Обучаем и воспитываем ребенка с учетом его гендерных особенностей
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Формирование в ребенке будущего мужчины, будущей женщины – одна из самых главных задач воспитания, поскольку оно создает не просто человека, гражданина, члена общества, а будущих жен, мужей, матерей, отцов. Мы стараемся учить детей правильным социальным ролям, т.е. быть Мужчинами и Женщинами. Обучение идеальных мам и пап начинаем  прямо с дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед Юнакова Татьяна Геннадьевна

подготовительной группы компенсирующей направленности № 10

МБДОУ д/с № 67г. Белгород,

Обучаем и воспитываем ребенка с учетом его гендерных особенностей

Аннотация: Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Формирование в ребенке будущего мужчины, будущей женщины – одна из самых главных задач воспитания, поскольку оно создает не просто человека, гражданина, члена общества, а будущих жен, мужей, матерей, отцов. Мы стараемся учить детей правильным социальным ролям, т.е. быть Мужчинами и Женщинами. Обучение идеальных мам и пап начинаем  прямо с дошкольного возраста.

Ключевые слова: пол и гендер, гендерное равенство, маскулинизация девочек и феминизация мальчиков, гендерная культура, гендерное измерение, гендерная компетентность.

Миллиарды людей живут на планете. Несмотря на то, что они принадлежат к разным народам и расам, их можно разделить на две большие группы: мужчины и женщины. [7, с.73]
       Мужчина и женщина – как день и ночь, как небо и земля, как огонь и лёд. Такие разные и несхожие в своих суждениях, поведении и чувствах. Они по-разному ведут себя в одной и той же ситуации, по-разному воспринимают окружающий мир. Различие в восприятии окружающего мира способствует тому, что они не понимают друг друга. А непонимание – источник конфликта.

Поэтому современная наука чётко разграничивает мужское и женское начала, связывая их с понятием пола и гендера.

Для начала попробуем разобраться в том, что же это такое - гендер и гендерное равенство.

Начиная с 1970 года, ведутся споры о том, что определяет поведение и образ жизни человека: биология и среда. Может ли воспитание (культура) взять верх над биологией (генами) и определить пол человека?
Пол в переводе с латинского означает «порождать». Это биологическое различие между людьми, определяемое генетикой (каким человек родился).
Гендер называют социальным полом, то есть, с каких позиций (мужчины или женщины) воспитывают человека.

Например, женщина может стать «мужчиной», если ведёт себя по - мужски: курит, пьёт, сквернословит. В такие моменты её гендер - мужской. Или, если мальчик красит губы, ногти, жеманится, то, не смотря на биологическое начало, его социальный пол – женский. [8, с.43]

Гендерная принадлежность характеризуется «мужественностью» - формами поведения типичными для мужчин, или «женственностью» - формами поведения типичными для женщин

Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время наблюдается маскулинизация девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где  – слабый).

Причинами являются:

-большой процент разводов в обществе;

-преобладание неполных семей;

-главенствующая роль матери в семье;

-пассивное участие мужчин в воспитании детей;

-отсутствие культуры взаимоотношений мальчиков и девочек.

-программно-методическое обеспечение не учитывает гендерный аспект;

-низкий процент мужчин-педагогов;

-преобладание в предметно-развивающей среде «девчоночьих» материалов и пособий;

-построение педагогического процесса без учета гендерных особенностей.

Гендерная культура предполагает:

-формирование представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера;

-раскрытие психических, физиологических и этических особенностей мальчиков и девочек;

-формирование представлений о мужском и женском достоинстве.

Критерии сформированности гендерной культуры (в целом) это-

-становление правильных взаимоотношений мальчика и девочки, юноши и девушки;

-стремление к взаимопониманию;

-наличие качеств, характерных для мальчика (юноши, мужчины): смелость, мастерство в деле, рыцарство, трудолюбие, благородство, умение преодолевать трудности и др.;

-наличие качеств, характерных для девочки (девушки, женщины): доброта, женственность, отзывчивость, мягкость, терпимость, забота, любовь к детям;

-наличие честности, искренности, доверия, верности, милосердия, взаимопомощи.

Современная педагогика, встав на путь гумманизации  воспитания и образования, борется за возвращение в нашу жизнь идеалов добра, терпимости, ненасилия, вместе с этими идеалами важно возвращение истинного понимания мужественности и женственности, ценности личного счастья, семейной жизни. Формирование в ребенке будущего мужчины, будущей женщины – одна из самых главных задач воспитания, поскольку оно создает не просто человека, гражданина, члена общества, а будущих жен, мужей, матерей, отцов. Вместе с тем ученые, писатели, публицисты указывают на бесполость нашего воспитания, которое часто в погоне за равенством полов попросту игнорирует их специфику. Большинство тех, с кем ребенок сталкивается в процессе своего воспитания, — опять женщины (воспитатели детского сада, врачи, учителя). Поэтому мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской. [3, с.54] Это приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности и т. п. Взрослые не столько поощряют «мужское» поведение, сколько осуждают «немужское» («тебе плакать стыдно, ты не девочка»). Это объясняет, почему у девочек поло-ролевая идентификация является непрерывным и менее конфликтным процессом, чем у мальчиков. Результаты «бесполой» педагогики и психологии не заставили себя ждать: мальчики оказываются недостаточно эмоционально устойчивыми, решительными, сильными, а у девочек обнаруживается нехватка нежности, скромности, мягкости, терпимости. Это является одним из факторов кризиса современной семьи, ведет к возрастанию психосоматических заболеваний и общей невротизации.

Гендерный подход необходим:

1. Когда речь идет об индивидуализации образования. В данном случае, это попытка содействовать развитию понимания и восприимчивости по отношению к себе, что в целом может содействовать решению проблем, связанных с гендерной идентификацией и самореализацией.

2. В обучении, так как все аспекты развития мальчиков и девочек различаются по скорости и по содержанию

Гендерный подход в воспитании предполагает принимать в расчет и применять знания о гендерных особенностях:

  • в определении содержания и методов обучения;
  • в решении проблем, связанных с гендерными идентификацией и самореализацией.

Гендерный подход в образовании и воспитании сегодня – это учет многовариативного влияния фактора пола в синергизме биологического и социального. Значимым сегодня оказывается принципиально новый подход к образованию и воспитанию мальчиков и девочек – «гендерное измерение», в процессе которого формируются более адекватная жизненная позиция, имеющая в своей основе социополовую ориентацию, в том числе личностное самоопределение, выбор идеалов и жизненных целей, будущий профессиональный выбор, определение своего статуса в коллективе сверстников и др.  Гендерное воспитание и образование вопреки представлению о том,  что оно может ущемить правовые ценности равноправия личности и привести к дискриминации ее в зависимости от пола, напротив, в своей основе направлено на формирование идеи о том, что пол не является основанием для дискриминации и способствует наилучшей реализации личностных склонностей и способностей как в связи с половой принадлежностью, так и вне ее. [5, с.184] Целью гендерного подхода в образовании является деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов научения, отличных по качеству, способам организации учебного процесса и темпам от традиционных. Под гендерной компетентностью понимается информированность относительно того, что понятие гендер охватывает круг психосоциальных и социокультурных характеристик, ассоциирующихся с мужским или женским полом в рамках определённой культуры. Гендерная компетентность педагога предполагает овладение им различными аспектами руководства детской деятельностью с учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей ребенка с акцентом на гендерную идентичность (психологическое ощущение ребенком себя будущим мужчиной или будущей женщиной).

Для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье. [2, с.35] Ее отсутствие неблагоприятно сказывается на формировании личности и в частности на половой идентификации ребенка. Личностные качества родителей также играют здесь немаловажную роль. Так же как и наличие у ребенка полной семьи, присутствие в его жизни полноценных папы и мамы.

Большая роль в гендерном образовании, отводится педагогу, перед которым ставится непростая задача преодоления формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола. [4, с.431] С этой целью в дошкольном учреждении должны быть созданы все возможные условия для повышения информированности педагога по вопросам гендерного обучения и сохранения здоровья воспитанников в образовательном процессе, по результатам  мониторинга для внесения своевременных коррективов в работу.  Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей, с одной стороны призвано помочь ребенку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость. Но вместе с тем, современная ситуация развития общества категорически против того, чтобы мужчины или женщины располагали рядом преимуществ по половому признаку. Например, мальчики, как будущие мужчины, в своих личностных проявлениях, не должны демонстрировать только мужественность, несгибаемою волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими и чуткими, проявлять заботу по отношению к другим людям,  родным и близким и т.п.  Девочки, как будущие женщины, помимо   традиционных женских качеств, должны быть активными, инициативными, уметь отстаивать свои интересы и т.п.  При обучении важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, основанных прежде всего на слуховом восприятии. Для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, базирующиеся на зрительном восприятии.  Девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для них важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей.  Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата в чем-то конкретном. [6, с.28] Каждый приобретенный навык позволяет ему гордиться собой и стремиться к новым достижениям.  Ни в коем случае нельзя противопоставлять детей: хорошие девочки и плохие мальчики и наоборот!

Итак, мальчик и девочка – два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково.    Постараемся понять наших детей и воспитать в них настоящих мужчин и женщин, соответствующих своей сути и содержанию. Везде хороша «золотая середина» - смешанное обучение и воспитание с элементами разделения, то есть дифференцированный подход с учетом половых признаков.  Постараемся учить детей правильным социальным ролям, т.е. быть Мужчинами и Женщинами [1, с.6].

Список литературы:

  1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. «Вопросы психологии» № 5, 1987. – 6с.
  2. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, 1998. – 35с.
  3. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. «Вопросы психологии» № 4, 1991. – 54с.
  4. Бендас ТВ. Гендерная психология: учебное пособие/ СПб.: Питер, 2008. - 431 с.
  5. Еремеева В Д. Хризман Т.П. Мальчики и девочки. Два разных мира. Нейропсихологии - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам/; М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. - 184 с.
  6. Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 28с.
  7. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 73с.
  8. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях. – М.: Айрис – Пресс, 2003. – 43с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему детей желательно воспитывать с учетом их гендерных особенностей

В данной статье затрагивается актуальная проблема - особенности гендерного воспитания дошкольников. Почему воспитание мальчиков и девочек должно строиться  с учетом их половой принадлежности....

Консультация для молодых воспитателей «Почему детей нужно воспитывать с учетом их гендерных особенностей?»

В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, пр...

Консультация "Почему детей нужно воспитывать с учетом их гендерных особенностей?"

Консультация "Почему детей нужно воспитывать с учетом их гендерных особенностей?"...

Статья на тему: «Общение с ребенком с учетом его гендерных особенностей. Девочки и мальчики»

                   Общение со сверстниками играет значительную роль в формировании личности ребенка –это средство познания и самовыражени...