Проектная деятельность «Развитие связной речи у детей через фольклор»
проект по развитию речи (средняя группа) на тему

Горичнева Наталья Николаевна

Несомненно, на сегодняшний день тема «Развитие связной речи у детей через фольклор» очень актуальна.

В то время как развивается наука, в жизнь внедрилась компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития  речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Несомненно, на сегодняшний день тема «Развитие связной речи у детей через фольклор» очень актуальна.

В то время как развивается наука, в жизнь внедрилась компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

         Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ  устного народного творчества  пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью  можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

         

Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в которой растут наши дети. Пользу малых фольклорных жанров доказывать не приходится, это очевидно.

Ценность фольклорных произведений для малышей обусловлена, прежде всего, их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют малышей замирать на какое-то мгновенье, невольно заставляют прислушиваться в речь. А фольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которой позволяют ребёнку успешнее овладевать родным языком, развивать речь, закрепить словарь; воспитывать правильное звукопроизношение.

Цели проекта:

 - Использовать произведения малых форм фольклора, как возможность развития речи детей  дошкольного возраста;

-  Сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

Участники проекта

-Дети 4- 5 лет (средняя группа №10 «Ромашка»)

- педагоги

- родители.

Тип проекта

Исследовательско-творческий,  долгосрочный, групповой.

Задачи для детей:

  1. Развивать речевые способности детей среднего дошкольного возраста;

2 .    Обогатить словарный запас детей, развивать их образную и связную речь.

3. Познакомить детей с историей, культурой, народными традициями и обычаями.

4.  Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни, скороговорки, сказки, считалки, пословицы, поговорки).

5.  Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;

6.  Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;

7. Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

8.  Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе исследовательской работы.

Задачи для педагогов:

1.      Формирование готовности детей к восприятию малых фольклорных форм на основе организации предметно-развивающей среды.

2.      Знакомство с жанрами малых фольклорных форм, формирование их смыслового и художественного восприятия.

3.      Формирование навыков инсценировки, развитие мимики, пластики, выразительности движений.

Задачи для родителей:

1.      Способствовать   развитию   заинтересованности   родителей   воспитанников в проводимой работе.

2.      Создать условия для привлечения родителей к взаимодействию  по данной теме.

Этапы:

Подготовительный

•        Определение целей, постановка задач проекта;

•        Определение цели и задач проекта;

•        Подбор литературы, пособий, атрибутов;

•        Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта;

•        Разработка тематического планирования мероприятий.

Основной

•        Чтение и просматривание иллюстраций художественной литературы;

•        Разучивание потешек, считалок, скороговорок и других малых форм фольклора;

•        Разучивание народных игр .

•        Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений;

•        Организация и проведение фольклорных праздников;

•        Инсценировка русских народных сказок;

•        Рисование иллюстраций к любимым сказкам, потешкам, скороговоркам;

Заключительный

•        Проведение сравнительного диагностического исследования уровня речевого развития детей группы;

•        Анализ, обобщение и подведение итогов результатов работ.

План реализации проекта:

      Важными условиями ознакомления с малыми формами фольклора, способствующими освоению произведений фольклора как художественных произведений, являются:

1.      Отбор произведений фольклора с учетом возрастных особенностей;

2.      Формирование представлений о жанровых особенностях фольклора;

3.      Использование наглядного материала, способствующего освоению содержание произведений устного народного творчества (предметы быта, народные игрушки);

4.      Создание условий для активного использования детьми произведений фольклора в самостоятельной деятельности (театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность).

Формы образовательной работы с детьми

 ·         Непосредственная образовательная деятельность.

·         Совместная деятельность.

·         Праздники и развлечения, театрализованная деятельность.

·         Наблюдения в быту и природе.

·         Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством

·         Заучивание потешек, прибауток, закличек.

·         Использование пословиц, загадок, поговорок.

·         Чтение художественной литературы.

·         Использование пальчиковых игр, русских народных песен.

·         Проведение русских народных игр.

·         Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

·         Применение игрушек и изделий народных промыслов.

·         Представление кукольного театра.

·         Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

·         Рассматривание иллюстраций о русском быте.

·         Беседы, вопросы, разъяснения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин.

Содержание:1.Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность.2.Связная речь: диалогическая, монологическая.3.Обучение составлению рассказа по сюжетной картине:- традиционные методы и пр...

Системная паутинка в рамках проектной деятельности "Развитие связной речи у детей с ТНР, через художественную литературу"

Материал работы в рамках проектной деятельности. Под проект "Мороз и солнце, дегь чудесный!"...

«Развитие связной речи у детей через использование опорных схем и моделирования»

                                        «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пят...

«Развитие связной речи у детей через сказку»

Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей...

План самообразования межаттестационный период с 2019 по 2024 г. по теме "Развитие связной речи у детей через игры".

План по самообразованию  по теме "Развитие речи у детей через игры".  Материал  в виде таблицы. Указаны года и мероприятия запланированные педагогом на межаттестационный перио...

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин»

   Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, ведь это всего первые 7 лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стр...