В копилку воспитателя
консультация по развитию речи на тему

Загорюк Ирина Геннадьевна

Как разнообразить пальчиковый тренинг у дошкольников. Сделать его эмоционально -  приятным, неутомительным и динамичным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_kopilku_vospitatelya.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

« В копилку воспитателя».  

           Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка  «пользоваться» этими движениями - держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения  губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями  неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. Работу по развитию «пальцевой»  моторики следует проводить систематически 2-3 раза в день по 3-5 минут, а пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной в специально отведенное в течение дня время.

   Пальчиковый тренинг должен  быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным.  

Самомассаж кистей и пальцев  рук.

    Этот массаж желательно сопровождать веселыми  рифмовками (приговорками), стихами.

  1. Массаж пальцев, начинать с большого и до мизинца.

Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

                      Я возьму зубную щетку,

                      Чтоб погладить пальчики.

                      Станьте ловкими скорей,

                      Пальчики-удальчики.

 2.   Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками,   прыгунками.  

   Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и стрелять, состязаясь

   в меткости.

                     Мячик мой не отдыхает,

                     На  ладошке он гуляет,

                     Взад-вперед его  качу,

                     Вправо-влево  - как хочу,

                     Сверху - левой, снизу -  правой,

                     Я его катаю, браво.

3.Массаж шестигранными  карандашами. Грани карандаша легко «укалывают ладони», активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

 Пропускать карандаш между одним и двумя - тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.

                 Карандаш в руках катаю,

                 Между пальчиков верчу,

                 Непременно каждый пальчик

                 Быть послушным научу.

  1. Массаж грецкими орехами. Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.

                    Научился два ореха,

                    Между пальцами катать.

                    Это  в школе мне поможет

                    Буквы ровные писать.

   5.Массаж  «четками». Перебирание  «четок» развивает пальцы,  успокаивает нервы.

    Считать количество  «бус»  в прямом и обратном порядке.

                    Дома я одна скучала,

                    Бусы мамины достала,

                    Бусы я перебираю,

                    Свои пальцы развиваю.

Пальчиковый тренинг.

«Щелчки» - каждым пальцем по бусам, закрепленным на дуге ширмы.

«Кус-кус» - бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги  (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.

                  Если кто-то с места сдвинется,

                  На него котенок кинется,

                  Если что-нибудь покатится,

                  За него котенок схватится.

                  Прыг-скок! Цап-царап!

                  Не уйдешь из наших лап!

«Узелки» - перебирать  веревочки с узлами пальцами, называя по порядку дни недели, месяцы, гласные звуки.

«Прогулка» - указательными и средними пальцами «ходить» по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно или одновременно.

                  Идет собака, кот идет,

                  И дождь идет,  и  град...

                  Еще часы идут вперед,

                  Хоть на столе стоят.

           

                  На прогулку мы пойдем,

                  И в футбол играть начнем.

                  И с хорошей тренировкой,

                  Каждый станет сильным, ловким.

 

«Лыжники» - в углубления больших пуговиц поставить указательные и  средние пальцы, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.

                  Ног от радости не чуя,

                  С горки снежной вниз лечу я!

                  Стал мне спорт родней и ближе,

                  Кто помог мне в этом?.. Лыжи!

                   Две новые кленовые

                   Подошвы  двухметровые:

                   На  них поставил две ноги,

                   И по большим снегам беги.

    «Волшебные превращения веревочки» - из различной длины и  цвета  веревочек, проволочек  заплетать косички, «рисовать» цветы, животных.

«Музыканты» - нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и  обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая  игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.

                ша-шо-шу-ши-ше,

                шко-шка-шку-шки-шке,

                аш-ош-уш-ишь-ешь,

                шта-што-шту-шти-ште.

                ша-ша-ша - в доме у нас Маша;

                шо-шо-шо - Маша ведет себя хорошо;

                шу-шу-шу- на руках ее ношу;

                ши-ши-ши- калоши у Маши так хороши.

                Маша шла, шла, шла

                И игрушки нашла:

                Кошку, матрешку, шишку, мартышку,

                Мишку, машинку, пушку, зайчишку,

                Шар, неваляшку, катушку, лягушку.

