Конспект фронтального занятия по развитию связной речи у детей с ОНР по теме "Составление описательного рассказа по картине М. Пившанова "В зимнем парке"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Иванова Алёна Михайловна

Тема: Составление описательного рассказа по картине М. Пишванова «В зимнем парке».

Цель: Учить составлять описательный рассказ с опорой на картину и подсказки - схемы.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

 - обобщать представления о зимних явлениях в природе;

 - расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме: «Приметы зимы»;

 - совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней;

 - обучать детей составлению описательного рассказа по картине

Коррекционно – развивающие:

 - развивать связную речь;

 - развивать мышление;

 - совершенствовать мелкую моторику руки;

Коррекционно – воспитательные:

 - воспитывать у детей интерес к происходящим изменениям в природе;

 - воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине, инициативность, самостоятельности, навык сотрудничества на занятии;

 - воспитывать бережное отношение к природе.

Демонстрационный материал: картинка Снеговик; иллюстрация картины М. Пишванова «В зимнем парке», картинки – схемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_razv-e_svyaznoy_rechi.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи

Тема: Составление описательного рассказа по картине М. Пишванова «В зимнем парке».

Цель: Учить составлять описательный рассказ с опорой на картину и подсказки - схемы.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

 - обобщать представления о зимних явлениях в природе;

 - расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме: «Приметы зимы»;

 - совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней;

 - обучать детей составлению описательного рассказа по картине

Коррекционно – развивающие:

 - развивать связную речь;

 - развивать мышление;

 - совершенствовать мелкую моторику руки;

Коррекционно – воспитательные:

 - воспитывать у детей интерес к происходящим изменениям в природе;

 - воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине, инициативность, самостоятельности, навык сотрудничества на занятии;

 - воспитывать бережное отношение к природе.

Демонстрационный материал: картинка Снеговик; иллюстрация картины М. Пишванова «В зимнем парке», картинки – схемы.

Ход занятия

I. Вводная часть (Организационный момент)

Пальчиковая гимнастика «Снежок».

  Раз, два, три, четыре,                             Загибают пальчики, начиная с большого.

  Мы с тобой снежок слепили.                «Лепят» меняя положение ладоней.

  Круглый крепкий, очень гладкий          Показывают круг, сжимают ладони.

  И совсем-совсем не сладкий.                 Грозят пальчиком.

  Раз подбросим.                                        Смотрят вверх, подбрасывая воображаемый                

                                                                      снежок.

  Два поймаем.

  Три уроним                                               Роняют воображаемый снежок.

  И сломаем.                                                Топают ногой.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

 - К нам в гости пришёл Снеговик. Но он очень грустный. Что-то с ним случилось. Оказывается, его только недавно слепили и теперь, чтобы он весной не растаял, а остался в царстве Зимы, ему надо сдать экзамен: рассказать всё-всё, что он знает о Зиме. А Снеговик не умеет составлять рассказы. Поможем ему, ребята? (Да)

2. Отгадывание загадок.

 - Снеговик, ты ребятам задавай задания, а они постараются справиться.

Снеговик:   Хорошо, ребята, я загадаю вам загадки, а вы постарайтесь их отгадать.

Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасила витрины?
(Зима)

Он черной тучей был сначала,
Он белым пухом лёг на лес.
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез.
(Снег)

Меня не растили -
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
(Снежная баба)

 - Ребята, молодцы, отгадали все загадки.

3. Дидактическое упражнение «Закончи предложение».

 - Снеговик, загадывай следующее задание.

Снеговик: Ребята, слушайте внимательно, отвечайте, поясняя причину события.

Дети приготовили коньки, потому что...
Утром кругом было всё белым-бело, потому что...
Люди зимой в тёплой, меховой одежде, потому что...
Лисе трудно увидеть зимой зайца, потому что...
Дети любят зиму, потому что...

 - Ну, как, Снеговичок, наши детки справились с твоими заданиями?

Снеговик: Да, большое спасибо.

4. Пальчиковая гимнастика «Снежинки».

Стою и снежинки в ладошку ловлю                 Ритмичные удары пальцами левой

                                                                              руки, начиная с указательного, по

                                                                             ладони правой руки.                                          
Я зиму, и снег, и снежинки люблю                  Ритмичные удары пальцами правой

                                                                              руки, начиная с указательного, по

                                                                              ладони левой руки.

Но где же снежинки?                                         Сжать кулаки 

В ладошке вода.                                                  Разжать кулаки

Куда же исчезли снежинки? Куда?                  На первый вопрос сжать кулаки, на

                                                                             второй -разжать.

Растаяли хрупкие льдинки-лучи...                    Мелкие потряхивания расслабленными

Как видно, ладошки мои горячи.                       ладонями.

5. Рассматривание картины М. Пишванова «В зимнем парке» и беседа  по ней.

 - Снеговик, ребята выполнили все твои задания, а теперь они покажут тебе, как они умеют составлять рассказ о зиме. А для этого нам нужна будет картина и подсказки.

 - Ребята, давайте рассмотрим эту картину. Кого вы видите на картине? (Мы видим детей.)

 - Куда пришли дети? (Дети пришли на прогулку в парк.)

 - Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете? (На картине зима, потому что снег лежит на деревьях, земле и кустах.)

Вот наша первая помощница подсказка.

(на мольберт выставляется логопедом схема «неба»)

 - Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно? (Небо светлое, чистое, высокое.)

Логопед выставляет вторую картинку-схему «земля».

 - Расскажите о земле. Как она выглядит? (На земле лежит снег. Вся земля покрыта снегом, будто «белым одеялом»).

Логопед выставляет третью картинку - схему «снег».

 - Что вы можете сказать о снеге? Какой он? Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?» Начните ответ со слова снег. (Снег белый, пушистый, холодный, блестящий, легкий, липкий, мокрый.)

 - Если снег блести на солнце - значит он какой? (блестящий)

Если снег сверкает на солнце - значит он какой? (сверкающий) Если снег хрустит под ногами - значит он какой? (хрустящий под ногами снег) Если снег искрится под лучами солнца - значит он какой? (искрящийся) Если снег скрипит под ноги - значит он какой? (скрипящий под ногами снег) Если снег падает на землю - значит он какой? (падающий на землю снег)

Логопед выставляет четвёртую картинку-схему «дерево»

 - Какие деревья вы видите на картине? (Слева нарисована рябина с гроздьями красных ягод, а справа - елка, вся в шишках.)

 - Что вы можете сказать о деревьях? Какие они? Начните ответ со слов деревья. (Деревья стоят голые, заснеженные.)

Логопед выставляет пятую картинку-схему «птица»,

 - А каких птиц вы видите на картине? (Мы видим синиц, снегирей.)

 - Что делают птицы на картине? (Одна синичка сидит на ветке рябины. Снегирь сидит на еловой ветке и грызёт шишку. Две синички сидят на шляпе и клюют гроздья рябины.)

Логопед выставляет шестую картинку-схему «человек».

 - Что делают дети в парке? (Дети катаются на лыжах, санках, лепят снежную бабу.)

Выставляется картинка-схема «одежда».

 - Как одеты дети? Почему? (Они одеты тепло. Потому что на улице холодно.)

 - Кого вы видите на картине слева? (Мы видим мальчика в голубом комбинезоне. Он катается на лыжах.)

 - Кого вы видите на картине справа? (Справа на картине мы видим девочку с санками, она в красном комбинезоне.)

 - Что делает девочка нарисованная в центре картины? (Девочка лепит снежную бабу.)

 - Какая снежная баба? (Снежная баба большая и красивая. На голове у неё шляпа, а на шее шарф. Шляпа украшена гроздьями рябины, поэтому к ней прилетели птицы. Нос у снежной бабы сделан из морковки.)

 - Кто сидит рядом со снежной бабой? Расскажите о нём. (Рядом со снежной бабой сидит щенок. Он маленький и забавный. Он высунул язык.)

 - Как вы думаете, детям нравится гулять в зимнем парке? (Детям нравится гулять в парке, им весело.)

 - Отлично ребята, мы с вами очень подробно рассмотрели всё, что нарисовал художник на картине.

6. Физминутка. Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И Снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью Зиму любим мы, любим мы, любим мы.

7. Коллективное составление плана рассказа с помощью вопросов логопеда.

 - С чего мы начнём рассказ? (Мы начнем рассказ с описания времени года, неба.)

 - О чём вы расскажите затем? (Мы расскажем, где лежит снег, и какой он. Расскажем о деревьях.)

 - О чём буде рассказывать дальше? (Потом мы расскажем о детях, о том, как и во что они одеты, что они делают.)

 - Ещё о ком вы расскажете? (Расскажем о птицах и о щенке.)

 - Чем вы закончите рассказ? (Мы закончим рассказ описанием настроения детей.)

8. Составление рассказа по картине: сначала несколькими детьми по частям, потом одним ребёнком полностью.

В зимнем парке.

На картине нарисована зима. Небо светлое, голубое, высокое. Снег белый, мягкий, пушистый лежит на деревьях: на рябине, на елке и на всех остальных деревьях вдалеке.

Дети пришли в парк. Они катаются на лыжах и санках, лепят снежную бабу. Слева мы видим мальчика в голубом комбинезоне. Он идет на лыжах. Справа мы видим девочку с санками. Она в красном комбинезоне. Девочка в центре картины лепит снежную бабу. Снежная баба большая и красивая. У неё нос из морковки. На голове большая шляпа, а на шее шарф. Шляпа украшена рябиной, поэтому к снежной бабе прилетели птички. Мы видим снегирей и синичек. Рядом со снежной бабой сидит маленький, забавный щенок.

Дети на картине весёлые. Им нравится гулять в парке.

Картина вызывает радостное настроение и желание погулять в парке.

III. Итог занятия.

 - Снеговик говорит, что он всё запомнил. Ему очень понравился ваш рассказ. Он прощается с вами.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи детей с ТНР "Подарок для мамочки"

Занятие посвящено составлению рассказа по серии сюжетных картин с пропуском звена. Расчитано на детей подготовительной группы с ТНР...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе на тему: «Рассказ по картине «В зимнем парке».

Конспект занятия для развития связной речи в подготовительной к школе группе на тему: "Рассказ по картине "В зимнем парке"...

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи по теме "Пересказ рассказа "Кот в сапогах" по Е. Пермяку".

Тема: Пересказ рассказа «Кот в сапогах» по Е. Пермяку.Цель: Учить пересказывать рассказ с опорой на предметно – графический план.Задачи:Коррекционно – образовательные:  - расширять и уточнять сло...

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи. Составление рассказа по сюжетной картине «Наш детский сад»

В конспекте удачно продуман мотивационный этап. Творческий подход к изучаемой теме вызывает интерес у детей. Ключевые вопросы помогают детям рассуждать и делать выводы...

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи. Тема: Составление рассказа «Весна» по опорным картинкам.

Цели:: обучить составлению рассказа по опорным картинкам; упражнять  в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных; закреплять  умения проводить звуковой анализ слова, ...

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи детей 5-6 лет с ОНР «Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала и конца рассказа»

Цель: учить детей придумывать рассказ по сюжетной картине с придумыванием начала и конца рассказаЗадачи:1.Формирование правильного речевого дыхания2.Закрепление форм Т.п. существительных;3.Обогащение ...