Конспект НОД в средней группе по речевому и художественно-эстетическому развитию «Путешествие в страну сказок»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Анна Юрьевна Кодаченко

Цель: развивать речевую активность детей, закреплять знания детей о русском фольклоре на примере сказок.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать у детей представление о посуде – название, назначение; из каких частей состоит посуда (дно, стенки, крышка, ручка, носик) .

2. Вводить в словарь обобщающие понятия (кухонная, столовая, чайная, кофейная)

3. Учить отгадывать загадки по содержанию знакомых сказок; активизировать речь детей.

4. Закреплять порядковый счет в пределах 5.

5. Закреплять представление детей о видах декоративно-прикладного искусства.

6. Учить выделять основные элементы узора, их расположение; учить рисовать узор, выбирая элементы, цвет, композицию.

Развивающие:

1. Развивать мелкую моторику пальцев, движения рук.

2. Способствовать развитию зрительного и слухового внимания.

3. Развивать творческие способности детей в процессе росписи шаблонов посуды.

4. Развивать творческое воображение.

Воспитательные:

1. Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе и устному народному творчеству.

2. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, желание помочь попавшим в беду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе по речевому и художественно-эстетическому развитию «Путешествие в страну сказок»

Цель: развивать речевую активность детей, закреплять знания детей о русском фольклоре на примере сказок.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать у детей представление о посуде – название, назначение; из каких частей состоит посуда (дно, стенки, крышка, ручка, носик)

2. Вводить в словарь обобщающие понятия (кухонная, столовая, чайная, кофейная)

3. Учить отгадывать загадки по содержанию знакомых сказок; активизировать речь детей.

4. Закреплять порядковый счет в пределах 5.

5. Закреплять представление детей о видах декоративно-прикладного искусства.

6. Учить выделять основные элементы узора, их расположение; учить рисовать узор, выбирая элементы, цвет, композицию.

Развивающие:

1. Развивать мелкую моторику пальцев, движения рук.

2. Способствовать развитию зрительного и слухового внимания.

3. Развивать творческие способности детей в процессе росписи шаблонов посуды.

4. Развивать творческое воображение.

Воспитательные:

1. Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе и устному народному творчеству.

2. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, желание помочь попавшим в беду.

Образовательные области:

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

Чтение сказок, рассматривание книг, иллюстраций, беседы о народном фольклоре, просмотр мультфильмов.

Рассматривание посуды, картинок, иллюстраций.

Знакомство с декоративно-прикладным искусством, рассматривание элементов узора на картинках, посуде, одежде.

Используемые технологии и развивающие приемы:

- словотворчество;  - логоритмика;  - здоровьесбережение.

Ход

Дети под музыку входят в сказочно украшенную группу.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, как красиво кругом. Мы с вами попали в сказочный лес, на поляну. Как много здесь волшебных цветов, бабочек, а вот и сказочный домик. Ребята, окошечки в домике, почему-то закрыты. Вы не знаете, почему?

Дети. Нет, не знаем.

(На крыше домика сидит голубка, в клюве у нее конверт)

Воспитатель. Ребята, смотрите, к нам прилетела голубка и принесла письмо. Сейчас я его прочту:

Торопитесь! Торопитесь!

Стране сказок нужна ваша помощь!

Злая волшебница заколдовала нашу страну, закрыла все окна в домиках, в которых живут герои сказок. Чтобы спасти волшебную страну, вам надо открыть окошечки в домиках, а для этого вы должны отгадать загадки, которые написаны на лепестках сказочных цветов.

Воспитатель. Дети, вы хотите помочь сказкам?

Дети. Да, хотим.

Воспитатель. Настя, выбери цветок, который тебе больше нравится. Какого он цвета? Вот первая загадка:

Он дружок зверям и детям,

Он живое существо.

И таких на белом свете

Больше нет ни одного!

Но заснята для кино

И известна всем давно,

Эта милая мордашка

И зовется…

Дети. Чебурашка.

Воспитатель. Настя, поставь цветок в вазу. Открой окошечко в домике такого же цвета, как цветок. Какого цвета окно?

Настя. Красного. (В окне появляется Чебурашка).

Воспитатель. Молодцы, ребята, отгадали загадку. Посмотрите, Чебурашка какой-то грустный. Давайте его развеселим, научим играть с колокольчиком.

Упражнение «Колокольчик»

Пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз и ребенок им свободно вращает.

Дети вместе с воспитателем проговаривают слова, делают упражнение.

Колокольчик все звенит,

Язычком он шевелит.

Воспитатель. Ребята, сколько открыли окон в домике?

Дети. Одно окошко.

Воспитатель. Сколько цветов в вазе?

Дети. Один цветок.

Воспитатель. Андрей, выбери цветок. Какого цвета ты выбрал цветок?

Слушайте загадку:

Хорошенькая, маленькая девочка

С горшочком масла

И горячим пирожком

Без страха к бабушке пошла пешком.

И встретила злодея – волка!

Дети. Красная Шапочка.

Воспитатель. Андрей, открой окошечко такого же цвета, как цветок. (В окне появляется Красная Шапочка)

Давайте поможем Красной Шапочке открыть дверь в бабушкину избушку.

Упражнение «Замок»

Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими.

Пальцы сплетем и замок мы получим.

Повторим еще раз, и получится лучше.

Воспитатель. Ребята, сколько мы с вами открыли окон в домике?

Дети. Два окна.

Воспитатель. А сколько цветов в вазе?

Дети. Два цветка.

Воспитатель. Лиза, выбери еще один цветочек. Какого цвета у тебя цветок?

На лепестке загадка:

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

Дети. Три медведя.

Воспитатель. Лиза, открой окошечко такого же цвета, как цветок. (В окне появляются медведи.)

Чтобы медведи не ссорились, давайте построим им большой домик.

Упражнение «Домик»

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются, выполняя прямую линию (труба, балкон)

Дом стоит с трубой и крышей

На балкон гулять я вышел.

Воспитатель. Ребята, сколько окошечек мы открыли?

Дети. Три окна.

Воспитатель. А сколько цветов в вазе?

Дети. Тоже три.

Воспитатель. Кто хочет выбрать цветок?

Следующая загадка:

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор…

Дети. Айболит.

Открывается окошко, в нем Айболит.

Воспитатель. Молодцы, отгадали загадку.

Ребята, а кого в сказке лечил Айболит?

Дети. Зверей.

Воспитатель. Каких зверей?

Дети. Корову, волчицу, медведицу и т. д.

Воспитатель. А помните в сказке, Айболит вылечил зайчика? Давайте ему покажем здорового зайку.

Упражнение «Зайчик»

Пальцы сжаты в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими вращать в стороны и вперед.

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

Воспитатель. Молодцы! Ребята, сколько окошечек мы открыли?

Дети. Четыре окошка.

Воспитатель. А сколько цветов в вазе?

Дети. Четыре цветка.

Воспитатель. Аня, выбери цветок. Какого цвета ты выбрала цветок?

Здесь загадка: Появилась девочка в чашечке цветка,

А была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала.

Вот какая девочка, как она мила. (Дюймовочка)

Аня, открой окошечко такого же цвета, как цветок. (В окне Дюймовочка.) Давайте, покажем Дюймовочке цветок, в котором она родилась.

Упражнение «Цветок» (на развитие моторики пальцев и рук)

Вырос цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки,

Всем лепесткам красоту и цветенье

Дружно дают под землей корешки.

Воспитатель. Ребята, сколько открыли окон в домике?

Дети. Пять окошек.

Воспитатель. А сколько цветов в вазе?

Дети. Пять цветов.

Воспитатель. Ребята, у нас остался еще один цветок. Ваня, принеси его нам.

Какого цвета цветок? Отгадайте загадку:

Посуду никогда не мыла,

Совсем не подметала пол,

И вся посуда убежала –

Тарелки, ложки, чашки, стол. (Федора)

Воспитатель. Ванечка, открой окошечко.

(Из окна выпадает записка).

Воспитатель читает:

«Дорогие, дети, помогите! Убежала от меня вся посуда, не из чего чая попить. Если вы мне поможете, обещаю любить и беречь посуду». Бабушка Федора.

Воспитатель. Ребята, а вы дома помогаете маме мыть посуду?

Дети. Да, помогаем.

Воспитатель. Тогда покажите мне, как вы умеете мыть посуду.

Игровое упражнение «Моем посуду»

Координация речи с движением, развитие воображения.

Кран с водою мы открыли (одновременно со словами 4 раза произвести вращательные движения кистью правой руки, как будто открыть кран с водой)

И посуду перемыли. (положить правую ладонь на левую и совершать по ней круговые движения, как будто мыть тарелку)

Терли, терли, мыли, мыли,

Терли, терли, мыли, мыли – (те же движения, но левой ладонью по правой)

Все кругом в воде и мыле. (развести руки в стороны, выражая недоумение)

Воспитатель. Ребята, хотите помочь Федоре?

Дети. Хотим помочь бабушке Федоре.

Воспитатель. Тогда садитесь за столы.

Беседа о посуде.

Воспитатель. Какая бывает посуда?

Дети. Кухонная, столовая, чайная, кофейная.

Воспитатель. Из какой посуды пьют чай?

Дети. Из чайной.

Воспитатель. Назовите чайную посуду.

Дети. Чашка, блюдце, чайник, сахарница, конфетница.

Воспитатель. Из каких частей состоит чашка? Блюдце? Чайник? Сахарница? Конфетница? (Дети называют части посуды)

Воспитатель. Что нужно сделать, чтобы посуда стала нарядной, красивой? Дети. Нарисовать узор, расписать, раскрасить.

Воспитатель. Правильно. Какие элементы узора вы знаете?

Дети. Прямые и волнистые линии, клеточки, точки, кружочки и т. д.

Физкультминутка

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили:

Вот так, вот так, вот так. Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали: вот так, вот так, вот так.

А потом они плясали, выше лапы поднимали:

Вот так, вот так, вот так.

Воспитатель. Ребята, у вас на столах лежат вырезанные из белой бумаги силуэты чашки и блюдца. Давайте украсим их узором. Помните, что узор на блюдце и чашке должен быть одинаков.

Воспитатель. Посмотрите, как я нарисую узор на чашке и блюдце. А теперь вы приступайте к выполнению задания.

(Дети рисуют. Звучит спокойная музыка.)

Готовые работы выставляются на стол. Рассматриваются и анализируются.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Бабушке Федоре очень понравится ваша посуда. Она будет ухаживать за ней, беречь ее и любить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Конспект НОД в средней группе по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Лепка). Тема: «Самолет»ЦельУпражнять детей в создании образа предмета, используя...

Творческо – игровой проект в средней группе по речевому и художественно - эстетическое развитию «В гостях у сказки» Средняя группа

Актуальность проекта: Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к д...

Конспект НОД в средней группе. Интегрированного занятия по Художественно-эстетическое развитие /Рисование/ Тема: «Снежинка»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Физическое развитие», ...

Конспект ООД в средней группе по познавательному и художественно - эстетическому развитию.

Конспект поможет детям расширять свои знания в области познавательного и художественно - эстетического развития по теме "Насекомые"....

Творческо-игровой проект в средней группе по речевому и художественно-эстетическое развитию «В гостях у сказки»

Творческо-игровой проект в средней группе по речевому и художественно-эстетическое развитию«В гостях у сказки»...