НОД Тема: «Северобайкальск - моя малая Родина»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Федоренко Майя  Владимировна

 Обобщение, систематизация и расширение  знаний детей о родном городе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

Центр развития  ребёнка - детский сад «Теремок»

Тема: «Северобайкальск - моя малая Родина»

Подгрупповое логопедическое занятие с детьми подготовительной к школе группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Целевой возраст: 6-7 лет

 Разработала учитель-логопед

Федоренко М.В.

г. Северобайкальск

2016г.

Задачи:

  • Обобщить, систематизировать и расширить знания детей о родном городе.
  • Обогащать, уточнять и активизировать словарь по теме.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать творческие способности детей, воображение, логическое мышление.
  • Воспитывать любовь к своему городу, чувство гордости за то место, где родился и вырос, уважительного отношения к государственным символам.

Интеграция образовательных областей:

  • «Социально-коммуникативное развитие» (развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; становление целенаправленности и саморегуляции собственных действий).
  • «Познавательное развитие» (формирование первичных представлений об объектах окружающего мира: расширение и систематизирование знания о зимующих и перелетных птицах).
  • «Речевое развитие» (развитие грамматически правильной диалогической речи, обогащение активного словаря, развитие звуковой культуры речи).
  • «Физическое развитие» (приобретение опыта в двигательной деятельности).
  • «Художественно-эстетическое развитие» (развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира; развивать изобразительные навыки и умения)

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,  познавательная, двигательная, изобразительная.

Оборудование:  мультимедийная презентация «Город Северобайкальск», фотографии с видами города, герб города, аудиозаписи гимна города и песни «Северобайкальск» в исполнении Нартова Д., Яковлева А.,   картинный план для составления рассказа- описания, альбомные листы, цветные карандаши, мяч.

Содержание организованной деятельности детей

I.Организационный момент.  

Логопед. Ребята, давайте встанем в круг. Вспомним нашу игру «Приветствие»

Дети.            Встанем мы в кружочек дружно,
                    Поздороваться нам нужно
                    Говорю тебе «Привет!»
                    Улыбнись скорей в ответ.
                   Здравствуй правая рука,
                   Здравствуй левая рука,
                   Здравствуй друг, здравствуй друг,
                   Здравствуй весь наш дружный круг.

Дети садятся на стулья, расставленные полукругом.

II.Основная часть.

1. Беседа

Логопед. Ребята, как называется место, где человек родился и вырос?

Дети. Родина.

Логопед. Что  для вас означает слово Родина?

Дети. Это страна, в которой мы живём

Логопед. Кто из вас знает, что такое   малая Родина?

Дети. Это место где человек родился и вырос.

Логопед. Правильно. Малая Родина это маленькая часть от нашей большой Родины – России, то место, где мы родились и живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди.

Ребята, назовите вашу малую Родину

Дети. г. Северобайкальск.

Логопед . Как называются жители нашего города.

Дети. Северобайкальцы.

Логопед .Сегодня мы с вами поговорим о нашем любимом  городе.

 Кто из вас знает, в каком году началось строительство нашего города? (Рассказ сопровождается показом слайдов презентации «Город Северобайкальск»).

Северобайкальск основан в 1974 г. История Северобайкальска тесно связана со строительством Байкало - Амурской магистрали. Первые поселенцы-комсомольцы прибыли 23 июля 1974 года и основали трудовой лагерь, который позднее стал городом. Лагерь первоначально состоял из палаток и железнодорожных вагонов. В 1980 году Северобайкальск получил статус города. Северобайкальск  является столицей Бурятского участка БАМ.

Ребята, на каком байкальском мысе расположен наш город, на берегу, какого озера? (мыс Курлы, о. Байкал).

Как называется республика, в состав которой входит наш город?

Кто является главой нашего города ( Горюнов Константин Михайлович).

 Логопед. У каждой страны, республики, города и поселка есть свои символы. Назовите их? (Герб, флаг и гимн)

Посмотрите, это герб Северобайкальска. Что вы видите на гербе? В верхней части на фоне гор показан символ строителей города – корабль. В нижней части – на фоне безбрежной тайги – жемчужина Бурятии озеро Байкал.

Одним из главных символов является  гимн.

-Может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы детей)

Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?

Дети. Он исполняется в особо торжественных случаях, во время национальных праздников, во время проведения спортивных соревнований. При исполнении гимна люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, городу.

Логопед.  Слова и музыку гимна   г. Северобайкальск написал Заслуженный учитель России  житель нашего города, преподаватель школы искусств Давыдов С.А.

Я предлагаю вам его послушать (звучит гимн)

Логопед. Посмотрите на эти фотографии (показ слайдов). Вы узнаете эти места? Совершенно верно, это виды нашего города Северобайкальск. Назовите их. Есть ли среди этих изображений ваши любимые места, назовите их? Почему они вам нравятся?

Логопед. Ребята, какие предприятия, заводы, учреждения есть в нашем городе?

Дети. Здание Администрации, школы, детские сады, поликлиника и больница, бассейн , библиотека, магазины, стадион, школа искусств , ДК «Железнодорожник», хлебозавод, вокзал…

Логопед. Назовите достопримечательности нашего города.

Дети. Музей  Истории БАМа, картинная галерея, памятник ленинградским строителям, воинам- освободителям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, у вокзала установлен памятник- паровоз, на площади недавно установили памятник строителям БАМа.

2.Игра  «Моя улица» Назовите улицы, на которых вы живёте. ( Я живу на улице Студенческой. Я живу на Байкальской улице.) Как вы думаете, почему ваша улица получила такое название? (ответы детей)  Какие улицы города Северобайкальска  вы ещё знаете?

3.Физкультминутка. Речевая подвижная игра «Мы по городу шагаем». Импровизация движений.

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем:

светофоры и машины.

Стадион и магазины

Школы, улицы, детские сады,

И деревья, и кусты.

4. Игра с мячом « В нашем городе»

Северобайкальск какой?  (красивый, уютный, молодой, развивающийся, любимый, гостеприимный, цветущий, современный, многонациональный…)

В нашем городе улицы какие? (красивые, чистые, тихие, благоустроенные, широкие, длинные, зелённые)

 В нашем городе дома, какие? (большие, высокие, пятиэтажные, одноэтажные, прочные, блочные, кирпичные, деревянные…)

В нашем городе живут люди, какие (добрые, приветливые, весёлые, талантливые, молодые и пожилые, замечательные, знаменитые…)

Молодцы! Вы много знаете о своём городе. Я вам предлагаю о нём рассказать

 5. Составление рассказа- описания «Северобайкальск» с использованием графического плана.

  ?

1Картинка раскраска домик Детские раскраски, распечатать, скачать

Лимнологический институт - Контуры Байкала

2

http://saunatech.ru/uploads/cat_infared_accessories.png

3

Как нарисовать здание " есть много ответов

4

http://razukraska.ru/wp-content/gallery/statuya/statuya4.gif

5

6

План:

1.Название города, в котором ты живёшь.

2.На берегу, какого водоёма он находится.

3. Какой город (подбери признаки)

4 Что находится в центре города и на его окраинах.

5.Достопримечательности.

6. За что я люблю свой город.

6. Рисование картины« Мой любимый город». Выставка рисунков.

(Звучит аудиозапись песни «Северобайкальск» в исполнении Нартова Д., Яковлева)

III. Итог. Ребята, вы молодцы, со всеми заданиями справились и  оказались очень умными, внимательными и сообразительными. Я вас объявляю знатоками города Северобайкальск.

Список используемой литературы

  1. Газета “Северный Байкал” 1970г, 1980, и другие.
  2. Сборник стихотворений “Мой город – Северобайкальск” 2006 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Сохраним природу малой Родины"

Данная работа имеет филосовское содержание (мои размышления о природе и человеке)....

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Большая и малая Родина»

Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям, к семье, людям, окружающим ребенка в первые годы жизни, к малой и...