Дополнительная образовательная программа "Запоминай-ка" для детей 6-7 лет
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Знакомство детей с различными видами и жанрами литературных произведений:  сказки, пословицы, поговорки, небылицы, басни, рассказы, диалоги.

Включение детей в различные виды деятельности: музыкальную, театрализованную, художественно-речевую.

Развитие познавательных интересов, любознательности и коммуникативных навыков.

Обучение детей правилам передачи текста, знакомство с силой голоса, звучностью, умением управлять им; формирование умений искать выразительные движения, тембром голоса передавать отличительные особенности героев сказок, пьес, рассказов, песен;

учить детей понимать суть стихотворения, видеть первоначальный замысел поэта; снятие мышечных зажимов, скованности; развитие умения применять несловесные (невербальные) средства общения: жесты, мимику, телодвижения, интонацию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapominayka_chertkova_l.a._fedik_t.v.docx81.26 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа №1002»

Принята на заседании

педагогического совета

ГБОУ Школа № 1002

от «____» ______________2016г.

Протокол № _____

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Школа № 1002

_______________Солодуха Е.Г.

«___» ____________ 2016 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Запоминайка»

Возраст учащихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Черткова Любовь Александровна,

воспитатель

Федик Татьяна Васильевна

воспитатель

Москва

2016

Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА        3

Цель и задачи программы        3

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий        4

Планируемые результаты        4

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ        4

Учебно-тематический план        4

Содержание учебно-тематического плана        8

Календарно-тематический план        10

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ        22

ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ        22

Учебно-методическое обеспечение        22

Материально-технические условия реализации программы        22

Список литературы        23

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Дополнительная программа «ЗАПОМИНАЙКА» является дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей  программой и разработана в соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования науки России № 1008 от 29.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» и методическими рекомендациями Министерства образования науки России от 18.11.2015 г.

Направленность программы  –  социально-педагогическая

Уровень освоения программы  – ознакомительный

Актуальность, новизна программы - Включены разделы по развитию и     укреплению фонематического слуха, артикуляционной моторики, мимической      гимнастки, играющей большую роль в формировании выразительности  речи      детей.

Педагогическая  целесообразность - Предназначена для стимулирования  и      развития памяти, образного мышления, обогащения словаря, развития речи      средствами литературного творчества.

Цель и задачи программы

ЦЕЛЬ  ПРОГРАММЫ:

Знакомство с различными видами и жанрами литературных   произведений - сказка, пословицы, поговорки, небылицы, басня, рассказ, монолог.

Активное включение детей в различные виды деятельности:             музыкальную, театрализованную, художественно-речевую.

Развитие познавательных интересов и любознательности.

ЗАДАЧИ  ПРОГРАММЫ:

Обучающие:

1. Обучать детей правилам передачи текста;

2. Формировать умение передавать  игровые образы в действиях;

3. Знакомство с силой голоса, звучностью, умением управлять им;

4. Формировать умение искать выразительные движения, тембром голоса  передавать отличительные особенности героев  сказок, пьес, рассказов, песен;

5. Учить детей понимать суть  стихотворения, видеть первоначальный  замысел поэта.

 Развивающие:

1. Развивать речь и коммуникативные навыки;

2. Снимать мышечные зажимы, скованность;

3. Развитие понятия уместности использования несловесных (невербальных) средств общения: жестов, мимики, телодвижений, интонации.

Воспитательные:

1. Активизировать интерес к стихотворному искусству;

2. Воспитывать любовь к творческой деятельности,  желание участвовать   в  выступлениях;

3. Воспитывать художественный вкус и творческие способности.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Форма  занятий          - Групповая

Количество занятий  - 2 раза в неделю

Количество часов       - 2 часа в неделю, 72 часа в год

Режим занятий соответствует правилам и нормам САНПИН 2.4.4.3172-14   «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

ВОЗРАСТ  ОБУЧАЮЩИХСЯ:       6-7 лет

СРОК  РЕАЛИЗАЦИИ:                    1 год

Планируемые результаты

1. Выразительно читать наизусть стихотворный текст, расставляя         логические ударения;

