«Влияние устного народного творчества на развитие речи у детей”
материал по развитию речи (средняя группа) по теме

Колесникова Галина Васильевна

Влияние устного народного творчества на развитие речи у детей

Подготовила: Воспитатель Субханова Галина Васильевна Москва

Влияние устного народного творчества на развитие речи у детей

«Начало искусства слова – в фольклоре» Максим Горький

«Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое» Константин Дмитриевич Ушинский

Речь является важнейшим средством развития личности ребёнка и начинает активно формироваться уже в раннем возрасте. Возраст от 1,5 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оно оказывает огромное влияние на развитие и обогащения речи ребенка. Важнейшим источником развития выразительности детской речи является произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанные веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Основные задачи развития речи детей Основными задачами в развитии речи детей являются:

1. Воспитание звуковой культуры речи;

2. Обогащение и активизация словаря;

3. Формирование грамматического строя речи.

Что такое устное народное творчество? - это обобщенный и систематизированный опыт предшествующих поколений, отражающий сущность их жизни. Оно возникло задолго до того, как люди овладели письменной речью. Они передавали свое творчество последующему поколению из уст в уста. Отсюда и произошло название. По другому устное народное творчество называют фольклором. «Устное» - передавалось «из уста в уста», так как раньше не записывалось. «Народное» - создание каким-то народом. «Творчество» - это когда что-то придумывают, творят.

Устное народное творчество Фольклор – устное народное творчество Folk – народ; lore – знание , мудрость

Детский фольклор Состоит из: - Прибауток - Потешек - Песенок - Пестушек - Закличек - Колыбельных - Сказочек - Считалок - Хороводных игр Сказка Самый интересный, доступный и увлекательный вид народного фольклора. Персонажи народных сказок знакомы детям, их черты характера ярко выраженные мотивы поступков понятны. Дети любят слушать, смотреть и показывать сказки. Очень хорошо использовать театрализованные игры. Игры – драматизации. Пословицы и поговорки Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. Заклички – это стихотворные обращения к природе, небольшие песенки, которые предназначены для распевания группой детей. В основном они сопровождаются различными игровыми действиями.

В давние времена люди часто обращались к явлениям природы, призывали времена года, приветствовали солнышко, дождик и многое другое. Люди верили, что природа их слышит и понимает, они просили у нее помощи и благодарили за дары. Эти обращения велись в стихах, которые впоследствии стали называть Закличками. Маленькие народные песенки, дети их слушают с самого раннего возраста, я использую их, чтобы успокоить детей, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как прием пищи, одевание, умывание требуют сопровождения словом. Потешки, песенки произносить нужно просто, нежно, ласково, весело, эмоционально.

Я провожу в форме теплой беседы или веселой увлекательной игры, при сопровождении слова движением или действием. При одевание детей на прогулку:

«Раз, два, три, четыре, пять – собираемся гулять . Наденем на ножки, ботиночки, сапожки. Накинем на плечики Курточки с замочками И пойдем скорей гулять. Прыгать, бегать и сказать.»

При гигиенических процедурах:

«Закатаем рукава , Открываем кран – вода, Моем глазки, моем щечки, Моем грязные ладошки. Посмотрите крошки, На свои ладошки, Чистые ладошки!»

Для дневного сна:

«Маленькие заиньки, захотели байньки, Мы на спинке полежим, И тихонько посопим, Мы немножечко поспим!» Для гимнастики пробуждения: «Это кто уже проснулся? Кто так сладко потянулся? Потягушки – потягушки. От носочков до макушки. Мы потянемся, потянемся, Маленькими не останемся, Вот уже растем, растем!

Колыбельные песни КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ — песни, исполняемые при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка. С ними начинают знакомить детей ещё в раннем возрасте, что позволяет малышам запомнить слова и формы слов.

Баю-баю, спи дружок, Повернись на правый бок. Только ты один не спишь. Закрывай глаза малыш.

Загадки Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт. Загадка может представлять собой и простое описание предмета. Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность. Загадки обогащают словарь детей. За счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать её. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

Пальчиковые игры Используя пальчиковые игры, формируется не только речь, но развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, даёт возможность, сочетать слово с действием. А самое главное – уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук. Пальчиковые игры с проигрыванием потешек развивают не только речь, но и мелкую моторику:

Этот пальчик — в лес пошёл,

Этот пальчик — гриб нашёл,

Этот пальчик — занял место,

Этот пальчик — ляжет тесно,

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

Этот пальчик — маленький,

Этот пальчик — слабенький,

Этот пальчик — длинненький

Этот пальчик — сильненький,

Этот пальчик — толстячок,

Ну а вместе — кулачок!

Ожидаемые результаты У ребенка сформируется устойчивый интерес к народному творчеству. Словарь детей обогатиться новыми словами, оборотами, выражениями. Повыситься уровень связной речи. Выводы Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Применение в детском саду русского фольклора позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх.

Приобщать ребенка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи.

Используемая литература - Литература и фантазия: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей/ Сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 2005. - Т.Пиксасова, Р.Триндицкая, Р.Зимакова, А.Ракитин. Ладушки. Энциклопедия детского фольклора. Воскресный день, Белый город.2016 - - Ушакова О. С. , Гавриш Н. В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2009 - Материалы интернета.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Влияние устного народного творчества на развитие речи у детей"

Опыт педагога по теме: " Развитие речи детей Статья: "Влияние устного народного творчества на развитие речи у детей". Образовательная область: познавательное-речевое развитие детей дошкольного возраст...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...

Статья: «Влияние устного народного творчества на развитии речи у детей».

Статья:  «Влияние устного народного творчества на развитии речи у детей»....

Статья: «Влияние устного народного творчества на развитии речи у детей».

Статья:  «Влияние устного народного творчества на развитии речи у детей»....

Влияние устного народного творчества на развитие речи у детей

Цель: Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устног...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...