Проект «По дорогам сказок» для дошкольников
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его духовно - нравственного.  речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка, его духовно - нравственном воспитании. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект428.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «По дорогам сказок» для дошкольников

Тип проекта: творчески – информационный, игровой.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители

Для  чего  нужны  нам  сказки?
Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить…

Актуальность:

Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.

Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К.Д.Ушинский. Он писал о сказке: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». 

В наше время дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души.

В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».  Духовно - нравственное воспитание, развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его духовно - нравственного.  речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка, его духовно - нравственном воспитании. 
А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. 

Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Огромной любовью пользуется у детей сказка. Она входит в жизнь ребенка с самого раннего детства, и остается в памяти на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с окружающим миром, с миром человеческих взаимоотношений. Дети узнают сказки, анализируют взаимоотношения между героями. Учатся сопереживать герою, отождествляясь с ним, думая, как нужно поступить в трудной ситуации. Обсуждая поступки героев, можно способствовать развитию воображения, мышления. Это учит детей рассуждать, осмыслять правила поведения между людьми в обществе. Играя в сказку, устраняются проблемы в речи, расширяется словарный запас, совершенствуется лексико – грамматическая структура, связная речь. 
Сказка решает вопросы духовно – нравственного воспитания детей. Через сказку они выражают своё отношение к поступкам героев. Это значит, что обогащается внутренний мир, формируется личность ребенка через доброту в сказках.

Цель проекта:
Создание условий для духовно – нравственного развития ребёнка, путём приобщения к сказкам. 
Приобщение детей к высокохудожественной литературе. 
Привитие интереса к театральной деятельности. 

     Обогащение знаний детей о прочитанных сказках,

Воспитание любви к русским народным сказкам и их героям.


Задачи проекта:
- Укреплять духовно – нравственного воспитания личности детей. 
- Развивать способности детей видеть хорошее и плохое в сказках и жизни, умение делать правильный выбор. 
- Содействовать развитию познавательной сферы детей, речевому развитию, обогащению словаря, связной речи. 
- Формировать эмоционально – ценностное отношение к произведениям литературы и искусства. 
- Развивать художественно – эстетические способности в творческих работах, в театрализованной деятельности. 
- Обогащать детско–родительские отношения. 


Предполагаемый результат проекта:
- Развитие духовно – нравственной личности ребёнка, как активного участника проекта. 
- Развитие коммуникативных навыков детей. 
- Познание окружающего мира посредством литературы и искусства. 
- Развитие творческого потенциала ребёнка. 


Ресурсы:
Русские народные сказки,  сказки русских писателей, репродукции русских художников по мотивам сказок, дидактический материал по сказкам, проектор (аудио, видеокассеты, методическая литература. 


Этапы реализации проекта:


1 Этап

Подготовительный 
- Познакомить родителей с задачами проекта, определить их роль в реализации проекта. 
- Анкетирование родителей -  «Какие сказки читаете детям? 
- Изучение методической литературы по теме. 
- Подбор материала: наглядно-дидактических пособий, аудио, видеоматериала, атрибутов для игр- драматизаций, настольного и игрового театра. 
- Оформление книжного уголка. 
- Планирование деятельности педагога и детей. 
2 Этап.

 Основной 
Реализация проекта в разных видах деятельности:
Познавательное развитие
-Тематические занятия: Знакомство с русскими народными сказками, сказками русских и зарубежных писателей. 
Беседы по содержанию прочитанных сказок. 
Рассматривание репродукций художников к сказкам
Экскурсия в библиотеку: 
«Литературная гостиная» Просмотр книжной выставки «В гостях у сказки» 
(в рамках «Неделя сказок») .
Просмотр мультфильмов 
Прослушивание аудиозаписи сказок А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке».
Дидактические игры:
«Узнай, из какой сказки? » (серия сюжетных картинок, «Кто лишний? »
«Кому что нужно? » (серия предметных картинок) 
«Собери сказку» (разрезные картинки) .
Социально – коммуникативное, речевое развитие 
Тематические занятия: Пересказы сказок (каждый из группы, по очереди, рассказывает кусочек сказки) .
Творческое рассказывание: «Доскажи сказку», «Придумай окончание сказки», «Назови злых и добрых героев сказок», «Узнай сказку по песенке героя».
Словотворчество «Сочини свою сказку».
Мнемотаблицы (составление сказок «Теремок», «Гуси – лебеди».
Викторины: На темы сказок русских и зарубежных авторов. 
Заучивание отрывков из сказок К. И. Чуковского «Путаница», «Краденное солнце» «Муха – Цокатуха»
Викторина по сказкам А. С. Пушкина. 
Театрализованные игры:
Игра – драматизация «Теремок», «Репка». Настольный театр «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба», «Заюшкина избушка».
Художественно – эстетическое развитие 
Кукольный театр «Заюшкина избушка» (показ детям младших групп) 
Игровой театр «Теремок» (показ детям младших групп) .
Тематический утренник. Новогодняя сказка «Золушка».
Продуктивная деятельность:
Рисование не тему русских народных сказок, по сказкам А. С. Пушкина .
Бумагопластика. Оригами по сказке «Рукавичка».
Продуктивная деятельность с родителями. Выставка «Зимняя сказка».
Физическое развитие
Подвижные игры: «Гуси – лебеди», «У медведя во бору… »
Работа с родителями. 
Создание папки – передвижки «Роль сказки в жизни ребёнка», «Сказка лечит», Консультация «Как читать сказку».
Участие в выставке «Зимняя сказка».
Мастер – класс «Сотвори свою сказку! ».
Участие в изготовлении атрибутов, декораций к сказкам «Теремок», «Золушка».
3 Этап

Заключительный
Показ игрового спектакля «Теремок», «Золушка» (для младших групп) .
Выставка творческих работ по теме проекта. 

Введите в мир театра малыша
И он узнает, как сказка хороша. 
Проникнется и мудростью, и добротой, 
И с чувством сказочным пойдёт он жизненной пропой.

Развлечение в подготовительной логопедической группе
« Путешествие в сказку»

Цели: побуждение детей к эмоциональной отзывчивости на состояние сверстников, героев сказок; активизация и совершенствование словарного запаса, грамматического строя речи.

Задачи.
1. Формировать умение раскрывать тему, подчинять свою сказку основной мысли.

2.Способствовать поддержанию традиции семейного чтения.


3. Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения.


4. Воспитывать у детей готовность к взаимодействию в привычной средой группы, предлагая сказочные ситуации, обращаясь к положительному опыту персонажей, который они могут использовать в жизни.

Ход развлечения.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (Да).
- В некотором царстве, в некотором государстве жил да был… А кто же там жил? (Ответы детей).
- Где же это сказочное царство, где же это небывалое государство? Может быть, его можно отыскать в нашем детском саду? Давайте попробуем это сделать! А дорогу в сказочное царство нам укажут волшебные следы. Вот и первый след. Куда он указывает, там и находится царство-государство. Ну, что ж, в путь! (По следам дети доходят до музыкального зала, видят и угадывают, чьи следы (нога человека, след утюга, птицы, лап животных)).
- Ой, ребята, да мы уже у самых ворот волшебного царства-государства. (Раздаются голоса птиц, дверь в комнату сказок открывается.)

- Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои.

- Ребята, посмотрите, сколько в сказочном лесу тропинок! Как вы думаете, кто из сказочных героев пробегал по ним? (Ответы)

(Звучат голоса птиц, голос – микрофон)  - Добрый день, красны девицы да добры молодцы. Я Василиса Прекрасная! Спешу сообщить вам, что у меня появился ларец волшебный, а в нём богатства несметные. Только отдам их тем, кто все сказочные препятствия пройти сумеет.

Воспитатель: И где же нам искать Василису Прекрасную? А вот и клубочки волшебные. Я думаю, что они нам помогут. Задание: Кто вперёд клубок перемотает и записку прочитает.
« Чтобы увидеть Василису, нужно попасть в тридевятое царство, тридесятое государство».

Воспитатель:
 Как?.. А фантазия на что? Глаза закроете и до трёх посчитаете. Раз, два, три… Вот мы и в сказочном царстве. (Яблоня)

Яблоня (голос): Сорвите скорей мои яблочки, а то совсем тяжко мне, ветки к земле склонились.

Воспитатель: Посмотрите, яблоки волшебные, на них написано что-то.

Яблоня: На моих яблочках пословицы и поговорки. На одном яблочке начало, на другом конец. Если найдёте каждому яблочку пару и скажете, для какой сказки эта поговорка подходит, то укажу вам дорогу к Василисе. (Дети составляют поговорки, читают их.)
В тесноте, да не в обиде. («Рукавичка»)
Чьи хоромы, того и хлеб. («Три медведя»)
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Лиса и заяц)
Старый друг лучше новых двух. («Пузырь, соломинка и лапоть»)

Появляется Баба Яга:
- Ну что, ребята, все собрались? Все меня узнали? Ну-ка, кто я? Правильно, Баба Яга. А вы кого ждали? Василису Прекрасную? Ха, а я вот возьму и не пущу вас к ней. Если не ответите на мои вопросы, то так и не узнаете, что же у Василисы в волшебном ларце лежит.
- Какие волшебные предметы есть в русских народных сказках? (Палочка, гребень, топор, шапка - невидимка, дубинка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы и т. п.)
- На чём передвигаются сказочные герои? (Гуси-лебеди, ступа, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт и т. д.)
- Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки? (Был там пир на весь мир. Я на том пиру был, мёд и пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.)
- В какой сказке живёт Баба Яга? («Василиса Прекрасная», «Морозко», «Гуси-лебеди», «Баба Яга», «Финист - ясный сокол», «Царевна- лягушка»).
- И зачем вы детей мной пугаете?
Ведь вы меня совсем не знаете.
Я очень добрая, и я красивая,
Но только очень-очень несчастливая!
Как я устала быть злой старушкой!

Воспитатель: Ты устала быть злой старушкой? Надоело жить в избушке? Баба Яга, ты присылала детям письмо?

Баба Яга: Присылала! Присылала! Интересно, выполнили они мою просьбу или нет. Мечта у меня есть заветная: стать красивой, воспитанной и образованной.

Воспитатель: Так в этом тебе помогут наши ребята! (Дети предлагают надеть Бабе Яге новый костюм и рассказывают сказку о её жизни)
- А ещё, Баба Яга, мы нарисовали тебя. (Показ рисунков).

- Спасибо, ребята, что помогли мне стать доброй. Угощу я вас за это пирожками…Ой, пирожок убежал. (Баба Яга убегает за кулисы, догоняя пирожок. Из-за кулис выбегает пирожок.)

Пирожок: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Здравствуйте. А ты кто такой?

Пирожок:
- Я весёлый пирожок,
У меня румяный бок.
Колобка я младший брат,
Вам, ребята, очень рад.
- А я всё слышал. Вы ищете ларец Василисы Прекрасной?

Воспитатель: Да, вот только не знаем, куда же нам дальше пойти? Где искать Василису Прекрасную?

Пирожок: Отгадайте для начала мои загадки, может, и помогу вам.

Только прыг через порог,
И пошёл гулять без ног. (Колобок)

Самовар она купила,
Тараканов пригласила.
«Именины отмечаю,
Приходите выпить чаю». (Муха- Если дети их упрямы? Цокотуха)

Кем детей пугают мамы,

Отвечайте поскорей,
Кто же это? (Бармалей)

Он живёт в лесу дремучем,
Тёмном, страшном и колючем,
Как злодей, вполне успешен -
Вредный волосатый…(Леший)

Никогда ему не верьте,
Хоть он скажет, что бессмертен,
Состоит он из мощей -
Отвратительный…(Кощей).

- Молодцы.
- Вы в пути ничего не потеряли? А то я бежал по тропинке и вот что нашёл.

Воспитатель: Кто-то платочек обронил. Что за слова на нём вышиты? (Дети читают «Василиса Прекрасная»)

Пирожок: Так вот чей это платочек. Неужели с Василисой Прекрасной беда стряслась, раз она свой платок потеряла? Что же могло случиться? (Дети высказывают свои предположения)

Воспитатель: А я думаю, что это Василиса Прекрасная нам дорогу указывает.

Пирожок: А вот и волшебный ларец. Здесь какая-то записочка…
« Молодцы, ребята. Вы справились со всеми моими заданиями. Нашли волшебный ларец. Ларец откроется, если вы ответите на вопрос «Какие бывают сказки?» (Пирожок открывает ларец и достаёт детям угощения)

Дети.
Чтобы сказки не обидеть,
Надо их по чаще видеть,
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть.

Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться!
Быть скромнее и добрее,
Терпеливей и мудрее!

Содержание работы с родителями.

Опрос - анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка»

Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).

Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

Консультация для родителей «Какие сказки читать ребёнку на ночь», Информация для родителей в папке - передвижке: «Читаем детям сказки »

Совместная творческая работа с детьми: Изготовить атрибуты для театрального уголка (маски, шляпы) 

Если вы не очень боитесь Кощея 
Или Бармалея и Бабу Ягу, 
Приходите в гости к нам поскорее, 
Там, где группа №6. 
Приходите в гости к нам, 
Поскорей приходите в гости к нам! 
Вы узнаете много 
Волшебных и добрых сказок: 
Тут Вам и "Репка", и ключ золотой. 
Тут и Черномор, тот самый, который 
Зря всех пугал своею бородой. 
Станете вы у нас веселыми, как Буратино, 
И умными-умными, как Иван-дурак! 
Приходите в гости к нам, 
Поскорей приходите в гости к нам! 
Кот про все расскажет вам, 
Потому что он видел все сам. 

Театрализованные игры по русским народным сказкам

«Теремок»

Задачи:

1. Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека.

2. Учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях.

3.Знакомить с понятиями - гостеприимство, дружба..

Ход мероприятия:

Воспитатель читает стихотворение.

Ходит осень по дорожке, Осень золото роняет,

Промочила в лужах ножки. Холод пташек угоняет.

Льют дожди, и нет просвета, «До свиданья, лес и луг!

Затерялось где-то лето. Мы летим на теплый юг».

Воспитатель обращается к детям:

- Осень – холодное время года, некоторые птицы улетают на юг. А что же делать обитателям леса?

-Я расскажу вам сказку  «Теремок», который нашли звери в лесу.

Воспитатель показывает сказку «Теремок», обращая внимание детей на имитацию голоса и движений, характерных для каждого сказки.

После просмотра воспитатель предлагает детям проиграть сказку, а в помощь задает следующие вопросы:

1. Как начинается сказка?

2. Кто же первый пришел к теремку?

3. Кто следом за мышкой пришел к теремочку?

4. Что ответила мышка?

5. А за лягушкой пришел..?

6. Что ответили обитатели теремка?

7. А кто еще к теремку пришел?

8. Что ответили ей?

9. А кто за лисой появился у теремка?  

10. Пустили звери волка в теремок? Что они ему ответили?

11. И наконец, кто около теремочка появилась?

12. Что же случилось дальше?

13. Чем закончилась сказка?

Используется плоскостной театр, куклы-игрушки из театра бибабо.

 «Зимовье»

Задачи:

1. Учить детей отгадывать загадки, развивать ассоциативное мышление.

2. Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных, их движениям и голосу.

3. Воспитывать любовь к животным.

Ход мероприятия:

Воспитатель в русском народном костюме встречает детей:

Здравствуйте, детишки, Рада видеть всех сейчас,

Девчонки и мальчишки! Ведь давно ждала я вас.

- Я Бабушка - Загадушка, к себе в гости приглашаю, вам загадки загадаю. Все дети любят отгадывать, а вы? (Ответы детей.)

- Тогда отгадайте мои загадки.

Хвост крючком,

Нос пятачком.

(Поросенок.)

Сама пестрая,

Ест зеленое,

Дает белое.

(Корова.)

К хозяину спешит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком.

(Собака.)

Мордочка усатая,  

Шубка полосатая.

Часто умывается.

А с водой не знается.

(Кошка.)

После каждой загадки дети под музыкальное сопровождение имитируют движения и голос отгаданного животного.

- Ах, какие молодцы, все мои загадки отгадали! О ком были загадки? Как можно их назвать одним словом? (животные) Где живут они? (около дома человека) Значит это …( домашние животные).

- А сейчас я вам расскажу и покажу сказку, в которой домашние животные ушли в лес зимой, и вот что с ними приключилось.

- Показ русской народной сказки «Зимовье». (Воспитатель использует по выбору театр игрушек, театр плоскостных картинок).

 «Наш любимый Колобок»

Задачи:

1. Учить воспроизводить текст знакомой сказки в театрализованной игре.

2. Развивать память.

3. Учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного персонажа.

4. Воспитывать доброжелательные отношения и партнерские качества.

5. Развивать артикуляционный аппарат;

6. Формировать живой интерес к русскому фольклору.

Ход мероприятия

Гимнастика для язычка

1. У кого самый длинный язычок?

(Дети высовывают язык как можно дальше.)

2.Достаньте язычком до подбородка, до носа.

3.Тик-так, тик-так, все часы идут вот так!

(Язычок движется вправо-влево, не касаясь нижней губы.)

Воспитатель созывает детей:

Тик-так, тик-так, все часы идут вот так!

Вот пришел и сказки час, он зовет в театр нас!

На столе появляются игрушки для сказки «Колобок».

- Герои какой сказки пришли к нам в театр? Какие персонажи участвуют в сказке? Какую песенку пел Колобок? (Дети вместе с воспитателем поют слова песенки.)

- Какими голосами говорят герои этой сказки?

(Дети подражают голосам Колобка, бабки, деда, зайца, волка, медведя, лисы.)

Дети по желанию выбирают героя сказки, и представление начинается!

Разыгрывание сказки «Колобок» с использованием кукол из театра игрушки.

 «Маша и медведь»

Задачи:

1. Формировать интерес к русскому фольклору и театрализованной деятельности.

2. Побуждать детей и их родителей к активному участию в театральном действии.

3.Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки.

4. Развивать имитационные способности.

Ход мероприятия:

Воспитатель обращается к детям: Издавна на Руси и в стольном граде Москве любили праздники, гулянья, на которых пели песни, водили хороводы, загадывали друг другу загадки, показывали и рассказывали сказки.

Звучит русская народная мелодия. Воспитатели и родители в русских народных костюмах заводят детей в хоровод с запевками («Ах, вы, сени мои, сени…», «По полю, полю…», «На горе-то калина…»).

Скоморох: Здравствуй, люд честной!

Старый и молодой!

А вот мой медведь,

Он любит реветь.

Скоморох спрашивает детей: «Как ревет медведь? Как переваливается косолапый?» Дети имитируют движения и голос медведя.

Скоморох: Хозяин лесной,

Совсем не злой.

Может сказку рассказать

Иль загадку загадать.

Медведь загадывает загадки:

Комочек пуха, длинное ухо.

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц.)  

Маленький рост, длинный хвост.

Серая шубка, острые зубки. (Мышь.)

Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живет, в селе кур крадет. (Лиса.)

Хозяин лесной просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь.)

Медведь: Детушки-касатушки,

Садитесь, не стесняйтесь,

Поудобней располагайтесь,

Всем ли видно, всем ли слышно?

Приготовьте ушки, глазки!

Расскажу сейчас вам сказку!

Воспитатели и родители показывают русскую народную сказку «Маша и Медведь», используя магнитный театр .

Беседа  о правилах безопасного поведения дома  и на улице.

Вспомнили знакомые сказки, где герои попадали в беду по различным причинам: «Гуси-лебеди» — нельзя оставаться на улице одному, это опасно. В сказке «Маша и медведь» — нельзя убегать от взрослых далеко, можно потеряться. А в сказке «Волк и семеро козлят» — выяснили то, что нельзя никому открывать дверь, если остаешься один дома.

Наше знакомство со сказками так же проходило через их драматизацию с использованием разных видов театров: «Настольный театр», «Театр — телевизор», «Театр шапочек», «Театр живой руки».

С целью закрепления знаний о русских народных сказках используем дидактические игры: «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», Назови сказку».

Дидактические игры развивают речь, мышление, воображение.

Для активизации мыслительных процессов, развития речи, памяти загадывали  загадки, которые показали, насколько хорошо дети знают русские народные сказки.

В самостоятельной и совместной деятельности воспитателей с детьми рассматривали альбомы «Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей), «Потешки» (в рисунках детей и родителей), «Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам).

Дети активное участие принимают в подвижных играх: «У медведя во бору», «Карусель», «Зайка беленький сидит», «Нет у зайки рукавиц». В организации игр используем шапочки для героев.

В реализации проекта использовали различные виды гимнастик:

— дыхание является главнейшим источником жизни. При достаточном поступлении воздуха сердце и иммунная система начинают работать активнее, предотвращая тем самым проникновение инфекции и недостаток кислорода;

— артикуляционная гимнастика способствует выработке полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Использовали «Сказку про язычок»;

— пальчиковые игры, физкультурные минутки — развивают речь, память, внимание.

Вместе с детьми создали коллективную аппликацию по русской народной сказке «Колобок».

Активное участие принимали воспитатели, родители и дети в создании выставки поделок «Мой любимый сказочный герой». На выставке представлены поделки из различных материалов: из бумаги, из ниток, из дерева, из пластилина, рисунки, выжигание.

Данная деятельность способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте, сблизила детей, родителей и воспитателей нашей группы.

Дети с удовольствием принимали участие в создании макета по сказке «Репка», старались вылепить некоторые детали для героев сказки (поясок, пуговицу, голову, глаза, хвостик и т. д.). Запомнили последовательность появления героев сказки, называли их.

В самостоятельной деятельности:

—  дети раскрашивали иллюстрации из сказок;

— играли в игру «Волшебные сказки»; составляли сказки с помощью пазлов, кубиков;

— строили из крупного строителя «Теремок» и заселяли в него героев сказок.

Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомятся с окружающим миром.

С помощью воспитателей учились рассказывать сказки, используя схемы «Расскажи сказку».

Провели выставку домашних книг и книг детского сада по русским народным сказкам с участием родителей.

Воспитатели вместе с детьми создали и нарисовали сказки — перевертыши, а родители и дети сочинили сказки на новый лад, проиллюстрировали их.

Инсценировали сказку «Теремок» с музыкальным сопровождением. Музыкальные инструменты для сопровождения героев сказки подбирали вместе с детьми. Игры такого характера помогают вырабатывать интонационную выразительность, правильный темп, силу голоса, мимику.

В фотовыставке «Дети и сказки» представлен наглядно весь материал по проекту «Русские народные сказки». Через фотовыставку родители познакомились с деятельностью воспитателей и детей по реализации проекта.

В проекте принимали участие все дети группы. У детей повысился уровень знаний русских народных сказок, расширился кругозор, речь детей стала более насыщенной и выразительной. Родители проявили инициативу и творчество в реализации проекта.

Консультация для педагогов и родителей

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Понятие " духовно-нравственное воспитание" включает и гражданское воспитание, и патриотическое воспитание, таким образом, нравственное воспитание - это воспитание отношений человека к себе и к миру. Нравственность представляет собой сложное социально-психологическое образование. Она образуется из глубоко личных интеллектуально-эмоциональных убеждений, самостоятельно вырабатываемых, контролирующих потребности и мотивы, определяющих интересы, направленность личности, ее духовный облик и образ жизни. Нравственность как состояние духа детерминирует поведение человека изнутри, из души, из совести, помогает устоять против негативных внешних воздействий и противодействий. Нравственное сознание утверждает в душе ребенка идеи правды, справедливости и добра. Служение внутренним нравственным убеждениям, высоким гуманным принципам делает человека духовным существом и обеспечивает уважение к самому себе. Нравственность возникает как совокупный продукт материально-духовного, социального бытия человека. В ней есть то духовное, общее для всех нравственных людей, что составляет ее стержень и что выражается в принципах жизнедеятельности, интеллектуально-нравственно свободной, совестливой и ответственной личности.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

В области воспитания дошкольников всесторонне был исследован процесс формирования духовно-нравственных основ. Понятия «нравственный» и «духовный» определяются следующим образом:

Так, С.Я.Рубинштейн считает, что «духовность» - это состояние близости души, внутреннего мира человека.

Р.С. Буре полагает, что «нравственность» - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие). Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

По мнению Н.А. Ветлугиной, в сфере личностного развития воспитание должно обеспечить:

готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

Актуальность темы исследования. Духовно-нравственное воспитание в педагогике - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, родителей.

Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

В формировании нравственных представлений важную роль играет знакомство с родным языком, образцы которого представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т.д.), т.к. именно они вмещают в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей.

Задача педагогов, родителей - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных,  дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагоги, родители обязаны сами его хорошо знать.  Должены продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи. Особым жанром, влияющим на духовно-нравственное воспитание детей, являются сказки, пословицы и поговорки. Концентрированность, емкость образа в пословицах и поговорках активно воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, которое в них заложено, многогранность, возможной интерпретации помогают создать проблемную ситуацию с нравственным содержанием, что рождает у ребенка потребность найти ее решение. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Они несут ярко выраженный нравственно-поучительный характер. Поговорки и пословицы содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о духовно-нравственном воспитании.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

И так, в формировании нового человека исключительно велико значение нравственного воспитания. И большая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям, воспитателям, родителям. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия, слова и дела. Приобщение детей к истокам русской народной культуры определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре, расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей, историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры, способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально – коммуникативному развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей. Цели: --- расширить представление о жанрах устного народного творчества;  показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка: --- воспитывать у детей нравственные, трудовые, экологические, патриотические чувства. Цель может быть достигнута при решении ряда задач: --- содействие атмосфере национального быта; --- широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок, частушек; --- учить рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные и театрализованные игры; --- знать и различать народное искусство, как основу национальной культуры.

Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды. Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует организаций особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Поэтому в группе выделили место и оборудовали мини - музей «русская изба, где разместили предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: горшки, лапти и т. д. В поисках старинных бытовых предметов участвовала вся моя семья и родители воспитанников. Обстановка избы предельно проста, что соответствует тогдашнему деревенскому образу жизни. Есть деревянный, обеденный стол, деревянная лавка, полки . На бечёвке висит лубяная зыбка (люлька - кроватка для младенца), рядом находится прялка, установлена русская печь. Почти вся хозяйственная утварь, орудия труда сделаны из дерева, т. к. крестьяне занимались деревообрабатывающими ремёслами. Основной нашей задачей является введение детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому печь сделана из бросового материала, её можно перемещать в другое место и обыгрывать с детьми. Рядом хранятся русские народные костюмы для мальчиков; расшитые сарафаны, кокошники для девочек. В обстановке убранства русской избы знакомим детей с народными промыслами всей России. На полках размещены разнообразные произведения – предметы прикладного искусства Таким образом, в русской избе разместились: лапти, корзинки,; на столе – самовар; на полке – домашняя утварь (кринки, горшки, миски, чугунки и др.); у печки – ухват, метла; на полках – предметы прикладного искусства. Для обыгрывания колыбельных песен, потешек, прибауток в избе поместили люльку с куклой-младенцем. Детей встречает Хозяйка избы (Может ребенок). В будние дни Хозяйка встречает детей в традиционной домашней одежде русских крестьянок, а в праздники надевает расшитый сарафан и кокошник. Посещения избы детьми младшего возраста посвящаются знакомству с предметами быта, их названиями, предназначением, со способами действий с ними. В старших группах подчёркивается историческая преемственность с современными аналогами. Например: лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа и пр. Кроме того, детей знакомят с зависимостью использования предметов от образа жизни людей (крестьяне пользовались лучиной, а более богатые люди – свечами и т. п.). Организация такой деятельности предполагает познавательную активность детей. В качестве подсказки детям загадываются соответствующие загадки, используются пословицы и поговорки. Для организации НОД и самостоятельной деятельности в избе используются игрушки в виде животных, наиболее часто встречающихся в фольклорных произведениях (котик, собачка, петушок, лисичка, мишка). Впервые эти персонажи вводятся в работу с детьми младшего возраста, а со временем, в зависимости от темы, появляются и другие, например персонажи кукольного театра. Дети сами участвуют в пересказе сказки уже знакомых произведений. При этом может быть организована викторина по знакомым сказкам или использован кукольный и пальчиковый театр.

        

Формы и методы работы с детьми по сказкам

Название сказки

Формы и методы работы с детьми

«Маша и медведь»

  • чтение сказки;
  • беседа по сюжету сказки;
  • решение проблемных ситуаций;
  • рисование иллюстрации к сказке «Честная Маша».

«Лисичка сестричка и серый волк»

  • чтение сказки;
  • беседа по сюжету сказки;
  • решение проблемных ситуаций;
  • рисование персонажей сказки «Честная Лиса»;
  • настольно-печатная игра «Собери сказку»;
  • пальчиковый театр по сюжету сказки.

«Мужик и медведь»

  • чтение сказки;
  • беседа по сюжету сказки;
  • решение проблемных ситуаций;
  • лепка «Медведь и репка»;
  • рисование по желанию детей [любой персонаж];
  • разучивание песни А. Ростовского «Медведь»;
  • кукольный театр по мотивам сказки.

«Заюшкина  избушка»

  • чтение сказки;
  • беседа по сюжету сказки;
  • решение проблемных ситуаций;
  • рисование на тему «Дружба Лисы с Зайцем»;
  • сюжетно-ролевая игра «Честная Лиса»;
  • кукольный театр «В гостях у зайца».

«Лисичка со скалочкой»

  • чтение сказки;
  • беседа по сюжету сказки;
  • решение проблемных ситуаций;
  • раскрашивание раскрасок по сюжету сказки;
  • настольно-печатная игра, пазлы «Лисичка со скалочкой»;
  • настольный театр: «Житьё-бытиё честной Лисички».

Схема размышления над сказками и их обсуждение              

Акцент

Направление размышления

Вопросы

Комментарий

Основная тема

Важно понять основные идеи сказки, то есть, что с помощью её нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить и пр..

О чём эта сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в жизни?

Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы.

Линия героев сказки. Мотивы поступков.

Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки.

Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому?

Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя, или во взаимосвязи героев друг с другом.

Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей.

Важно «составить список» способов преодоления трудностей детей героями сказки.

Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный и пассивный? Всё решает и преодолевает сам, или старается переложить ответственность на кого - то? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей?

Имея набор способов решения проблем: прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение проблем и др., важно оценить в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей.

Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и самому себе.

Важно понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношения к окружающему миру, другим героям.

Что приносят поступки героя окружающим, радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель? Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции?

Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной ситуации в жизни.

Актуализированные чувства

Важно осознать, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему?

Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызывали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызывали раздражение? Почему герой реагирует именно так?

Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источники чувств внутри нас.

Образы и символы в сказках

Важно осознать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки.

Кто такой Иван Царевич? Кто такой Колобок? Кто такая Курочка Ряба?

Можно привлекать не только собственные рассуждение на тему «Что есть этот образ», но и словари образов.

        

Перспективный план работы со сказкой старший возраст

Дата

Содержание

Программные задачи

Работа с родителями

сентябрь

1. Повторение знакомых сказок «Репка», «Теремок». «Курочка Ряба».

2.Чтение сказки русской народной «Царевна-лягушка».

3. Дидактическая игра «Разрезные кубики» по сказке «Лягушка-царевна»

4. Дидактическая игра: «Чудеса в решете».

5. Дидактическая игра «Кто на свете злее всех?».

6..Пересказ детьми отрывков из сказки «Лягушка-царевна» с использованием графических символов

1. Вспомнить с детьми знакомые сказки. Назвать персонажей сказки. Пересказывать их с помощью заместителей.

2. Развивать речь детей. Учить детей воспринимать образное содержание произведения; уточнить знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.

3. Способствовать запоминанию детьми сюжета сказки, её героев. Развивать логическое мышление при составлении целого из частей. Поощрять рассказывание эпизодов сказки

4. Учить детей замечать особенности жанра сказки: происходящие различные чудеса, как и с помощью чего происходят чудеса и превращения (волшебные предметы и их действие)

5.Учить детей определять характер сказочных героев (злых и добрых), их внешний облик, жилище. Развивать речь-описание. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.

6. Учить детей связно, выразительно пересказывать отрывки из сказки, используя графические символы.  Совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать логическое мышление.

Работа с родителями по пополнению книжного уголка русскими народными волшебными сказками.

октябрь

октябрь

Ноябрь

декабрь

1. Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». «Гуси - лебеди»

2. Рассматривание репродукции кар- тины В.М. Васнецова «Алёнушка».

3. Показ плоскостного театра «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

4. Моделирование «Гуси - лебеди».

5. Дидактическая игра «Заветные слова»

6. Дидактическая игра «Хороший- плохой»

7. Дидактическая игра «Что в дороге пригодится?»

1. Чтение русской народной сказки «Иван-царевич и Серый волк»,

 «Заяц - хваста».

2. Рассматривание картины

В.М.Васнецова «Иван-царевич на сером волке»

3. Моделирование сказки

«Заяц – хваста».

4. Коллективное сочинение детьми сказки «Василиса Прекрасная и Белый лебедь» (на основе сказки «Иван- царевич и Серый волк»)

1. Чтение русской народной сказки «Сивка-бурка».

2. Постановка сказки «Репка»

3. Дидактическая игра «Что перепутал художник?»

4. Коллективное сочинение детьми сказки на заданную тему «Снеговик и  снежная птица»

5. Создание книги «Наши сказки» Рисование детьми иллюстраций к сочиненным сказкам «Василиса Прекрасная и Белый лебедь», «Снеговик и Снежная птица»

1. Учить детей замечать выразительные средства языка сказки (повторы, «сказочные» слова и выражения, образные выражения) Уточнить понимание слов и выражений: ведомо, мочи нет, хоромы; с помощью специальных упражнений способствовать усвоению образного строя языка. Воспитывать интерес и любовь к фольклорной сказке.

2. Учить детей рассматривать сюжетную картину. Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказываниях. Формировать умение понимать смысл образных выражений.

3. Помочь детям запомнить содержание сказки, побуждать к участию в рассказывании. Развивать интонационную выразительность речи.  

4. Обучение детей рассказыванию методом моделирования. Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели, сохранить некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, обогащать словарь. Развивать звуковую культуру речи. Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от  реальных.

5. Учить детей вычленять самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры слова, несущие основную смысловую нагрузку)

6. Учить детей выявлять позитивные и негативные черты характера героев, оценивать их деятельность.

7. Учить детей на основе анализа сказочных предметов, помогающих героям одолеть врага (скатерть- самобранка и др.), придумывать новые предметы – помощники. Развивать творческое мышление детей.

        

1. Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Обращать внимание на образный язык сказки. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

2. Учить детей понимать художественный образ, который хотел создать художник. Обогащать словарь детей, побуждать использовать в речи точные слова для характеристики героев.

3. Предложить детям вспомнить названия русских народных сказок, характерные сказочные зачины. Учить характеризовать произведение, совершенствовать интонационную выразительность речи, упражнять в образовании существительных с суффиксом – ищ. Уметь самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения двигательной модели сказки по ходу её изложения.

4. Учить детей сочинять сказку. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, мышление, внимание.

1. Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра.

2. Учить инсценировать сказку, передавать интонацией настроение героя, развивать интонационную выразительность. Воспитывать чувство сопереживания, сочувствия. Развивать связную речь детей, овладевать лексико- грамматическими формами языка.

3. Закрепить знание героев сказки, волшебных предметов, встречающихся в русской народной сказке. Обогащать словарь детей.

4. Учить детей придумывать сказку по порядку функций; коллективно развивать сюжет сказки. 96 снежная птица» Закрепить знание структуры сказки (начало, середина, конец). Развивать связную речь. Воспитывать интерес к сочинению сказок.

5. Развивать образное представление. Закрепить знания детей о средствах выразительности, которые наиболее ярко могут отразить характер героев сказки. Закреплять умение использовать в работе различные изобразительные средства.

Анкетирование родителей: «Нужна ли ребёнку волшебная сказка?»

        

Консультация для родителей: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» (папка-ширма).

Работа с родителями по оснащению предметами быта сказочных героев

январь

1.Чтение русской народной сказки «Снегурочка», «Морозко»

 

2. Игра-драматизация по сказке «Снегурочка», «Морозко». 2. Помочь детям запомнить содержание сказки. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при драматизации сказки.

3. Дидактическая игра «Чепуха» 3. Учить детей осмысливать назначение той или иной функции в сказке. Учить детей придумывать не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противоположные функции. Например, «запрет – нарушение запрета».

 4. Коллективное сочинение детьми сказки «Иван-царевич и Баба-Яга». .

1.Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержании и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.

2. Помочь детям запомнить содержание сказки. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при драматизации сказки.

3. Учить детей осмысливать назначение той или иной функции в сказке. Учить детей придумывать не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противоположные функции. Например, «запрет – нарушение запрета».

4. Продолжать учить детей коллективно придумывать сюжет сказки с помощью символов. Развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй языка. Обогащать словарь детей образными словами и выражениями, характерными для русской народной сказки. Воспитывать интерес к речевой творческой деятельности.

1.Оформление альбома «Мои любимые сказки» (сотворчество детей и родителей)

февраль

1. Рассказывание сказки «Крошечка- Хаврошечка». + Драматизация сказки  

2. Создание модели «Сказка в коробке»

3. Дидактическая н/печатная игра «Сказочные герои».

4. Коллективное сочинение детьми сказки «Змей Горыныч»

5. Продолжение оформления книги «Наши сказки» Создание детьми иллюстраций для сочинённых сказок «Иван-царевич и Баба-Яга», «Змей Горыныч»..

1. Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных. Развивать умение использовать заместители при пересказе сказки. Совершенствовать интонационную выразительность речи, обогащать словарь, развивать звуковую культуру речи.

2. Развивать воображение детей. Совершенствовать эстетическое восприятие. Упражнять детей в составлении и проговаривании диалогов из сказок. Совершенствовать выразительность речи.

3. Закрепить и уточнить знание детьми сказочных героев. Развивать логическое мышление, при соотнесении графического изображения с сюжетным.

4. Учить детей самостоятельно придумывать название сказки, место действия, её героев. Продолжать учить самостоятельно отбирать необходимые для развития сюжета сказки функции. Развивать воображение, 98 связную речь.

5. Закрепить знание детей о творчестве художников- иллюстраторов. Совершенствовать стремление создавать в рисунке образы сказочных героев, используя определённую цветовую гамму. Добиваться соответствия сюжета рисунка определённому моменту литературного произведения.

Консультация для родителей: «Нравственный урок сказки. Воспитание добрых чувств» (папка- ширма).

Март

Апрель

май

1. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь». Консультация для родителей: «Сказка развивает воображение: «Салат из сказок»» (папка-ширма).

2. Развлечение-игра Путешествие в сказку «Маша и медведь».

3. Дидактическая игра «Да-нетка».

4. Коллективное сочинение сказки

1. Чтение русской народной сказки «Семь Симеонов – семь работников».

2. Дидактическая игра «Сам себе сказочник»

3. Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации»

4. Коллективное сочинение сказки.

5. Продолжение оформления книги «Наши сказки». Создание иллюстраций к сочиненным сказкам.

1. Чтение русской народной сказки «Никита-кожемяка»..

2. Литературная викторина «Путешествие в сказку»

3. .Создание коллажа «Салат из сказок»

1. Учить детей эмоционально воспринимать сказку. Совершенствовать умение чувствовать и понимать целесообразность использования в произведении выразительно-изобразительных средств. Обогащать речь детей фразеологизмами, учить понимать их переносное значение.

2. Воспитывать любовь к сказкам, Желание проигрывать сюжеты сказок. Закрепить знание детей о геометрических фигурах: Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Закрепить умение детей сравнивать предметы по высоте, порядковый счёт, умение ориентироваться в пространстве. Закреплять знания о лесных зверях, по признакам находить деревья, Продолжать развивать речь, как средство общения.

3. Закрепить знание детьми героев русских народных сказок. Развивать логическое мышление

4. Совершенствовать умение детей сочинять сказку.  «Иван-царевич и Змей Горыныч». Формировать умение видеть структуру сказки. Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, мышление, внимание.

1.Формировать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Осмысливать характеры персонажей; закрепить знания о жанровых особенностях сказки. Формировать образность речи: чуткость к образному строю языка. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.

2. Продолжать учить детей с помощью дидактической игры объединять сюжеты знакомых сказок. Развивать воображение, словесное творчество. Совершенствовать связную речь. Развивать интерес к словесному творчеству.

3. Закрепить знание детьми сюжетов и героев русских народных сказок. Формировать умение по иллюстрации отгадывать название сказки. Поощрять желание пересказывать соответствующий эпизод.

4. Продолжать учить детей самостоятельно придумывать название сказки, её героев, описывать место действия; развивать сюжет сказки с помощью карт Проппа. Развивать связную речь, интерес к словесному творчеству.

5. Закрепить представления детей о средствах выразительности, которые используются в сказочном жанре. Совершенствовать навыки графического изображения, передачи движений человека.

  1. Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки. Обогащать словарь детей образными словами и выражениями. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.

  1. Закрепить знание детьми сюжетов русских волшебных сказок, их героев, образных слов или выражений характерных для определённой сказки.

3. Упражнять детей в составлении коллажа из иллюстраций к русским волшебным сказкам. Развивать воображение, творческое мышление.

Консультация для родителей: «Сказка развивает воображение: «Салат из сказок»» (папка-ширма).

Пополнение группы различными видами театра: пальчиковый, плоскостной, би-ба-бо и т. д.

Перспективный план работы со сказкой

Младшая группа

Тема занятия

Содержание работы с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

«Милости просим, гости дорогие»

«Добрые слова»

Беседа  « Использование художественной литературы в семье. Книга в семье».

«Ходит сон  близ окон»

Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и  колыбельными песнями.

«Во саду ли, в огороде»

Знакомство с овощами. Продуктивная деятельность – аппликация «Овощи»

«Репка»

Знакомство со сказкой «Репка» продуктивная деятельность . аппликация «Репка»

Октябрь

«Чудесный сундучок»

Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах.

Консультация «Посеешь привычку – пожнёшь характер».

«Как у нашего кота»

Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой  заучивание потешек «Как у нашего кота», продуктивная деятельность рисование песочком «Кот»

«Котик, котик, поиграй»

Повторение потешки «Как у нашего кота», дидактическое упражнение «Похвали котика»

«Девочка и лиса »

Знакомство  со сказкой «Снегурочка и лиса».  Игра «Кто позвал?»  (угадывание по голосу)

Ноябрь

 

«Водичка, водичка умой мое личико»

Знакомство детей  с умывальником . Разучивание потешки «Водичка, водичка умой мое личико»

Народный календарь (Приметы, загадки, совместно продуктивная работа с родителями).

«С гуся вода, а с Ванечки худоба»

Повторение потешки «Водичка, водичка умой мое личико» и колыбельных.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой»

«Идет коза рогатая»

Разучивание потешки «Идет коза рогатая».

«Волк и семеро козлят»

Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят», продуктивная деятельность- раскрашивание раскраски

Декабрь

 

«Стоит изба из кирпича, то холодна то горяча»

Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой.

Продуктивная деятельность рисование печки

Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников  посредством  устного народного творчества».

«Колобок»

Знакомство со сказкой «Колобок». Продуктивная деятельность. Аппликация «Колобок»

«Уж ты, зимушка - зима»

 Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»

«Сундучок Деда Мороза»

Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде, продуктивная деятельность–рисование «Снежинки»

Январь

«Пришла коляда – отворяй ворота»

Знакомство  детей с Рождеством. Продуктивная деятельность- раскрашивание рождественских раскрасок

Консультация для родителей: «Народная сказка в системе нравственного воспитания»

«Фока воду кипятит и как  зеркало блестит»

Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем» продуктивная деятельность- рисование. Раскрашивание «Самовар»

«Гость на гость – хозяйке радость»

Знакомство детей с медведем мишуткой. Лепка посуды.

«Три медведя»

Знакомство  со сказкой Л.Н.Толстого «Три медведя»

 

        

 

Тема занятия

Содержание

 

Февраль

 

«Маша и медведь»

Знакомство  со сказкой  «Маша и  медведь». Раскрашивание раскраски

Консультация для родителей «Приемы обучения детей рассказыванию»

Хозяйкины помощники.

Знакомство  детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской. Продуктивная деятельность «Ведро»

«Половичку курочка веничком метет»

Разучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была»

«Масленица дорогая -  наша гостьюшка годовая»

Знакомство детей с масленицей.

Март

 

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Этическая беседа «Моя любимая мама»

Оформление папки – передвижки «Сказка в жизни ребенка»

«Приди, весна, с радостью»

Разучивание заклички «Весна, весна красная!» раскрашивание «Весна»

«Петушок- золотой гребешок»

Знакомство детей  с новым персонажем – Петушком. Разучивание потешки о петушке.

«Заюшкина избушка»

Знакомство  со сказкой  «Заюшкина избушка»

Апрель

«Трень-брень, гусельки»

Знакомство с русским народным инструментом – по желанию

Конкурс « Пасхальное яичко».

«Светлое Христово воскресенье»

Знакомство с праздником «Светлое Христово воскресенье

Папка-передвижка «Светлое Христово воскресенье»

«Петушок золотой гребешок»

 Знакомство с семьей петушка. Знакомство с рассказом К.Д.Ушинского «Петушок с семьей»

Народный календарь «История праздника Пасхи».

«Курочка ряба»

Знакомство  со сказкой  «Курочка ряба» продуктивная деятельность «Яичко»

Май

 

«Здравствуй, солнышко – колоколнышко!»

Разучивание потешки про солнышко.

Оформление папки – передвижки «Сказка в жизни ребенка»

«Сорока – белобока кашу варила»

Знакомство с предметами обихода – глиняным горшком

Консультация для родителей «Знакомство со сказкой «

 

«Кто в тереме живет?»

 Знакомство  со сказкой  «Теремок»

Продуктивная деятельность по сказке «Теремок»

Сочинение сказок родителями

Прощание с «избой»

Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени.

Презентация проекта  «Уроки доброты»

Перспективно - тематический план работы с родителями

Дата

Тема

Формы работы

Участники

Сентябрь

В родительские уголки поместить информацию:

- цель и задачи работы клуба;

- план работы клуба;

Консультация «Что мы читаем детям по программе детского сада».

Все возрастные группы

Октябрь

 «Народное творчество»    

1. «Копилка полезных советов» для родителей:

- что читать маленьким детям из народного творчества;

- как читать, обыгрывать песенки, потешки, сказки;

2. Открытое занятие  для родителей «Сядем рядком, поговорим ладком». 

Младшие группы

Ноябрь

Русские народные сказки.    

 

1. «Любимые сказки» - обмениваемся опытом

- какие сказки читать детям этого возраста;

- обсуждение прочитанного;

- элементы драматизации сказок;

- использование иллюстраций, музыки

(родители, педагоги)

 2. Совместное занятие (дети, родители) «В стране сказок»

3.  Выставка книг « Русские народные сказки».    

        Средние группы

Декабрь

«Чтение вслух»    

1. Консультации для родителей в родительских уголках «Читаем вслух», «Размышление и обсуждение прочитанного».

2. Интеллектуальная игра для детей и родителей «Наши друзья - книги»    

старшая, подготовительная

Все группы

        январь 

        Стихи для детей    

        1. Семинар – практикум для родителей «Учим потешкис детьми»

- как подобрать стихи соответственно возрасту детей;

- как учить стихи с детьми дома;

- интонационная выразительность речи;

2. Вечер загадок«Зимушка - зима»  

Все группы

февраль 

сказки

1. Круглый стол «Сказка ложь, да в ней намек»

- какие сказки читать детям старшего возраста,

- обсуждение прочитанного,

- оценка поступков и моральных качеств героев сказок;

- домашние спектакли;

2. Драматизация сказки для родителей «По выбору»

3. Консультация в родительские уголки « Круг домашнего чтения».    

Старшая, подготовительная (родители, дети, педагоги)

март    

        Чтение по ролям

1. Деловая игра «Чтение с выражением»

- какие произведения для чтения в лицах подходят для детей старшего возраста;

- интонационная выразительность речи;

- чтение по ролям дома;

(родители, педагоги)

2. Вечер юмористических дразнилок «Веселые дразнилоки »

3. Консультация в родительские уголки «Детское словотворчество»    

Подготовительная

апрель 

Вечер посвященный сказке

1. Вечер – презентация «Юбилей любимыхсказок»

- что интересно детям знать из автобиографий поэтов и писателей;

- особенности произведений разных авторов;

2. Досуг  - представление: произведения авторов-юбиляров в исполнении родителей.

3. Выставка рисунков «Что за прелесть, эти сказки!»    

средняя, старшая,подготовительная (дети, родители, педагоги)

май  

Детская сказка родного края    

1. Выставка произведений детских писателей нашего края;

2. Чтение, обсуждение, обыгрывание сказки по выбору.    Старшая, подготовительная     

Старшая, подготовительная.     Воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед.

Старшая, подготовительная

Беседа - опрос детей по теме

    «Ознакомление с художественной литературой»

1.    Любишь ли ты, когда тебе читают книги взрослые?

2.    Есть ли у тебя дома книги?  Кто тебе их читает ?

3.    Какие книги ты любишь?

4.    Есть ли у тебя любимая книга?

5.    Кто твой любимый герой?

6.    Какие сказки вы знаете?

7.    Знаете ли вы писателей? Назовите их.

8.    Ты хотел бы научиться читать?

                                                                                                                                

            

Анкета для родителей

           по теме «Ребенок и сказка»

Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты:

1.    Читаете ли вы ребёнку сказки?  Если да, как часто:

- ежедневно

- несколько раз в неделю

- редко, когда есть время

2. Вы читаете детям книги:

 - по просьбе ребенка

 - по своей инициативе

3. Обсуждаете ли вы сказку с ребёнком?

4. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека? Сколько книг  

   (приблизительно) она включает? Каких жанров (стихи, сказки и т.д.)

5. Какие книги предпочитает ваш ребёнок:

    - сказки

       - стихи

       - литературу о природе

       - энциклопедии, книги познавательного содержания

       - нет определённых предпочтений

  6. Рассказывает ли ваш ребёнок о  сказках, которые прочитали

воспитатели?

   7. Ходите вы с ребёнком в библиотеку?

   8. Читаете ли вы с ребёнком произведения для  длительного чтения ?

       Какие последние произведения вы прочитали?

   9. Читаете ли вы сами литературу? Если да, что предпочитаете:

      - периодическую литературу (журналы, газеты)

      - познавательную литературу

      - художественную литературу

«Гори ясно»

Цель: упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры: 

Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.

Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.

Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.

Играющие хором поют считалочку:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Раз, два, три!»

На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.

«Ворон»

Цель: двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать содержание текста песни. Уметь расширять и сужать круг. Отрабатывать дробный шаг и разнообразные знакомые плясовые движения.

Ход игры: 

Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребёнок, изображающий «ворона». (Он стоит в кругу вместе со всеми)

Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах.

Черный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точеная,

Позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная.

С окончание песни «Ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза, «ворон» обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг.

«Солнце»

Цель: действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. Учить стремительному бегу.

Ход игры: 

Дети стоят по кругу. В центре «солнце» - ребёнок.

Гори солнце ярче,             - Дети ходят

Лето будет жарче.         - по кругу.

Я зима теплее,                 - Идут в центр.

А весна милее                   - Из центра обратно.

А зима теплее,                 - В центр.

А весна милее.                  - Обратно.

После слов «солнце» (ловишка) ловит детей.

«Теремок»

Цель: развивать у детей умение передавать в движении содержание музыкального произведения. Воспитывать выдержку, выразительность игровых образов.  

Ход игры: 

Дети стоят, взявшись за руки в кругу. Заранее выбранные «звери» - Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка и Медведь.

Стоит в поле теремок, теремок.  Дети («теремок») идут по

Он не низок, не высок, не высок.      кругу и поют.

Вот по полю, полю мышка бежит, Мышка бежит за кругом.

У дверей остановилась и стучит:  Дети останавливаются.

«Кто, кто в теремочке живёт?     Мышка стучит, поёт,

Кто, кто в не высоком живёт?»     вбегает в круг.

Стоит в поле теремок, теремок.   Дети («теремок») идут по

Он не низок, не высок, не высок.        кругу и поют.

Вот по полю лягушка бежит,      Лягушка прыгает за кругом.

У дверей остановилась и стучит:   Дети останавливаются.

 «Кто, кто в теремочке живёт?  Лягушка стучит и поёт.

Кто, кто в не высоком живёт?»

Мышка. «Я – Мышка – норушка, а ты кто?»

Лягушка. «А я – Лягушка – квакушка»

Мышка. «Иди ко мне жить!»

Таким же образом входят в круг «Лисичка» и «Зайка». Когда к терему подходит «Медведь», он говорит: «Я Мишка – всех ловишка» - все звери разбегаются, а Медведь их ловит.

«Сова»

Цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ. Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать  выдержку, внимание. Проявлять творчество.

Ход игры: 

Один из играющих изображает «сову», остальные  –мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!»  Мыши продолжают двигаться. Сова говорит: «Вечер1» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют:

Ах ты, совушка - сова,

Золотая голова.

Что ты ночью не спишь,

Всё на нас глядишь?

Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши  мгновенно замирают, не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами старается какое-либо движение, из игры выбывает.

«Чурилки»

Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры: 

Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют:

Колокольцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон?

После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать.

Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается.

«Баба - Яга»

Цель: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.

Ход игры: 

Играющие выбирают Баба – Яга. Она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и поют:

Баба-Яга, костяная нога,,             - Дети ходят

С печки упала, ногу сломала.         - по кругу.

Пошла в огород, испугала народ.  - Идут в центр.

Побежала в баньку,                   - Из круга обратно.

Испугала зайку.                 

После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.

«Медведь»

Цель: развивать эмоциональное отношение к игре. Вырабатывать у детей выдержку. Продолжать учить стремительному бегу.

Ход игры: 

Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

Всё на нас глядит.

А потом как зарычит

И за нами побежит.

Медведь встает и начинает гоняться за детьми.

Используемая литература:

1.Дерягина Л.Б. Театральная деятельность в ДОУ.,Детство-Пресс, 2014 г.

2.Примерная образовательная программа дошкольного образования «Открытия» под редакцией Е.Г. Юдиной, Москва 2013г.

3.Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика., под редакцией Полянской Л.И., Школьная пресса, 2010 г

4.Русские народные сказки под редакцией Волковой Т.С. , Лабиринт, 2015 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "По дорогам сказок"

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют специалистам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспит...

Презентация проекта"По дорогам сказок"

Проект по театральной деятельности « По дорогам сказок», целью которого было развивать творческие  способности  и духовно-нравственные качества у дошкольников по  средствам  театра...

Проект "по дорогам сказок"

У каждого из нас внутри талант таитьсяИ очень важно в детстве дать ему раскрыться...

Проект "По дорогам сказок Чуковского"

Разработанный мной проект развивает коммуникативные способности детей  дошкольного возраста, развивает свзную речь, памть ,развивает творческие способности детей при драматизации отрывков из прои...

Познавательно- творческий проект "По дорогам сказок" (подготовительная группа)

Это познавательно - творческий проект с детьми подготовительной группы.Цель проекта: * приобщение детей к художественной литературе, формировать у них запас литературных впечатлений, прививать интерес...

Проект " По дорогам сказок"

Содействовать развитию познавательной  сферы  детей, обогащать словарь....

Познавательно- творческий проект "По дорогам сказок" (подготовительная группа)

Это познавательно - творческий проект с детьми подготовительной группы.Цель проекта: * приобщение детей к художественной литературе, формировать у них запас литературных впечатлений, прививать интерес...