Как научить ребенка читать?
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Воробьева Любовь Владимировна

В статье даны общие рекомендации родителям дошкольников по обучению детей чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_chteniyu.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребенка читать

У вас ребенок – дошкольник. Вы решили обучить его читать (ведь сейчас почти все дети к 1 классу владеют этим умением). Прежде чем приступать к обучению малыша определите действительно ли ваш ребенок готов к этому этапу.

Первый маркер – возраст. Если ребенку меньше 5 лет, то целесообразность обучения чтению невысока. По современным исследованиям ученых самый оптимальный восприимчивый возраст, когда следует подготавливать ребенка в 1-й класс, — 5 лет. Дети этого возраста психологически и физиологически готовы к развивающему обучению, проявляют большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков.

Второй маркер – чистота звукопроизношения, общий уровень развития речи ребенка. Если у ребенка отсутствуют/нарушены звуки, словарный запас невелик, самостоятельные высказывания отрывочны и имеют аграмматизмы, следует в первую очередь обратиться к логопеду и устранить проблемы устной речи.

Ваш ребенок готов к обучению чтению, тогда запомните обязательные правила для успешного обучения чтению: 

Правило 1. Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.

Правило 2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.

Правило 3. Скорее важна не длительность занятий, а их частота. Будьте последовательными в обучении чтению.

Правило 4. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.

Правило 5. Нежелание ребенка заниматься - знак того, что взрослый превысил возможности ребенка. Остановитесь и подумайте, что сделано не так?

Правило 6. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!

Правило 7. Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка. Одни дети могут долго оставаться на выборочном прочтении отдельных слогов и слов. Другие быстро перейдут к более сложным текстам и мелкому шрифту.

Правило 8. Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!

Несмотря на множество методик обучения чтению, существующих сегодня, классическая занимает лидирующее положение как наиболее эффективная. Давайте познакомимся с ее принципами:

1. Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита!!!

2. Не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например «бэ», «эр», «ша» и т.п.., а только звуками, которые эти буквы обозначают: [б],[р],[ш], так ребенок скорее овладеет навыком слияния звуков (букв) в слоги.

3. Не надо торопиться переходить от одной буквы к другой. «Повторение – мать учения» — эта фраза должна стать путеводной нитью всего процесса обучения.

Для запоминания образа буквы актуализируйте все органы чувств. Одну и ту же букву сегодня можно вылепить из пластилина (глины…), на другой день – нарисовать карандашами (красками…), на следующий выложить из палочек (пуговиц, камушков…), построить из рук и тела. Используйте запоминание по ассоциации (замечательная подборка материала в книге «Занимательное азбуковедение» сост. В.В. Волина).

4. Следите за тем, чтобы ребенок читал слоги слитно, а не по буквам. Пусть он тянет первый звук, плавно соединяя его со вторым (интересные наглядные идеи по научению слияния звуков (букв) в слоги можно найти в учебных пособиях «Мой букварь» Н.В. Нищевой или «Букварь» Н.С. Жуковой).

5. Прежде чем ребенок поймет, что М-А это МА, пройдет время. Наберитесь терпения!

6. Не предлагайте ребенку сразу много слогов. Начинайте с 2-6 слогов . Не стремитесь сразу же выученные слоги формировать в слова. Пусть сначала ребенок поймет сам принцип соединения гласных и согласных звуков в пары.

7. Когда ребенок понял принцип послогового чтения и стал озвучивать слоги, начинайте проверять осмысленность прочитанного. Начните с тех, что состоят из 2-х слогов (например: Ма-ма, получилось мама), далее – 3-х слоговые. Но первые слова, которые будет читать ребенок, должны быть ему знакомы и ассоциироваться с понятными образами.

Обучение ребенка грамоте – дело непростое, требующее терпения, времени, специальных знаний. Здесь без помощника не обойтись. Таким помощником для вас и ваших детей будет правильно выбранный Букварь.

Рекомендуем:

- «Мой букварь» Н.В. Нищева. Написан опытным учителем-логопедом. Кому как не логопеду лучше других известны закономерности формирования детской речи. Эти знания подсказали автору идею изменить традиционно принятую в букварях и азбуках последовательность знакомства ребенка с буквами русского алфавита. Известно, что разные звуки родной речи осваиваются ребенком в разные сроки. Если, начиная изучать буквы, ребенок еще не очень чисто произносит обозначаемые ими звуки, в дальнейшем у него могут обнаруживаться нарушения письма и чтения – дисграфия и дислексия. Чтобы избежать этих осложнений, в данном Букваре «трудные» звуки и соответствующие им буквы даются в последнюю очередь.

- «Букварь» Н.С. Жукова. Тоже написан учителем-логопедом. Но в этом пособии не отражена временная последовательность освоения ребенком звуков. С трудными звуками [л] и [р] и соответствующими им буквами автор знакомит ребенка с первых страниц букваря. Этот букварь подойдет только ребятам с правильным звукопроизношением.

- «Букварь» Д.И. Тихомиров, Е.Н. Тихомиров. Самая известная книга для первоначального чтения, издавалась более ста шестидесяти раз. Такая популярность и всенародная любовь объясняются простотой и доступностью изложения материала.

Автор учитель-логопед ГБДОУ детский сад №78 «Жемчужинка» Воробьева Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему с...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь агрессивному и тревожному ребенку?"

Как научить ребенка общаться с людьми?      В настоящее время многие родители воспитывают ребенка в до­машних условиях, лишая его при этом необходимого ему общения со сверстни...

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ С ПОМОЩЬЮ ЦИФР, а может и некоторые родители научаться

Отличный способ вызвать у детей интерес одновременно к математике и творчеству — предложить им рисовать с помощью цифр, дополняя их различными линиями. Это довольно легко, поэтому с такой задачей спра...

"Научить ребенка рисовать, значит научить ребенка познавать мир"

Роль взрослого в формировании творческой личности предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных ви...