Главные вкладки

    Теоретические и практические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста г. Санкт-Петербурга.
    статья по развитию речи (младшая группа) по теме

        Усовершенствование развития у детей дошкольного возраста внимательности и способности сосредотачиваться с помощью практических занятий, развивающих мелкую моторику.  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное

    образовательное учреждение детский

    сад № 34 Центрального района

    города Санкт-Петербурга.

    Воспитатель: Ващенко Ирина Александровна.

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

    В раннем дошкольном возрасте уделяют большое внимание мелкой моторике. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности ребенка. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

    "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз".Дети от года до трех лет  хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной и двумя руками.

    Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

      Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

    При проведении пальчиковых игр необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций:

    • перед игрой необходимо с детьми обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготавливать детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;
    • перед началом упражнений нужно разогреть ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла;
    • все упражнения должны выполняться в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе;
    • выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой;
    • при выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки;
    • нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость;
    • все указания должны даваться спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости оказывать помощь отдельным детям.

    Развитие речи и мелкой моторики посредством пальчиковой игры невозможно без руководства взрослого. Для проведения данной работы необходимо использовать различные методы и приемы:

    • наглядный метод работы - показ детям, как должны двигаться пальцы при проведении пальчиковой гимнастики;
    • словесный метод работы - проговаривание потешек, стихотворений при проведении пальчиковой гимнастики; заучивание наизусть стихотворений, потешек;
    • практический метод работы - пальчиковая игра.
    • формировать у родителей позитивное отношение к взаимодействию с детским садом;
    • активизировать творческий потенциал родителей.

     Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, рука - это инструмент всех инструментов». Эти выводы не случайны. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не будет развита своевременно, то в последующем наверстать упущенное будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, особенно - от движений пальцев рук (то есть от мелкой моторики). Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой,  лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. На протяжении дошкольного возраста ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.

    Известно, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Дети с нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения.

    Пальчиковые игры представляют собой различные движения пальцами и ладошками ребенка в такт стихотворению или песенке. В младшем возрасте родители совершают всевозможные движения руками ребенка: поглаживания и пощипывания ладошек, сгибание и разгибание пальчиков и вращательные движения кистей. Врачи всего мира утверждают, что занятия пальчиковой гимнастикой непосредственно связаны с развитием речи ребенка, навыками рисования и письма, а также развитием памяти. Потешки хорошо произносить нараспев, это дополнительно развивает музыкальный слух ребенка. Пальчиковая гимнастика стимулирует воображение, эмоциональную реакцию, пространственное мышление. Во время пальчиковой игры идет  взаимодействие левого и правого полушария мозга ребенка. Независимо от ведущей руки малыша, в работу должны быть включены обе руки. Связь руки с мозгом перекрестная: правая рука связана с левым полушарием, а левая рука – с правым. Во время занятия активизируется вся кора головного мозга, и таким образом мы стимулируем как процессы мышления (левое полушарие), так и творческое начало (правое).

    Развитие речи и мелкой моторики посредством пальчиковой игры невозможно без руководства взрослого.

    Движение рук построено на занимательно-игровой основе. Как правило, развитию мелкой моторики рук способствуют пальчиковые игры.

    Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи.

          Для усовершенствования развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, предлагаю родителям «Пальчиковые игры», которые  помогут заниматься с детьми дома.

         «Моя семья»

    Вот дедушка,

    Вот бабушка,

    Вот папочка,

    Вот мамочка,

    Вот деточка моя,

    А вот и вся семья.

    Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

          «Наш малыш»

    Этот пальчик — дедушка,

    Этот пальчик — бабушка,

    Этот пальчик — папочка,

    Этот пальчик — мамочка,

    Этот пальчик — наш малыш.

    Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

             «Шалун»

    Наша Маша варила кашу.

    Кашу сварила, малышей кормила:

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    А этому не дала.

    Он много шалил.

    Свою тарелку разбил.

    На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы, с приговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

    «Качели»

    Задрожали ветви елей.

    Мы в восторге от качелей.

    Мы летаем вверх и вниз,

    Вместе с нами веселись.

    Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

                «Кисточка»

    Мягкой кисточкой покрашу

    Стульчик, стол и кошку Машу.

    Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.

    «Веер»

    Солнце светит очень ярко,

    И ребятам стало жарко.

    Достаем красивый веер —

    Пусть прохладою повеет.

    Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

     «Белка»

    Сидит белка на тележке,

    Продает она орешки:

    Лисичке-сестричке,

    Воробью, синичке,

    Мишке толстопятому,

    Заиньке усатому.

    Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

         «Елочка»

    Перед нами елочка, сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»

    Шишечки, -  показывают кулачки

    Иголочки, -  указательные пальцы

    Шарики, -  пальцы сжимают в круг

    Фонарики, -  показывают «фонарики»

    Зайчики, -  показывают «ушки зайца»

    И свечки, - прижимают ладони и пальчики друг к другу

    Звезды, -  прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

    Человечки, -  ставят средний и указательный пальцы на колени

          «Встали пальчики»

    Этот пальчик хочет спать,

    Этот пальчик — прыг в кровать,

    Этот пальчик прикорнул,

    Этот пальчик уж заснул.

    Встали пальчики — «Ура! »

    В детский сад идти пора!

    Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура! » кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны..

    «На работу»

    Большой палец встал один.

    Указательный, — за ним.

    Средний будит безымянный.

    Тот поднял мизинчик малый.

    Встали братцы все — «Ура! »

    На работу им пора.

    Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все. » — широко расставить пальцы в стороны.

        «Пальчики здороваются»

    Я здороваюсь везде —

    Дома и на улице.

    Даже «здравствуй! » говорю

    Я соседской курице.

    Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

         «Мы делили апельсин»

    Мы делили апельсин,

    Много нас, а он один.

    Эта долька для ежат,

    (поочередно загибают пальцы на правой руке)

    Эта долька для стрижа,

    Эта долька для утят,

    Эта долька для котят,

    Эта долька для бобра,

    А для волка - кожура.

    (Разводят руки.)

    Он сердит на нас, беда!

    Разбегайтесь кто куда.

    (имитируют бег пальцами по столу)

         «Капуста»

    Мы капусту рубим-рубим.

    (двигают прямыми ладонями вверх-вниз)

    Мы капусту солим-солим.

    (поочередно поглаживают подушечки пальцев)

    Мы капусту трем-трем,

    (потирают кулачок о кулачок)

    Мы капусту жмем-жмем.

    (сжимают и разжимают кулачок)

        «Паучок»

    Паучок бежал по ветке,

    (Скрестите руки на уровне груди.Пальчики правой руки бегут по предплечью левой, а затем наоборот)

    А за ним бежали детки.

    Хлынул дождик: ой – е – ей!

    (Прижмите ладошки к лицу и сокрушенно покачайте головой)

    Смыло паучков водой.

    (Помашите руками, словно стряхивая паучков и водичку)

        «Детки»

    Раз-два-три-четыре-пять!

    Будем пальчики считать —

    Крепкие, дружные,

    Все такие нужные.

    Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

    «Кот на печи»

    Кот на печи (стучат кулачком о кулачок)

    Сухари толчет,

    Кошка в окошке( показывают как шьют иголкой)

    Полотенце шьет.

    Маленькие котята (поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз)

    На печке сидят, (и качают головой вправо-влево)

    На печке сидят,

    Да на котика глядят,( показывают руками «очки»)

    Все на котика глядят

    И сухарики едет (щелкают зубками).

         «Курочка – рябушечка»

    Курочка – рябушечка

    По двору гуляла, (не спеша «проходятся» указательным и средним

    пальцем по бедрам)

    По двору гуляла,

    Цыпляток считала.

    - Раз, два, три, четыре, пять! (загибают пальчики на одной рук)

    Посчитаю их опять: грозят указательным пальцем

    Раз, два, три, четыре, пять! » (загибают пальчики на другой руке).

    Проблему развития речи детей дошкольного возраста можно считать одной из самых актуальных на данный момент, поскольку именно речь является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Речь - одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира. Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи.

    Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Практический материал по использованию массажера су-джок в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

    «Су-Джок» — симпатичный шарик с острыми шипами, лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. При использовании массажного шарика, лучше каждое движение рук представить в форме...

    Практический материал по использованию массажера су-джок в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

    «Су-Джок» — симпатичный шарик с острыми шипами, лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент.При использовании массажного шарика, лучше каждое движение рук представить в форме ...

    Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство развития речи и развитие познавательной сферы.

    Работа с  детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий....

    Практическая консультация "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования"

    Цель:Обеспечить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики ребенка как неотъемлемой части его жизни.Задачи:1.  Обогатить опыт родителей по теме собрания;2.  Расширить предст...

    Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

    Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

    ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст

    Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...