Речевые игры – полезная необходимость
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Романова Ольга Ивановна

Рекомендации по развитию речи детей дошкольного овзраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_igry_-_poleznaya_neobhodimost_.doc415 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры – полезная необходимость в

 развитии речи дошкольника.

  Как нам хочется, чтобы наши дети были лучше нас, счастливее и мудрее. А позаботиться об этом можно уже сейчас. Поэтому одной из важнейших задач дошкольного воспитания является развитие личности ребенка и подготовка его к дальнейшему обучению в школе.

        Иногда родителям кажется, что если ребенок умеет читать, «напичкан» знаниями и навыками работы с компьютером, то он готов к школе. Но это совсем не так!

        Важно, чтобы ребенок воспринимал задание взрослого, слышал его, умел работать по предлагаемому образцу. Хорошее развитие речи, тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций очень помогут успеху ребенка в школе.

        Мало кто из родителей дошкольников задумывается на тем, что «недоразвитие» влечет за собой массу проблем в школьной жизни: дисграфию, дислексию, а то и попросту не умение составить предложение или пересказать текст.

        По результатам исследований 55,5% детей приходят в первые классы в состоянии явной неготовности к началу школьного обучения в связи с недостаточной сформированностью их устной речи. И одной из главных составляющих этой несформированности является бедность и недостаточная систематизированность (а нередко и полная несистематизированность) их словарного запаса. Как же помочь малышу в овладении им устной речью, подготовить его к успешному обучению в школе?

        Во-первых, старайтесь, как можно больше беседовать с ним – о том, что произошло за день, о прочитанной книге, о посещении зоопарка. Слушайте его внимательно с интересом, указывать на ошибки следует только после того, как ребенок закончит свой рассказ.

        Во-вторых, обязательно читайте ребенку. Совместное чтение и, дальнейшее обсуждение прочитанного, способствует развитию фонематического слуха, произвольного внимания, слуховой памяти. Пополняет его словарь. Спросите, понял ли ребенок значение незнакомого слова. Что кажется ему смешным в стихотворении. Почему? Понравилось ли это произведение вашему малышу?

В следующий раз попробуйте вместе пересказать его. Пускает на первых этапах этой работы, ребенок будет договаривать хотя бы по одному слову. В дальнейшем старайтесь сокращать объем вашего проговаривания, тем самым, наделяя главной ролью «второго рассказчика».

В-третьих, для лучшего запоминания, можно использовать в работе опорные схемы-картинки. Их можно рисовать самому взрослому или совместно с ребенком.

Например, рассказ Е. Чарушина «Слон». Стоит слон, будто серая гора высится: ноги как бревна, уши как два паруса. Вытянул слон хобот, вырвал из земли куст, сунул его целиком в рот и стал жевать.

Например, стихотворение «Ромашки на кармашках»:  

       

В-четвертых, чтобы ваши занятие были веселыми и ненавязчивыми используйте в них речевые игры: пятилетний ребенок может подбирать слова на заданный звук, выделять его в слове. Поиграйте с ним в игру «Кто больше»? По очереди называйте слова, которые начинаются на звук, например «К» выигрывает тот, кто назовет больше слов. Игру можно усложнить, называя слова, где заданный звук стоит в середине или конце слова.

        Для закрепления того или иного звука, для овладения слоговой структурой слова, предложите ребенку игру «Подскажи словечко». Пусть он договаривает слова в небольших стихотворениях:

Спать пора!

Уснул …

Лег в коробку

На ….

Зайку бросила … -

Под дождем остался …

Со скамейки слезть не …,

Весь до ниточки ….

        Игра «Слова-мячики». Эта игра расширяет словарный запас, помогает в развитии внимания, логического мышления и координации движений. Например, взрослый бросает мяч и одновременно произносит слово, допустим, «тихий». Ребенок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «громкий». Аналогично можно играть с понятиями «один – много». Тренируя ребенка в создании форм единственного и множественного числа. Образовывать слова с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Например, «заяц – зайчик», «гриб – грибок». Учить называть притяжательные прилагательные «лиса – лисий», «волк – волчий», «заяц – заячий». Образовывать названия детенышей и наоборот называть их родителей. Например, «лиса - лисенок», «корова – теленок», «ягненок – овца», «цыпленок – курица».

        Игра «Зеленый, красный, синий». У ведущего три мяча, зеленый, красный, синий. Все игроки заранее договариваются о следующем: тот, кому попадет зеленый мяч, должен назвать слово, относящееся к лесу, кому попадет красный – к огню и синий – к воде. По сигналу ведущего после ответа трех игроков мячи смещаются и игра повторяется.

         Все эти игры расширяют словарный запас детей, тренируют их в работе с частями слова, учат изменять форму слова, составлять предложения . Речевые игры  развивают все компоненты устной речи: пополняют и активизируют словарь детей, способствуют развитию грамматического строя речи и связной речи, что является хорошей подготовкой успешного обучения в школе.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет «Речевое развитие - как необходимое условие успешного личностного развития дошкольников»

Проблема развития речи дошкольников была актуальна всегда. Вопросы формирования речи детей, которые являются важнейшей составной частью умственного воспитания, постоянно находятся в поле зрения педаго...

НОД по речевому развитию «Инструменты, необходимые для труда людей»

НОД по речевому развитию «Инструменты, необходимые для труда людей» Подготовила: воспитатель Горемыкина Ирина Александровна Цель: Создание условий для восприятия художествен...

НОД по речевому развитию «Инструменты, необходимые для труда людей»

НОД по речевому развитию «Инструменты, необходимые для труда людей» Подготовила: воспитатель Горемыкина Ирина Александровна Цель: Создание условий для восприятия художествен...

Буклет для родителей Речевые игры интересно и полезно

Буклет для родителей «Речевые игры интересно и полезно» - занимательный ресурс для совместного досуга с ребёнком. Представленный материал позволит увлекательно и с пользой провести время с...

Конспект дидактической игры "Полезное - не полезное"

Данный конспект поможет в игровой , легкой и доступной форме понять и разобраться в правильных и не правильных продуктах....