Главные вкладки

    Конспект фронтального занятия по формированию связной речи Составление рассказа-описания о кошке с опорой на схему
    план-конспект занятия по развитию речи на тему

    Конспект фронтального занятия по формированию связной речи Составление рассказа-описания о кошке с опорой на схему

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx419.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект фронтального занятия по формированию связной речи Составление рассказа-описания о кошке с опорой на схему

    Цели:

     - формирование у детей навыка составления описательного рассказа о кошке (с опорой на схему);

     - формирование у детей навыка связности, развернутости, непрерывности высказывания;

     - расширение и активизация словаря по лексической теме: «Домашние животные»;

     - совершенствование психологической базы речи: увеличение объема кратковременной линейной памяти до шести элементов, развитие внимания;

     - развитие общей и мелкой моторики;

     - воспитание доброты, отзывчивости;

    Оборудование: разрезные картинки по количеству детей, наборное полотно, фотография кошки, схема для составления описательного рассказа.

    Лексический материал:

     - имена существительные: кошка, пятна, грудь, лапы, уши, глаза, усы, хвост, шерсть, молоко, мясо, рыба, дом, котята, мыши;

     - имена прилагательные: рыжая, белые, маленькие, острые, большие, зеленые, пушистый, длинный, полосатый, короткая, гладкая;

     - глаголы: мяукает, мурлычет, шипит, ест, ловит, играет.

    I.Организационный момент

    Логопед: Подойдите к столу и сложите разрезные картинки. Кто у вас получился? (Кот)

    Какое это животное, дикое или домашнее? (Домашнее). Сейчас сядет тот, кто назовет домашнее животное и детеныша.

    II. Ход занятия

    1. Сообщение цели занятия.

    Логопед: Ребята, когда я сегодня шла на работу, то встретила девочку Таню, которая потеряла свою любимую кошку Мурку. Давайте ему поможем. Вы хотите ему помочь?

    Дети: Да.

    Логопед: Девочка Таня дала мне фотографию этой кошки. Вот она. (Логопед показывает изображение кошки. Фото представлено на рисунке 2.). Нам нужно дать объявление и написать его так, чтобы люди узнали, какая точно кошка потерялась.

    Логопед: Найдите, какие признаки являются особенными для этой кошки. Подумайте, как лучше о них рассказать.

    2. Составление предложений по пунктам схемы и вопросам.

    На наборном полотне логопед располагает схему.(Представлена на рисунке 3.)

    Логопед: О ком будем рассказывать?

    Дети: О кошке Мурке.

    Логопед: Что вы расскажите о Мурке? Какого цвета она была?

    Дети: Рыжая с белыми пятнами.

    Логопед: А что у неё белого цвета?
    Дети: Грудь и лапы.

    Логопед: А что ещё есть у кошки?

    Дети: Уши у Мурки маленькие, острые.

    Логопед: А что можно сказать о глазах?

    Дети: Глаза большие, зеленые.

    Логопед: Что еще есть у Мурки?

    Дети: А еще есть усы и пушистый длинный полосатый хвост.

    Логопед: Потом о чем будем рассказывать? (по схеме)

    Чем покрыто туловище, голова, лапы, хвост?

    Дети: У Мурки короткая пушистая гладкая шерсть.

    Логопед: Какие звуки издает кошка?

    Дети: Она мяукает, мурлычет, шипит.

    Логопед: А что любит есть кошка?

    Дети: Молоко, мясо, рыбу.

    Логопед: А где живет кошка Мурка?

    Дети: Дома у девочки Тани.

    Логопед: А как называются  детеныши у кошки?
    Дети: Котята.

    Логопед: Какие они, расскажите о них?
    Дети: Маленькие, красивые, глупые, беспомощные.

    Логопед: Какую пользу приносят кошки человеку?

    Дети: Они ловят мышей, их приятно гладить, играть с ними.

    Логопед: А теперь вспомните и назовите, в каких мультфильмах вы видели кошек и книгах читали?

    Дети: Мультфильм « Трое из Простоквашино» - кот Матроскин, кот Леопольд и др.

    3. Динамическая пауза.

    Упражнение «Кошечка».

    А на солнце у дорожки

    Вот клубком свернулась кошка,

    Разомлела, развернулась

    И на травке растянулась.

    Лежа сворачиваются, затем распрямляются.

    А потом лежать устала,

    А потом на лапки встала,

    Спину выгнула, прогнула,

    Потянулась и зевнула.

     Движения выполняются в соответствии с текстом.

    4. Составление рассказа-описания о кошке с опорой на схему.

    Логопед: Вспомните и назовите по порядку, как вы будете рассказывать о кошке Мурке.

    ( Вначале о внешнем виде, затем, какие звуки издает, чем питается, где живет, кто детеныши, какую пользу приносит людям).

    А теперь, кто из вас расскажет о кошке?

    (2-3 ребенка составляют рассказ с опорой на схему).

    5. Динамическая пауза.

    Игра-развлечение «Бедный котенок».

    Водящий изображает котенка: переходя от одного играющего к другому, он становится на колени или на четвереньки. Мяукает, урчит, мурлычет и при этом без конца строит рожицы — чем уморительнее, тем лучше. Тот, к кому обращается «котенок», должен погладить его по голове и, ни в коем случае не улыбнувшись, сказать три раза: «Бедненький — бедный, черненький — черный котенок. Кис!» Если же кто-то улыбнулся на слова водящего, он становится «котенком», и игра продолжается. Помочь ребенку рассмешить может педагог, сказав что-то смешное или превратившись в маму-кошку.

    6. Развитие психологической базы речи.

    Логопед: (Зачитывает рассказ-объявление) Все ли я правильно записала? Ничего не пропустила? (Пропущены основные моменты в описании – цвет кошки, полосатый пушистый хвост).

    Дети добавляют недостающие признаки внешнего вида кошки (Коллективное рассказывание)

    Логопед: А теперь кто-нибудь хочет рассказать про кошку Мурку?

    (Рассказ ребенка)

    Образец описательного рассказа. Это кошка. Её зовут Мурка. Она рыжая с белыми пятнами на груди и лапах. Уши у Мурки маленькие, острые. Глаза большие, зеленые. У неё длинные усы и пушистый полосатый хвост. Покрыта она мягкой гладкой шерстью. Кошка мяукает, мурлычет и шипит. Ест мясо, рыбу, молоко. Умеет ловить мышей. С кошкой Муркой весело играть.

    III. Итог занятия

    Логопед: Ребята, как вы думаете, поможет наше объявление найти девочке Тане её кошку Мурку?

    Дети: Да.

    Логопед: Молодцы. Вы сегодня хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказывать, были активными. Мы с вами написали объявление, с помощью которого, я надеюсь, девочка Таня очень скоро найдет свою любимую кошку Мурку.


    Оборудование к занятию

    Рисунок 1. Образец разрезных картинок.

    0_5b9e1_93cc5f16_XL


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект фронтального занятия по развитию связной речи детей с ТНР "Подарок для мамочки"

    Занятие посвящено составлению рассказа по серии сюжетных картин с пропуском звена. Расчитано на детей подготовительной группы с ТНР...

    Конспект логопедического занятия по формированию связной речи .Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы"

    Конспект занятия с применением ИКТ.  Презентация на занятии применялась в качестве средств наглядности при работе с детьми и  в качестве дидактического пособия....

    Конспект фронтального занятия по развитию связной речи у детей с ОНР по теме "Составление описательного рассказа по картине М. Пившанова "В зимнем парке"

    Тема: Составление описательного рассказа по картине М. Пишванова «В зимнем парке».Цель: Учить составлять описательный рассказ с опорой на картину и подсказки - схемы.Задачи:Коррекционно – образователь...

    Конспект логопедического занятия по формированию связной речи у детей с ОНР (подготовительная группа). Тема: Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы".

    Проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи является одной из главных задач учителя- логопеда. Предложенное занятие рекомендуется для прове...

    Конспект открытого занятия по развитию связной речи: Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план.

    Занятие по развитию речи: " Составление описательного рассказа ( с элементами творческого рассказа) с опорой на картинно-графический план....

    Конспект фронтального занятия по развитию связной речи. Составление рассказа по сюжетной картине «Наш детский сад»

    В конспекте удачно продуман мотивационный этап. Творческий подход к изучаемой теме вызывает интерес у детей. Ключевые вопросы помогают детям рассуждать и делать выводы...