Обучение пересказу по вопросам
консультация по развитию речи на тему

Корж Лариса Александровна

Учить ребенка рассказывать и пересказывать - это значит формировать его связную речь. Развитие связной речи осуществляется прежде всего при обучении рассказыванию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_pereskazu_po_voprosam.docx249.58 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ПО ВОПРОСАМ

   Учить ребенка рассказывать и пересказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи младших школьников.

   Развитие связной речи детей осуществляется прежде всего при обучении рассказыванию. Например, рассказ по картине, рассказ из личного опыта (о походе в цирк, поездке в деревню), творческие рассказы (придумывание продолжения, завершения рассказа).

   Пересказ – связное воспроизведение прослушанного текста. Пересказ — это не механическое воспроизведение текста. Важен элемент творчества, передачи содержания своими словами. Важно правильно подобрать тексты для пересказа.

Требования к тексту для пересказа

Сюжет произведения:

 должен иметь воспитательное значение;

 доступен по содержанию;

 ярко выражена последовательность

действий.;

 четкая структура.

Язык произведения:

 доступный детям словарь.

 короткие и четкие фразы;

Пересказы бывают разных видов:

 пересказ по вопросам;

 пересказ по опорным словам;

 пересказ по сюжетной картине;

 пересказ по серии сюжетных картинок;

 пересказ по плану.

Обучение пересказу по вопросам 

   Для обучению пересказу по вопросам необходимо подобрать небольшой рассказ из 6-10 предложений и составить вопросы к каждому предложению. Вопросы желательно записать на отдельный листок.

Порядок работы

   1. Подготовительная беседа. Эта беседа готовит ребенка к восприятию текста, помогает повторить то, что может пригодиться для понимания рассказа.

2. Первичное прочтение рассказа самим ребенком на 3 раза про себя.

3. Чтение рассказа вслух.

4. Объяснение значения незнакомых слов.

5. Анализ рассказа. Ответы на вопросы: Понравился ли тебе рассказ? О чем ты прочитал? Кто главные герои? Что произошло? И др.

6. Ответы на подготовленные вопросы к каждому предложению. В ответе должны быть использованы слова из вопроса. Отвечая на вопросы, ребенок уже пересказывает рассказ по предложениям.

7. Повторное чтение рассказа про себя.

8. Самостоятельный пересказ рассказа по вопросам. При возникновении трудностей родители оказывают помощь.

Примерный текст для пересказа по вопросам

Берёзка

   На опушке леса растет молодая берёзка. Ствол у нее прямой, тонкий. Кора белая, с черными пятнышками. Ветки у нее тонкие, гибкие. Листочки круглые зубчатыми краями. Они блестят как лаковые. Весной березка цветет. Её цветы похожи на длинные серёжки. Люди называют берёзку белоствольной кудрявой красавицей.

Вопросы:

Что растёт на опушке леса?

Какой ствол у берёзы?

Какая кора у берёзы?

Какие ветки?

Какие листочки?

Когда цветет берёзка?

На что похожи её цветы?

Как называют люди берёзку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗКИ «ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО». Пересказ сказки.

Материал предназначен для воспитателей средней группы....

Консультация для педагогов «Структура занятия по пересказу. Приемы обучения пересказу».

Консультация для педагогов "Структура занятия по пересказу. приемы обучения пересказу"...

Рассказы с вопросами, для обучения пересказу, детей 5-7 лет с опорными картинами.

Рассказы с  вопросами, для обучения пересказу, детей   5-7 лет...

Конспект НОД по обучению пересказу Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову- Микитову).

Обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам. Основные задачи:1.Формирование связной монологической речи с использованием графических схем.2. формирование гра...

Рассказы с вопросами, для обучения пересказу

Рассказы с  вопросами, для обучения пересказу, детей   5-7 лет с опорными картинами....

Конспект по обучению пересказа "Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка» Для детей старшей группы

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»Зада...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Речевое развитие» Обучение пересказу детей II года обучения (5-6 лет) с ЗПР. ТЕМА: Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы».

ТЕМА: Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы».ЗАДАЧИ:1. Коррекционно-развивающие: - Развивать уверенность в своих силах.- Развивать память, точность движений рук.- Развивать внимание, мышлен...