ОД -театрализованная деятельность по сказке "Почему на земле людей мало" В.М.Санги
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Онучина Любовь Викторовна

Коспект занятия составлен для  детей  старшего дошкольного возраста. с целью  приобщения  детей к  этнокультурному развитию.

Этноэтнокультурное воспитание  возможно реализовать во всех видах деятельности, но для детей с нарушением речи   доминирующим будет речевое развитие  в интеграции  

 с  социально-коммуникативным,  познавательным, художественно-эстетическим  и  физическим  развитием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost_po_skazke_v.m.sangi_.docx38.16 КБ

Предварительный просмотр:

           

            Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад

                         комбинированного вида № 1  «Дружные ребята»  г. Поронайск

694240, Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Восточная, 110а, тел 4-24-38

E-mail: mbdou172@mail.ru

                                                                                                          Утверждаю

                                                                                    Зам. заведующего

                            по методической работе

                   МБДОУ №1 «Дружные ребята»

                                                                                                  ---------------Г.А.Афанасьева

                                            Конспект

                       непосредственно образовательной

                         деятельности в старшей группе

                                                   

            Театрализованная  деятельность        

по   сказке « ПОЧЕМУ НА ЗЕМЛЕ ЛЮДЕЙ  МАЛО»

                                                   В.М.Санги

                                                                           

     Онучина Любовь Викторовна

                                                                                 Учитель-логопед МБДОУ №1

                                                                             

                                                      Поронайск

       Чтобы помочь детям обрести  уважение  к чести и достоинству  каждого      народа, доказать, что нет народа лучше или хуже другого,  необходимо  развивать  межнациональные и межкультурные коммуникации у детей. (Л.М.Дробижева,1997). Этнокультурное воспитание  возможно реализовать во всех видах деятельности, но для детей с нарушением речи   доминирующим будет речевое развитие  в интеграции         с        социально-коммуникативным,        познавательным, художественно-эстетическим  и  физическим  развитием.

Цели

Ознакомление детей с малочисленными народами севера о. Сахалин 

- нивхами (их особенностями, народными костюмами, представителями нивхской  культуры, творчеством).

 Развивать интерес  к участию  в театрализованной деятельности и способствовать накоплению знаний о ближайшем окружении.

Задачи

Коррекционно-образовательные: закрепить  умения  использовать знание  текста  сказки в практической-театрализованной  деятельности. Обогащать и актуализировать словарный запас. Формировать и закреплять грамматические  категории.  Продолжать развивать диалогическую речь.  Развивать  просодическую  сторону  речи (темп, громкость, интонацию, четкую  артикуляцию).  Автоматизация поставленных звуков.

Коррекционно-развивающие: Развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание, восприятие и память.   Развивать  любознательность  к  творчеству, традициям  Сахалинских  нивхов,  на примере  сказки, игр, одежды. Поощрять желание  к участию  в  театрализованной деятельности. Развивать  координацию  движений под музыку.

Воспитательные: воспитывать толерантное отношение, интерес и уважение к людям других национальностей, их традициям и культуре, воспитывать интерес к  творчеству  писателя В.М. Санги.

 Развивать коммуникативные навыки (навыки культуры поведения: внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника).

Здоровьесберегающие: дыхательные упражнения, подвижные игры, динамических движений под музыку, создание  положительного эмоционального настроя.

Предварительная работа:

- чтение сказок В.М.Санги, рассматривание илюстраций,  слушание фольклерной музыки, заучивание стихотворений  В.М.Санги., разыгрывание отдельных эпизодов в свободной деятельности, встреча с мастером резьбы  по дереву  А.В.Дичули, рассматривание экспозиций  из выставки.

Оборудование: Ноутбук. Презентация  «Малочисленные народы Сахалина-нивхи». Шапочки: зайца, белки, лисы, собаки, медведя, оленя. Национальные костюмы,  деревья,  музыка « Северные  напевы».

1.Вводная часть.

(Слайд №1 орнамент)

Звучит  музыка (в зал входят дети, взявшись за руки пританцовывая под музыку, встают  полукругом, кланяются, кланяются).                                            

(Слайд № 2  о.Сахалин).

1.Беседа о Сахалине:   дети рассказывают все, что  знают о Сахалине ( это  остров, он  небольшой,  на нем  растет  много деревьев, цветов,   живет много разных  животных, есть  нефть, газ  и уголь).

Педагог: а самое главное  на острове  живут   разные  народы,  и есть среди них коренные  народы севера: нанайцы,  уильта, нивхи. Сейчас  мы узнаем  новое и интересное о нивхах.

(Слайд №3 нивхи). Слово нивх  означает – человек,  слово Ых-миф  означает Сахалин.

(Слайд №4 портрет  писателя Владимира Михайловича Санги)

 Педагог: есть  у нас  на  Сахалине   писатель Владимир Михайлович  Санги  по национальности – нивх, он  написал  очень  много стихов  и сказок, мифов.          

Сейчас  мы  Владимира  Санги сказку   вам  расскажем.                    

2. Театрализованная деятельность.

Сказка называется   « ПОЧЕМУ НА ЗЕМЛЕ ЛЮДЕЙ  МАЛО»

 (дети проходят на обозначенные места), педагог в роли ведущего.

Педагог: в древности, когда родилась наша земля   –   Ых-миф, ( нивхи  так называли  Сахалин) ее положение было другим: западный берег был восточным, а восточный западным. Когда земля перевернулась, все живое  погибло. Жизнь сохранилась  в некоторых  высоких местах. Из селений сохранились только два стойбища, отдаленные друг от друга. В одном селении — три человека, два брата и сестра, в другом — муж с женой и младшая сестра мужа.

(Слайд № 5 море).  И жили люди двух стойбищ, не имея ни огня, ни топора. Дохлую  рыбу выбросит на берег волна — подберут  и  съедят  сырой  и  усердно  благодарят  Тол-ызнга — хозяина моря.  Так они жили. (Дети имитируют действия рыбаков под музыку).

(Слайд № 6 орнамент).  Однажды утром старший брат из первого стойбища вышел из дома и слышит, как со стороны захода солнца раздается то ли пение, то ли крик «Кор-р-р» и «Торо-ро-ро-ро»  (дети в шапочках  зайца и белки громко и четко по очереди произносят ) по голосу узнал, что это кричат заяц и белка. 

Сел и слушает.  А  те то ли поют, то ли лают. Молча ждал, ждал, когда они умолкнут, но не дождался.  Вошел в дом,  а  брат и сестра еще спали одетые в одежду из коры, в шапках из бересты.  Он надел  шапку, вышел и направился на звуки (музыкальное сопровождение).

  Долго шел и вот видит,  стоят два дерева. Под одним из них сидит заяц,  под другим — белка  сидит.  Сидят друг против друга,  и каждый кричит по-своему: «Кор-р-р», «Торо-ро-ро-ро.

Человек стал осторожно подкрадываться к ним. Когда он подошел к ним совсем близко, его заметила белка. Человек сел на землю и стал смотреть на зверей. Те замолкли.

Затем белка говорит:

- Хала! (обращая данным возгласом внимание человека на себя). Мы живем на одной земле. Живых существ сейчас мало. Давайте все соберемся и будем держать совет, как дальше жить.  Нам надо спешить, пока не состарились и не умерли от старости.  Пусть растут и насекомые, и животные, и люди, и растения, пусть все растет и, хорошо живет.

Педагог.  

Человек догадался, что в образе зайца и белки выступают посланцы Тайх-н-гада - сотворителя живых существ.  Вернулся в свое селение и рассказал об этом брату  и сестре  (имитация  рассказа движениями  под музыку - человек  показывает,  кого видел).

Собрались все  люди  и пошли на совет.  

 Пришли на место и видят: вокруг ям сидят медведи, собаки, насекомые, олени. А заяц и белка все кричат. Три дня они кричали, три дня никто не уходил, все сидели у ям. На четвертый день заяц и белка,  умолкли. Белка осталась у дерева, а заяц обошел всех присутствующих, осмотрел их.  Потом стал говорить.  Подошел к лису:

—  Как ты зимой будешь жить?

Лис  отвечает:

—  Ай, зимой, как и летом, меня будут кормить мои ноги.

—  Что ты будешь есть?

—  Мышей, рыбу и все живое, что одолеют мои зубы, — все буду есть.

Подошел к собаке и спрашивает. Собака отвечает так же, как и лис.

Опросил заяц и волка, и пташек, и больших птиц, и насекомых.

Черед оленя настал. Олень отвечает:

—  Летом буду питаться тем, что растет на земле, зимой буду есть то же, что и летом. У меня ноги длинные, я достану пищу из-под снега. Так я и буду жить.

Медведя черед подошел. Он отвечает:

—  Летом буду питаться всем живым, что только встретится мне на пути. Зимой тоже буду есть  все  живое.

Тогда заяц говорит:

-  Если ты и зимой будешь есть, то уничтожишь все живое, уничтожишь жизнь на земле. Ты большой, тебе много пищи надо, поэтому я не позволю тебе зимой есть. Ты зимой не будешь есть, ты зимой будешь спать.

Когда заяц опросил всех,  снова заговорила белка:

Заяц опросил вас всех. Каждый из вас ответил, чем будет питаться, чтобы жить. Так и живите.  Чтобы жизнь на земле продолжалась, нужно заботиться  обо всех.  Так и живите.

Педагог: обрадовались все, стали радоваться жизни, танцевать.

( Дети исполняют танец с веточками.)

Динамическая пауза национальные игры.

 Педагог: стали  жить  все вместе,  чтобы продолжалась жизнь на земле.

И люди  заботятся о своем  потомстве, дети растут,  в игры играют.

3.Фольклорная  игра  нивхов  « Глоть»

Игра развивает силу ног, прыгучесть, выносливость, ловкость, воспитывает смелость, силу воли, выдержку.

(Команды становятся в ряд,  начинают прыгать на одной ноге по сигналу, кто быстрее преодолеет расстояние, тот становится победителем).

4.Чтение  стихов  о Сахалине.

 Педагог предлагает послушать стихи В.М.Санги. Дети  читают  стихи  нивсхкого  писателя  Владимира  Михайловича  Санги.

 

              ЮКОЛА

Где дома теряются в кустах,

Где речушка пенится бело.

Юкола, качаясь на шестах,

Ловит негорячее тепло.

Где-то за хребтами, далеко.

Тяжелеют, ломятся сады.

Здесь, где солнце так невелико.

Зреет рыба — красные плоды.

Под корье  наполнен  темный нё [1],

Были дни работы горячи, —

До зимы храниться будут в нем

Лета,  задремавшие лучи.

А когда деревья и кусты

В снег оденет зимняя пора,

Юколу, как солнце, на куски

Будут резать нивхи у костра.

 [1] Нё – амбар на столбах.

ОКРАИНА МОЯ

Я северянин — нивх,

 Рожден  в чаду метели,

И мне знаком ее протяжный вой,

Вот потому и снятся ели,

И брежу я тайгой.

В чащобе,  непролазной и медвежьей,

Ищу я оттиск свежего следа,

То где-то на Охотском побережье

С добычей выбираю невода.

То вдаль зовут, где кочевали деды,

Меня неугомонные ветра,

То слушаю старинные легенды

Ночами у рыбацкого костра.

Но где б я ни был,

 автогенов вспышки

На острове повсюду вижу я,

Шахтерские копры

 и нефтяные вышки...

Здесь все мое —  окраина моя

5.Динамическая пауза «Мой край» (дети встают в круг)

Вот и реки, вот и горы   (разводят руки в стороны)

И широкие просторы

И леса и города  –         (тянутся вверх и снова разводят  в стороны)

Это Родина моя.

В лес еловый мы войдем,

Воздух смоляной вдохнем.    (Делают вдох через нос).

Плечи расправляем,

Воздух выдыхаем.                  (Делают выдох ртом).

6.Заключительная часть.

Педагог.  Ребята, вы сегодня очень хорошо играли в  сказке. Интересно и красиво  показывали  движения зверей,  все старались  правильно произносить звуки.

А вы хотите еще сказку показать, другим детям, нашим родителям? Вы сегодня были настоящими артистами, в красивых национальных костюмах. Я предлагаю  сделать  фото в костюмах героев сказки на память о нашем театрализованном представлении.

Литература

Пособие

1.Баранова В.В. Грамматическое путешествие по странам и континентам.М.,:ТЦ Сфера, - 2016.-128с (библиотека воспитателя).

Статья из журнала

2.Гукаленко О. Поликультурное  образование как фактор и средство формирования межнационального мира и согласия. // Дошкольное воспитание. – 2016.-.№3.-С. 6-14.

3.Колесникова А.Е. Новый подход к решению проблемы формирования стойких коммуникативных умений путем моделирования ситуаций с применением диалога у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи //логопед в детском саду. - 2015.- №4.- С.3-22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки умений и навыков детей в театрализованной деятельности. Методика проведения диагностирования способностей и возможностей детей в театрализованной деятельности.

Материал в помощь педагогу ДОУ для проведения мониторинга театрализованной деятельности детей во всех возрастных группах....

Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...

Проект "Берегите землю, люди!"

Проект "Берегите землю, люди!" способствует формированию у детей представлений о Земле, «как о нашем общем доме»; становлению у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-де...

Педагогический проект "Берегите Землю, люди!"

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.Экологическое воспитание – одно из основны...

Театрализованная деятельность "Лунтик на Саратовской земле"

Сценарий театрализованной деятельности "Лунтик на Саратовской земле" для подготовительной к школе группы...

Проект "Берегите Землю, люди"

Проект "Берегите Землю, люди!"...

Стихотворение «Не обижайте Землю, люди!». Автор Ушакова М.А.

Стихи всегда вызывают в людях эмоциональный отклик, дают почувствовать себя частью высокого,позволяют выразить те глубинные и те невысказанные чувства, которые порой требуют выхода. Прочитайте ре...