Главные вкладки

    Статья: Влияние устного русского народного творчества на развитие речи у детей.
    статья по развитию речи на тему

    Иванова Евгения Юрьевна

    Статья: Влияние устного русского народного творчества на развитие речи у детей.

     

    «Влияние устного народного творчества на развитии речи у детей»

            В раннем  возрасте ребенок   обладает   особой   благодатной

    восприимчивостью.   Унегоинтенсивно  формируется  наглядно-образное

    мышление и воображение,  развивается  речь,  психическая  жизнь  обогащается

    опытом,  возникает   способность   воспринимать   мир   и   действовать   по

    представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и  явлениях

    является важным этапом в ознакомлении  с  окружающим  миром  через  народные

    произведения.

    Фольклор - одно из действенных  и ярких   средств   ее,   таящийогромные   дидактические     возможности.     Знакомство     с     народнымипроизведениями обогащает чувства  и  речь  малышей,  формирует  отношение  кокружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.    

    Фольклор - действенный метод  гуманизации  воспитания  с  первых  лет  жизни

    ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия  на

    детей с учетом их  возрастных  возможностей.  Использование   малых    форм

    фольклора    в    развитии   познавательной       активности       детей,формирует первоначальные  навыки  художественно-речевой   деятельности,воспитание любви к народному национальному искусству.Целенаправленное   и   систематическое    использование   произведенийфольклора в детском саду  позволит  заложить  фундамент     психофизическогоблагополучия    ребенка,  определяющий  успешность  его  общего  развития  в дошкольный период детства.

    Первое знакомство  ребенка  с  народной  поэзией  начинается  с  малыхфольклорных  форм:  пестушек,  потешек,  прибауток,   считалок,   поговорок,скороговорок, песенок-небылиц.  И  хотя  они  состоят  из  нескольких  строкнезатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в  себе  немалыежанровые богатства.

    Детский  фольклор  обширная  область  устного  народного  поэтическоготворчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой  и

    красотой. Мысль  детейсвязана  с  конкретными  образами  -  в  этом   ключ   к   тайнам   детскогохудожественного творчества.   Особенности    детской    психики,    мышленияопределили отбор произведений детского фольклора.

    Фольклор для детей созданный взрослыми  включает  в  себя  колыбельные

    песни,  пестушки,  потешки,  прибаутки,  сказочки.  Это  область   народноготворчества представляет собой одной из  средств  народной  педагогики. Поэзия  пестования,  материнская   поэзия   открывается   колыбельнымипеснями,  назначение  которых  убаюкать,  усыпить  младенца.  Когда  ребенокначинает  понимать  речь,  узнавать  близких  его  забавляют   песенками   икороткими стишками-пестушками. Их назначение - вызвать у ребенка  радостные,бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки  и  стихи  к  первым  играм  спальцами, ручками, ножками.  Позднее  наступает  черед  прибауток-песенок  истихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.

          Содержание     небольших     произведений     народного   поэтическоготворчества многоплановая. В потешках  и  песенках  оживают  явления  природы(«Ночь  пришла,  темноту  привела»,  «Солнышко-ведрышко»,  «Обогрело  телят,ягнят и еще маленьких  ребят»,  на  небе  появилась  радуга-дуга  «высока  итуга»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка,  сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только  поэтично,  но  иобразно: курочка-рябушечка идет  на  реку  за  водичкой  -  цыпляток  поить;кисонька - мурысонька едет  на  мельницу,  чтобы  испечь  прянички;  сорока-белобока кашку варит - деток  кормить;  котик  идет  на  торжок  и  покупаетпирожок;заинка горенку метет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и

     

    заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку,

    баюкает младенца и т.д.

            Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможностидля пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркойиндивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимокак можно шире использовать его воспитание детей.

     Особую значимость приобретает фольклор в первые дни  жизни  ребенка  в

    детской саду. В период привыкания к новой обстановке  он  скучает  по  дому,маме, еще не может общаться  с  другими  детьми,  взрослыми.  Педагог  можетподобрать,  выразительно  рассказать  потешку,  которая  поможет  установитьконтакт с ребенком, вызвать у него положительные  эмоции,  симпатию  к  покаеще мало знакомому человеку - воспитателю.  Учитывая,  что  многие  народныепроизведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание,  желательнов адаптационный период использовать такие потешки как, например:

    Кто у нас хороший?

    Кто у нас пригожий?

    Ванечка - хороший!

    Ванечка - пригожий!

            Нельзя забывать, что  словарный  запас  детей  раннего  возраста  невелик, реальный  мир  воспринимается  своеобразно.  Поэтому  потешки  должнысоответствовать  уровню  развитию  детей.  И  интонация,   с   которой   онипроизносятся воспитателем, должна быть  понятна  детям.  Простые,  короткие,они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково,  негромко,успокаивают, настраивают на сон, отдых.

     Воспитатели  могут  использовать  потешки,   чтобы   заставить   детейдвигаться:

    Киска, киска, киска, брысь!

    На дорожку не садись.

    Наша деточка пойдет,

    Через киску упадет!

    Удачно подобраннаяпотешка может помочь и во время кормления. Даже  те

    дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.

                          Травка - муравка, сосна поднялась,

                          Птица - синица за зерна взялась,

                          Зайка - за капустку, мышка - за корку,

                          Детки - за молоко.                      

            При подготовке детей  ко  сну  желательно  использоватьпотешки:

                          Вот и люди спят,

                          Вот и звери спят.

                          Птицы спят на веточках,

                          Лисы спят на горочках,

                          Зайцы спят на травушке,

                          Утки на муравушке,

                          Детки все по люлечкам...

                          Спят - поспят, всему миру спят велят.

            Во время одевания на прогулку:

                          Вот они, сапожки:

                          Этот с левой ножки,

                          Этот с правой ножки,

                          Если дождичек пойдет,

                          Наденем калошики;

                          Этот - с правой ножки,

                          Этот - с левой ножки.

                          Вот так хорошо!

     Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить  их.

    Они начинают вводить народные потешки в  свои  игры  -  во  время  кормлениякуклы или укладывание ее спать.

    Очень  большое  значение  имеют  потешки  для  воспитания  у   малышейдружелюбия,    доброжелательности,    чувства сопереживания. Если  в  группекто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая:  «Неплачь, не плачь, куплю калач».

    Воспитатели могут вводить в  игры  -  забавы  хорошо  известные  детямпотешки, чтобы дать возможность проявить  речевую  активность.  Например,  вигре - забаве «Моя доченька» малыши  слышат  уже  знакомые  им  «Баю-баюшки-баю», «Катя, Катя маленькая...».

     В развлечении «Солнышко, загляни в окошечко»:

                          Солнышко, солнышко,

                          Загляни в окошечко.

                          Ждут тебя детки,

                          Ждут малолетки.

                          Дождик, дождик,

                          Полно лить,

              Малых детушек мочить.

     В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных иконкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманноеотношение ко всему живому:

                          Кря,кря, кря.

                          Наши гуси у пруда:

    Га-га! Га-га! Га-га! Наши курочки в окно:

    Ко-ко, ко-ко, ко-ко...                      

     В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых  сознательных

    слов у ребенка. Увеличить  запас  слов  помогут  малые  формы  фольклора,  вкоторых  привлекается  его  внимание   к   предметам,    животным,    людям.Звучность,  ритмичность,  напевность,  занимательность  потешек   привлекаетдетей,  вызывают  желание  повторить,  запомнить,  что,  в   свою   очередь,способствует развитию разговорной речи.

    Необходимо   подобрать   соответствующие    настольно-печатные   игры,книги, наглядный материал, которые помогали бы  детям  закрепить  простейшиеречевые навыки и  знания  произведений    народного    жанра,    формироватьумения самостоятельно использовать эти знания. В книжном  уголке  разместитькниги - игрушки, книги - раскладушки, книги  -картинки,  книжки  -  малышки.Здесь же поместить фигурки  персонажей    знакомых    потешек,    прибауток,сказок,  дидактические  настольно-печатные   игры   по   мотивам   этих   жепроизведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они срадостью   рассматривают   иллюстрации,   пересказывают содержания  знакомых

    потешек.

    Хочется отметить особую роль семьи  в  приобщении  детей  к  народному

    поэтическому слову.     В первые годы жизни ребенок почти  все  время  находится  в  окружениисамых близких ему людей, и только семья способна развить  его  чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его  окружает,  кнародному  искусству.  Поэтому  надо  как   можно   шире   и   многообразнееиспользовать  возможности  семьи.   Если   вы   просто   напеваете   ребенкуколыбельную песню или, поглаживая его,  приговариваете  потешку,  прибаутку,он уже приобщается к народному искусству,  и  тем  самым  вы  передаете  емучастицу вашего вдохновения.

            В результате общения с фольклорными произведениями ребенку  передаются

    их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность.  Онирасширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное  и  умственноеразвитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром,  в  результате  чегоразвивается их  восприимчивость  и  чувствительность,  формируется  гуманноеотношение к миру.

            Чтение народных песенок, потешек,  сопровождаемые  показом  наглядного

    материала, более  глубоко  воздействует  на  чувства  ребенка,  способствуютзапоминанию текста. Поможет вам и улыбка,  спокойный,  слегка  игривый  тон.Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно  вызовут  у  малышаудовольствие и радость.

          Итак, ранний период жизни  ребенка  во  многом  зависит  от  взрослых,воспитывающих малыша.  Прекрасно,  если  родители  и  воспитатели  наполняют

    жизнь ребенка светом  добра  и  ласки,  если  способны  обогатить  среду,  вкоторой он растет,  расцветет  всеми  цветами  радуги,  заложит  предпосылкивысоких

    человеческих начал. Мы считаем,  что  народное  поэтическое  слово,  образец

    духовного служения людям,  может  и  должно  духовно  обогатить  эту  среду.

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние русского народного творчества на развитие речи детей дошкольного образования

    ВВедение 1.     Понятие связной речи детей дошкольного возраста и ее значение для развития речи ребенка. 2.     Особенности развития связной речи дете...

    Статья: "Влияние устного народного творчества на развитие речи у детей"

    Опыт педагога по теме: " Развитие речи детей Статья: "Влияние устного народного творчества на развитие речи у детей". Образовательная область: познавательное-речевое развитие детей дошкольного возраст...

    Статья: Влияние устного русского народного творчества на развитие речи у детей.

    В раннем  возрасте ребенок   обладает   особой   благодатнойвосприимчивостью.   У него интенсивно  формируется  наглядно-образноемышление и вообр...

    Статья: Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста. (в контексте программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)

    Статья: Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста. (в контексте программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Ве...

    «Влияние устного народного творчества на развитие речи у детей”

    Влияние устного народного творчества на развитие речи у детейПодготовила: Воспитатель Субханова Галина Васильевна МоскваВлияние устного народного творчества на развитие речи у детей«Начало искус...

    Статья: «Влияние устного народного творчества на развитии речи у детей».

    Статья:  «Влияние устного народного творчества на развитии речи у детей»....

    Статья: «Влияние устного народного творчества на развитии речи у детей».

    Статья:  «Влияние устного народного творчества на развитии речи у детей»....