Монологическая речь. Расск на темы из опыта
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Лавренко Анна Юрьевна

Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относится: произвольность, развернутость, логическая последовательность изложений, связная выразительность, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации (жесты, мимика).

Для анализа состояния связной речи детей и разработки ее целенаправленного формирования особое значение приобретает учет таких звеньев, как наличие внутреннего замысла, общей смысловой схемы высказывания, выбор слов, размещение их в линейной схеме, отбор словоформ в соответствии с замыслом и выбранной синтаксической конструкцией, контроль за исполнением языковых средств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monologicheskaya_rech._rassk_na_temy_iz_opyta.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема: «Монологическая речь.

Рассказывание на темы из опыта»

Выполнила: Лавренко А.Ю.

     

                             

Москва.

Содержание

  1. Монологическая речь.
  2. Развитие связной речи на возрастных этапах. Методические рекомендации.

         

          Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относится: произвольность, развернутость, логическая последовательность изложений, связная выразительность, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации (жесты, мимика).

Для анализа состояния связной речи детей и разработки ее целенаправленного формирования особое значение приобретает учет таких звеньев, как наличие внутреннего замысла, общей смысловой схемы высказывания, выбор слов, размещение их в линейной схеме, отбор словоформ в соответствии с замыслом и выбранной синтаксической конструкцией, контроль за исполнением языковых средств.

Схематично можно представить так:

I Уровень. МОТИВ.

Мотивационно-побудительный

II Уровень. ЗАМЫСЕЛ (внутренняя речь).

(семантика слов ).

III Уровень. Реализация мысли средствами языка

Звено грамматического структурирования

Выбор послоговой программы

 по кинестетическим признакам (контроль)

IV Уровень. Трансляция (просодика).

Если данный механизм речи активизируется не полностью, то в результате этого создается ситуативная речь.

Если срабатывают все звенья, то формируется монологическое или контекстное высказывание.

Таким образом, для анализа связной речи и разработки ее целенаправленного формирования особое значение приобретает учет таких звеньев порождения речи, как наличие внутреннего замысла, общей смысловой схемы высказывания, выбор слов, размещение их в линейной схеме, отбор словоформ в соответствии с замыслом и выбранной синтаксической конструкцией, контроль за исполнением языковых средств.

К важнейшим характеристикам любого вида развернутых высказываний относится связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения.

К необходимым условиям успешного овладения детьми монологической речью относится формирование специальных мотивов, потребности к использованию монологических высказываний, сформированность различных видов контроля и самоконтроля усвоения необходимых синтаксических средств построения развернутого сообщения.

Нормирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний требует использования всех речевых и познавательных возможностей, одновременно способствуя их совершенствованию.

Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи детей необходимо проведение направленной работы по развитию лексических и грамматических средств языка. 

С каждым годом детей с речевыми патологиями, в том числе со сложными нарушениями речи, становится всё больше. Количество таких детей в логопедических группах неуклонно растет. И в настоящее время дети с  минимальными  дисфункциями (ММД) и отклонениями в речевом развитии часто встречаются в массовых группах.

 Поэтому сейчас мы с вами рассмотрим развитие связной речи на всех возрастных этапах (дошколный возраст) и методические рекомендации к ним.

           1-я младшая группа (от 2 до 3 лет).

Большое значение имеет речь воспитателя, его умение разговаривать с маленькими детьми. Речь педагога должна быть четкой, выразительной, неторопливой. Слова и фразы, адресованные детям, не должны быть случайными. Их следует продумать заранее.

Обучение на занятиях должно быть направлено на то, чтобы совершенствовать у детей умение понимать речь воспитателя, отвечать на простейшие и более сложные вопросы, поддерживать разговор.

Вопросы педагога – ведущий прием активизации речи и мышления ребенка. Рассматривая предметы, наблюдая явления, дети правильно называют отдельные действия, но не могут установить их взаимосвязь и последовательность, т.е. затрудняются представить себе ситуацию в целом. Осмыслить ее помогает воспитатель.

«Мальчик поливает цветы из лейки», – рассказывает малыш, рассматривая картинку. «А откуда в лейке вода? – интересуется педагог и поясняет: – Сначала мальчик набрал в лейку воды, а потом стал поливать цветы». Затем он предлагает ребенку самому рассказать о том, как мальчик налил (набрал) в лейку воды и стал поливать цветы.

2-я младшая группа (от 3 до 4 лет).

В работе с детьми 4-го года жизни развитию навыков разговорной речи должно быть уделено самое пристальное внимание. Детей следует учить:

– понимать разнообразные вопросы и отвечать на них;

– задавать вопросы самого разного характера;

– активно включаться в разговор;

– принимать участие в драматизациях;

– объяснять содержание картины, правила поведения, устройство несложной игрушки и т.п.

Во второй младшей группе дошкольников начинают готовить к обучению рассказыванию. При повторном рассказывании воспитателя об игрушке (предмете) дети активно договаривают незаконченные им фразы ( «Круглый, резиновый, большой и синий. Это…» – «Мяч». – «Если ударить мячом об пол…» – «Он подпрыгнет» и т.п.).

Развитие связной речь особенно эффективно осуществляется на занятиях по рассматриванию сюжетных картин, которые проводятся ежемесячно. Для детей 4-го года жизни целесообразно использовать следующие картины: «Едем в автобусе», «Едем на лошадке», «Помогаем товарищу», «Играем с песком» (автор Е. Батурина); «Дети играют в кубики», «Зимой на прогулке», «Дети кормят курицу и цыплят» (автор Е. Падина и В. Езикеева).

Эффективность занятия во многом определяется умением воспитателя с самого начала заинтересовать детей. Например педагог рассказывает: «На дворе зима, на улице снег, можно кататься на санках, а можно сделать из снега горку. После занятия и мы с вами пойдем гулять. А сейчас я хочу познакомить вас с детьми, которые уже гуляют». Показывает картину «Зимой на прогулке» и задает вопросы, которые являются ведущим приемом при рассматривании. Они должны помочь детям уяснить общий смысл картины, стимулировать ребенка к целенаправленному описанию предметов (явлений); направлять его внимание на взаимосвязь деталей картины. Кроме того, при рассматривании картины нужны вопросы, которые дадут ребенку возможность высказать свое умозаключение, что-то предположить, в чем-то усомниться.

Эти вопросы условно можно представить так:

  1. вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода. Например: «Почему остановили лошадку?» («Надо ее напоить»); «Почему не едет автобус?» («Потому, что опаздывает мальчик, и шофер ждёт его»);
  2. вопросы, мобилизующие личный опыт ребенка. Например: «Почему у Лены из песка получается такой красивый заборчик и песок не рассыпается?»; «Дети делают из снега маленькую горку. Как вы думаете, какой в этот день снег на дворе?»;
  3. вопросы, требующие ответа-предложения, выходящего за пределы изображенного. Они позволяют связать несколько действий в единую цепочку, сказать не только о настоящем, но и о прошедшем и будущем. Это эффективное средство для активизации мыслительной деятельности ребенка. Например, воспитатель говорит: «Танюша взяла в руки мяч. Смотрит. Может, она кого-то ждет?» («Других детей ждет»; «Будет играть в мяч с мамой» и т.п.). «Вова поит лошадку и что-то говорит ей. Интересно, что он ей говорит?» («Пей, лошадка, пей, я тебя люблю, никогда не буду стегать прутиком»).

Выбрав картину для рассматривания, воспитатель должен сам заранее хорошо разобраться в ее содержании, составить рассказ и затем уже наметить вопросы. Желательно, чтобы рассказ имел завязку. Это могут быть 1-2 фразы, заключающие в себе эмоциональное отношение рассказчика к изображенному («Ох, как трудно собирать башенку. Ни у Кати, Ни у Димы работа не ладится!»

При составлении рассказа нужно следить за тем, чтобы одно высказывание дополняло другое. Чтобы была показана связь между отдельными частями (фрагментами) картины.

В рассказ педагога должны входить предложения, содержащие вопрос, восклицание. Прямую речь. Если позволяет содержание картины, заканчивать его следует так, чтобы последние фразы передавали отношение рассказчика к изображенным событиям.

        Средняя группа (от 4 до 5 лет)

В этой возрастной группе детей продолжают учить диалогической речи. Они отвечают на разнообразные вопросы воспитателя. Анализируя ответ, следует давать оценку его содержанию и речевому оформлению. Если ответ верен по существу, а фраза построена неудачно, воспитатель хвалит ребенка за активность и сообразительность и тотчас же дает образец правильного построения фразы. Затем предлагает повторить его.

Осваивая причинно-следственные зависимости, дошкольники в ответах на вопросы воспитателя (зачем? когда? как получилось? и т.п.) часто (отвечают) употребляют конструкции, начинающиеся союзом ПОТОМУ ЧТО. Если это оставлять без внимания, к старшему дошкольному возрасте данная ошибка станет типичной.

Со средней группы начинается целенаправленная работа по обучению рассказыванию. У детей воспитывают умение составлять описания игрушек и предметов, сюжетных картин, пересказывать художественные тексты.

Составление рассказов об игрушках и предметах. В начале года следует провести 2-3 подготовительных занятия. Цель их – помочь ребенку осознать, что описание проводится по определенному плану, и на интуитивном уровне освоить этот план. Эту задачу удобнее всего решать на занятиях типа «Я начну, а вы продолжайте». Для описания выбираются 2 одинаковых по названию, но различных по внешнему виду предмета (куклы, игрушечные медвежата, автомобили и др.). Воспитатель рассказывает об одном предмете, а дети, следуя образцу, дают описание другого объекта. Например:

Воспитатель. Моя кукла с толстой светлой косой.

Дети. Наша кукла с короткими тёмными (черными) волосами.

Воспитатель. У моей куклы синие глаза и длинные темные реснички.

Дети (ребенок). У нашей куклы черные глаза, а реснички тоже длинные и темные.

На последующих занятиях у дошкольников формируют умение составлять описательные рассказы по одному объекту, имеющему ярко выраженные и доступные восприятию ребенка черты индивидуальности, и по двум объектам (поочередный разбор). Затем можно проводить дидактические игры на самостоятельное рассказывание по любому из предложенных 4-5 предметов типа «Ушастик, угадай мою игрушку!».

На данном этапе успех занятий во многом обуславливается правильным подбором предметов. Игрушка должна привлекать ребенка своей необычностью, образностью. Например, заводная игрушка – крупная жар-птица, которая поднимает хохолок и распускает хвост, напоминающий павлиний; розовощекий малыш в ползунках с протянутыми ручонками; заяц, который чем-то сильно огорчен и вот-вот заплачет; трогательный, наивный, неуклюжий, с широко открытыми на мир глазами утенок Кряк.

Игрушку целесообразно показать детям за 5-7 мин. До начала занятия. Тогда они получают возможность хорошенько рассмотреть предмет, открыть для себя его особенности (мягкая, пушистая, гладенькая, толстый и пр.). Это существенный момент, так как ребенок, уже вызванный рассказывать, не должен брать игрушку (особенно в первой половине года). Она будет отвлекать малыша, мешать сосредоточиться.

На занятиях по описанию игрушки целесообразно проводить короткие (на 4-5 мин.) игры-инсценировки. Приемы обучения, используемые в данных играх, очень разнообразны и вместе с тем все они направлены на то, чтобы обратить внимание ребенка на особенности предмета, обогатить и активизировать его словарь. Например, пока воспитанники готовятся к занятию, прячет неваляшку, которая стояла на столе и, которую дети уже рассматривали самостоятельно.

«Дети, не видели ли вы неваляшку в красном пальтишке с белыми пуговицами?» – спрашивает воспитатель. «Видели, – отвечают дети. – Она только что стояла на Вашем столе». – «Убежала, должно быть. Давайте позовём её», – предлагает педагог. Дети хором и по одному зовут: «Неваляшка в красном пальтишке с белыми пуговицами, где ты?»

Ввиду того, что на 5-м году жизни ребенок еще не может надолго удерживать в памяти мотив действий, их последовательность, педагог должен использовать различные формы подсказов и напоминаний (дополнить рассказ товарища, предложить помощь).

Рассказывание по картине («Мы играем», «Домашние животные»). Доступны детям по содержанию, просты по композиции, персонажей 1-3.

Ведущий прием – ОБРАЗЕЦ

Пересказ. При отборе художественных произведений для пересказа воспитателю необходимо руководствоваться такими требованиями:

– небольшой объем;

– четко выраженная последовательность действий;

– доступный детям словарь;

– несложный синтаксис (короткие фразы, простые формы прямой речи и т.п.) (интонационная выразительность, договаривание – повторение).

Старшая группа (от 5 до 6 лет).

В этой возрастной группе занятие по обучению рассказыванию (пересказ, описание игрушек, предметов, сюжетных картин и картинок, рассказывание из опыта, творческое рассказывание) проводятся 3-4 раза в месяц. Детей учат рассказывать логично и последовательно, выражать мысль грамматически правильно, точно, образно.

Пересказ. Воспитывается умение свободно, последовательно, выразительно передавать содержание небольших сказок и рассказов без помощи вопросов воспитателя (русская народная сказка «Колобок», Б. Житков «Храбрый утенок»…)

Необходимо тщательно проанализировать язык произведения, выделить описания, эпитеты, сравнения, на которые следует обратить внимание детей (выразительное чтение).

Беседа – трудный, ответственный этап. При минимуме (не более 5-6) вопросов нужно создать у детей эмоционально-положительный настрой на произведение, обеспечить понимание и запоминание текста. Приемы:

– чтение отрывков по заявкам детей (внимание);

– выяснение педагогом, что нового и интересного дети узнали из произведения;

– придумывание детьми названия сказки (рассказа) (понимание, ориентировка);

– придумывание детьми сравнения на заданную воспитателем тему;

– вопросы, побуждающие ребенка припомнить отдельные факты, сопоставить их.

В начале года многие дети нуждаются при пересказывании в помощи воспитателя (2 детей, «эстафета») (инсценирование, драматизация текста).

Составление рассказа об игрушках и предметах.

Детей учат составлять подробные и интересные рассказы-описания, руководствуясь готовым планом.

Особое внимание должно быть уделено формированию умения рассказывать без повторов и длинных пауз, которые очень утомляют слушателей.

Дидактические игры: «Мастерская игрушек», «Магазин игрушек (сувениров)», «Выставка автомобилей», «Демонстрация моделей одежды». Эффективен прием составления писем (из коллективного опыта).

Рассказывание по картине. В течение года дети составляют рассказы по 4-5 настенным картинным («Осенний день», «Зимние развлечения», серия «Домашние животные», «Времена года»).

Педагог поощряет стремление ребенка увидеть картину по-своему и рассказать о ней, не копируя ответы товарищей:

– детям предлагаются вопросы, побуждающие к размышлениям;

– воспитатель читает небольшой рассказ на аналогичную тему;

– дети слушают программные музыкальные произведения;

– дети вместе с педагогом рассматривают кукол в национальных костюмах.

(Придумать название к картине, выбрать название картины из нескольких, предложенных воспитателем).

Рассказывание на темы из опыта. Старших дошкольников учат составлять рассказы на темы коллективного и индивидуального опыта. Предлагаемые воспитателем темы должны быть связаны с положительно-эмоциональными переживаниями ребенка. Для рассказов из коллективного опыта можно рекомендовать следующие темы: «Как мы следы осени искали» (где искали, кто что нашёл, что потом было), «Знакомьтесь – наш детский сад!» (составление письма в детский сад другого города), «О нашем городе мы свой ведем рассказ» (составление письма), «Наши малыши».

Рассказывание на темы из опыта относится к группе рассказов, сочиняемых по памяти. Поэтому, кроме специальных занятий, рекомендуется проводить игры и упражнения, совершенствующие у ребенка умения припоминать события, отбирать наиболее интересные и рассказывать о них окружающим (игры-загадки «Что задумали?», «Где был Петя?»; игры-путаницы).

Рассказы творческого характера (концовка, недостающие картинки).

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

В данной возрастной группе занятия по обучению рассказыванию проводятся еженедельно (пересказ, составление рассказов об игрушках, предметах, по картинам, картинкам, из опыта, рассказывание творческого характера).

Педагог оценивает рассказы воспитанников, используя конкретные, понятные детям критерии («Сегодня Веронику надо похвалить прежде всего за то, что она, пересказывая (рассказывая), ничего не пропустила, не перепутала… Лера рассказывала интересно, её хотелось слушать… Аня использовала в рассказе необычные слова, сравнения» и т.п.). Постепенно дети начинают самостоятельно употреблять эти характеристики. Со временем они овладевают умением тактично, в доброжелательной форме отмечать недостатки в рассказах товарищей.

Пересказ. В подготовительной к школе группе дети пересказывают небольшие по объему народные и авторские сказки и рассказы (1/2 – ¾ печатной страницы) (русская народная сказка «Лиса и рак», Л. Толстой «Мышка вышла гулять»…», Н. Сладков «Медведь и солнце»).

Приемы, которые помогают детям лучше понять и запомнить содержание произведения, следует отнести:

– выполнение заявок детей. Педагог зачитывает (пересказывает) отрывки (3-4), которые особенно понравились воспитанникам;

– вопросы по названию произведения (соответствует ли название сказки её содержанию, и как можно было бы по-другому озаглавить текст);

– самостоятельная оценка детьми того или иного события, сравнение её с той, что дана автором («Медведи с медвежатами», рассказ В. Бианки «Купание медвежат»);

– вопросы, требующие от детей анализа отдельных фактов (трудно ли…);

– пересказ детьми (по заданию воспитателя) отрывков, интересных в языковом отношении.

В этой группе дети пересказывают текст целиком, по частям, по ролям, участвуют в драматизациях его. Партнеров для совместного пересказа ребенок может выбирать сам.

(хоровое проговаривание детьми какого-то небольшого текста).

Составление рассказов об игрушках и предметах. В этой возрастной группе у детей закрепляют умение подробно и последовательно описывать по восприятию единичные предметы. Воспитатель предлагает план описания. Обучение осуществляется посредством дидактических игр типа «Магазин игрушек и сувениров», «Мастерская игрушек», «Мастерская по индивидуальному пошиву кукольной одежды и обуви», «Выставка» (посуда, ткань, предметы народного декоративно-прикладного искусства).

Рассказывание по картине. «Дикие животные», «Уборка урожая» (труд), «У пристани».

На занятиях необходимо (по картине) упражнять в следующих умениях:

– точно характеризовать время и место действия (вблизи, около, перед,…);

– выявлять причинно-следственные зависимости, рассказывать о них по-своему, не подражая товарищам;

– передавать содержание картины в определенной последовательности, переходя от характеристики одной темы сюжета к другой;

– в ответах товарищей замечать отступление от логики предмета (тактично).

Рассказывание на темы из опыта. Продолжают учить детей составлять рассказы из коллективного опыта (и индивидуального), руководствуясь готовым планом, а при необходимости образцом рассказа воспитателя.

Ознакомив детей с темой и планом, воспитатель напоминает 1-й пункт и предлагает 3-5 детям начать рассказ. Затем заслушиваются ответы по 2-му и 3-му пунктам. Отвечая по плану, дети запоминают и отбирают информацию, представляющую интерес для них самих и для слушателей.

Дети могут составлять интересные и подробные рассказы из индивидуального опыта на следующие темы: «Про лето и меня», «Как Дед Мороз мне подарок принес», «Мои друзья», «Моя мамочка», «Как я догадался, что пришла весна».

Продолжается переписка (климатич.закл.) «Продолжаем рассказ о нашем детском саде»; «Если вы приедете в наш город, мы покажем вам…»

Рассказ творческого характера

– составить повествовательный рассказ по сюжетной картине, домысливая, что предшествовало изображенным событиям (набор);

– придумать рассказ и сказку по набору игрушек («Как звери подружились»);

– продолжить рассказ (сказку), начатую воспитателем («Кто воровал морковь?»);

– придумать сказку по опорным словам;

– составить рассказ / сказку по плану, предложенному педагогом;

– придумывание детьми небылиц, нелепиц («Что я видел»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта "Формирование монологической речи с помощью технологии ТРИЗ"

Методы ТРИЗ-технологии  позволили  создать  популярные  в  дошкольной практике  методики  по  формированию  речевых  навыков  дошкольников, котор...

Обобщение опыта на тему: "Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания"

Обощение опыта на тему ""Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания"...

Рассказывание из опыта как средство формирования связной монологической речи у детей подготовительной к школе группы

Картотека разных видов деятельности по обучению детей подготовительной к школе группы рассказыванию из опыта...

Рассказывание из опыта как средство формирования связной монологической речи у детей подготовительной к школе группы

Картотека разных видов деятельности по обучению детей подготовительной к школе группы рассказыванию из опыта...

Обобщение опыта работы по теме "Развитие диалоговой и монологической речи детей 4-5 лет через театрально-музыкальную деятельность"

В данной статье собран материал по организации театрально-музыкальной деятельности в группе, организация среды и пространства....

Доклад из опыта работы "Развитие связной монологической речи детей с ТНР посредством использования мнемотехники"

Материал будет полезен воспитателям работающим  в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Представление педагогического опыта работы «Формирование и развитие связной монологической речи у старших дошкольников средствами мнемотехники»

Представляю Вам,опыт работы по теме: "Формирование и развитие связной монологической речи у старших дошкольников средствами мнемотехники".Очень активно использую мнемотехнику в своей коррекц...