Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Развитие грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста"
    консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

    Кокина Марина Владимировна

    !

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc37.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей

    "Развитие грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста"


    Грамматика - наука о строе языка, его законах. Грамматика представляет собой систему, объединяющую морфологию, словообразование, синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова ( или других слов) с помощью специальных средств.

    Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.

    Синтаксические ошибки наблюдаются в нарушении порядка слов в предложении:

    • - на первое место ставится наиболее важное для ребенка слово: "Куклу мама принесла";
    • - вопросительное предложение начинается с того, что для ребенка важнее: "Заплакала Маша почему?";
    • -дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос "почему?" отвечают: "Почему что…"


    Неправильно иногда оформляется союзная связь:

    • - опускается союз или часть союза: "Вот еще лопнул шар у дяди, потому… нажал сильно";
    • - один союз заменяется другим: "Как мы пришли домой, мы играли с мячом"; "Я надела теплую шубу, почему что на улице холодно";
    • - союз ставится не на том месте, где обычно употребляется: "Мы шли, вот, когда от тети Тамары, смотрим – салют".

    Способы словообразования:

    • морфологический способ (про мощи приставок, суффиксов, корней, окончаний): путь – пут-ник; под одеялом - под-одеяль-ник; порядок – бес- порядок; слабый – слаб-ость; спускать – спускать-ся; бежать – при-бежать, в-бежать, вы-бежать; заяц – зай-чон-ок; сахар – сахар-ниц-а и т.п;
    • морфолого-синтаксический способ – сложения нескольких основ: лед колоть – ледокол; книги любить – книголюб; черные брови – чернобровый и пр.
    • Словообразование связывается с детским словотворчеством. Словотворчество свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя: копатка, помогание, колоток, страшность, пургинка и др.


    Основные задачи формирования грамматической стороны речи детей

    1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).
    2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
    3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.


    Пути формирования грамматически правильной речи у детей:

    1. создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых;
    2. специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;
    3. формирование грамматических навыков в практике речевого общения;
    4. исправление грамматических ошибок.


    Методы и приемы формирования грамматически правильной речи.

    К методам относятся
    дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок.

    Дидактические игры и игры-драматизации проводятся, главным образом, с детьми младшего и среднего возраста. Упражнения – преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста.

    Методические приемы: образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.

    Используются и такие приемы, как создание проблемных ситуаций; подсказка нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок; напоминание о том, как сказать правильно, и др.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»

    Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания. Замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает на пятом году жизни. В...

    КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений на формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста

    Материал будет полезен педагогам, родителям, специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста. Педагоги часто в своей работе с детьми сталкиваются с такими проблемами, как недостаточно развитая ...

    «Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста при ФФНР».

    Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников, так как именно грамматические формы роного языка являются "материальной основой мышления". Граммати...

    Картотека дидактических игр и упражнений на формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста

    КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений на формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста...