Статья на тему «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи дошкольников»
статья по развитию речи (средняя, старшая группа) на тему

Трофимова Е.А.

Дошкольное детство – это совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в возрасте от 3 до 7 лет возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении со взрослыми и сверстниками. 

Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются в сюжетно-ролевой игре, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. Игра – это ведущая деятельность дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи дошкольников»

Дошкольное детство – это совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в возрасте от 3 до 7 лет возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении со взрослыми и сверстниками. 

Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются в сюжетно-ролевой игре, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. Игра – это ведущая деятельность дошкольного возраста.

Особое значение в развитии диалогической речи играет сюжетно-ролевая игра, с помощью которой ребенок моделирует свою будущую социальную роль, учится соблюдать нормы поведения в обществе, развивает навыки общения со сверстниками и взрослыми. Общение невозможно без хорошо развитой связной диалогической формы речи.

В настоящее время очень много разных приемов по развитию связной диалогической речи, но более интересных, способствующих развитию интереса детей достаточно мало.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка [3].

Ролевая игра, или как ее еще называют творческая игра, появляется в дошкольном возрасте. Игра – это деятельность детей, в которой они берут на себя «взрослые» роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений [2].

Согласно концепции детской игры П.Я. Гальперина, ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом-особой связи, характерной для дошкольного возраста. В ролевой игре выражается такое стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребенка. Этнографические исследования П.Я. Гальперина показали, что в более примитивных обществах, где дети могут очень рано принимать участие в трудовой деятельности взрослых, отсутствуют объективные условия для возникновения сюжетно-ролевой игры2. Стремление ребенка к самостоятельности и к участию в жизни взрослых удовлетворяется там прямо и непосредственно – начиная с 3-4-летнего возраста дети овладевают средствами труда или работают вместе со взрослыми, а не играют [1].

Эти факты позволили сделать важный вывод: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Игра социальна по своему происхождению и по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных, инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе. Теории игры, видящие ее источники во внутренних инстинктах и влечениях, фактически снимают вопрос об историческом возникновении ролевой игры. Вместе с тем именно история возникновения игры может пролить свет на ее природу.

Образно-ролевая игра является источником сюжетно-ролевой игры, которая ярко проявляется с середины дошкольного периода. Игровое действие имеет символический характер. Играя, ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом - другой. Не имея возможности обращаться с реальными предметами, ребенок учится моделировать ситуации с предметами-заместителями. Игровые заместители предметов могут иметь очень небольшое сходство с реальными предметами. Ребенок может использовать палочку в качестве подзорной трубы, а затем, по ходу сюжета, в качестве шпаги. Мы видим, как в ролевой игре знак входит в жизнь ребенка и становится средством организации его деятельности, так же, как и в жизни взрослого человека [3].

Ребенок обычно получает много игрушек, которые являются заместителями реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (мебель, посуда, одежда), машин и так далее. Через подобные игрушки ребенок усваивает функциональные назначения предметов и овладевает навыками их использования.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Постройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, независимое от игры [2].

Характеризуя игру, С. Я. Рубинштейн подчеркнула, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество [3].

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.

В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п.).

Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие [1].

Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры - стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой – с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.

Диалогическая речь – наиболее ранняя форма речи, (с греч. dialogos – беседа, разговор двоих) – форма (тип) речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами, на содержательный и языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта. Для диалогической речи характерны содержательная и конструктивная связь реплик: вопрос – ответ – добавление (пояснение, уточнение) – согласие (возражение) и т.д.

При изучении диалогической речи у дошкольников пятилетнего возраста я пришла к выводу, что их диалогическая речь имеет некоторые особенности. Многие дети не умеют ясно выражать свои мысли, с трудом вступают в контакт с собеседником, не умеют правильно задавать вопросы и отвечать на них развернутым ответом.

Поэтому для развития диалогической речи дошкольников я применяла специально подобранные сюжетно-ролевые игры. Именно с помощью них я учила дошкольников правильно отвечать на вопросы, подбирать слова, задавать вопросы, строить предложения, выражающие просьбу, приказ и пр. Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью у детей является игра. А так как результаты эксперимента показали, что диалогическая речь у детей плохо развита, то для ее развития необходимо использовать игры с сюжетом. Для этого я подобрала специальные сюжетно-ролевые игры, в которых дошкольники не только развивали свою диалогическую речь, но и учились общаться со сверстниками и со взрослыми, знакомились с общепринятыми нормами, с манерой поведения в общественных местах, учились быть доброжелательными и уважительными к другим людям.

Использование сюжетно-ролевых игр в работе воспитателя при развитии диалогической речи позволило отметить у дошкольников улучшения в развитии.

Так, на 80% повысился уровень коммуникативно-речевого развития, дети стали отвечать на вопросы предложением или словосочетанием; у 93,3% детей стал наблюдаться высокий уровень развития диалогической речи с опорой на сюжетную картинку. Дети самостоятельно отвечали на вопросы предложением или словосочетанием. Предложения строили правильные, полные, распространенные. Дети научились правильно и полно отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить распространенные простые и сложные предложения.

Список литературы:

  1. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
  2. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144с.
  3. Якубинский Л.П. О диалогической речи //Русская речь /Под ред. Л.В.Щербы. Спб.,1987.-259с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему :"Влияние нарушения фонематического слуха на развитие устной речи ребёнка."

Речь детей с ФФН характеризуется произношением звуков: пропусками, искажениями, замеными....

Статья на тему: ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА НА РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА.

В статье расскрывается вопрос о том,  как влияет нарушение фонематического слуха на развитие речи ребенка....

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи дошкольника

Дошкольный возраст – возрастной этап, ведущим видом деятельности которого является сюжетно-ролевая игра. Дошкольник не может реально участвовать в производственной деятельности взрослых: водить машину...

Игры для развития диалогической речи дошкольников

Игры для развития диалогической речи  дошкольников....

Игры для развития диалогической речи дошкольников

Игры для развития диалогической речи дошкольников...

Статья. "Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи"

С раннего возраста взрослый вовлекает ребенка в диалог. Далее опыт речевого общения с взрослыми ребенок переносит на взаимоотношения со сверстниками. Диалогическая форма общения становится наибол...

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи

Невозможно представить себе развитие ребенка без игры. Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, пам...