Главные вкладки

    Конспект фронтального занятия по развитию связной речи у детей с ОНР по теме "Составление описательного рассказа по картине М. Пившанова "В зимнем парке"
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

    Иванова Алёна Михайловна

    Тема: Составление описательного рассказа по картине М. Пишванова «В зимнем парке».

    Цель: Учить составлять описательный рассказ с опорой на картину и подсказки - схемы.

    Задачи:

    Коррекционно – образовательные:

     - обобщать представления о зимних явлениях в природе;

     - расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме: «Приметы зимы»;

     - совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней;

     - обучать детей составлению описательного рассказа по картине

    Коррекционно – развивающие:

     - развивать связную речь;

     - развивать мышление;

     - совершенствовать мелкую моторику руки;

    Коррекционно – воспитательные:

     - воспитывать у детей интерес к происходящим изменениям в природе;

     - воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине, инициативность, самостоятельности, навык сотрудничества на занятии;

     - воспитывать бережное отношение к природе.

    Демонстрационный материал: картинка Снеговик; иллюстрация картины М. Пишванова «В зимнем парке», картинки – схемы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zima_razv-e_svyaznoy_rechi.docx20.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект фронтального занятия по развитию связной речи

    Тема: Составление описательного рассказа по картине М. Пишванова «В зимнем парке».

    Цель: Учить составлять описательный рассказ с опорой на картину и подсказки - схемы.

    Задачи:

    Коррекционно – образовательные:

     - обобщать представления о зимних явлениях в природе;

     - расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме: «Приметы зимы»;

     - совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней;

     - обучать детей составлению описательного рассказа по картине

    Коррекционно – развивающие:

     - развивать связную речь;

     - развивать мышление;

     - совершенствовать мелкую моторику руки;

    Коррекционно – воспитательные:

     - воспитывать у детей интерес к происходящим изменениям в природе;

     - воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине, инициативность, самостоятельности, навык сотрудничества на занятии;

     - воспитывать бережное отношение к природе.

    Демонстрационный материал: картинка Снеговик; иллюстрация картины М. Пишванова «В зимнем парке», картинки – схемы.

    Ход занятия

    I. Вводная часть (Организационный момент)

    Пальчиковая гимнастика «Снежок».

      Раз, два, три, четыре,                             Загибают пальчики, начиная с большого.

      Мы с тобой снежок слепили.                «Лепят» меняя положение ладоней.

      Круглый крепкий, очень гладкий          Показывают круг, сжимают ладони.

      И совсем-совсем не сладкий.                 Грозят пальчиком.

      Раз подбросим.                                        Смотрят вверх, подбрасывая воображаемый                

                                                                          снежок.

      Два поймаем.

      Три уроним                                               Роняют воображаемый снежок.

      И сломаем.                                                Топают ногой.

    II. Основная часть.

    1. Сообщение темы занятия.

     - К нам в гости пришёл Снеговик. Но он очень грустный. Что-то с ним случилось. Оказывается, его только недавно слепили и теперь, чтобы он весной не растаял, а остался в царстве Зимы, ему надо сдать экзамен: рассказать всё-всё, что он знает о Зиме. А Снеговик не умеет составлять рассказы. Поможем ему, ребята? (Да)

    2. Отгадывание загадок.

     - Снеговик, ты ребятам задавай задания, а они постараются справиться.

    Снеговик:   Хорошо, ребята, я загадаю вам загадки, а вы постарайтесь их отгадать.

    Кто поляны белит белым
    И на стенах пишет мелом,
    Шьёт пуховые перины,
    Разукрасила витрины?
    (Зима)

    Он черной тучей был сначала,
    Он белым пухом лёг на лес.
    Покрыл всю землю одеялом,
    А по весне совсем исчез.
    (Снег)

    Меня не растили -
    Из снега слепили.
    Вместо носа ловко
    Вставили морковку.
    (Снежная баба)

     - Ребята, молодцы, отгадали все загадки.

    3. Дидактическое упражнение «Закончи предложение».

     - Снеговик, загадывай следующее задание.

    Снеговик: Ребята, слушайте внимательно, отвечайте, поясняя причину события.

    Дети приготовили коньки, потому что...
    Утром кругом было всё белым-бело, потому что...
    Люди зимой в тёплой, меховой одежде, потому что...
    Лисе трудно увидеть зимой зайца, потому что...
    Дети любят зиму, потому что...

     - Ну, как, Снеговичок, наши детки справились с твоими заданиями?

    Снеговик: Да, большое спасибо.

    4. Пальчиковая гимнастика «Снежинки».

    Стою и снежинки в ладошку ловлю                 Ритмичные удары пальцами левой

                                                                                  руки, начиная с указательного, по

                                                                                 ладони правой руки.                                          
    Я зиму, и снег, и снежинки люблю                  Ритмичные удары пальцами правой

                                                                                  руки, начиная с указательного, по

                                                                                  ладони левой руки.

    Но где же снежинки?                                         Сжать кулаки 

    В ладошке вода.                                                  Разжать кулаки

    Куда же исчезли снежинки? Куда?                  На первый вопрос сжать кулаки, на

                                                                                 второй -разжать.

    Растаяли хрупкие льдинки-лучи...                    Мелкие потряхивания расслабленными

    Как видно, ладошки мои горячи.                       ладонями.

    5. Рассматривание картины М. Пишванова «В зимнем парке» и беседа  по ней.

     - Снеговик, ребята выполнили все твои задания, а теперь они покажут тебе, как они умеют составлять рассказ о зиме. А для этого нам нужна будет картина и подсказки.

     - Ребята, давайте рассмотрим эту картину. Кого вы видите на картине? (Мы видим детей.)

     - Куда пришли дети? (Дети пришли на прогулку в парк.)

     - Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете? (На картине зима, потому что снег лежит на деревьях, земле и кустах.)

    Вот наша первая помощница подсказка.

    (на мольберт выставляется логопедом схема «неба»)

     - Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно? (Небо светлое, чистое, высокое.)

    Логопед выставляет вторую картинку-схему «земля».

     - Расскажите о земле. Как она выглядит? (На земле лежит снег. Вся земля покрыта снегом, будто «белым одеялом»).

    Логопед выставляет третью картинку - схему «снег».

     - Что вы можете сказать о снеге? Какой он? Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?» Начните ответ со слова снег. (Снег белый, пушистый, холодный, блестящий, легкий, липкий, мокрый.)

     - Если снег блести на солнце - значит он какой? (блестящий)

    Если снег сверкает на солнце - значит он какой? (сверкающий) Если снег хрустит под ногами - значит он какой? (хрустящий под ногами снег) Если снег искрится под лучами солнца - значит он какой? (искрящийся) Если снег скрипит под ноги - значит он какой? (скрипящий под ногами снег) Если снег падает на землю - значит он какой? (падающий на землю снег)

    Логопед выставляет четвёртую картинку-схему «дерево»

     - Какие деревья вы видите на картине? (Слева нарисована рябина с гроздьями красных ягод, а справа - елка, вся в шишках.)

     - Что вы можете сказать о деревьях? Какие они? Начните ответ со слов деревья. (Деревья стоят голые, заснеженные.)

    Логопед выставляет пятую картинку-схему «птица»,

     - А каких птиц вы видите на картине? (Мы видим синиц, снегирей.)

     - Что делают птицы на картине? (Одна синичка сидит на ветке рябины. Снегирь сидит на еловой ветке и грызёт шишку. Две синички сидят на шляпе и клюют гроздья рябины.)

    Логопед выставляет шестую картинку-схему «человек».

     - Что делают дети в парке? (Дети катаются на лыжах, санках, лепят снежную бабу.)

    Выставляется картинка-схема «одежда».

     - Как одеты дети? Почему? (Они одеты тепло. Потому что на улице холодно.)

     - Кого вы видите на картине слева? (Мы видим мальчика в голубом комбинезоне. Он катается на лыжах.)

     - Кого вы видите на картине справа? (Справа на картине мы видим девочку с санками, она в красном комбинезоне.)

     - Что делает девочка нарисованная в центре картины? (Девочка лепит снежную бабу.)

     - Какая снежная баба? (Снежная баба большая и красивая. На голове у неё шляпа, а на шее шарф. Шляпа украшена гроздьями рябины, поэтому к ней прилетели птицы. Нос у снежной бабы сделан из морковки.)

     - Кто сидит рядом со снежной бабой? Расскажите о нём. (Рядом со снежной бабой сидит щенок. Он маленький и забавный. Он высунул язык.)

     - Как вы думаете, детям нравится гулять в зимнем парке? (Детям нравится гулять в парке, им весело.)

     - Отлично ребята, мы с вами очень подробно рассмотрели всё, что нарисовал художник на картине.

    6. Физминутка. Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений.

    Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
    По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
    И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
    На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
    И Снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
    Гостью Зиму любим мы, любим мы, любим мы.

    7. Коллективное составление плана рассказа с помощью вопросов логопеда.

     - С чего мы начнём рассказ? (Мы начнем рассказ с описания времени года, неба.)

     - О чём вы расскажите затем? (Мы расскажем, где лежит снег, и какой он. Расскажем о деревьях.)

     - О чём буде рассказывать дальше? (Потом мы расскажем о детях, о том, как и во что они одеты, что они делают.)

     - Ещё о ком вы расскажете? (Расскажем о птицах и о щенке.)

     - Чем вы закончите рассказ? (Мы закончим рассказ описанием настроения детей.)

    8. Составление рассказа по картине: сначала несколькими детьми по частям, потом одним ребёнком полностью.

    В зимнем парке.

    На картине нарисована зима. Небо светлое, голубое, высокое. Снег белый, мягкий, пушистый лежит на деревьях: на рябине, на елке и на всех остальных деревьях вдалеке.

    Дети пришли в парк. Они катаются на лыжах и санках, лепят снежную бабу. Слева мы видим мальчика в голубом комбинезоне. Он идет на лыжах. Справа мы видим девочку с санками. Она в красном комбинезоне. Девочка в центре картины лепит снежную бабу. Снежная баба большая и красивая. У неё нос из морковки. На голове большая шляпа, а на шее шарф. Шляпа украшена рябиной, поэтому к снежной бабе прилетели птички. Мы видим снегирей и синичек. Рядом со снежной бабой сидит маленький, забавный щенок.

    Дети на картине весёлые. Им нравится гулять в парке.

    Картина вызывает радостное настроение и желание погулять в парке.

    III. Итог занятия.

     - Снеговик говорит, что он всё запомнил. Ему очень понравился ваш рассказ. Он прощается с вами.

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект фронтального занятия по развитию связной речи детей с ТНР "Подарок для мамочки"

    Занятие посвящено составлению рассказа по серии сюжетных картин с пропуском звена. Расчитано на детей подготовительной группы с ТНР...

    Конспект фронтального занятия по развитию связной речи

    Расширение представлений  детей о героическом прошлом нашего народа....

    Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе на тему: «Рассказ по картине «В зимнем парке».

    Конспект занятия для развития связной речи в подготовительной к школе группе на тему: "Рассказ по картине "В зимнем парке"...

    Конспект фронтального занятия по развитию связной речи по теме "Пересказ рассказа "Кот в сапогах" по Е. Пермяку".

    Тема: Пересказ рассказа «Кот в сапогах» по Е. Пермяку.Цель: Учить пересказывать рассказ с опорой на предметно – графический план.Задачи:Коррекционно – образовательные:  - расширять и уточнять сло...

    Конспект фронтального занятия по развитию связной речи в подготовительной группе детей с ОНР

    Здесь представлен конспект фронтального занятия поразвитию связной речи в подготовительной группе детей с ОНР на тему "В зимнем парке"...

    Конспект фронтального занятия по развитию связной речи. Составление рассказа по сюжетной картине «Наш детский сад»

    В конспекте удачно продуман мотивационный этап. Творческий подход к изучаемой теме вызывает интерес у детей. Ключевые вопросы помогают детям рассуждать и делать выводы...