2. Произнести одну и ту же фразу с разными интонациями, разной  силой         голоса;

3. Уметь свободно выполнить простейшие действия разыгрываемых          сценок;

4. Могут объяснить необходимость занятий по исправлению речевых         недостатков, опираясь на внутренний мотив;

5. Назвать основные средства коррекции  речи (специальные упражнения         для язычка, гимнастика для пальчиков, скороговорки, чтение стихов);

6. Хорошо владеть комплексом артикуляционной гимнастики (могут показать 3-4 примера пальчиковой гимнастики, эмоциональное состояние героя мимическими средствами).

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Формы контроля

1

«1 Сентября – День знаний»

1

Текущий контроль

2

Знакомство с речевым аппаратом.

Развитие дыхания. Развитие дикции.

1

Текущий контроль

3

Москва – столица нашей Родины.

1

Текущий контроль

4

Стимуляция биологически-активных зон.

1

Текущий контроль

5

Что летом родится – зимой пригодится

1

Текущий контроль

6

«Откуда хлеб пришел»

1

Текущий контроль

7

«О чем печалилась осень»

1

Текущий контроль

8

Тренировка навыка правильного носового дыхания, обучение короткому, ритмичному выдоху через нос, развитие темпа и координации движений и речи

1

Текущий контроль

9

«Спят медведи и ежи»

1

Текущий контроль

10

«Как медведь с еврашкой норами поменялись»

1

Текущий контроль

11

«Унылая пора очей очарованья»

1

Текущий контроль

12

Узнавание неречевых звуков.

1

Текущий контроль

13

«Что за прелесть эти сказки».

1

Текущий контроль

14

«Октябрь наступил – уж роща отряхает»

1

Текущий контроль

15

Басни в русской литературе

1

Текущий контроль

16

«Осень, осень – в гости просим»

1

Текущий контроль

17

«Семья - это 7 я»

1

Текущий контроль

18

1

Текущий контроль

19

Дом, в котором я живу

1

Текущий контроль

20

Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

1

Текущий контроль

21

«Человек без роду, что дерево без корней»

1

Текущий контроль

22

Генеалогическое древо

1

Текущий контроль

23

«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» (проблемные ситуации)

1

Текущий контроль

24

«При солнышке тепло, при матушке добро»

2

Промежуточный контроль

25

«Ах ты зимушка-зима, снежная красавица»

1

Текущий контроль

26

Развитие артикуляционной моторики, темпа и ритма речи

1

Текущий контроль

27

«Пришел мороз – береги ухо и нос»

1

Текущий контроль

28

«Умеют куклы говорить»

1

Текущий контроль

29

«Как чудесен наш родной язык».

14 декабря – Наум-Грамотник

1

Текущий контроль

30

Новый год у ворот

1

Текущий контроль

31

Новогодний праздник

2

Текущий контроль

32

Зимние Святки

1

Текущий контроль

33

«Пришла коляда – отворяй ворота»

1

Текущий контроль

34

Зимние забавы.

1

Текущий контроль

35

Развитие темпа и ритма речи.

1

Текущий контроль

36

«Времена года в гостях у детей»

1

Текущий контроль

37

Поэтическая гостиная «Здравствуй, гостья Зима, просим милости к нам…»

1

Текущий контроль

38

Знакомство с основным тоном литературно-художественных произведений.

1

Текущий контроль

39

«Мастера – золотые руки»

1

Текущий контроль

40

Игра-путешествие «Художественные промыслы России»

1

Текущий контроль

41

Русские богатыри

1

Текущий контроль

42

«Тень-тень потетень»

1

Текущий контроль

43

Есть такая профессия – Родину защищать.

1

Текущий контроль

44

Этот удивительный пушкинский бал.

1

Текущий контроль

45

«Пришла Масленица годовая, наша гостья дорогая».

1

Текущий контроль

46

«Сердце матери лучше солнца греет»

1

Текущий контроль

47

«А как речь-то говорит, словно реченька журчит»

1

Текущий контроль

48

«Первая красавица- матрешка»

1

Промежуточный контроль

49

«Мамы разные нужны, мамы разные важны»

1

Текущий контроль

50

Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. Развитие координации речи и движений

1

Текущий контроль

51

«Грач на горе – весна на дворе».

1

Текущий контроль

52

«Крошечка-Хаврошечка»

1

Текущий контроль

53

Закрепление знаний о названии и работе органов артикуляционного аппарата

1

Текущий контроль

54

Шутку шутить – людей смешить

1

Текущий контроль

55

«К худой голове своего ума не прибавишь»

1

Текущий контроль

56

Как человек хотел стать птицей

1

Текущий контроль

57

«Знаете, каким он парнем был?»

1

Текущий контроль

58

Красная горка

1

Текущий контроль

59

Творческая лаборатория «Сочиняем сказку»

1

Текущий контроль

60

«Где родился, там и пригодился»

1

Текущий контроль

61

Встреча со сказкой

1

Текущий контроль

62

Труд людей

1

Текущий контроль

63

«Этих дней не смолкнет слава»

1

Текущий контроль

64

Мастерская слова «Мы – писатели».

1

Текущий контроль

65

«Весна красна»

1

Текущий контроль

66

Стимуляция тактильных ощущений. Выработка подвижности языка, укрепление мышц языка. Умение протяжно произносить гласные звуки на длительном выдохе

1

Текущий контроль

67

У слоненка день рождения

1

Текущий контроль

68

Это – ты, это – я, это – все мои друзья.

1

Текущий контроль

69

«До свиданья, наш любимый детский сад»

2

Итоговый контроль

Содержание учебно-тематического плана

Обучение детей правилам передачи текста, знакомство с силой голоса, звучностью, умением управлять им; формирование умений искать выразительные движения, тембром              голоса  передавать отличительные особенности героев  сказок, пьес, рассказов, песен;

Учить детей понимать суть стихотворения, видеть первоначальный  замысел поэта; снятие мышечных зажимов, скованности; развитие умения применять несловесные (невербальные) средства общения (жесты, мимику, телодвижения,  интонацию).


Календарно-тематический план

Месяц

№ занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Познавательно-речевое развитие (коммуникации)

Художественно-эстетическое развитие

Чтение художественной литературы

Праздники, конкурсы, досуги, игры

Сентябрь

1

1 час

«1 Сентября – День знаний»

Беседа – «Кто нас учит в школе».

Чем школа отличается от детского сада?

Словарная игра – «Что мне нужно в школе»?

Загадывание загадок.

Рассказ воспитателя «Для чего нужен звонок»?

Игра-соревнование – «Собери портфель».

Быль А.Толстого «Филиппок».

Л. Воронкова

«Подружки идут в школу».

Заучивание поговорок о книгах, об учении

Просмотр мультфильма «Козленок, который умел считать до 10-ти»

2

1 час

Знакомство с речевым аппаратом.

Развитие дыхания.

Развитие дикции.

Сказка «О веселом язычке».

Игра «Ах! Как пахнет».

Игра «Рифмовки» (простые, коротки)

3

1 час

Москва – столица нашей Родины.

История возникновения Москвы.

Познакомить с изображением герба Москвы.

Подготовить выставку книг знакомых детям писателей о Москве, стимулирующих включение в игру «пересказывание произведения».

Сюжетно-ролевая игра « Библиотека» (сюжет – день города).

Дидактическая игра (далее – везде ДИ)  «Знаешь ли ты свой город».

Разучивание стихотворений о Москве – А.Барто

«Я живу в Москве» и Н.Забилы «Наша Родина».

Разучивание стихотворения А. Прокофьева «Моя Москва».

Пословицы и поговорки о Москве (активация словарного запаса, памяти, мышления.

Игра – «Экскурсовод» (развитие устной речи).

4

1 час

.Стимуляция биологически-активных зон.

Упражнение «Пила» для самомассажа кистей рук.

Поперечное движение по тыльной стороне ладоней ребром ладони другой руки

5

1 час

Что летом родится – зимой пригодится

Беседа о лете: О тружениках полей, о значении их труда.

 «Загадки на грядке» - развивать навыки составления рассказа.

Чтение и обыгрывание сказки В. Сутеева «Яблоко»: - учить понимать смысл сказки.

Досуг – «Я загадаю, а ты отгадай»

Д/И «Что лишнее»? (закрепление и обобщение понятий: Овощи, Фрукты, Грибы, Ягоды).

6

1 час

«Откуда хлеб пришел»

Беседа о том, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим. Люди каких профессий сохраняют хлеб.

Чтение и обсуждение стихотворений Ю. Ждановской «Нива», Ф.Шкулева «Молотьба»

Знакомство с малыми фольклорными формами – учить различать их, видеть самобытность, понимать содержание.

Чтение и разучивание потешки «Ты пирог ел?»

7

1 час

«О чем печалилась осень»

Закрепить знание детей об изменениях в осенней природе, вызвать любование красками осени при рассматривании иллюстраций и слушании поэтических текстов.

Чтение стихотворения И.Бунина « Листопад».

Просмотр слайдов «Осень золотая».

Д/И  «Скажи какая осень» (развитие словотворчества).

8

1 час

Тренировка навыка правильного носового дыхания, обучение короткому, ритмичному выдоху через нос, развитие темпа и координации движений и речи

Упражнение «Ежики».

(см. приложение №1)

Октябрь

1

1 час

«Спят медведи и ежи»

Беседа о диких животных нашей полосы.

Как они приспосабливаются к изменениям в природе.

Развивать умение строить высказывания типа рассуждений.

 «Голоса зверей» - учить звукопроизношение с разной интонацией и силы голоса.

Д/И «Папа, мама, я – звериная семья».

Д/И «Кто где живет».

2

1 час

«Как медведь с еврашкой норами поменялись»

Язык жестов и движений.

Развивать элементы артистизма и пересказа, умение рассказывать, сопровождая речь жестами.

Пересказать содержание сказки, применяя речевые обороты, используемые в ней.

Конкурс «Лучший рассказчик»

3

1 час

«Унылая пора очей очарованья»

Беседа с детьми о том, что происходит с деревьями осенью. Какую пользу они приносят людям.

Загадки о деревьях и кустарниках (см. тематический план – ч.1, стр. 31)

Д/И « С какого дерева лист?».

4

1 час

Узнавание неречевых звуков.

Развивать умение рассказывать, сопровождая речь жестами и мимикой.

Игра «Звучащие предметы» (стеклянный, деревянный, железный, пластмассовый)

5

1 час

«Что за прелесть эти сказки».

Вспомнить с детьми известные сказки А.С. Пушкина. Обсудить и анализировать поступки героев сказки.

Чтение сказки «О рыбаке и рыбке».

Игра – «Найди ошибку» (тренировка слуховой памяти)

6

1 час

«Октябрь наступил – уж роща отряхает»

Беседа с детьми о музыкальности стихов А.С. Пушкина. О наблюдении поэта в передаче признаков осени.

Мини-концерт «Осенью я оживаю вновь»

7

1 час

Басни в русской литературе

Знакомство детей с художественным жанром – басня.

Чтение басни

И. Крылова «Стрекоза и муравей»

8

1 час

«Осень, осень – в гости просим»

Музыкально-литературная композиция с постановкой спектакля «Стрекоза и муравей»

Ноябрь

1

1 час

«Семья - это 7 я»

Расширять представление детей о семье, о родственных отношениях, о социальных ролях в семье

С. Капустикян «Моя бабушка».

В. Черная «Хорошая внучка».

Э. Успенский «Если б я был девчонкой».

Потешка «Дед хотел уху сварить».

Игра «Что не так» (см. Карпова «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет», стр. 83

2

1 час

Формировать представление о том, что любовь и забота о своих близких должна выражаться конкретными делами.

В. Осеева «Сыновья».

А. Кымытваль «Песенка бабушки про непоседу».

Чтение и обсуждение нанайской сказки «Айога». Узнавание предложений, выражающих просьбу.

3

1 час

Дом, в котором я живу

Беседа с детьми о необходимости знания своего домашнего адреса и адреса близких людей.

Словесная игра «Почтальон». Совершенствование диалогической речи. Игра - «Напиши мне письмо» (знакомить с видами общения на расстоянии

4

1 час

Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Раздуй горошки»

5

1 час

«Человек без роду, что дерево без корней»

Составление описательных рассказов о бабушках и дедушках. Что такое генеалогическое древо.

Рассказывание детьми стихотворений Е. Тружневой «Бабушка», Л. Квитко «Моя бабушка».

Пальчиковая гимнастика – «Этот пальчик – дедушка…»

6

1 час

Генеалогическое древо

Рассматривание с детьми генеалогических древ, изготовленных детьми вместе с родителями. Рассказы детей о своих родных с называнием родственных отношений. Закрепление знаний о родственных связях, формирование понимания ребенком о значимости семьи для человека.

7

1 час

«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» (проблемные ситуации)

Воспитание милосердия, сердечности, уважения к старшим.

Чтение рассказа

К. Ушинского «Дедушка».

Игра «Делай как я» (передать выражение лица и называть его).

8

2 часа

«При солнышке тепло, при матушке добро»

Праздничный концерт ко Дню Матери.

Декабрь

1

1 час

«Ах ты зимушка-зима, снежная красавица»

Беседа о характерных особенностях зимы

Д/И «Укрась слово» (развитие образного мышления, творческого воображения, активизации словаря).

2

1 час

Развитие артикуляционной моторики, темпа и ритма речи

Игра – «Погулка для язычка».

Игра «Три медведя»

3

1 час

«Пришел мороз – береги ухо и нос»

Знакомство со сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» (формировать представление детей о построении сказки).

Загадывание загадок о морозе.

4

1 час

«Умеют куклы говорить»

Упражнения на дикцию и выразительность по русской народной сказке «Три медведя»

Голосовые упражнения.

5

1 час

«Как чудесен наш родной язык».

14 декабря – Наум-Грамотник

Формировать умение примечать, умение сопоставлять и сравнивать явления и предметы.

Разучивание пословиц и поговорок об учении, науке.

Игровая программа «Путешествие к дереву грамоты»

6

1 час

Новый год у ворот

Формирование представления об обычаях, традициях разных народов встречать новый год.

Познакомить с новогодними традициями нашей страны

Беседы о людях разных национальностей, чтение стихотворений про Новый год, о зиме.

Конкурс «Лучший чтец»

7

2 часа

Новогодний праздник

Средствами эстетического воспитания побуждать детей радоваться новогодним праздникам, воспитывать желание дарить подарки своим близким.

Разучивание стихотворений и песен с новогодней тематикой

Утренник для детей и родителей

Январь

1

1 час

Зимние Святки

Познакомить детей с древнерусскими праздниками Рождества, Святками.

Раскрывать пред ними богатства русского языка, учить говорить образно, выразительно.

Знакомство с рождественскими песнями и колядками.

Разучивание колядок.

Обогащение словаря: святки, гадания, игрища.

Проведение русской народной игры «Прялица».

Подбор закличек, колядок.

2

1 час

«Пришла коляда – отворяй ворота»

Развивать творческое и образное восприятие, используя русский народный фольклор

Рассказ об обычаях колядования, разучивание песен

Разыгрывание сценок колядования.

Проведение русской народной игры «Бабка-ежка»,

«Башмачник».

3

1 час

Зимние забавы.

Формировать знания детей о зимних забавах, играх, а также о безопасности поведения на снежных постройках.

Индивидуальные беседы для развития связанной речи «Мои любимые зимние забавы».

Чтение стихотворения Е. Михайленко «Снежная баба-франтиха».

Разучивание песенки-игры (колядки) «Щедровочка».

4

1 час

Развитие темпа и ритма речи.

Знакомство детей с понятиями «быстро», «медленно», «умеренно».

Игра «Карусель».

Игра «Дождик».

Игра «Я скажу фразу медленно, а ты быстро»

5

1 час

«Времена года в гостях у детей»

Актуализировать, систематизировать и дополнить представление детей о сезонах года, месяцах.

Загадки и пословицы о временах года и месяцах.

Совместное детско-родительское словотворчество «Лучший месяц в году» (придуманные рассказы и сказки об определенных временах года).

6

1 час

Поэтическая гостиная «Здравствуй, гостья Зима, просим милости к нам…»

Вызвать у детей эмоциональный отклик на красоту зимней картины.

Продолжать знакомство детей с использованием торжественного тона при чтении поэтических произведений.

Рассказывание детьми стихотворения Н. Нерасова «Мороз воевода» из поэмы «Мороз-Красный нос»

Февраль

1

1 час

Знакомство с основным тоном литературно-художественных произведений.

Грустный, радостный, спокойный, торжественный.

Работа над дикцией: стихотворение К А. Чуковского «Муха-Цокотуха»

2

1 час

«Мастера – золотые руки»

Формирования знаний у  детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.

Чтение стихов о разных видах декоративно-прикладного искусства.

Закрепить элементы узора дымки, хохломы, гжели.

3

1 час

Игра-путешествие «Художественные промыслы России»

Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах.

Учить различать, выделять, называть характерные элементы.

Открытое занятие

«Дело мастера боится»

Д/И «Декоративно-прикладное искусство»

4

1 час

Русские богатыри

Вызвать интерес у детей к первым защитникам русской земли.

Познакомить с названиями элементов костюма (боевой амуниции) русского богатыря (кольчуга, рубаха, палица, шлем, копье, меч)

Познакомить детей с новым литературным жанром – былина.

Просмотр репродукции В. Васнецова «Богатыри».

Д/И «Назови богатырские доспехи»

5

1 час

«Тень-тень потетень»

Развивать интерес к русским народным потешкам.

Учить подпевать.

Развивать силу и тембр голоса.

Соотносить типы движений и темпы речи.

Хоровод «А кто у нас хороший?».

Игра «Карусель».

Игра «Этажи».

6

1 час

Есть такая профессия – Родину защищать.

Формирование у детей патриотического чувства, уважения к людям, которые защищают Родину.

Закрепление знаний детей о разных родах войск.

Заучивание стихотворений о войнах нашей армии

Конкурс «Лучший чтец»

7

1 час

Этот удивительный пушкинский бал.

Учить детей слушать и анализировать музыкальные произведения, определять их жанровую принадлежность, активизировать в речи детей соответствующие понятия.

Слушание музыкальных произведений Г. Свиридова, Шопена,

Д. Кобалевского.

Пушкинский бал

8

1 час

«Пришла Масленица годовая, наша гостья дорогая».

Воспитать интерес к русским народным праздникам.

Продолжать знакомить с малыми формами народного творчества

Беседы о традициях и обрядах праздника. Заучивание поговорок, закличек о Масленице и блинах.

Разучивание пальчиковых игр. Чтение и пересказ сказки «Мужик и медведь» Придумывание сказок по мотивам богородских игрушек.

Март

1

1 час

«Сердце матери лучше солнца греет»

Беседа о маме, бабушке, сестре.

Народные пословицы, поговорки о матери, ее любви

Музыкально-литературный досуг.

2

1 час

«А как речь-то говорит, словно реченька журчит»

Знакомство со спокойным тоном произведений

Стихотворение Е.А. Благининой «Посидим в тишине».

Развитие дыхания и дикции.

3

1 час

«Первая красавица- матрешка»

Рассказ о матрешке, о народном костюме. Воспитать патриотические чувства, гордость за свой народ, уважение к традициям и обычаям.

