Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Рекомендации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_mladshego_vozrasta.docx33.09 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А.Сухомлинский

      ЦЕЛИ:

1. Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук.

2. Вовлечь родителей в жизнь детского сада и группы, сделать их союзниками в работе по устранению речевых нарушений у детей.

3. Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.

    Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили, учили и учились.
По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки»,  «Золотые руки», «Руки не оттуда растут»,  «Руки опускаются»,  Положа руку на сердце», «Рукой подать», «Руками развести»,  «Обеими руками «за»,  «Своя рука – владыка»,  «Чужими руками жар  загребать», «как рукой сняло».

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его ручных умений или, как принято называть, мелкой моторики. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие психические процессы, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Не случайно немецкий философ И.Кант назвал руку «выдвинутым наружу головным мозгом».

Влияние мануальных (ручных) воздействий на развитие мозга человека было известно ещё во 2 веке до н.э. Еще в древнем Китае утверждали, что игры с участием рук приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В современном Китае до сих пор распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шариками. В Японии широко используются упражнения для ладоней с грецкими орехами.

Без преувеличения можно сказать, что маленькие гибкие пальчики способны «открыть» нам дорогу в мир больших возможностей. Какой совершенный инструмент щедро подарен нам природой!

В то же время, если руки не развивать, их достоинства так и не раскроются. Современному школьнику очень нужны умные руки. Происходит то, о чем писал А. М. Горький: «… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга». Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев. 

Уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем зоны, отвечающие за речь. Одним из эффективных методов развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры – открытие нашей народной педагогики. За их кажущейся простотой скрывается огромная педагогическая воспитательная ценность.       В пальчиковых играх, которые   известны всем: «Ладушки», «Сорока – Белобока», «Коза - рогатая» и другие, дети подражают словам и действиям взрослых.

Какие вы используете пальчиковые игры?

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него; Упр. «Кольцо», «Зайчик», «Коза», «Очки», «Молоточки», «Этот пальчик …», «Пальчики здороваются»,

«Пальчики шагают» (готовые карточки)  Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

     Дети от года до трёх лет хорошо воспринимают пальчиковые игры, выполняемые одной рукой, например:

МОЯ СЕМЬЯ

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

ПАЛЬЧИК – МАЛЬЧИК

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку  показать большой палец. Затем поочерёдно соединять его с остальными пальцами одной руки.

Трёхлетние малыши осваивают пальчиковые игры, которые проводятся двумя руками, например:

КАПУСТА

Мы капусту рубим – рубим, (прямые ладони вверх вниз)

Мы капусту трем-трем-трем, (потираем кулачок о кулачёк)

Мы капусту солим – солим,  (поглаживание подушечек пальцев)

Мы капусту жмём – жмём – жмём. (сжимаем и разжимаем кулачки)

 КОРАБЛИК

По реке плывёт кораблик,            (Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние           открыты - показываем "кораблик")

  Он плывёт издалека, (Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")

 На кораблике четыре очень храбрых моряка. (Показать 4 пальца)

  У них ушки на макушке, (Приставляем обе ладошки к своим ушам)

У них длинные хвосты,       (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)

  И страшны им только кошки,

Только кошки да коты! (Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")

Пальчиковые игры как методическое средство хороши еще тем, что не требуют особой подготовки, их можно быстро организовать и провести без использования игрушек, атрибутов; они непродолжительны во времени. Их использование играет большую роль для развития речи детей, подготавливает ребенка к рисованию и письму, так как кисти руки приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

         Прекрасным средством для развития движений пальцев является игра в кукольный театр: пальчиковый, перчаточный, театр теней;

Игра с детьми второго-третьего года жизни должна вестись при участии взрослого —   в этом возрасте малыши лишь повторяют движения пальцев, показываемые взрослым. Кроме того, они еще не в состоянии развивать сюжет такого «спектакля».

Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук

Самомассаж кистей и пальцев рук с помощью подручных средств (массажеры, массажные мячики, шарики су-джок, шишки, грецкие орехи, карандаши, прищепки, щётки (зубными, одежными, массажными).

Традиционные игры для развития мелкой моторики:

  • Конструирование (конструктор «Лего», кубики, строим из кубиков башни, кроватку для куклы, скамейку для зайца; выкладывание счетных палочек, геометрических фигур;
  • Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, пазлы, мозаика, пирамидки, перекладывание, сортировка мелких предметов, нанизывание крупных пуговиц, шариков, бусин на нитку);
  • Игры –шнуровки, доска Сегена, матрешки, игры с прищепками, игры с застежками;
  • Различение на ощупь различных поверхностей (мягкий, пушистый, гладкий, колючий, шершавый)

Игры для развития мелкой моторики  с предметами домашнего обихода.

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

КАРАНДАШ

Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

КАЧЕЛИ

Ручку пальчиками взяли, вправо-влево покачали.

- «Что такое? Неужели япопала на качели?»

Дети зажимают карандаш средним и безымянным пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой.

ЩЕТКА.

      Гладь меня колючий еж, ты колючий, ну и что ж,

     мы тебя погладим, мы с тобой поладим.

     ШИШКА.

Шишку я в руке катаю, пальчики я разминаю,

Шишку я в руке сожму, пальчики я разомну.

ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ.

     Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник.

Желательно сопровождать все действия рифмованным текстом, у ребенка вырабатывается чувство ритма, развивается память, внимание, тренируем речь.

Игры на кухне:

     Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.   Так же можно предложить пересыпать крупу в стаканчик, используя ложку или воронку.

СОРТИРОВКА КРУП

Я крупу перебираю,

Мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами

 Рис от гречки отличу.

«Укрась бабочку» (используем палитру и различные мелкие предметы).

«Волшебный мешочек», аппликация из круп, скорлупы.

СУХОЙ БАССЕЙН.

 Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.  

Можно спрятать  в сухом бассейне какую-нибудь игрушку. 

ЛЕПКА (тесто, масса для лепки)

ВЫКЛАДЫВАНИЕ УЗОРОВ из мелких камешков, круп, мозаики и т.д.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

 Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят.

Можно используя разноцветные атласные ленты «выткать» яркий коврик.

ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ.

     Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!.

     Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку.

  • Три кастрюли разного диаметра и крышки. Пусть подбирает «правильную» крышку. Еще можно сложить кастрюли одну в другую.
  • Берем бутылочки, баночки, пузырьки разных размеров, отвинчиваем крышки, перемешиваем и предлагаем малышу подобрать и завинтить крышки.
  • Мелкие предметы (пуговицы, мозаика, шарики) бросаем в банку с водой и вылавливаем поварешкой или ложкой.
  • Банка с отверстиями в крышке – через них можно кидать пробки, бусины, мячики из поролона, пуговицы.
  • Достаем запасливо припасенные старые журналы или газеты… Их можно рвать – на полосы или кусочки - и тогда развиваются соотносящие движения руки и хватание.

         Предложенные игры  и упражнения способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения. У детей повышается любознательность, пытливость; формируются знания об окружающем мире; развиваются такие психические процессы как память, внимание, мышление, творческое воображение, речь.

Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть определенным навыком, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. 


                                     


По результатам многочисленных исследований, проведенных в разных странах, установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев  развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому развитие мелкой моторики является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, подготовки кисти рук к письму и, что немаловажно, мощным средством развития мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Даны рекомендации по провед...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук детей младшего возраста"

В последнее время игры – шнуровки (по идеям Марии Монтессори) стали пользоваться большой популярностью, как в  детских учреждениях, так и в домашних играх. Несмотря на большую востребованность та...

презентация «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста».

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их п...

Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста"

Презентация может использоваться для показа на родительском собрании как консультация по данному вопросу  и педагогами для работы....

Консультация "Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей младшего возраста."

Возвращение к истокамИздревле на Руси мамы играли с малышами в такие игры как «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», в Китае мамы развивают ладошки малышей с помощью каменных и металлическ...

Игры на развитие мелкой моторики для детей младшего возраста.

Игры на развитие мелкой моторики для детей младшего возраста....

Анкета для родителей "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста"

Анкетирование направлено на  получение сведений о    знаниях родителей  про мелкую моторику детей, ее значении....