предметам.

Составление  описательного рассказа о маме по собственному рисунку.

26

Профессии.

Звук и буква Ш

Учить называть профессии по месту работы или роду занятия; закреплять употребление существительных в творительном падеже; упражнять в образовании существительных множественного числа родительного падежа.

Составление  описательного рассказа о профессиях с использованием схемы.

27

Наша пища.

Звуки С – Ш.

Упражнять в употреблении различных форм имени существительного; закреплять навык правильного использования в речи простых и сложных предлогов.

 Пересказ – инсценировка сказки « Колосок» с использованием серии сюжетных картин.

Апрель

28

Откуда хлеб пришёл?

Звуки Х – Хь.

Буква Х.

Учить подбирать синонимы и однокоренные слова; закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве.

Пересказ рассказа « Откуда хлеб пришёл», составленного по серии сюжетных картин.

29

Посуда.

Звуки В – Вь. Буква В.

Учить подбирать антонимы к прилагательным и глаголам; упражнять в образовании прилагательных от существительных и давать понятие о материалах, из которых делают предметы посуды.

Пересказ рассказа Е. пермяка « Как Маша стала большой».

30

Мой дом.

Звук и буква З.

Учить образовывать сложные слова; закреплять умение составлять предложения с предлогами.

Составление   рассказа по сюжетной картине « Один дома» с придумыванием начала рассказа.

31

Домашние животные и их детёныши.

Звук Зь. Буква З.

Учить образовывать сложные слова; учить образовывать притяжательные прилагательные; расширять словарь антонимов; развивать навыки словообразования и словоизменения.

Пересказ рассказа Л.Толстого « Котёнок».

Май

32

Наша страна. Мой родной край.

Звук и буква Ж.

Познакомить детей с флагом, гимном и гербом России; учить образовывать прилагательные от существительных; развивать умение согласовывать слова в предложениях.

Составление рассказа

  « Граница Родины – на замке» по серии сюжетных картин.

33

Человек.

Звуки З – Ж.

Учить дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать возвратные глаголы; закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов; развивать словарь антонимов.

Пересказ басни Л. Толстого « Старый дед и внучек».

34

Насекомые.

Звуки Д – Дь. Буква Д.

Учить преобразовывать глаголы единственного числа в множественное число; развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа.

Составление  описательного рассказа о насекомых с использованием схемы.

35

Лето.

Звуки Ф – Фь. Буква Ф.

Учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени; закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени; развивать словарь синонимов.

Составление рассказа  «Лето красное пришло» по сюжетной картине

36

Лето.

Обобщение. Повторение звуков, букв.

Закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительным, расширять словарь антонимов; развивать навыки словообразования и словоизменения.

Итого:

36ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по осуществлению образовательной области Речевое развитие

Перспективный план по осуществлению образовательной области Речевое развитие...

Перспективный план работы в образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)

В перспективном плане представлены задачи по каждому разделу работы в образовательной обасти "Речевое развитие" по периодам....

Перспективный план работы с родителями по теме " Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ТНР"

Перспективны план работы с родителями по теме "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ТНР"...