«Мой веселый  мяч -  прыгун» - прокатывать мяч пальцами левой или правой руки по спирали, одновременно рассказывая стихи на автоматизацию, дифференциацию звуков.

                 Трудно мячик мне вести

                 Прямо по дорожке -

                 Так и хочется ему

                 Спрятаться в ладошке.

«Фокусник» - собрать (скомкать) носовой платочек пальцами в ладонь, начиная с угла, чтоб его не было видно.

«Рисование» - «рисовать» цветы  веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.

               Тренируйте пальчики!

               Станет  рука сильной,

               Головушка умной,

               А речь красивой.

Логопедическая зарядка.

Проводит воспитатель в утренний отрезок времени.

Цели:

  • развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  • развивать мелкую моторику.

Организационный момент

Не  мышь, не птица

В лесу резвится,

На деревьях живет

И орешки грызёт. (Белка)

Общее расслабление

Рано солнышко встает

И к бельчатам в лес идёт.

Белочки, в кружок вставайте (Дети становятся в круг)

И зарядку начинайте!

Лапки вверх (1,2,3),

Лапки вниз (1,2,3),

Влево, вправо  наклонись,

К небу, солнцу потянись,

Сбрось с себя ночную лень –

Впереди рабочий день.

Дети поднимают руки вверх (напряжение), опускаются руки (расслабление).

Развитие мелкой моторики.

Воспитатель:  Дети, возьмите пластиковые крышки от бутылок и наденьте их на указательный и средний пальцы - это лыжи. «Шагаем» пальцами, как ножками, не отрывая лыжи от поверхности стола. После каждого двустишия – смена рук.

Лыжи белочки обули,

Смело в них вперед шагнули.

Дети меняют руки.

Покатились по опушке

Все весёлые зверушки.

Смена рук.

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы,

Смена рук.

Мы любим забавы

Холодной поры!

Мимические упражнения

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем удивляться,

Мы умеем сердиться,
    Мы умеем огорчаться,

Мы умеем улыбаться.

Артикуляционная гимнастика

Язычок-язычок,

Не ленись, покажись (на счет 1,2,3,4,5),

Расслабляйся спинка: кя - кя - кя,

Серединка: пя-пя-пя,

Кончик: тя-тя-тя,

А теперь спокойно вниз,

За зубами удержись (на счет 1,2,3,4,5).

Язык чашечкой сложи,

Так немного подержи (на счет 1,2,3,4,5).

В барабан язык играет: т-т-т, д-д-д;

Наших белок вспоминает: т-т-т, д-д-д.

Функции  воспитателя

  • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей  по текущей лексической теме в процессе режимных моментов.
  • Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
  • Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов  рассказывания).
  • Закрепление навыков чтения и письма.
  • Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых  упражнениях на правильно произносимом речевом материале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями

Представленные мною разработки  заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б...

В копилку воспитателя.

Дана короткая инструкция, как сделать многофункциональную игрушку...

Копилка воспитателя "Игры с детьми раннего возраста"

Курица и цыпляткиВоспитатель изображает курицу, приговаривает:Как мои ребятушки,Желтые цыплятушки,Пошли по двору гулять,Себе зернышки искать.Стали зернышки искать,Чтобы маме показать.— Мама, мама! Пос...

Физкультминутка в режиме дня- практический материал в копилку воспитателя

Практический материал из опыта работы. Подборка физкультминуток для использования на занятиях с детьми. В копилку воспитателя и старшего воспитателя....

В копилку воспитателя!

Опыт работы с детьми  летом. Проведение тематической недели....

В копилку воспитателя. Примерная тематика бесед с родителями по различным вопросам воспитания здорового ребенка в семье.

Создание и эффективное функционирование здоровьесберегающей среды в ДОУ, и как результат - укрепление здоровья наших воспитанников, невозможно без непосредственного участия родителей. Наиболее эффекти...

Список документации на группе на 2016-2017 уч.гг. (В копилку воспитателя)

Четко определенные требования к технологии работы воспитателя на группе помогают оптимизировать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ....