Главные вкладки

    КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.
    картотека по развитию речи на тему

    Иванова Евгения Юрьевна

    КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.

     Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи детей в младшей возрастной группе включает игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения, темпа речи, ее интонационной выразительности.

    Предлагаю по нескольку игр для каждого раздела работы.

     

    ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

    1. « Тихо – громко».

    Цель: Развитие координации движений и чувства ритма.

    Оборудование: Бубен. Тамбурин.

    Описание игры: Педагог стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети должны выполнять движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут.

     

    1. « Скажи, что ты слышишь?»

    Цель: Развитие фразовой речи, обогащение словаря.

    Описание игры: Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали ( щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д) Дети должны ответить целым предложением. Игру можно проводить на прогулке

     

    1. « Скажи, что звучит».

    Цель:  развитие слухового внимания.

    Описание игры: Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку.

     

     

    ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО СЛУХА.

     

    1. « Улавливай шепот».

    Цель: развивать остроту слуха.

    Описание игры: Дети сидят полукругом. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое  - нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя того, кто должен это выполнять. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.

     

    1. « Улиточка».

    Цель: Узнать товарища по голосу.

    Описание игры: Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

            Улиточка, улиточка,

            Высунь – ка рога.

            Дам тебе я сахару,

            Кусочек пирога,

            Угадай, кто я?

    Тот, чей голос улитка узнала. Сам становится улиткой.

     

    1. « Угадай, кто это».

    Цель: Воспитание слухового внимания.

    Описание игры: Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее установленным образом: кукареку, мяу, ав – ав. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг: тот, кого узнали, будет водящим.

     

     

     

     

     

    ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА .

     

    1. « Красный – белый».

    Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

    Оборудование: По два кружка на каждого ребенка, красный и белый.

    Описание игры: Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук.

    Если в слове есть заданный звук, дети должны поднять красный кружок, если нет – белый.

     

     

    1. « Кто больше».

    Цель: нахождение звука в названиях предмета по картине.

    Оборудование: Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.

    Описание игры: Педагог показывает картину. После рассмотрения картины педагог предлагает назвать предметы с заданным звуком. За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.

     

     

    1. « Поймай рыбку».

    Цель: Активизация словаря, автоматизация отдельных звуков.

    Оборудование: Предметные картинки с прикрепленными к ним скрепками, удочка с магнитом.

    Описание игры: Дети по очереди вылавливают удочкой различные картинки. Называют их, определяют наличие или отсутствие в названии заданного звука. За правильный ответ ребенок получает балл, выигрывает тот, кто наберет  больше баллов.

     

     

     

     

     

     

     

    ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ.

     

    1. « Игра в хоккей».

    Цель: Активизация мышц языка.

    Описание игры: Дети сидят на стульчиках лицом к педагогу. Педагог: « дети , вы знаете, как играют в хоккей? (объясняет). Вот сейчас мы с вами поиграем в хоккей. Только клюшкой будет язычок, шайбой – фасоль. Гонять по полю (рту) клюшкой – язычком.

    Педагог показывает, как нужно производить упражнение. Раздает фасолинки. Начинает игру. Кто быстрее гоняет шайбу.

     

    1. « Слоники».

    Цель: Активизация мышц губ.

    Описание игры: Дети сидят полукругом, лицом к педагогу. Он показывает им картинку, на которой нарисован слон и говорит: «Видите, какой у слоника хоботок. А кто из вас может вытянуть губки хоботком (дети вытягивают губы при сжатых челюстях). А теперь наши слоники  будут «пить воду» своими хоботками ( при вдохе пьют воду). Набрали воды, а теперь « побрызгали себя водичкой». При выдохе пропускать воздух через сжатые зубы, имитируя пропускание воды.

     

    1. « Эхо».

    Цель: Активизация мышц губ и нижней челюсти. Развитие силы голоса.

    Описание игры: Педагог распределяет детей на две группы, одна группа говорит:          

             Мы в лес пойдем,

            Грибов найдем,

            Ребят мы громко позовем: Ау! Ау! Ау!

            Никто не отзывается,

            Лишь эхо откликается.

    Вторая группа после этого говорит очень тихо: АУ, АУ, АУ. Потом дети меняются ролями.

     

     

     

    ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

     

    1. « Определи место игрушки».

    Цель: Развитие речевого дыхания. Закрепление умения строить развернутую фразу.

    Оборудование: Игрушки: машина, пирамида, мяч, мишка, кукла.

    Описание игры: Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки. Вызывая ребенка, спрашивает у него: « Между какими игрушками стоит пирамида?»  Ребенок должен дать полный ответ: « Пирамида стоит между машиной и мячом». После двух – трех ответов воспитатель меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры игрушки по одной можно заменять другими.

     

    1. « Приятный запах».

    Цель: Развитие фразовой речи на плавном выдохе.

    Оборудование: Фрукты: мандарин, яблоко, лимон.

    Описание игры: Дети по очереди подходят к вазочке с фруктами и нюхают их. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу: « Хорошо, очень хорошо. Очень приятный запах. Очень ароматный мандарин.

    Первоначально детям предлагают предложения. Потом они в зависимости от речевых возможностей сами придумывают предложения.

     

    1. « Повар».

    Цель: Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.

    Оборудование: Поварской колпак.

    Описание игры: Все дети становятся в круг. Водящий ходит за кругом. У него в руках поварской колпак. Дети хором произносят стихотворение:

            Будем в повара играть,

            Никому нельзя зевать.

            Если повар будешь ты.

            То скорей кругом ходи.

    После последних слов водящий останавливается и надевает колпак на рядом стоящего ребенка. Получивший колпак и водящий становятся спиной друг к другу и идут по кругу. Кто первый обойдет (не бежать) круг, тот выигрывает.

     

    ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА.

     

    1. « Успокой куклу».

    Цель: Развитие тембра голоса.

    Описание игры: Дети сидят на стульчиках полукругом. На руках у них куклы. Воспитатель говорит: « Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю свою куклу спать ( укачивает, негромко напевая на звуке А мотив колыбельной песни). А теперь покачайте вы» . Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук А.

     

    1. « Перебежки».

    Цель: Развитие силы голоса.

    Оборудование: Мел, стульчики.

    Описание игры. Дети расходятся по своим домам (очерченные кружки). По сигналу воспитателя один из детей вызывает другого по своему выбору: «Ау, ау, Петя», и они быстро меняются местами. Тогда Вова выбирает другого товарища и таким образом меняется с ним местами.

     

     

    1. « Волк и семеро козлят».

    Цель: Развитие высоты голоса и выразительности речи.

    Оборудование: Маски животных.

    Описание игры: Дети должны быть предварительно знакомы со сказкой, хорошо знать слова козы и волка, и ответы козлят. Между детьми педагог распределяет роли  и раздает маски. Начинается игра – инсценировка. Педагог обращает внимание детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами, а волк – сначала грубым, низким голосом, а потом  - более высоким.

     

    1. « Кто кого».

    Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания.

    Описание игры: Педагог вызывает двух детей и ста вит их лицом друг к другу. По сигналу дети произносят протяжно тихо, а затем громко гласные звуки. Кто дольше тянет звук, тот выигрывает. Педагог следит, чтобы дети не понижали силу голоса до конца звучания и не напрягали мышцы шеи.

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи

    Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура». Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства в...

    Картотека игр для работы по воспитанию звуковой культуры речи.

    Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи В младшей возрастной группе включает игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения, темпа речи, ее интонационной выразит...

    Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

    Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста...

    КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.

    КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ....

    КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.

    Образовательная область "Речевое развитие"...