Конспект НОД по речевому развитию на тему: «Деревья»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Чернявская Анастасия Анатольевна

Цель: Закрепить с детьми названия деревьев и их разновидности.

Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. 

 

Коррекционно-образовательные задачи:

- расширение и закрепление представления о деревьях;

- уточнение и активизация словаря по теме: «Деревья» (лесные, садовые, хвойные, лиственные, сосна, береза, ель, дуб, осина, тополь, ива, липа, рябина, лиственница); 

- совершенствование грамматического строя речи. 

 

Коррекционно-развивающие задачи:

- развитие фонематических представлений и связной речи;

- развитие зрительного внимания и восприятия, мышления;

- развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением;

- развитие ориентирования в пространстве  (право – лево, вверх – вниз).

 

Коррекционно-воспитательные задачи:

- формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №17 комбинированного вида

Курортный район

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Конспект НОД по речевому развитию

на тему: «Деревья»

для детей старшего дошкольного возраста

в логопедической группе

Автор:

Чернявская Анастасия Анатольевна

учитель – логопед ГБДОУ № 17

2018

Цель: Закрепить с детьми названия деревьев и их разновидности.

Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. 

Коррекционно-образовательные задачи:

- расширение и закрепление представления о деревьях;

- уточнение и активизация словаря по теме: «Деревья» (лесные, садовые, хвойные, лиственные, сосна, береза, ель, дуб, осина, тополь, ива, липа, рябина, лиственница);  

- совершенствование грамматического строя речи.  

Коррекционно-развивающие задачи:

- развитие фонематических представлений и связной речи;

- развитие зрительного внимания и восприятия, мышления;

- развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением;

- развитие ориентирования в пространстве  (право – лево, вверх – вниз).

Коррекционно-воспитательные задачи: 

- формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Предварительная работа:

- рассматривание  картинок по теме «Деревья»;

- разбор алгоритма рассказа о деревьях по пиктограмме на занятии по развитию речи;

- чтение с детьми русской народной сказки «Как коза избушку построила».

Материалы и оборудование:

- проектор;

- мяч;

- цветные картинки листьев;

- картина плодового сада;

- презентация «Загадки о деревьях»;

- пиктограмма для составления описательного рассказа о деревьях;

- палочки в виде веточек от деревьев для составления букв;

- корзина.

Использование современных образовательных технологий:

- презентация (в программе PowerPoint);


Ход НОД:

  1. Вводная часть

Логопед. Давайте встанем, поднимем правую ручку, потянемся:

На дереве птички – под деревом лисички. (Дотронулись правой рукой до пола.)

Подняли левую руку, потянулись:

На дереве листочки – под деревом грибочки. (Дотронулись левой рукой до пола.)

Сядет тот, кто скажет мне название какого-нибудь дерева.

Дети называют деревья и садятся на свои места.

Логопед. Итак, вы уже, наверное,  поняли, что мы сегодня будем говорить о деревьях. Умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим.

  • Отгадывание загадок    (авторская презентация)

Логопед загадывает загадки. Загадки и ответы-картинки  находятся на заранее подготовленной презентации    (Приложение 1).

Ответы детей:

Ответы детей:

Береза (слайд 2)

Дуб (слайд 4)

Ель  (слайд 6)

Ива (слайд 8)

Липа  (слайд 10)

Лиственница (слайд 12)

Тополь (слайд 14)

Осина (слайд 16)

Логопед. Вы отгадали загадки. Молодцы!

  1. Основная часть

  • Игра «назови ласково»

Логопед. Я буду кидать мячик и называть дерево, а вы мне скажете как можно назвать это дерево ласково.

Береза – березка

Дуб - дубок

Рябина – рябинка

Сосна – сосенка

Яблоня - яблонька

Осина - осинка

Ива – ивушка

Елка – елочка

Логопед. Отлично! Молодцы! Любите путешествовать? Тогда мы с вами отправляемся в лес!

  • Физкультурная пауза

Я в лес осенний на прогулку приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья нам, ребята, не найти.

Друг за другом становитесь, крепко за руки беритесь.

По дорожкам, по тропинкам по лесу гулять пойдем.

Может, мы в лесу осеннем и листочки соберем?

  • Составление словосочетаний

На полу разложены листочки. Дети поднимают по листочку и называют их.

Дети по очереди. У меня кленовый листочек. У меня каштановый лист. У меня березовые листочки. У меня осиновые листочки. У меня дубовый лист. У меня рябиновый лист.

Логопед. А кто знает, что надо кричать в лесу, чтобы не заблудиться?

Дети. Ау!

Логопед. Сейчас мы с вами поиграем в игру!

  • Игра «Кто сказал «Ау!»»

Дети встают в круг, один ребенок встает в середину и закрывает глаза. Логопед дотрагивается до одного из участников игры, и тот произносит: «Ау!». Ребенок, у которого были закрыты глаза, отгадывает: кто сказал: «Ау!».

  • Развитие фонематического слуха.

Логопед. Молодцы! А скажите, сколько звуков в слове ау?

Дети.  Два.

Логопед. Какой первый звук?

Дети. А.

Логопед. Давайте вместе споем. А-а-а-а. Какой это звук?

Дети. Гласный.

Логопед. Хорошо. Какой второй звук в слове ау.

Дети. У.

Логопед.  Споем? У-у-у. Какой это звук?

Дети. Гласный.

Логопед. Молодцы! Давайте теперь я буду называть звуки. Если вы услышите гласный звук, тянете ручки вверх. Если звук согласный – садимся на пенечки. Отлично! Пора нам возвращаться . Садитесь за столы.

  • Составление букв из палочек.

Логопед. Ребята, пока вы собирали в лесу листики, я собрала немного палочек. Давайте из этих палочек попробуем сложить буквы!

Дети складывают букву У и букву А.

                

  • Артикуляционная гимнастика.

Логопед раздает зеркала.

Логопед. Открываем  широко рот. Упражнение бегемотик.

Рот пошире открываем, в бегемотика играем.

Широко откроем ротик, как голодный бегемотик,

Закрывать его нельзя до пяти считаю,

А теперь закрыли рот – отдыхает бегемот.

Упражнение «лягушки».

Подражаем мы лягушкам.

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки.

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем, перестанем и нисколько не устанем.

Упражнение «Слоник»;

Упражнение «Лошадка»;

Упражнение «Часики»;

Упражнение «Качели».

  • Составление предложений по картине.

Логопед. Теперь мы с вами отправимся в сад. Посмотрите, что вы видите на картине!

Первый ребенок. На картине нарисован сад.

Второй ребенок. В саду растут деревья.

Третий ребенок. Мама собирает сливы в кувшин.

Четвертый ребенок. Мальчик сидит на ведре.

 Пятый ребенок. Девочка рвет малину.

Шестой ребенок. На яблоне растут яблоки.

Логопед. Отлично! Итак, деревья растут не только в лесу. Как одним словом называются деревья, которые растут в лесу?

Дети. Лесные деревья.

Логопед. А как называются деревья, которые растут в саду?

Дети. Садовые деревья.

Логопед. Как называются деревья, у которых вместо листьев иголки?

Дети. Хвойные.

Логопед. Хорошо! А как называются деревья, на которых растут листья?

Дети. Лиственные.

Логопед. Молодцы!  Я принесла вам пиктограмму. По ней мы будем пробовать  составлять рассказ о деревьях.

  • Составление рассказа.  ( авторская пиктограмма).

Логопед. Начать лучше словами: я хочу рассказать о….Дальше называем дерево, говорим какое оно, лиственное или хвойное, какой у него ствол и цвет коры, какие плоды на нем растут, и где оно обычно растет  в лесу или в саду.

  1.   Заключительная часть

  • Окончание НОД. 

Логопед предлагает  детям вспомнить, о чём говорили на занятии, перечислить понравившиеся игры и упражнения и благодарит детей за хорошую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Деревья"

Конспект занятия в средней логопедической группе по лексической теме "Растения. Деревья"....

Конспект занятия по речевому развитию на тему «В поисках Дерева Мудрости» в логопедической подготовительной к школе группе ДОУ.

Конспект занятия по речевому развитию на тему «В поисках Дерева Мудрости»  в логопедической подготовительной к школе группе ДОУ.Цель: совершенствовать устную речь детей.Задачи:Образов...

Конспект ООД по речевому развитию на тему "Развитие речи через театрализованную деятельность в поликультурной среде" для детей старшей группы.

Конспект ООД по развитию речи детей старшей группы при ознакомлении с культурой и традициями народов России и ближнего зарубежья посредством театрализованной деятельности....

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

ООД Конспект по Художественно-Эстетическому Развитию на тему: «Деревья зимой»

Формировать умение детей рисовать дерево, отображая образ предмета крупно, во весь лист....

Конспект занятия по речевому развитию на тему «В поисках Дерева Мудрости» в подготовительной группе

Конспект занятия по речевому развитию на тему «В поисках Дерева Мудрости»  в подготовительной группе...

Конспект ООД по познавательному развитию на тему " Деревья"

Конспект по ООД по познавательному развитию во второй младшей группе на тему " Деревья"...