Этикет. Основы речевого общения дошкольников.
материал по развитию речи на тему

Семьина Ирина Евгеньевна

Доклад подготовлен для выступелния на педсовете по теме "Игра-познание-развитие речи". В докладе представлена кратко история возникновения этикета, виды этикета,формул речевого этикета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket-doklad.docx31.81 КБ

Предварительный просмотр:

Этикет. Основы речевого общения дошкольников

 

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушным холодом дышать,

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Я. Козловский.

 

    Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.

«Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребёнка. Он, подражая взрослому человеку, начинает осваивать основные нормы общения. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам». Сегодняшний старший дошкольник умеет читать, писать и считать, но при этом у него отмечается низкий уровень культуры речевого общения.

    «Культурно - речевое воспитание детей – дело большой социальной значимости. «Там, где дети усиленно учатся говорить, там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга», - говорил А.М. Пешковский. Чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями».

Культура общения – это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи.

Существуют определенные правила ведения беседы, которые называются этикетом. Этикет (французское слово – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

Но сначала немного истории.

     Вы удивитесь, но этикет появился еще в пещерные времена! Ведь законы мирного сосуществования — насущная необходимость для живущих вместе людей.

     Первый известный нам трактат о поведении «Дисциплина клерикалис», опубликованный в 1204 году, сочинён испанским священником Педаро Альфонсо. Книга легла в основу пособий по этикету, издававшихся в Англии, Голландии, Франции, в германских и итальянских землях. В них, главным образом, излагались правила поведения за столом, но и уделялось внимание порядку ведения беседы, приема гостей.

       В Древней Руси в начале XII в. было широко известно «Поучение к детям» князя Владимира Мономаха. В «Поучении» излагались нормы, в соответствии с которыми надлежало поступать детям князей и дружинников. В том числе беседу предписывалось вести следующим образом: «при старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого умысла беседуя, а побольше вдумываться, не неистовствовать словом, не осуждать речью, не много смеяться...».

    Первым сводом правил поведения людей по отношению к светской власти, к церкви, семье, слугам был знаменитый «Домострой». Его авторство связывают с именем попа Сильвестра, ближайшего сподвижника первого русского царя Ивана Васильевича IV - Ивана Грозного. Изложенные в «Домострое» правила охватывали главные стороны жизни горожан - домоводство, различные бытовые обряды, воспитание детей, ведение торговых дел, обхождение с гостями и т.д. «Домострой» появился в XVII в. Но до сих пор в народе бытует выражение «жить по домострою». Предложенным в нем правилам «этикета» следовали все социальные слои русского общества.

      Петром 1 для дворянских недорослей была написана книга «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», - своего рода учебник этикета, неоднократно перепечатывавшийся в 18 веке.

В настоящее время существует много литературы по современному этикету.

Знание правил этикета и умение их использовать даёт возможность человеку вести себя более уверенно, непринужденно, достойно при любых обстоятельствах.

    Различают несколько видов этикета: дипломатический этикет, придворный этикет, воинский этикет. деловой этикет, этикет повседневного общения.

Речевой этикет в широком смысле связан с социальным понятием этикета. Он определяет выбор формы общения в зависимости от социального статуса коммуникантов, места общения (например, обращение на «ты» или на «вы», по имени-отчеству или просто по имени, или по имени в уменьшительной форме). Какое средство наиболее уместно именно в данной ситуации зависит от того, кто говорит и с кем говорит, в какой обстановке происходит общение. Дома в неформальной обстановке мама может сказать сыну: Вить, а Вить, дай-ка мне этот журнал.На работе же более уместным будет обращение на «вы» и по имени-отчеству: «Виктор Петрович, вы не дадите мне этот журнал?» Этикет регулирует выбор наиболее подходящего средства

          Речевой этикет в узком смысле — это формулы, которые обеспечивают принятое в данной среде, среди данных людей и в определенном случае включения в речевой контакт поддержание общения в избранной тональности. А в широком смысле - это все правила речевого поведения, все речевые разрешения и запреты, связанные с социальными признаками говорящих и обстановки, с одной стороны, и стилистическими ресурсами языка - с другой.

     Формирование у дошкольников умения правильно употреблять формулы речевого этикета зависит от следующих условий:

  • от сознательного овладения дошкольниками знаниями о формулах речевого этикета;
  • от использования различных приемов в работе над формулами речевого этикета;
  • от применения дидактических игр, направленных на формирование навыка употребления основных формул речевого этикета и их активизацию в речи;
  • от сочетания работы по формированию коммуникативных умений в употреблении формул речевого этикета с работой по развитию культуры речи.

  Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что, в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми.

Речевое обучение дошкольников предполагает:

  • введение в их активный словарь этикетных стереотипов;
  • формирование умения выбирать нужную формулу именно для данной ситуации.

Освоение ребёнком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения. Именно на такой подход ориентирована методика Богуславской Н.Е. И Купиной Н.А. «Весёлый этикет.

 «В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции (старший – младший, знакомый – незнакомый и др.) и соответственно строить своё речевое поведение, необходимые в конкретной ситуации этикетных формул. Система привязывает усвоение этикетных и других норм поведения к типичным для дошкольников ситуациям (дом, детский сад, транспорт и др.) Ролевые позиции определены чётко: мальчик – мальчик, мальчик – девочка, девочка – девочка, взрослый – ребёнок. На осознание ролевых позиций направлены различные задания и упражнения, ролевые игры, ведь именно в игре коммуникативные способности развиваются и реализуются естественно и максимально разнообразно». Каждое занятие представляет собой сценарий, носящий игровой занимательный характер.

 

Планирование занятий не подразумевает того, что, проведя его в начале месяца, забываем об этикете до следующего. Напротив, это даёт возможность эффективнее обучать детей культуре речевого поведения, благотворно влиять на развитие характеров, отношения с окружающими. Заданная тема прорабатывается в течение всего периода, до изучения следующей. Детей надо обучать так, чтобы им было интересно. Особое место на занятиях отводится дидактической игре, которая способствует активизации формул речевого этикета в речевой деятельности дошкольников. Познакомив детей с теми или иными правилами на занятиях, закрепляем их с помощью дидактических игр, игровых упражнений, сюжетно-ролевых игр в повседневной жизни. В совместной деятельности проводятся игры-импровизации, игры-упражнения. Например, в игре-импровизации «Встреча гостей» дети закрепляли знания и навыки того, как нужно здороваться, вести беседу, благодарить хозяина за проведённый вечер. Культура речи ребенка обеспечивается обогащением словаря, развитием грамматического строя, четким звукопроизношением, грамматикой, образностью и интонационной выразительностью речи. Поэтому полезно проводить игры-драматизации с целью развития ритма и темпа речи. Детей нужно учить говорить громко, отчетливо, соответствующим тоном, а также принимать соответствующую позу во время разговора - стоять прямо, не размахивать руками, смотреть в глаза, не скрещивать ноги и т.п. Целесообразно также обратить внимание на мимику и жесты во время разговора, которые должны соответствовать его содержанию, быть простыми и выразительными, целесообразными и упорядоченными. Дети не должны быть назойливыми в своих притязаниях, вмешиваться в разговор взрослых, перебивать, а должны уметь своевременно вступить в разговор, называть взрослых по имени и отчеству.+

  Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления правил этикета. Потому что, во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научиться. В процессе игры воспитатель показывает, как нужно себя вести в той или иной ситуации.

      Формирование культуры общения и этикета невозможно себе представить без использования художественной литературы. Во время чтения ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. После прочтения произведения, предлагается пересказать тот или иной эпизод. Это помогает обучить детей конструкциям извинения, просьбы, благодарности, комплимента, а также попутно вводит их в словарь детей. Кроме того, такая работа ведет к употреблению детьми многосложных предложений, обучению пересказу. Немаловажную роль играет разучивание с детьми стихотворений.

Говорит лиса матрена:

-Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой. А ты мала!

Всем скажу, что не дала!

Ты ,Лиса, не жалуйся, а скажи…(пожалуйста!)

 

Встретив зайку, еж-сосед

Говорит ему…(привет).

А его сосед ушастый

Отвечает: Ежик…(здравствуй)

 К осьминожке Камбала

В понедельник заплыла.

А во вторник на прощанье

Ей сказала…(До свиданья)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он…(извини).

Трясогузка с бережка

Уронила червяка.

И за угощенье рыба

Ей пробулькала…(спасибо).

