Занятие в подготовительной группе по развитию речи.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Шакирова Нина Степановна

Составление рассказа по картине на тему "Осень".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект в подготовительной группе

по развитию речи «Осень»

Цель: формировать умение составлять описательный рассказ по картинке «В гостях у волшебницы Осени».

Интеграция образовательных областей:

социально – коммуникативное развитие

художественно – эстетическое развитие

Интегрированные задачи:

а). Образовательная:

Связная речь: развитие связной речи на основе формирования  умения воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем для выражения замысла, а также называть характерные признаки осени.

Словарь: уточнять и расширять словарь по теме «Осень», активизировать в речи слова, обозначающие  состояние погоды.

Грамматика: развитие  грамматически правильной речи, закреплять знания детей в употреблении в речи сложноподчиненные предложения в описании природы.

Звуковая культура речи: дифференциация звуков  (ш – с ).

б). Развивающая: развивать образность речи, умение соотносить небольшой личный опыт переживаний и наблюдений с «картиной мира», развивать умение воспринимать искусство.

в). Воспитательная:  Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.

Средства: сюжетная картина по теме «Золотая осень»

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, послушайте поговорки и  подумайте, что они могут обозначать:

В сентябре и лист на дереве не держится (в сентябре становится прохладно, и  листья опадают)

Плачет октябрь холодными слезами (в октябре часто идут дожди и они с каждым днем холоднее, так как приближается зима)

- Послушайте стихотворение, которое написала И. Бутримова

Золотая осень чудной красоты

Голубое небо, яркие цветы,

Будто бы художник смелою рукой

Расписал берёзы краской золотой,

А, добавив красный, расписал кусты

Клёны и осины дивной красоты.

Получилась осень – глаз не оторвать!

Кто ещё сумеет так нарисовать?

- Ребята,  о каком времени года говорится в стихотворении? (об осени). Сегодня мы с вами поговорим о самом красивом времени года, об осени.  

- Скажите, после какого времени года она наступает? (после лета)

Сейчас мы с вами отправимся в осенний лес. Закройте глазки и послушайте музыкальное произведение П. Чайковского «Времена года», которое поможет почувствовать всю красоту осенней природы.

 (дети закрывают глаза, звучит отрывок из музыкального произведения, воспитатель вывешивает картину «Осень»).

 - Давайте вдохнем воздуха и почувствуем, какой он? (прохладный, свежий, пахнет прелыми листьями, грибами)

Какой волшебный

воздух осенью в лесу –

в нём запах прелых листьев,

хвои и грибов…

И свежесть, и прохлада…

Так хочется с собой

его частичку унести…

на память… до весны…

- Давайте прислушаемся, в лесу тихо, а можно в такой тишине услышать самый небольшой шорох?  Что вы слышите? (Как падают листочки, потрескивание веток, стволов деревьев, как перелетела птица с ветки на ветку, шепот ветра).

- Давайте попробуем изобразить ветер, если он дует сильно. (ш-ш-ш) , а теперь ветер начинает немножко стихать (ш – ш – ш), но вот он опять разбушевался (ш – ш – ш), а теперь успокоился и совсем стих (ш – ш – ш).

-  Сегодня Осень пригласила в гости и согласилась поиграть с вами, спрятавшись на картине, мы сможем её увидеть, если расскажем, всё то, что она изменила со своим приходом.

- Ребята, обратите внимание, какую красивую картину подарила нам осень.

Рассмотрим картину.

- Какое время года изображено на картине? (золотая осень)

- Как вы догадались? По каким приметам? (птицы улетают, с деревьев опали листочки, на земле лежат золотые листья, дети одеты тепло)

- Что изображено на переднем плане? (Дети с собакой стоят возле берёзки).

- Как одеты дети? (дети одеты в тёплую одежду, в шапки, курточки и сапожки)

- Что ещё мы видим на переднем плане? (Берёзка стоит без листочков, все листики уже опали)

- Что же произошло  с травой, цветами? (цветы завяли, трава пожелтела)

- Что  изображено  на заднем плане? (птицы собираются в стаи и прощальными криками улетают в теплые края)  

- Какое стало небо? (небо становится хмурое, на нем все больше тучек, чаще идут дожди).

- Как светит солнышко? (солнце уже не светит, так ярко и тепла становится меньше)

Что еще мы видим на заднем плане? Все ли деревья сбросили свою одежду? (елочки, да сосны стоят, одеты в свои наряды, потому что ждут прихода Нового года)

- А где же звери, почему их не видно, что с ними происходит?  (звери меняют шубки летнюю, на зимнюю, начинают прятаться в свои норки).

- Ребята, кто сможет составить рассказ по картине?  Нужно будет рассказать о красоте природы, небе, солнце, о птицах и о животных, о том, как изменилась одежда людей с приходом осени.

Я начну, а вы продолжите.

Наступила осень. На полянку пришли дети, чтобы полюбоваться красотою осени…. Дети одеты по - осеннему в теплые куртки, шапочки и сапожки.  Деревья сбросили свои наряды. На берёзках ещё кое – где виднеются золотые листочки, только елочки да сосны остались зеленые.  Небо голубое и высокое. Трава постепенно желтеет. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.  Я нравится осень, потому что под ногами шуршат листья, и вся природа одета в яркие цвета.

Кто ещё попробует составить рассказ по картине? (опросить 3- 4 человека)

Молодцы, ребята, а вот и красавица Осень, к нам пришла, ей очень понравились ваша рассказы,  и она приготовила для вас игру.

Игра «да» или «нет». (да – хлопаем, нет – топаем)

- Осенью цветут цветы?

- Осенью растут грибы?

- Тучки солнце закрывают?

- Колючий ветер прилетает?

- Туманы осенью плывут?

- Ну а птицы гнезда вьют?

- А букашки прилетают?

- Звери норки закрывают?

- Птичьи стаи улетают?

- Солнце светит очень жарко?

- Можно детям загорать?

- Ну а что же надо делать?

(куртки, шапки надевать).

Молодцы, вы были очень внимательны. Осень вас приглашает вместе с родителями к себе в гости, в осенний лес.

C:\Users\пк\Desktop\ос.jpg

C:\Users\пк\Desktop\осень.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи (с элементами эмоционального развития) «Рассеянный в гостях у ребят»

Программные задачи:Уточнить знания о сказочных героях.Закрепить навыки культуры поведения, формировать «актерские»способности (выражение эмоций в мимике, жестах, интонации).Доставить детям радость.Мат...

Конспект открытого логопедического подгруппового занятия в подготовительной группе по развитию речи "Люблю тебя, Петра творенье..."

Конспект представлен, как обобщающая совместная деятельность педагога с детьми по закреплению знаний о Санкт-Петербурге, в процессе которой совершенствуются фонематический, лексико-грамматический стро...

Итоговое занятие в подготовительной группе по развитию речи "Маша идёт в школу"

Итоговое занятие в подготовительной группе по развитию речи "Маша идёт в школу"...

Интегрированное занятие в подготовительной группе по развитию речи Тема: «Осень»

   Интегрированное занятие по развитию речи на тему "Осень"                                 ...

План конспект занятия, в подготовительной группе, по развитию речи на тему: рассказ по картине «Зимующие птицы»

План конспект занятия, в подготовительной группе,по развитию речи на тему: рассказ по картине «Зимующие птицы»...

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Умники и умницы»

Цель:Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопо...