Хороводные игры
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Штрек Алёна Алексеевна
Дана картотека хороводных игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хороводные игры

    «Как под наши ворота»

Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

Текст

Движения

Как под наши ворота

Поливалася вода.

Дети идут по кругу.

Ой, калина моя,

Ой, малина моя.

Идут к центру и отходят назад.

Поливалася вода,

Расстилалася трава.

Дети идут по кругу.

Ой, калина моя,

Ой, малина моя.

Идут к центру и отходят назад.

Расстилалася трава,

Трава шелковая.

Дети идут по кругу.

Ой, калина моя,

Ой, малина моя.

Идут к центру и отходят назад.

   «Лесной хоровод»

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Несколько детей стоят за кругом – землянички, малинки. Ежевики и т.д.

Текст

Движения

Мы пойдем, пойдем,

Землянику мы найдем.

Дети идут по кругу в левую сторону, «ягоды» – за кругом бегут в правую сторону.

Земляника-ягода,

Как же ты красна,

Земляника-ягода,

Руку нам давай.

Дети останавливаются, протягивают руки, зовут «земляничек» в круг.

Земляника-ягода,

Как же ты вкусна,

Земляника-ягода,

В хоровод вставай!

«Землянички» кружатся с кем-нибудь из детей и встают в общий круг.

Мы пойдем, пойдем. Пойдем,

Ежевику мы найдем.

Ежевика-ягода,

Синий-синий цвет.

Ежевики-ягоды в хороводе нет.

Дети идут по кругу в правую сторону, дети за кругом – в левую сторону.

Ежевика-ягода,

Руку нам давай.

Ежевика-ягода,

В хоровод вставай.

«Ежевики» вбегают в круг и танцуют с детьми.

Мы пойдем, пойдем, пойдем,

Подосиновик найдем.

Красный подосиновик,

Где тебя найти?

Красный подосиновик

Вырос на пути.

Дети идут по кругу в одну сторону, дети за кругом – в другую.

Красный подосиновик,

Руку нам давай,

Красный подосиновик,

В хоровод вставай.

«Подосиновик» танцует с остальными, оставшимися без пары, детьми.

  «Кот и мышка»

Дети стоят в кругу, в середине – «мышка», «кот» за кругом.

Текст

Движения

Ой, пошла мышка погулять,

Ой, пошла в поле поиграть.

Кот сторожит у норки.

Глаз у хитрюги зоркий.

Дети идут по кругу, мышка бегает в центре.

Нет ли здесь, нет ли здесь

Мышки в хороводе?

Кот подходит к хороводу, дети останавливаются.

Мышки нет, мышки нет,

Мышка в поле бродит.

Эй, прячься, мышка, поскорей,

Кот-разбойник у дверей.

Кот отходит.

Дети идут к центру, прячут мышку и отходят на место.

Нет ли здесь, нет ли здесь

Мышки в хороводе?

Мышки нет, мышки нет,

Мышка в поле бродит.

Кот подходит, хоровод останавливается.

Начинается подвижная игра по принципу «Кошки-мышки».

  «Веселый хоровод»

Дети стоят в кругу, в центре – корзина с яблоками и грушами.

Текст

Движения

Веселей, хоровод!

Все ребята рады!

В руки к нам упадет

Яблоко из сада.

Дети идут по кругу.

С последними словами воспитатель дает одному из детей яблоко, и он остается в кругу.

К нам из сада придет

Яблоко большое.

К нам оно приведет

Грушу за собою.

Дети идут по кругу.

С последними словам  воспитатель дает другому ребенку грушу.

Веселей, хоровод!

Все ребята рады!

В руки к нам упадет

Яблоко из сада.

Дети идут по кругу.

С последними словами дети дают еще одному из играющих яблоко, и игра продолжается, пока все дети не получат фрукты.

  «Затейники»

Играющие встают в круг, «затейник» в середине.

Текст

Движения

Ровным кругом,

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте!

Дружно вместе

Делаем вот так!

Дети идут во круг водящего.

Дети останавливаются, затейник показывает какое-либо движение, дети повторяют его и называют.

Затейника  можно усложнить задачу: показывать движения птиц, животных, людей разных профессий и т.д.

  «Зайчик в огороде»

Текст

Движения

Выход есть из огорода,

Только заперты ворота.

Дети идут вокруг «зайца».

Он ходит по кругу, высматривая возможность выскочить.

На плетень, на плетень

Зря ты не кидайся.

Скоро день, скоро день,

Не укрыться зайцу.

Дети останавливаются, раскачивают руки вперед-назад.

«Заяц» пытается выскочить. Когда ему удается, выбирается другой водящий.

  «Веселая ткачиха»

Играющие встают в две шеренги напротив друг друга. Это стенки ткацкого станка. Выбирают два «челнока». Они встают на противоположных концах шеренг.

Текст

Движения

Я – веселая ткачиха,

Шеренги идут на встречу друг другу.

Хорошо умеют ткать.

Шеренги возвращаются на место.

Пинч-понч, клепу-клепу,

Шеренги идут на встречу друг другу.

Хорошо умеют ткать.

Шеренги возвращаются на место.

«Челноки» стараются пробежать между стенками, не сталкиваясь друг с другом. Слова и движения стенок повторяются, темп постепенно увеличивается. Когда «челноки» оказываются зажатыми между стенок, игра останавливается, и выбирают других водящих.

  «Водяной»

Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами.

Текст

Движения

Дедушка Водяной,

Что сидишь ты подводой?

Выгляни на чуточку,

На одну минуточку.

Дети идут по кругу. С последними словами водящий, не открывая глаз, подходит к одному из играющих и дотрагивается до него, стараясь узнать. Угадав, меняется с ним местами.

  «По дорожке Валя шла…»

Дети встают вокруг водящего с шапочкой.

Текст

Движения

По дорожке (имя ребенка, например, Валя) шла,

Валя шапочку нашла.

Стала Валя выбирать,

Кому шапочку отдать.

Дети идут вокруг водящего.

Коле (имя ребенка, которому передается шапочка) шапка хороша,

Попляши моя душа.

Выбранный ребенок танцует под хлопки остальных, затем сам становится ведущим.

  «Подарки»

Дети водят хоровод вокруг водящего со словами

Текст

Движения

Принесли мы вам  подарки,

Кто захочет, тот возьмет.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет.

Ведущий выбирает один из названных предметов, и дети изображают его движения.

Затем ведущий выбирает ребенка лучше всех показывающих движения, и он становится ведущим.

Скачет конь наш – чок-чок-чок,

Слышен топот быстрых ног.

Дети двигаются по кругу прямым галопом.

Кукла, кукла, попляши,

Красной лентой помаши.

Дети свободно танцуют.

От как кружиться волчок,

Прожужжал и на бок лег.

Дети кружатся и приседают.

Самолет летит,

Летчик смелый в нем сидит

Дети бегают по кругу с поднятыми в сторону руками.

 

  «Ходит Ваня»

Дети стоят в кругу, водящий – Ваня – в середине.

Текст

Движения

Ходит Ваня, ходит Ваня,

Посреди кружочка.

Дети идут в одну строну, Ваня в другую.

Ищет Ваня, ищет Ваня

Для себя дружочка,

Ваня ходит по кругу и выбирает дружочка.

Нашел Ваня, нашел Ваня

Для себя дружочка.

Ваня выбирает дружочка и ведет его в середину круга.

Дети хлопают в ладоши.

Ваня и дружочек танцуют.

  «Молчанка»

Играющие выбирают водящего, встают в круг.

Текст

Движения

Кони, кони, мои кони.

Мы сидели  на балконе,

Чай пили, чашки мыли,

По-турецки говорили:

Чаби, чаляби,

Чаляби-чаби-чаби,.

Прилетели журавли

И сказали всем: «Замри!

А кто первый отомрет,

Тот получит шишкой в лоб.

Не смеяться, не болтать,

А солдатиком стоять!»

Дети идут по кругу, водящий стоит в центре.

С последними словами дети останавливаются и не двигаются. Водящий старается их рассмешить.

  «Мельница»

Текст

Движения

Мели, мели, мельница,

Жерновочки вертятся.

Мели, мели, засыпай

И в мешочки набивай!

Дети кружатся стоя на месте, с последними словами останавливаются.

Тот, кто не сумел вовремя остановиться или не удержался на месте, выходит из игры.

  «Кто у нас хороший»

Дети стоят в кругу, в центре – лошадь-качалка.

Текст

Движения

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?

Дети и дут к центру, постепенно сужая круг.

(Называется имя ребенка, например, Сашенька) хороший, Сашенька пригожий.

Названный ребенок остается в центре. Остальные отходят на место.

На коня садится,

Конь завеселится.

Плеточкой помашет,

Конь под ним запляшет.

Ребенок садится на коня, дети изображают цоканье копыт.

Мимо сада едет,

Садик зеленеет,

Цветы расцветают,

Пташки распевают.

Дети идут по кругу.

К дому подъезжает,

Со коня слезает,

Со коня слезает,

(имя ребенка) приглашает.

Ребенок подходит к названному ребенку, ведет его к качалке и встает в круг.

  «Ручеек»

Дети встают в пары, образуя коридор.

Текст

Движения

Идет матушка Весна,

Отворяй ворота.

Первым март прошел,

Всех детей провел.

А за ним апрель,

Открывай окно и дверь.

А уж как пришел май,

Сколько хочешь теперь гуляй!

Водящий берет за руку одного ребенка и ведет за собой через ручеек, затем следующего и т.д.

Игра повторяется, пока все дети не пройдут через ручеек.

  «Узнай по голосу»

Дети стоят в кругу, водящий с закрытыми глазами – в центре.

Текст

Движения

Поиграй-ка с нами, Ваня,

Выходи скорей вперед

И с закрытыми глазами

Догадайся, кто поет.

Дети двигаются по кругу.

Воспитатель указывает на одного из детей, который нараспев произносит:

Эту песенку свою,

Для тебя, дружок, пою.

Ты глаза не открывай,

Кто я, ну-ка угадай!

Водящий называет имя ребенка.

  «Пузырь»

Дети стоят в кругу, держась за руки.

Текст

Движения

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой!

Оставайся такой,

Да не лопайся!

Дети медленно отходят назад.

Хлоп! Лопнул пузырь!

Дети останавливаются, хлопают в ладоши и приседают.

  «Зайка»

Дети стоят в кругу, «зайка» – в середине.

Текст

Движения

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не можешь даже встать,

На другую показать.

Дети, взявшись за руки, идут по кругу.

Зайка, зайка, попляши,

И другого отыщи!

«Зайка» пляшет, называет ребенка по имени, а сам встает в круг.

  «Хоровод»

Игру лучше проводить на траве. Дети стоят в кругу и держаться за руки.

Текст

Движения

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов

Кружим, кружим хоровод.

Дети идут по кругу.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

Бах!

Приседают или опускаются на землю.

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов

Водим, водим хоровод.

Дети идут в другую сторону.

Как заканчиваем круг.

Дружно прыгнем все мы вдруг.

Прыг!

Останавливаются и подпрыгивают на месте.

  «Карусели»

Дети стоят по кругу.

Текст

Движения

Еле-еле, еле-еле

Закружились карусели

Дети начинают медленно двигаться по кругу.

Все кругом, кругом. Кругом,

Все бегом, бегом, бегом.

Двигаются быстрее, переходят на бег.

Тише, тише, не спешите,

Карусель  остановите.

Замедляют бег.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра.

Отсанавливаются.

  «Молодой дроздок»

Текст

Движения

Скок-поскок, молодой дроздок,

По водичку пошел,

Молодичку нашел.

Дети идут по кругу.

Останавливаются, показывают на одну из девочек.

Мололиченька, невеличенька.

Идут к центру, возвращаются на место, оставив в центре «молодичку»

Сама с вершок,

Голова с горошок.

Наклоняются, показывая рост «молодички».

Поднимают сомкнутые в круг руки над головой.

  «Мышки»

Дети стоят по кругу, кот в центре.

Текст

Движения

Мышки водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Дети идут по кругу.

Старый кот, толстый кот

Хлопают в ладоши.

Громко песенку поет:

Хлопают руками по бокам.

Мур-мур,

Кот делает два шага по направлению к детям.

Мяу,

Показывает когти.

Мур-мур,

Кот делает два шага по направлению к детям.

Мяу,

Показывает когти.

Всех поймяу!

Дети отбегают назад.

Он, хитро прищурив глаз,

Дети идут к центру.

Смотрит в щелочку на нас.

Возвращаются на место.

Старый кот, толстый кот

Хлопают в ладоши.

Громко песенку поет:

Хлопают руками по бокам.

Мур-мур,

Кот делает два шага по направлению к детям.

Мяу,

Показывает когти.

Мур-мур,

Кот делает два шага по направлению к детям.

Мяу,

Показывает когти.

Всех поймяу!

Дети отбегают назад.

  «Вышел мишка на лужок»

Дети стоят по кругу, в центре воспитатель с мишкой.

Текст

Движения

Вышел мишка на лужок.

Собрались мы все в кружок.

Дети идут по кругу.

Мишка хлопает в ладоши.

Он у нас такой хороший.

С мишкой хлопайте, ребята!

Ну-ка, вместе, раз, два, три!

Хлопают в ладоши.

А теперь замри!

Останавливаются, не двигаясь.

Вышел мишка на лужок.

Собрались мы все в кружок.

Дети идут по кругу.

Мишка бегает, как ветер,

Он быстрее всех на свете.

Воспитатель с мишкой бегут по кругу.

Эй, ребята, догоняйте!

Ну-ка, вместе: раз, два, три!

Дети бегут по кругу вместе с мишкой.

А теперь замри!

Останавливаются, не двигаясь.

Вышел мишка на лужок.

Собрались мы все в кружок.

Дети идут по кругу.

Мишка ползает повторно.

Кто из вас его догонит?

Воспитатель показывает при помощи игрушки, как ползает мишка.

Ну-ка, дети, не робейте,

Ну-ка, вместе: раз, два, три!

Ползание на четвереньках.

А теперь замри!

Дети останавливаются, не двигаясь.

Вышел мишка на лужок.

Собрались мы все в кружок.

Дети идут по кругу.

Мишка весело хохочет,

Он у нас такой хороший.

Дети хлопают в ладоши.

Смейтесь с мишкою, ребята!

Ну-ка, вместе: раз, два, три!

Показывают, как смеются.

А теперь замри!

Перестают смеяться, замирают.

  «Капуста»

При помощи считалки выбирается водящий:

Зайчишка-трусишка по полю бегал,

В огород забегал, капусту помял,

Сидит, грызет. Ай, кто идет!

Дети встают в круг. Водящий в центре.

Текст

Движения

У Дмитрия – капустка,

Да у Яковлевича – белая.

На нее частый дождик поливает

И белую, зеленую ломает.

Дети идут по кругу.

Водящий выходит из кругу и отворачивается.

Вейся ты, вейся, капустка моя,

Вейся ты, вейся, виловая моя!

Как мне, капустке, не виться,

Белою Вилою не наливаться!

Дети закручивают круг спиралью.

Развивайся ты, капустынька,

Развивайся ты, виллой кочеток!

Водящий распутывает спираль.

  «Ворон»

Дети стоят по кругу, в центре – ворон.

Текст

Движения

Ой, ребята, та-ра-ра,

На горе стоит гора,

Дети идут в центре круга.

А на той горе – дубок,

А на дубе – воронок.

Возвращаются обратно.

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах,

Черный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

«Ворон» ходит внутри круга, показывает сапоги и серьги.

Труба точеная,

Позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная.

Дети хлопают, «ворон» пляшет.

  «Бубенцы»

Дети стоят в кругу, в центре двое играющих. Одному из них завязывают глаза, другому дают колокольчик и бубенцы.

Текст

Движения

Тренцы-бренцы, бубенцы,

Позолочены концы!

Кто на бубенцах играет,

Того жмурка не помает.

Дети идут по кругу.

Ребенок с завязанными глазами ищет по звуку бубенца второго играющего.

  «Грушка»

Дети встают в круг близко друг к другу, грушка – в середине.

Текст

Движения

Мы посадим грушку,

Вот, вот.

Пускай наша грушка

Растет, растет.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Вырастай ты, грушка,

Вот такой вышины.

Поднимают руки вверх.

Вырастай ты, грушка,

Вот такой толщины.

Расширяют круг, делая несколько шагов назад.

Вырастай ты, грушка,

Вырастай в добрый час.

Потанцуй ты, (имя ребенка),

Покрутись ты для нас.

Названный ребенок танцует.

А мы эту игрушку

Все щупать будем.

Идут к центру, дотрагиваются до «грушки».

От нашего (имя ребенка)

Убегать будем.

«Грушка» ловит убегающих детей.

  «Птицелов»

Каждый ребенок выбирает себе имя какой-либо птицы, все встают в круг, взявшись за руки, птицелов с завязанными глазами – в центре.

Текст

Движения

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке

Птицы весело поют.

Ай, птицелов идет!

Дети идут по кругу.

Останавливаются, замирают.

Он в не волю на возьмет,

Птицы, улетайте!

Птицелов идет по кругу, останавливается около одного из детей и хлопает в ладоши.

Этот ребенок подражает крику птицы, которой он назвался.

Птицелов называет птицу и угадывает имя ребенка.

 

 «Паучок»

Дети стоят по кругу, взявшись за руки, паучок – приседает в центре.

Текст

Движения

Паучок, паучок,

Тоненькие ножки,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили.

Идут по кругу.

На ноги поставили,

Подбегают к водящему, поднимают его.

Танцевать заставили.

Водящий закрывает глаза и кружиться, дети хлопают в ладоши.

Танцуй, танцуй, сколько хочешь,

Выбирай кого хочешь.

Водящий, не открывая глаза, выбирает кого-то из играющих, и они меняются местами.

  «Солнце и месяц»

Дети встают друг за другом, держась за плечи или за пояс. Двое ведущих распределяют роли солнца и месяца, берутся за руки, образуя ворота.

Текст

Движения

Шла, шла тетеря,

Шла, шла рябая,

Шла она лугом,

Вела она кругом

Старшего, меньшего,

Среднего, большого!

Дети по одному проходят через ворота.

С последними словами водящие отводят ребенка в сторону и спрашивают, кого он выбирает: солнце или месяц. Затем ребенок отходит к тому из водящих, кого он выбрал, и игра продолжается.

              «Бояре»

Играющие делятся на две команды и встают шеренгами друг напротив друга на расстоянии нескольких метров.

Текст

Движения

  1. Бояре, а мы к вам пришли,

Дорогие, а мы к вам пришли.

Одна из команд двигается шеренгой к другой команде и возвращается на свое место.

  1. Бояре, а зачем пришли,

Дорогие, а зачем пришли?

Вторая команда аналогично двигается к первой команде.

  1. Бояре, нам невеста нужна,

Дорогие, нам невеста нужна.

Движения повторяются.

  1. Бояре, а какая вам нужна,

Дорогие, а какая вам нужна?

  1. Бояре, нам вот эта нужна,

Дорогие, нам вот эта нужна.

Подходя ко второй команде, дети указывают на одну из девочек.

  1. Бояре, у ней зубки болят,

Дорогие, у ней зубки болят.

Движения повторяются.

  1. Бояре, а мы пряничка дадим,

Дорогие, а мы пряничка дадим.

  1. Бояре, она прянички не ест,

Дорогие. Она прянички не ест.

  1. Бояре, а мы плеточкой ее,

Дорогие, а мы плеточкой ее.

  1. Бояре, она плеточки боится,

Дорогие, они плеточки боится.

  1. Бояре, отворяйте ворота,

Отдавайте нам невесту навсегда.

Выбранная девочка бежит в направлении другой команды, стараясь порваться через сцепленные руки.

Если ей это удается, она забирает одного из игроков в свою команду. В противном случае сама остается в команде соперников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

хороводные игры и хороводы в детском саду

Здесь собраны хороводные игры и хороводы всех возрастов...

Хороводная игра

Цель: научить медленно, передвигаться, повторять движения взрослого, не разрывая цепь. Взрослый начинает игру....

"Хороводные игры"

Игры с детьми дают  положительные эмоции,  развивают воображение и интеллектуальные способности  Они облегчают адаптацию детей  в группах.Дети получают новый опыт, развивают социал...

ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ И ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ

СОПРОВОЖДЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ:1-й слайд. ИГРА является основным видом деятельности дошкольника, необходимым для всестороннего развития личности и интеллекта. Наряду с общим влиянием игры на весь ход пси...

Семинар ИГРА. Народные, фольклорные, хороводные игры.

Небольшой семинар для родителей, о пользе игр....

Картотека игр. Игры, направленные на социально-личностное и социокультурное развитие дошкольников СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Народные - хороводные игры

Игры, направленные на социально-личностноеи социокультурное развитие дошкольниковСТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ...