ПОДБОР ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ
презентация по развитию речи на тему

Кривошапка Людмила Александровна

Важное значение для речевого развития, коррекции нарушений звукопроизношения у детей играет грамотный подбор лингвистического материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_lingvistika_gotovaya.pptx1.8 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОДБОР ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ Над презентацией работала: Кривошапка Л.А.

Слайд 2

Важное значение для речевого развития, коррекции нарушений звукопроизношения у детей играет грамотный подбор лингвистического материала.

Слайд 3

Принципы подбора речевого материала Первый принцип - онтогенетический. Усвоение ребёнком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт присущих для всех детей. Предлагая последовательность звуков для коррекции нарушений звукопроизношения у детей , необходимо учитывать закономерности становления фонематической и фонетической систем в онтогенезе.

Слайд 4

Второй - учёт структуры дефекта. Заниматься коррекцией нарушения необходимо, исходя из понимания особенностей механизмов конкретного расстройства у каждого ребёнка в отдельности. По отношению к обсуждаемой проблеме этот принцип предполагает подбор лингвистического материала для каждого варианта лёгкой степени дизартрии: спастической, паретической , гиперкинетической или смешанной.

Слайд 5

Третий - учёт контекста (контекстуальных влияний). В речи фонемы оказываются в различных фонетических положениях, что вызывает соответствующие видоизменения в их артикуляции, следовательно, и в их акустических свойствах. Данное явление, как и любое другое, не может существовать, и быть понято вне связи с другими явлениями. Поэтому при обосновании подбора лингвистического материала должен учитываться многообразный неязыковый и прежде всего языковой контекст.

Слайд 6

К языковому контексту относятся: положение звука в слове (в начале, в середине, в конце); нахождение его «сильной» и «слабой» позиции в слове; в соседстве с определёнными звуками; в определённом типе слога; в «длинных» или «коротких» словах; словах принадлежащих к определённой части речи. В своей работе при закреплении фонемы эти контекстуальные влияния необходимо учитывать.

Слайд 7

Четвёртый принцип - системный. Этот принцип диктует необходимость учёта системного взаимодействия различных компонентов речи: фонематических, лексических, грамматических. По отношению к нашей проблеме эти связи должны выражаться во взаимодействии фонематической и фонетической подсистем (операций) языка. Восприятие звуков и их воспроизведение – это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса .

Слайд 8

Логопедическая работа над звукопроизношением начинается с постановки звука. Далее включение звука в слоги. Слог — это наиболее простая речевая единица. Слоги не имеют значения, и у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слогов, а это облегчает их автоматизацию.

Слайд 9

При включении автоматизируемого звука в слова необходимо предусматривать ряд требований к лексическому материалу. Во-первых, в нем должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков. Во-вторых, в нем не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков. В-третьих, необходимо учитывать смысловую доступность лексического материала .

Слайд 10

В классической логопедии при коррекции звукопроизношения используются рекомендации М.Е. Хватцева . При начальной автоматизации звук должен находиться в начале слова под ударением в сочетании с близким по артикуляции звуком: 1. шипящие — перед [о], [у] (губы выпячены); 2. свистящие — перед [и], [ ы ] (губы растянуты в стороны и сближены); 3. [л] — в сочетании с [а] и [ ы ]; 4. [ р ] — после [т] и [ д ]; 5. [с], [ з ], [ ш ] — в открытом слоге; 6. взрывные [ ц ], [ч], [ щ ], [к] — в закрытом. В таких положениях звуки автоматизируются легче. Потом дети учатся произносить звуки в любых сочетаниях.

Слайд 11

Продолжая традиции классической логопедии, М.Ф. Фомичева уточняла, что звуки в речи употребляются не изолированно. Начинать автоматизацию звука следует с прямых слогов, т. к. ребенок имеет возможность создать нужную артикулему согласного и перейти к гласному. Сначала дается прямой слог с гласным [а], поскольку при его произнесении губы находятся в нейтральном положении, рот широко открыт, язык в нижнем положении, что не мешает артикуляции автоматизируемого звука. Потом автоматизируют звук с гласным [ ы ]. Это тоже нелабиализованный звук, и он меньше влияет на предыдущий согласный. Далее слоги с [о] и [у]. Прямые слоги в сочетании согласного с гласным [э] обычно не используются, т. к. они не характерны для русского языка и встречаются в основном в заимствованных словах («мэр», «сэр» и т. п.). Затем звук закрепляется в обратных слогах. Далее рекомендуется закрепление звука в интервокальной позиции (между двумя гласными) и, наконец, в слоги со стечением согласных.

Слайд 12

В соответствии с этой последовательностью для автоматизации звука в словах подбирается и соответствующий лексический материал (слова со слогами СГ, ГС, ГСГ, ССГ, ГСС и т. д.). Имеет значение и место звука в слове. Рекомендуют следующую последовательность автоматизации: сначала звук закрепляется в начале слова (перед гласным), затем — в конце (если звук глухой), далее в середине, так как эта позиция оказывается наиболее трудной. Сначала звук автоматизируют в словах с простой слоговой структурой, затем в словах более сложной слоговой структуры, содержащих сочетание этого звука с правильно произносимыми звуками. Закрепление звука в предложениях проводится на основе отработанных слов в той же последовательности.

Слайд 13

Определенные требования предъявляют к лексическому материалу в отношении семантики. Речевой материал (слова, фразы) должен быть доступен ребенку и по возможности заимствован из повседневного обихода, а затем используется лексикон, более сложный по семантике. Определенную последовательность при автоматизации предложили Г.В. Гуровец и СИ. Маевская. Лексический материал для закрепления звуков должен подбираться с учетом постепенного нарастания слоговой трудности слова. Предлагается сначала вводить звук в двух- и трехсложные слова с прямыми слогами. Затем переходят к словам с обратным слогом. И только потом переходят к односложным и двусложным словам со стечением согласных в начале слова. Постепенно слова с закрепленными звуками вводят во фразу и другие контексты.

Слайд 14

Подбирая лексический материал для автоматизации звуков, особенно слова со стечением согласных, следует учитывать данные А.К. Марковой о последовательности появления стечений звуков в онтогенезе. А.К. Маркова определила следующую последовательность. В середине слова: [ нт , хт , кб, мп , дл, кт, гд , пл , тк , кт, ст , тл , л к, пт ]. В начале слова: [ гр , кр , вс , дв , дл, пл , вм , дн , гн ].

Слайд 15

Параллельно с этим проводится работа по дифференциации смешиваемых звуков. Эта схема без каких-либо существенных изменений применяется при коррекции любых фонетических нарушений, т. е. тогда, когда фонетический дефект является единственным дефектом всей речи ребенка и тогда, когда фонетическое нарушение входит в структуру дефекта более сложной речевой патологии.

Слайд 16

Необходимым условием успешной работы, по мнению Т.Б. Филичевой, является постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений. Требование соблюдения строгой последовательности при работе над автоматизацией звука предусматривает постепенное и систематическое усложнение речевого материала, переход от простых видов речевой деятельности к более сложным — от элементарного повторения слов к называнию предметов, действий, воспроизведению по памяти стихов и далее к пересказу, и наконец, к свободному речевому общению.

Слайд 17

Литература 1. Справочник логопеда \ М.А. Поваляева. – Изд. 5-е. – Ростов н\д : Феникс, 2006. – 445с. 2. А.С. Герасимова, О. С. Жучкова , В.Г. Кузнецова Уникальная методика развития речи дошкольника. – СПб.: Издательский Дом «Нева» М. : ОЛМА-ПРЕСС», 2002. – 688с. 3. Коррекция звуков [Щ] и [Ч]: индивидуальные занятия с детьми 5-7 лет \ авт. – сост. Е.А. Лапп . – Волгоград: Учитель, 2011. – 95 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков [С-С*]

Различение звуков по твёрдости-мягкости не просто дается дошкольникам. Представляю подборку материала с заданиями по дифференциации "с-с*"....

Речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков [С-С*]

Речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков [С-С*]...

Картотека речевого материала для автоматизации и дифференциации звуков.

Данная картотека создана для закрепления поставленных звуков в предложениях и связной речи . Здесь представлены чистоговорки и стихотворения, насыщенные отрабатываемыми звуками....

Спивак Е.Н.: Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет.

Спивак Е.Н.: Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет.М.: Гном и Д, 2007В данном пособии предлагается практический материал по автоматизации и дифференциации свистящи...

Картотека речевого материала по автоматизации и дифференциации звуков

Подборка речевых игр и упражнений, направленых на автоматизацию и дифференциацию групп звков (с), (з). Использование данного материала способствует более быстрой коррекции звукоппоизношения в игровой ...

Подборка речевого материала для автоматизации и дифференциации звуков

Речевой материал, который способствует автоматизации и дифференциации звуков (с), (сь) в речи....

Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет

Речевой материал Е.Н Спивак  для автоматизации звуков речи Л,Ль,Р,Рь,Й...