Конспект логопедического занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Крюкова Марина Анатольевна

Тема: Логопедическое занятия по развитию речи "Приставочные глаголы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятиепо развитию речи.

Тема: «Приставочные глаголы»

Цель: формирование навыка словообразования глаголов приставочным способом у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи:

 Коррекционно-обучающие:

- учить образовывать приставочные глаголы;

- практически использовать приставочные глаголы в речи;

Коррекционно-развивающие:

- совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

- развивать навыки словообразования;

- активизировать и расширять глагольный словарь;

- развивать мелкую моторику рук через рисование пальчиками на песке;

- учить детей координировать речь и движения.

Коррекционно-воспитательные:

- поощрять стремление к грамматической правильности речи;

- прививать умение слушать друг друга;

- выполнять задания по речевой инструкции.

Время и этапы

Содержание (ход занятия)

Логопед

Воспитанники

1. Организационный момент

(1,5 мин)

Сегодня утром мне пришло письмо, но непростое, а видеописьмо. (На интерактивной доске включается «видеописьмо», говорит Снеговик):

«Здравствуйте, ребята!

Я весёлый Снеговик

К снегу, холоду привык.

Вместо носа ловко, я ношу морковку.

А в руках моих метла,

Боюсь солнца и тепла!

А зима заканчивается, скоро наступит весна, и я могу растаять. Поэтому решил отправиться в далёкое путешествие на север, где всегда холодно и много снега. Был я с вами всю зиму, приходил к вам на новогодний праздник, играл и веселился. Хотел я ещё поиграть в умные игры со словами, но не успел. Я приготовил для вас большой конверт с играми-заданиями. Вы очень умные и сообразительные дети – думаю, справитесь. Ну, мне пора, путь предстоит долгий и трудный, до скорых встреч!!!!»

(Стук в дверь. Логопеду передают конверт).

(В группу входят дети)

(С интересом, внимательно слушают видеообращение Снеговика)

2. Объявление темы

(0,5 мин)

Вот и конверт с умными играми-заданиями от Снеговика. А знаете, почему они умные? Потому что, мы будем учиться образовывать новые слова.

Вы готовы их выполнить?

Нет, не знаем!

Да, готовы!!!

3. Развитие общей моторики

(1 мин)

Обратите внимание на снежинки, подойдите к ним, встаньте напротив.  Каждый перепрыгнет через снежинку и назовёт своё имя. Молодцы! Все готовы!

(Дети перепрыгивают через снежинку и называют своё имя).

4.

Первое задание

(3 мин)

Первое задание, которое предлагает Снеговик, послушать историю про маленькую машинку.

 «Жила была маленькая легковая машинка. Решила она поехать в гости к своему другу грузовичку. Машинка из гаража выехала и по дороге поехала, камень объехала и к реке подъехала, на мост заехала, с моста съехала и дальше по дороге поехала. Ехала, ехала и в гости приехала»

Обратите внимание на то, что слова-действия очень похожи, но сами действия, которые выполняла маленькая машинка, разные. Кто какие похожие слова запомнил? Вы заметили, чем отличались слова? Во всех словах-действиях начало слова разное. Начало слова называется приставкой. Мы ставили разные приставки к слову ехать, и получились разные действия.

Послушайте еще раз историю, помогайте мне ее рассказывать.

(Дети слушают рассказ логопеда)

Да, заметили!

Поехала, объехала, выехала, подъехала, заехала, съехала.

Слово начинается по-разному.

(Дети слушают рассказ логопеда и произносят приставочные глаголы вместе)

5.

Развитие мелкой моторики

(2 мин)

Ребята, подойдите к столику с песком. Нужно нарисовать пальчиком дорожку, по которой ехала в гости маленькая машинка .

Не забывайте про ямку, про речку, про мостик. Нарисовали? Молодцы!

(Дети рисуют пальчиками)

6.

Второе задание

(4 мин)

А сейчас второе задание от Снеговика. (4 стола. На каждом серия картинок с изображением похожих действий (вышивает, пришивает, шьёт; наливает, выливает, переливает, поливает; заходит, выходит, подходит, переходит; заезжает, выезжает, подъезжает, переезжает и т.д.). Подойдите к любой картинке. Используя картинки, нужно составить предложения с разными приставочными глаголами. Сначала составьте предложения сами, а затем всей группой выходите, покажите свои картинки и расскажите, какие на ваших картинках изображены похожие действия.

(Три-четыре ребенка выходят, показывают остальным детям свои картинки и по очереди повторяют предложения, акцентировано произнося приставочные глаголы. Логопед обращает внимание на то, что во всех словах-действиях начало слова разное)

Поменяйтесь картинками друг с другом.

Давайте повторим действия на картинках.

Молодцы!

Мальчик выливает воду из стакана. Мальчик поливает цветы в саду. Мальчик наливает воду в стакан и пр.

Машина подъехала к дому. Машина заезжает в гараж. Машина выезжает из гаража. Машина переезжает реку по мосту.

Мальчик подходит к дому. Мальчик заходит в дом. Мальчик выходит из дома. Мальчик переходит через дорогу.

Девочка вышивает цветочек. Мама пришивает пуговицу. Бабушка шьет платье.

 (Повторное название слов, выделение приставок)

7.

Третье задание

(4 мин)

В следующем задании вы должны исправить ошибки Снеговика. Начальные частички слов, такие как на, при, по, вы, пере, за, под, от, с и т.д. перепутались между собой. Получились разные неверные действия. Давайте их исправим.

Мама поливает суп в тарелку.

Садовник наливает цветы на клумбе.

Машина переехала к гаражу.

Лодка подплыла от берега.

Девочка вложила книгу на стол.

Мальчик отошел в школу.

С дерева вылетел листок.

(Дети проговаривают предложения с правильным действием)

Мама наливает суп в тарелку.

Садовник поливает цветы на клумбе.

Машина подъехала к гаражу.

Лодка отплыла от берега.

Девочка положила книгу на стол.

Мальчик пошел в школу.

С дерева слетел листок.

8.

Физкультминутка

(3 мин)

Лепим мы снеговика

Из пушистого снежка.

Вот скатали первый ком,

Вот такой большущий он.

Ком второй чуть-чуть поменьше,

Третий-это голова.

Шляпа будет из ведра.

Нос – морковка, а глаза –

Два весёлых уголька.

Всё, готов наш снеговик,

У него довольный вид.

Рот смеётся до ушей,

Веселит он всех детей.

Снеговик вдруг оживает

И ребяток догоняет.

имитация лепки снежков;

наклонившись «катают ком снега»,

разводят руками сверху через стороны вниз;

то же, но чуть-чуть поменьше; разводя руки, чертят в воздухе круг;

над головой ставят ладони, как крышу; показывают пальцем нос, глаза;

показывают пальцем рот;

улыбаются

9.

Четвертое задание

(4 мин)

Ребята, а третье умное задание называется «Собери цветик-семицветик». Этот необычный волшебный цветок поможет нам образовывать новые слова-действия. В середине цветка – слово-действие (написано слово бежать), а на лепестках – маленькие частички слов (написаны приставки пере, под, при,  за, от, у, с.), и когда они соединяются со словом, получается новое слово-действие. Давайте соберём цветок и у нас получатся новые слова.

(Дети образовывают слова, предварительно читая приставки)

Перебежать

Подбежать

Прибежать

Забежать

Отбежать

Убежать

Сбежать

10.

Пятое задание

(3 мин)

А сейчас я предлагаю поиграть в снежки. Это любимая игра Снеговика. Я каждому буду бросать снежок, и произносить слово-действие, а вы мне в ответ бросайте снежок со словом –наоборот

уходить – ...;

заходить – ...;

прибежать – ...;

заехать – ...;

приехать – …;

влетать – ...;

прилететь –…;

подплыть – …;

открыть – ...;

нагрузить –…;

налить –…;

уносить –…;

и т.д.

Приходить

выходить

убежать

выехать

уехать

вылетать

улетать

отплыть

закрыть

выгрузить

вылить

приносить

и т.д.

11.

Итог

(1 мин)

Мы с вами сегодня учились выполнять разные действия, образовывали слова-действия при помощи маленьких частичек-приставок, составляли предложения, играли с песком. Чем вам больше всего понравилось заниматься?

(Ответы детей)

12.

Оценка деятельности детей

(1 мин)

Со всеми играми-заданиями Снеговика вы отлично справились, многому научились, а за то, что вы так хорошо все выполняли, я дарю вам диск с мультфильмом про приключения Снеговика.

(Дети принимают подарок с большим восторгом)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию речи «В гостях у сказки»

Цели: диагностические:классификация предметов, обобщение предметов и    слов по существенному признаку (животные, мебель, посуда), времена года, пространственная ориен...

Конспект логопедического занятия по развитию речи «В гостях у сказки»

Цели: диагностические: классификация предметов, обобщение предметов и    слов по существенному признаку (животные, мебель, посуда), времена года, пространственная ориентировка;обра...

Конспект логопедического занятия по развитию речи с детьми средней группы №4.

Тема: «Деревья».Цели:1. Составление рассказа–описания «Дерево».2. Учить отвечать полными предложениями.3. Практическое употребление в речи предлогов На, В, Под.4. Использование множественного числа су...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: Домашние животные и их детеныши (обобщающая беседа)...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе

Конспект  логопедического занятия по развитию речи в старшей группе «Игрушки в гости к нам»...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) "Признаки осени"

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период)  "Признаки осени"...