Эта работа, которая нацелена на то, чтобы эмоционально воздействовать на дошкольника в процессе обучения поведенческим правилам, приведет и к тому, что он «наберется» выразительности от поэтической речи и перенесет ее в речь бытовую. Важную роль в формирование речевого поведения играет тематическая беседа с детьми. Реализация речевого этикета вызывает воплощение речи в диалоговой форме. К соблюдению этикетных норм диалога относится проявление таких качеств, как вежливость, внимательность, тактичность, доброжелательность, выдержанность. Выражаются эти качества через конкретные речевые действия, через речевые формулы извинения, просьбы, благодарности, согласия или несогласия, приветствия, прощания и др. Это способствует обучению правилам диалогического общения, в котором они учатся задавать и отвечать на вопросы. Например, при обучении правилам разговора по телефону детям предлагаются следующие задания: «Пригласи подружку к себе на день рождения», «Узнай, пойдет ли друг гулять», «Спроси у бабушки, когда она приедет в гости». Словесные игры по теме «Словарик вежливых слов» используются с целью активизации основных формул речевого этикета в зависимости от различных коммуникативных установок:

    Обучение формулам речевого этикета - это одно из важнейших средств в воспитании целостной личности, главным стержнем которой является нравственность. Для того чтобы обучение детей речевому этикету было эффективным, воспитателю необходимо:

  • создать условия для нравственного развития детей;
  • следить за чистотой речи у детей;
  • расширять представление о многообразии формул речевого этикета, находящихся в синонимических отношениях:
  • использовать в обучении сюжетно-ролевые игры в целях создания реальной речевой ситуации, которая способствует выработке осознанного речевого поведения и выбору наиболее уместной формулы речевого этикета, соответствующей данной обстановке.

    Также целесообразно обращать внимание на правила вступления в речевой контакт, без которого общение невозможно и обучать детей ведению этикетного диалога в его более узком понимании, чтобы они смогли применить полученные знания и в других ситуациях, сделав, таким образом, любой диалог этикетным в широком смысле. Помогая детям усвоить и уметь применить речевые навыки, воспитатель решает задачу нравственного воспитания.              Таким образом, обучение формулам речевого этикета предполагает у дошкольников приобретение правильного речевого поведения и поведения в целом, закладывая прочный фундамент положительных качеств в сознании на долгие годы. Знание речевого этикета способствует оформлению у человека высокой нравственной культуры.

 Самый общий принцип применения знаков этикета – это вежливость, доброжелательность. Поэтому, пожалуй, ничто в человеческом поведении не сочетается с ними так часто, как доброжелательная улыбка.

Учить ребенка правилам поведения необходимо начинать уже в годик, ведь именно в это время он впервые «отделяется» от мамы и начинает вести активную жизнь – самостоятельно ходить и пытаться общаться с другими детьми. В этом возрасте родители могут управлять поведением ребенка с помощью интонации, выражения лица и жестов, слов «можно» или «нельзя», похвалы и порицания (которые, опять же, выражаются интонацией голоса)

Примерно в два года у малыша уже должны присутствовать определенные навыки общения с людьми и задатки хороших манер, ведь в этом возрасте, скорее всего, он пойдет в детский сад. Начнется его социализация

В 4-6 лет, в дошкольном возрасте, ребенок уже должен осознанно, целенаправленно и систематически обучаться правилам хорошего тона и общения. В роли учителей выступают его родители и педагоги дошкольного учреждения. Малыш должен понять, что воспитанность и хорошие манеры – это его помощники в обретении новых друзей, общении с ровесниками и взрослыми. Обучение дошкольника этикету происходит в игре

В школе требования к ребенку возрастают. Он уже самостоятельный и сознательный. От умения вести себя и общаться во многом зависят его успешность в учебе, хорошее отношение к нему у учителей, авторитет среди одноклассников. Ребенок уже умеет читать, ему необходимо предлагать детские книги по этикету


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Режиссерская игра как средство развития навыков речевого общения дошкольников с ОНР.

Театрализованная игра, как разновидность сюжетно-ролевых игр, оказывает существенное влияние на ход психофизического развития ребенка. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание литер...

Особенности речевого общения дошкольников

Появление и развитие речи расширяет возможности детей......

Проект Тема: «Воспитание культуры речевого общения дошкольников»

Данный проект разработан в помощь воспитателям для организации работы по формированию речевого общения дошкольников....

Утренний прием как способ организации речевого общения дошкольников

Данная презентация отражает опыт работы в средней логопедичекой группы по обучению и вопитанию детей  нарушениями речи....

Консультация для воспитателей на тему: «Этикет культуры речевого общения детей младшего дошкольного возраста»

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения....

Консультация для воспитателей"Этикет.Основы речевого общения дошкольников."

Этикет. Основы речевого общения дошкольников В дошкольном возрасте интенсивно усваиваются нравственные чувства детей, развиваются нормы и правила поведения, формируются черты характера и этические на...