Статья на тему: «Общение с ребенком с учетом его гендерных особенностей. Девочки и мальчики»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

                     Общение со сверстниками играет значительную роль в формировании личности ребенка –это средство познания и самовыражения, источник разнообразных чувств и переживаний, способ установления деловых и личных контактов, средство реализации целей и задач совместной деятельности.

                  При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр и других видов детской деятельности, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.

                  Гендерный подход в воспитании, т.е. учет гендерных психологических различий (психофизиологических, личностных), позволяет обеспечить большую эффективность процессов обучения, воспитания, формирования личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

На тему: «Общение с ребенком с учетом его гендерных особенностей. Девочки и мальчики»

Воспитатель первой квалификационной категории: Федоткова Т.В.

Санкт- Петербург

2022 год

Основы гендерного воспитания

Биологический пол дается индивиду от рождения, в то время как социальный пол формируется под влиянием социальных факторов. С целью разграничения биологической и социальной характеристик пола (в переводе с английского gender – «род»), в науку было введено понятие «гендер». Гендер –род (от лат. gens) –социальный пол, зависящий не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Биологический пол –это данность, а гендер –это достигаемый социальный статус, который связан с исполнением определенных социальных ролей.

Первым, кто предложил использовать термин «гендер», был американский психоаналитик Р. Столлер.

Ученые единодушны –гендерная устойчивость формируется социокультурными нормами и в значительной степени зависит от отношений детей и взрослых (родителей).

Гендерная социализация – это процесс, в ходе которого ребенок идентифицирует себя с представителями соответствующего пола и научается тому, что в данной культуре является социально приемлемым для мужчины и женщины. Гендерная социализация это включенность ребенка в определенную гендерную культуру общества, в котором он живет. Ребенок усваивает стандарты данной культуры в процессе социальных отношений. В процессе гендерной социализации ребенок усваивает, соответствующую ему гендерную роль. Гендерная роль – это набор ожидаемых образцов поведения (норм и эталонов) для мужчин и женщин.

Существуют различные подходы к определению гендерного воспитания. Это связано с отсутствием единой точки зрения на построение целостной системы гендерного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, невозможность постановки единых целей и задач. Часть исследователей считают необходимым возвратить традиционные ценности, основанные на исторических и культурных традициях общества, в этом они видят основную цель гендерного воспитания. Т.А Репина говорит о том, что полоролевое (гендерное) воспитание основывается на закономерностях развития социального пола, направлено на формирование в подрастающем поколении качеств мужественности и женственности, подготовку к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей, на развитие умений представителей разного пола взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности. По ее мнению, гендерное воспитание обеспечивает принятие детьми идеальных женских и мужских образов и формирование у дошкольников стремления выполнять присущие их полу гендерные роли.

Деятельность педагогов, психологов и родителей должна быть направлена на то, чтобы воспитывать в мальчиках традиционно мужские качества, такие как: решительность, смелость, активность, твердость и т.д. Девочкам необходимо прививать традиционно женские качества: доброту, скромность, тактичность, заботливость, нежность, терпимость и т.д. Схожей в данном вопросе является позиция Д.В. Колесова. Он считал дошкольный возраст наиболее благоприятным для того, чтобы научить мальчиков и девочек взаимодействовать между собой, видеть друг в друге личность.

Другая группа ученых говорит о том, что опора на традиционные стереотипы поведения мужчины и женщины не дает возможность учитывать особенности современной жизни. За последние несколько десятилетий произошло множество изменений в жизни общества. Феминизация, технический прогресс дают возможность женщине успешно осваивать «мужские» профессии. То, что раньше считалось для женщины неприемлемым, сегодня является нормой. Поэтому слепое следование историческим и культурным традициям, лежащим в основе гендерных стереотипов, не позволяет обеспечить равенство между полами, а также не дает возможность полноценной самореализации человека.

В современных исследованиях достаточно полно представлены разные аспекты гендерного воспитания: изучены возможности отдельных средств (игра – Л.В.Градусова, Е.А.Кудрявцева, Е.А.Конышева; труд – Л.А.Арутюнова; произведения изобразительного искусства – Т. В. Малова, формы организации детей - Н. К. Ледовских, О. В. Прозументик; дидактическая игра – Григорьева Ю. С.; народная культура - Фадеев С. Б. и др.). Несмотря на это, интерес к проблеме гендерного воспитания, к поиску средств его совершенствования не ослабевает. Изучение потенциальных возможностей разных видов деятельности, средств, методов, форм организации педагогического процесса является целью многих современных исследований.

Пол –это индивидуальная характеристика человека. Общение со сверстниками своего и другого пола рассматривается как условие развития гендерного самосознания, гендерной роли. Развитие ребенка с первых дней жизни осуществляется не только с помощью организованного воспитания, но и в результате стихийных воздействий природы, семьи, общества, сверстников, средств массовой информации, случайных наблюдений, поэтому учет непреднамеренных воздействий воспитателей, самоизменений дошкольника в организации целенаправленной педагогической деятельности создает реальные предпосылки для полноценного развития девочек и мальчиков в соответствии с их половозрастными, индивидуальными особенностями, социальными условиями, т.е. для эффективного воспитания дошкольников.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования говорит, что социально-коммуникативное развитие детей предполагает гендерное воспитание, способствующее своевременной и качественной гендерной социализации, результатом которой является гендерная воспитанность. Также ФГОС предусматривает соблюдение принципов дошкольного образования, в том числе и принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, выполнение которого невозможно без целенаправленной работы по гендерному воспитанию

По ФГОС ДО педагогу заданы ориентиры на учет индивидуальных характеристик ребенка в образовательном процессе, развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование коммуникативной деятельности детей.

Общение со сверстниками играет значительную роль в формировании личности ребенка- это средство познания и самовыражения, источник разнообразных чувств и переживаний, способ установления деловых и личных контактов, средство реализации целей и задач совместной деятельности.

В процессе взаимодействия в совместной деятельности развиваются способности детей (интеллектуальные, коммуникативные, творческие..), они учатся побеждать и проигрывать, оценивать и поддерживать друг друга, усваивают нормы и правила поведения, происходит становление межличностных отношений.

Правильная организация общения детей- одна из задач взрослых (сначала в семье, позже- в детском саду и школе). И везде главная цель –научить ребенка общаться так, чтобы и ему было полезно и приятно, и другим детям тоже.

Игры «День рождения», «Приветствие по кругу»- значимость таких игр в развитии дружеских взаимоотношений, формировании культуры общения, создания эмоционально- положительной атмосферы в группе, поводом к общению – новые книги, энциклопедии, просмотр фото, видео материалов, возникает коллективное обсуждение самых разнообразных тем.

В самом начале года проводятся занятия по обучению детей употреблению различных обращений в зависимости от ситуации общения:

Игра «Назови ласково», «Живая неделя», беседа «Как провел выходные».

Воспитание высокой культуры общения проходит  через совместные праздники, развлечения, досуги (стихи, песни, обсуждения..),чтение сказок, рассказы о былинных героях.

Нам, воспитателям, надо быть образцом поведения, обращать внимание детей на то, как ведут себя взрослые; общаться и с мальчиками и с девочками в условиях ДОУ; создать позитивную, доброжелательную обстановку; организовывать совместные игры, уголок творчества, пространство для практического познания мира с учетом гендерных особенностей: игрушки для совместных игр.

Взрослые, устанавливающие правила общения в ДОУ, должны быть последовательны в соблюдении норм общения с детьми, показывать им пример позитивного отношения друг к другу, обучение ситуативно - деловому общению. Это происходит на музыкальных занятиях, в театральных постановках, физкультурных занятиях... Если сам воспитатель во время занятий оживлен, эмоционален, активно общается с детьми, задает вопросы, хвалит за ответы, такая организация общения детей будет действительно развивающей.

Воспитатель учит ребят вежливо общаться друг с другом и старшими, правильно формулировать свои просьбы и замечания, обходиться без оскорблений в межличностном общении.

Общение со сверстниками играет значительную роль в формировании личности ребенка –это средство познания и самовыражения, источник разнообразных чувств и переживаний, способ установления деловых и личных контактов, средство реализации целей и задач совместной деятельности.

Выделяются следующие условия развития общения:

  • Моделирование коммуникативных ситуаций
  • Использование дидактических игр
  • Индивидуальная работа
  • Совместное принятие каких –либо решений
  • Различные игры –упражнения
  • Познавательные беседы
  • Сюжетно –ролевые игры
  • Совместная работа

Развитию, как мальчиков так и девочек способствуют игры, в которых дети налаживают контакт и учатся общению. Например: День рождения; Круг комплиментов.

В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в ДОУ (8-12 час) подвергаются женскому влиянию.

В результате многочисленных исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом, было установлено: при обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, на основе слухового восприятия, мальчики плохо воспринимают объяснения на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

Кисть руки мальчика в своем развитии отстает на 1,5 года от кисти руки девочки. При оценки поведения детей и результатов их деятельности –воспитателю необходимо помнить, что девочки чувствительны к интонациям, форме оценки, её публичности. Для девочек важно, чтобы ими восхищались в присутствии других. Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, делать что-то…

Мальчики любят дружеские потасовки, воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая их радости, которую они при этом испытывают.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр и других видов детской деятельности, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.

Большое внимание требуют проблемы, связанные с организацией предметно –пространственной среды. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их условия на использование отдельных ее элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Чтобы правильно судить о характере взаимоотношений, складывающихся между детьми в группе детского сада, воспитателю следует постоянно наблюдать за общением детей в игре и других видах совместной деятельности.

Развивать межличностное отношение детей можно с помощью игр:

  • Змея
  • Золотые ворота

Общение детей в период дошкольного возраста показывает их пристрастную причастность к социальным ролям мужчин и женщин. В играх и в практике реального общения дети усваивают не только социальные роли, связанные с половой идентификацией взрослых, но и способы общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек.

Вывод: Л.С. Выготский писал: «Педагог является организатором воспитывающей социальный среды, регулятором и контролером ее взаимодействия с воспитанниками».  Поэтому работу по гендерному воспитанию необходимо начинать с ее основания, с того кто будет общаться с детьми, обучать их и формировать коммуникативные умения учитывая и понимая гендерные различия воспитанников.

Гендерный подход в воспитании, т.е. учет гендерных психологических различий (психофизиологических, личностных), позволяет обеспечить большую эффективность процессов обучения, воспитания, формирования личности.

Литература:

  1. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки –два разных мира. Нейропсихологии –учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. –М.: ЛИНКА –ПРЕСС, 1998. -184 с.
  2. Кан –Калик  В.А. Учителю о педагогическом общении/ В.А. Кан –Калик. –М.: Просвещение, 1987
  3. Коммуникативная деятельность педагога. Краткий курс: Учебное пособие в помощь студентам/ Сост. Е.В. Яфарова. –Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. -60с
  4. Коломинский Я.Л. Психология общения/ Я.Л. Коломинский. –М: Знание, 1974.- 96 с.
  5. Лашкова Л.Л. Текст: Концепция развития коммуникативного потенциала будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений автореф. дисс. д-ра пед.наук

13.00.01/Л.Л. Лашкова. Челябинск, 2011.

6.  Ежова Е.С. Гендерные особенности общения дошкольников// Образование и воспитание.- 2017.- №1.- С.17-19. –URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1874/

7. https://vkr.pspu.ru/uploads/7649/Habarova_vkr.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье».

Консультация для родителей по гендерному воспитанию детей...

Консультация для родителей «Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье».

Советы для родителей о подходе к воспитанию девочек и мальчиков....

Физкультурный досуг "Зимние забавы" для девочек и мальчиков с учетом их гендерных особенностей.(подготовительная группа)

Физкультурный досуг "Зимние забавы" для девочек и мальчиков с учетом их гендерных особенностей. (подготовительная группа)...

непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (ребенок в семье и сообществе - формирование гендерной принадлежности) "Девочки и мальчики"

Закрепляются гендерные представления у детей, знания о своей принадлежности к полу, о строении человека, формируются умения различать мальчиков и девочек по внешнему виду и поведению....

Обучаем и воспитываем ребенка с учетом его гендерных особенностей

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обще...

Физкультурный досуг «Зимние забавы» для девочек и мальчиков с учетом их гендерных особенностей. (старшая и подготовительная группа)

Инструктор: Здравствуйте ребята! Приглашаю всех девчонок и мальчишек показать смелость, находчивость, ловкость и быстроту. Итак, наш физкультурный досуг «Зимние забавы» – объявляю от...

Консультация для родителей на тему "Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье"

Консультация для родителей на тему "Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье"...