Прослушивание частушек.

Разучивание русской народной песни «Во кузнице»

4

1 час

«Мамы разные нужны, мамы разные важны»

Объяснить, что мамы работают наравне с папами. Воспитать уважение к труду мам – как дома, так и на производстве.

Чтение по ролям стихотворения

С. Михалкова «А что у вас?».

5

1 час

Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот. Развитие координации речи и движений

Упражнение «Снегопад» (сдувание ватных комочков), упражнение «Автомобили» (вибрация губами)

6

1 час

«Грач на горе – весна на дворе».

Беседа о русских обычаях встречать весну.

Пение закличек о весне

Д/И «Придумай предложение» (развитие быстроты мышления и речевой активности).

7

1 час

«Крошечка-Хаврошечка»

Знакомство с грустным и радостным тоном произведения

Рассказывание сказки «Крошечка-Хаврошечка».

Исполнение частушек.

8

1 час

Закрепление знаний о названии и работе органов артикуляционного аппарата

Упражнения: «Наши помощники»,

«Что я умею»

Апрель

1

1 час

Шутку шутить – людей смешить

Продолжать знакомить детей с жанром фольклора. Учить придумывать словосочетания-небылицы с существительными и прилагательными, с существительными и глаголами.

Докучные сказки, небылицы, дразнилки.

Чтение русских народных небылиц «Вы послушайте, ребята», «Богат Ермошка»

Словесная игра «Путаница».

2

1 час

«К худой голове своего ума не прибавишь»

Беседа об уме и глупости.

Знакомство со сказкой про Филю.

Словесная игра

«Филя и уля»

3

1 час

Как человек хотел стать птицей

Расширять представление детей о космосе.

Как люди в старину представляли космос.

Познакомить детей с мифами и легендами о космосе.

«Дедал и Икар»

4

1 час

«Знаете, каким он парнем был?»

Развитие навыков творческого рассказывания.

Чтение и рассказ главы из сказки Н. Носова «Незнайка на Луне»

5

1 час

Красная горка

Беседа о Пасхе

Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки»

6

1 час

Творческая лаборатория «Сочиняем сказку»

Способствовать повышению выразительности речи детей, учить вести повествование лица героя сказки, понимать его настроение. Формировать умение оценивать сказку по таким параметрам, как занимательность сюжета, средства выразительности.

Тема сказки «День рождения зайчонка»

7

1 час

«Где родился, там и пригодился»

Формировать представление  о нашей планете, о родном крае.

Образный язык стихотворения, учить понимать и выразительно декларировать его.

Развивать поэтический слух, литературную речь.

Заучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края».

8

1 час

Встреча со сказкой

Предложить детям подготовить представление для младших групп.

Передавать действия персонажей в соответствии с их характером.

Развивать эмоциональную сферу, творческие способности.

Игра-инсценировка по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Май

1

1 час

Труд людей

Закрепить элементы представления детей о разнообразии труда человека. Воспитание уважения людям труда.

Заучивание пословиц и поговорок о труде.

2

1 час

«Этих дней не смолкнет слава»

Формирование эмоционально-положительного отношения детей к подвигу русского народа.

Закрепить знания детей о значении победы в ВОВ

Заучивание детьми поэтических произведений о ВОВ

Конкурс «На безымянной высоте»

3

1 час

Мастерская слова «Мы – писатели».

Учить детей придумывать фантазийные рассказы.

Активизировать в речи явлений  природы, животных.

Формировать грамматический строй речи.

Составление фантазийного рассказа

«В весеннем лесу»

4

1 час

«Весна красна»

Закрепить и упорядочить накопленные детьми знания о весне.

Стихотворение

З. Александровой «Подснежник»

5

1 час

Стимуляция тактильных ощущений. Выработка подвижности языка, укрепление мышц языка. Умение протяжно произносить гласные звуки на длительном выдохе

Упражнения: «Играем на пианино», «Голосилка».

