«Составление рассказа-описания о кошке с опорой на схему»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Четверикова Светлана Александровна

Занятие для детей старшей логопедической группы по развитию связной речи. Способствует формированию у детей навыка составления описательного рассказа о кошке (с опорой на схему); расширению и активизации словаря по лексической теме: «Домашние животные»;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza-opisaniya_o_koshke.docx37.11 КБ

Предварительный просмотр:

 «Составление рассказа-описания о кошке

с опорой на схему»

Цель:

  • Создание условий для формирования у детей навыка связности, развернутости, непрерывности высказывания;

Задачи:

  •  формирование у детей навыка составления описательного рассказа о кошке (с опорой на схему);
  • расширение и активизация словаря по лексической теме: «Домашние животные»;
  • совершенствование психологической базы речи: увеличение объема кратковременной линейной памяти до шести элементов, развитие внимания;
  •  воспитание доброты, отзывчивости;

Оборудование: разрезные картинки по количеству детей, наборное полотно, фотография кошки, схема для составления описательного рассказа.

Ход коррекционной деятельности:

Этапы деятельности, используемые методы

и приёмы

Деятельность  педагога

Деятельность  детей

  1. Организационный момент

Подойдите к столу и сложите разрезные картинки. Кто у вас получился?

Какое это животное, дикое или домашнее? Сейчас сядет тот, кто назовет домашнее животное и детеныша.

Дети складывают картинки.

Кот

Домашнее

Собака – щенок, лошадь – жеребенок, корова – теленок, кролик – крольчонок и т.д.

2. Сообщение цели занятия.

Ребята, когда я сегодня шла на работу, то встретила девочку Таню, которая потеряла свою любимую кошку Мурку. Мне захотелось ей помочь.  А вы хотите ей помочь? Давайте поможем.

Девочка Таня дала мне фотографию этой кошки. Вот она. (Логопед показывает изображение кошки.). Нам нужно дать объявление и написать его так, чтобы люди узнали, какая точно кошка потерялась.

Найдите, какие признаки являются особенными для этой кошки. Подумайте, как лучше о них рассказать.

Да.

3. Составление предложений по пунктам схемы и вопросам.

На наборном полотне логопед располагает схему

О ком будем рассказывать?

Что вы расскажите о Мурке? Какого цвета она была?

А что у неё белого цвета?

А что ещё есть у кошки?

А что можно сказать о глазах?

Что еще есть у Мурки?

Потом о чем будем рассказывать? (по схеме)

Чем покрыто туловище, голова, лапы, хвост?

Какие звуки издает кошка?

А что любит есть кошка?

А где живет кошка Мурка?

А как называются  детеныши у кошки?

Какие они, расскажите о них?

Какую пользу приносят кошки человеку?

А теперь вспомните и назовите, в каких мультфильмах вы видели кошек и книгах читали?

О кошке Мурке.

Рыжая с белыми пятнами.

Грудь и лапы.

Уши у Мурки маленькие, острые.

Глаза большие, зеленые.

А еще есть усы и пушистый длинный полосатый хвост

У Мурки короткая пушистая гладкая шерсть.

Она мяукает, мурлычет, шипит.

Молоко, мясо, рыбу.

Дома у девочки Тани

Котята.

Маленькие, красивые, глупые, беспомощные.

Они ловят мышей, их приятно гладить, играть с ними.

Мультфильм « Трое из Простоквашино» - кот Матроскин, кот Леопольд и др.

4. Динамическая пауза.

Упражнение «Кошечка»

А на солнце у дорожки

Вот клубком свернулась кошка,

Разомлела, развернулась

И на травке растянулась

А потом лежать устала,

А потом на лапки встала,

Спину выгнула, прогнула,

Потянулась и зевнула

Лежа сворачиваются, затем распрямляются.

Движения выполняются в соответствии с текстом.

5. Развитие психологической базы речи.

Логопед зачитывает рассказ-объявление: Все ли я правильно записала? Ничего не пропустила? (Пропущены основные моменты в описании – цвет кошки, полосатый пушистый хвост).

Дети добавляют недостающие признаки внешнего вида кошки (Коллективное рассказывание)

6. Динамическая пауза

Игра-развлечение «Бедный котенок»

Логопед может помочь ребенку рассмешить, сказав что-то смешное или превратившись в маму-кошку.

Водящий изображает котенка: переходя от одного играющего к другому, он становится на колени или на четвереньки. Мяукает, урчит, мурлычет и при этом без конца строит рожицы — чем уморительнее, тем лучше. Тот, к кому обращается «котенок», должен погладить его по голове и, ни в коем случае не улыбнувшись, сказать три раза: «Бедненький черненький котенок. Кис!» Если же кто-то улыбнулся на слова водящего, он становится «котенком», и игра продолжается.

7. Составление рассказа-описания о кошке с опорой на схему

Вспомните и назовите по порядку, как вы будете рассказывать о кошке Мурке.

Кто из вас расскажет о кошке?

Вначале о внешнем виде, затем, какие звуки издает, чем питается, где живет, кто детеныши, какую пользу приносит людям

2-3 ребенка составляют рассказ с опорой на схему

Образец описательного рассказа

Это кошка. Её зовут Мурка. Она рыжая с белыми пятнами на груди и лапах. Уши у Мурки маленькие, острые. Глаза большие, зеленые. У неё длинные усы и пушистый полосатый хвост. Покрыта она мягкой гладкой шерстью. Кошка мяукает, мурлычет и шипит. Ест мясо, рыбу, молоко. Умеет ловить мышей. С кошкой Муркой весело играть.

8. Итог занятия

Ребята, как вы думаете, поможет наше объявление найти девочке Тане её кошку Мурку?

Молодцы. Вы сегодня хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказывать, были активными. Мы с вами написали объявление, с помощью которого, я надеюсь, девочка Таня очень скоро найдет свою любимую кошку Мурку.

Да.

Литература:

  1. Бойкова С.В. «Развитие лексики и грамматического строя у дошкольников». Картотека с усложнением, 2005 г.

Схема для составления рассказа-описания о домашних животных

http://pedlib.ru/books1/5/0147/image036.jpg

Цвет. (Какого цвета животное?)

Части тела. (Назови части его тела.)

Будка. (Где оно живет?)

Кость, рыба. (Чем оно питается?)

Круги. (Назови его детенышей.)

Человек. (Какую пользу оно приносит человеку?)