Игры: «Покажи конфету»,  «язычок игрет в футбол

6

1 час

У слоненка день рождения

Поддерживать интерес к художественной литературе, учить анализировать жизненные ситуации.

Чтение по ролям пьесы-сказки Д. Самойлова «У слоненка день рождения»

7

1 час

Это – ты, это – я, это – все мои друзья.

Развивать навыки социального поведения, прививать культуру общения детей разных полов в совместной деятельности.

Чтение отрывков сказки В. Катаева «Цвети-семицветик»

8

2 часа

«До свиданья, наш любимый детский сад»


ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Периодич-

ность

Формы контроля

Оценочные материалы

Способы фиксации результа-тов

Критерии оценива-ния

Текущий контроль

На каждом занятии

Опрос, задания, педагогическое наблюдение

Наблюдение во время занятия

Фиксация результатов не предусмот-рена

Оценка не предусмотрена

Промежуточ-ный контроль

1 раз в месяц

Тестовые задания

Карта наблюдений

Результат фиксиру- ется в оценочной таблице

Уровень:

высокий,

средний,

низкий

Итоговый контроль

В конце

учебного года

Выполнение итоговых

диагностичес-ких заданий

Карта наблюдений

Результат фиксиру- ется в оценочной таблице

Уровень:

высокий,

средний,

низкий

ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

Учебно-методическое обеспечение

Все разделы программы обеспечены необходимыми методическими и дидактическими материалами. В процессе обучения используются:  

  • упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
  • развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры,                                                  подвижные игры); упражнения по развитию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
  • разыгрывание инсценировок и сказок;
  • подборка  артикуляционной гимнастики, скороговорок;
  • чтение художественных произведений;
  • библиотека детских стихотворений, сказок, рассказов;
  • учебные пособия (библиотека научно-методической литературы, а                                                 также книги по развитию речи).

Материально-технические условия реализации программы

  • Наборы дидактических игр
  • Комплекты раздаточного и дидактического материала (сюжетные картинки);
  • Иллюстративный материал
  • Костюмы для театрализации
  • Компьютер
  • Магнитофон
  • Аудио и видео материал
  • Хрестоматии для чтения.
  • Настольно-печатные игры.

Список литературы

        1. Л.А. Баландина «Риторика для малышей», Феникс, 2003 г.

        2. А.Е. Белая, В.И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи», М, АСТ                                                          Астрель, 2000 г.

        3. Г.М. Блинова «Познавательное развитие детей 5-7лет», М, ООО «ТЦ                                   Сфера», 2006 г.

        4. В.В. Гербова  «Приобщение детей к художественной литературе» (Методические рекомендации) М.» Мозаика-Синтез», 2008 г.

        5. С.И. Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей                                   дошкольников 6-7лет» С-Пб, ТЦ «Сфера», 2008 г.

        6. В.В. Котелевская, Т.Б. Анисимова «Дошкольная педагогика. Развитие речи                                    и интеллекта в играх, тренингах», «Феникс», 2007 г.

        7. М.Д. Манахеева «Театрализованные занятия в детском саду» М, 2001 г.

        8. «Развитие социальной уверенности у дошкольников», М, «Владос», 2002 г.

        9. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М, «Мозаика-Синтез», 2014 г.

        10. «Скажи по-другому» (Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии)                                            под ред. О.С.Ушаковой. Самара, 2008 г.

        11. Н.М. Погосова «Погружение в сказку» (Сказкотерапевтические программы, С-Пб, ТЦ «Сфера», 2008 г.

        12. О.Н. Капшук «Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя),  Р-на-Д,                                        «Феникс», 2009 г.

        13. О.С. Ушакова «Знакомим дошкольников 3-7лет с литературой» М, 2010 г.

        14. Л. Маврина  «Стихи с движениями» (Серия «Читаем детям»), М, 2009 г.

        15. С.А.Кузнецова «Уроки сказок» (Программы занятий по творческому                                      развитию детей), Р-н-Д  «Феникс», 2009 г.