Хороводные игры
учебно-методический материал по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Хороводные игры
«Как под наши ворота»
Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
Текст | Движения |
Как под наши ворота Поливалася вода. | Дети идут по кругу. |
Ой, калина моя, Ой, малина моя. | Идут к центру и отходят назад. |
Поливалася вода, Расстилалася трава. | Дети идут по кругу. |
Ой, калина моя, Ой, малина моя. | Идут к центру и отходят назад. |
Расстилалася трава, Трава шелковая. | Дети идут по кругу. |
Ой, калина моя, Ой, малина моя. | Идут к центру и отходят назад. |
«Лесной хоровод»
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Несколько детей стоят за кругом – землянички, малинки. Ежевики и т.д.
Текст | Движения |
Мы пойдем, пойдем, Землянику мы найдем. | Дети идут по кругу в левую сторону, «ягоды» – за кругом бегут в правую сторону. |
Земляника-ягода, Как же ты красна, Земляника-ягода, Руку нам давай. | Дети останавливаются, протягивают руки, зовут «земляничек» в круг. |
Земляника-ягода, Как же ты вкусна, Земляника-ягода, В хоровод вставай! | «Землянички» кружатся с кем-нибудь из детей и встают в общий круг. |
Мы пойдем, пойдем. Пойдем, Ежевику мы найдем. Ежевика-ягода, Синий-синий цвет. Ежевики-ягоды в хороводе нет. | Дети идут по кругу в правую сторону, дети за кругом – в левую сторону. |
Ежевика-ягода, Руку нам давай. Ежевика-ягода, В хоровод вставай. | «Ежевики» вбегают в круг и танцуют с детьми. |
Мы пойдем, пойдем, пойдем, Подосиновик найдем. Красный подосиновик, Где тебя найти? Красный подосиновик Вырос на пути. | Дети идут по кругу в одну сторону, дети за кругом – в другую. |
Красный подосиновик, Руку нам давай, Красный подосиновик, В хоровод вставай. | «Подосиновик» танцует с остальными, оставшимися без пары, детьми. |
«Кот и мышка»
Дети стоят в кругу, в середине – «мышка», «кот» за кругом.
Текст | Движения |
Ой, пошла мышка погулять, Ой, пошла в поле поиграть. Кот сторожит у норки. Глаз у хитрюги зоркий. | Дети идут по кругу, мышка бегает в центре. |
Нет ли здесь, нет ли здесь Мышки в хороводе? | Кот подходит к хороводу, дети останавливаются. |
Мышки нет, мышки нет, Мышка в поле бродит. Эй, прячься, мышка, поскорей, Кот-разбойник у дверей. | Кот отходит. Дети идут к центру, прячут мышку и отходят на место. |
Нет ли здесь, нет ли здесь Мышки в хороводе? Мышки нет, мышки нет, Мышка в поле бродит. | Кот подходит, хоровод останавливается. Начинается подвижная игра по принципу «Кошки-мышки». |
«Веселый хоровод»
Дети стоят в кругу, в центре – корзина с яблоками и грушами.
Текст | Движения |
Веселей, хоровод! Все ребята рады! В руки к нам упадет Яблоко из сада. | Дети идут по кругу. С последними словами воспитатель дает одному из детей яблоко, и он остается в кругу. |
К нам из сада придет Яблоко большое. К нам оно приведет Грушу за собою. | Дети идут по кругу. С последними словам воспитатель дает другому ребенку грушу. |
Веселей, хоровод! Все ребята рады! В руки к нам упадет Яблоко из сада. | Дети идут по кругу. С последними словами дети дают еще одному из играющих яблоко, и игра продолжается, пока все дети не получат фрукты. |
«Затейники»
Играющие встают в круг, «затейник» в середине.
Текст | Движения |
Ровным кругом, Друг за другом Мы идем за шагом шаг. Стой на месте! Дружно вместе Делаем вот так! | Дети идут во круг водящего. Дети останавливаются, затейник показывает какое-либо движение, дети повторяют его и называют. Затейника можно усложнить задачу: показывать движения птиц, животных, людей разных профессий и т.д. |
«Зайчик в огороде»
Текст | Движения |
Выход есть из огорода, Только заперты ворота. | Дети идут вокруг «зайца». Он ходит по кругу, высматривая возможность выскочить. |
На плетень, на плетень Зря ты не кидайся. Скоро день, скоро день, Не укрыться зайцу. | Дети останавливаются, раскачивают руки вперед-назад. «Заяц» пытается выскочить. Когда ему удается, выбирается другой водящий. |
«Веселая ткачиха»
Играющие встают в две шеренги напротив друг друга. Это стенки ткацкого станка. Выбирают два «челнока». Они встают на противоположных концах шеренг.
Текст | Движения |
Я – веселая ткачиха, | Шеренги идут на встречу друг другу. |
Хорошо умеют ткать. | Шеренги возвращаются на место. |
Пинч-понч, клепу-клепу, | Шеренги идут на встречу друг другу. |
Хорошо умеют ткать. | Шеренги возвращаются на место. |
«Челноки» стараются пробежать между стенками, не сталкиваясь друг с другом. Слова и движения стенок повторяются, темп постепенно увеличивается. Когда «челноки» оказываются зажатыми между стенок, игра останавливается, и выбирают других водящих.
«Водяной»
Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами.
Текст | Движения |
Дедушка Водяной, Что сидишь ты подводой? Выгляни на чуточку, На одну минуточку. | Дети идут по кругу. С последними словами водящий, не открывая глаз, подходит к одному из играющих и дотрагивается до него, стараясь узнать. Угадав, меняется с ним местами. |
«По дорожке Валя шла…»
Дети встают вокруг водящего с шапочкой.
Текст | Движения |
По дорожке (имя ребенка, например, Валя) шла, Валя шапочку нашла. Стала Валя выбирать, Кому шапочку отдать. | Дети идут вокруг водящего. |
Коле (имя ребенка, которому передается шапочка) шапка хороша, Попляши моя душа. | Выбранный ребенок танцует под хлопки остальных, затем сам становится ведущим. |
«Подарки»
Дети водят хоровод вокруг водящего со словами
Текст | Движения |
Принесли мы вам подарки, Кто захочет, тот возьмет. Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и самолет. | Ведущий выбирает один из названных предметов, и дети изображают его движения. |
Затем ведущий выбирает ребенка лучше всех показывающих движения, и он становится ведущим. | |
Скачет конь наш – чок-чок-чок, Слышен топот быстрых ног. | Дети двигаются по кругу прямым галопом. |
Кукла, кукла, попляши, Красной лентой помаши. | Дети свободно танцуют. |
От как кружиться волчок, Прожужжал и на бок лег. | Дети кружатся и приседают. |
Самолет летит, Летчик смелый в нем сидит | Дети бегают по кругу с поднятыми в сторону руками. |
«Ходит Ваня»
Дети стоят в кругу, водящий – Ваня – в середине.
Текст | Движения |
Ходит Ваня, ходит Ваня, Посреди кружочка. | Дети идут в одну строну, Ваня в другую. |
Ищет Ваня, ищет Ваня Для себя дружочка, | Ваня ходит по кругу и выбирает дружочка. |
Нашел Ваня, нашел Ваня Для себя дружочка. | Ваня выбирает дружочка и ведет его в середину круга. |
Дети хлопают в ладоши. | Ваня и дружочек танцуют. |
«Молчанка»
Играющие выбирают водящего, встают в круг.
Текст | Движения |
Кони, кони, мои кони. Мы сидели на балконе, Чай пили, чашки мыли, По-турецки говорили: Чаби, чаляби, Чаляби-чаби-чаби,. Прилетели журавли И сказали всем: «Замри! А кто первый отомрет, Тот получит шишкой в лоб. Не смеяться, не болтать, А солдатиком стоять!» | Дети идут по кругу, водящий стоит в центре. С последними словами дети останавливаются и не двигаются. Водящий старается их рассмешить. |
«Мельница»
Текст | Движения |
Мели, мели, мельница, Жерновочки вертятся. Мели, мели, засыпай И в мешочки набивай! | Дети кружатся стоя на месте, с последними словами останавливаются. Тот, кто не сумел вовремя остановиться или не удержался на месте, выходит из игры. |
«Кто у нас хороший»
Дети стоят в кругу, в центре – лошадь-качалка.
Текст | Движения |
Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? | Дети и дут к центру, постепенно сужая круг. |
(Называется имя ребенка, например, Сашенька) хороший, Сашенька пригожий. | Названный ребенок остается в центре. Остальные отходят на место. |
На коня садится, Конь завеселится. Плеточкой помашет, Конь под ним запляшет. | Ребенок садится на коня, дети изображают цоканье копыт. |
Мимо сада едет, Садик зеленеет, Цветы расцветают, Пташки распевают. | Дети идут по кругу. |
К дому подъезжает, Со коня слезает, Со коня слезает, (имя ребенка) приглашает. | Ребенок подходит к названному ребенку, ведет его к качалке и встает в круг. |
«Ручеек»
Дети встают в пары, образуя коридор.
Текст | Движения |
Идет матушка Весна, Отворяй ворота. Первым март прошел, Всех детей провел. А за ним апрель, Открывай окно и дверь. А уж как пришел май, Сколько хочешь теперь гуляй! | Водящий берет за руку одного ребенка и ведет за собой через ручеек, затем следующего и т.д. Игра повторяется, пока все дети не пройдут через ручеек. |
«Узнай по голосу»
Дети стоят в кругу, водящий с закрытыми глазами – в центре.
Текст | Движения |
Поиграй-ка с нами, Ваня, Выходи скорей вперед И с закрытыми глазами Догадайся, кто поет. | Дети двигаются по кругу. Воспитатель указывает на одного из детей, который нараспев произносит: |
Эту песенку свою, Для тебя, дружок, пою. Ты глаза не открывай, Кто я, ну-ка угадай! | Водящий называет имя ребенка. |
«Пузырь»
Дети стоят в кругу, держась за руки.
Текст | Движения |
Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой! Оставайся такой, Да не лопайся! | Дети медленно отходят назад. |
Хлоп! Лопнул пузырь! | Дети останавливаются, хлопают в ладоши и приседают. |
«Зайка»
Дети стоят в кругу, «зайка» – в середине.
Текст | Движения |
Зайка, зайка, что с тобой? Ты сидишь совсем больной. Ты не можешь даже встать, На другую показать. | Дети, взявшись за руки, идут по кругу. |
Зайка, зайка, попляши, И другого отыщи! | «Зайка» пляшет, называет ребенка по имени, а сам встает в круг. |
«Хоровод»
Игру лучше проводить на траве. Дети стоят в кругу и держаться за руки.
Текст | Движения |
Вокруг розовых кустов, Среди травок и цветов Кружим, кружим хоровод. | Дети идут по кругу. |
До того мы закружились, Что на землю повалились. Бах! | Приседают или опускаются на землю. |
Вокруг розовых кустов, Среди травок и цветов Водим, водим хоровод. | Дети идут в другую сторону. |
Как заканчиваем круг. Дружно прыгнем все мы вдруг. Прыг! | Останавливаются и подпрыгивают на месте. |
«Карусели»
Дети стоят по кругу.
Текст | Движения |
Еле-еле, еле-еле Закружились карусели | Дети начинают медленно двигаться по кругу. |
Все кругом, кругом. Кругом, Все бегом, бегом, бегом. | Двигаются быстрее, переходят на бег. |
Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. | Замедляют бег. |
Раз и два, раз и два, Вот и кончилась игра. | Отсанавливаются. |
«Молодой дроздок»
Текст | Движения |
Скок-поскок, молодой дроздок, По водичку пошел, Молодичку нашел. | Дети идут по кругу. Останавливаются, показывают на одну из девочек. |
Мололиченька, невеличенька. | Идут к центру, возвращаются на место, оставив в центре «молодичку» |
Сама с вершок, Голова с горошок. | Наклоняются, показывая рост «молодички». Поднимают сомкнутые в круг руки над головой. |
«Мышки»
Дети стоят по кругу, кот в центре.
Текст | Движения |
Мышки водят хоровод, На лежанке дремлет кот. | Дети идут по кругу. |
Старый кот, толстый кот | Хлопают в ладоши. |
Громко песенку поет: | Хлопают руками по бокам. |
Мур-мур, | Кот делает два шага по направлению к детям. |
Мяу, | Показывает когти. |
Мур-мур, | Кот делает два шага по направлению к детям. |
Мяу, | Показывает когти. |
Всех поймяу! | Дети отбегают назад. |
Он, хитро прищурив глаз, | Дети идут к центру. |
Смотрит в щелочку на нас. | Возвращаются на место. |
Старый кот, толстый кот | Хлопают в ладоши. |
Громко песенку поет: | Хлопают руками по бокам. |
Мур-мур, | Кот делает два шага по направлению к детям. |
Мяу, | Показывает когти. |
Мур-мур, | Кот делает два шага по направлению к детям. |
Мяу, | Показывает когти. |
Всех поймяу! | Дети отбегают назад. |
«Вышел мишка на лужок»
Дети стоят по кругу, в центре воспитатель с мишкой.
Текст | Движения |
Вышел мишка на лужок. Собрались мы все в кружок. | Дети идут по кругу. |
Мишка хлопает в ладоши. Он у нас такой хороший. С мишкой хлопайте, ребята! Ну-ка, вместе, раз, два, три! | Хлопают в ладоши. |
А теперь замри! | Останавливаются, не двигаясь. |
Вышел мишка на лужок. Собрались мы все в кружок. | Дети идут по кругу. |
Мишка бегает, как ветер, Он быстрее всех на свете. | Воспитатель с мишкой бегут по кругу. |
Эй, ребята, догоняйте! Ну-ка, вместе: раз, два, три! | Дети бегут по кругу вместе с мишкой. |
А теперь замри! | Останавливаются, не двигаясь. |
Вышел мишка на лужок. Собрались мы все в кружок. | Дети идут по кругу. |
Мишка ползает повторно. Кто из вас его догонит? | Воспитатель показывает при помощи игрушки, как ползает мишка. |
Ну-ка, дети, не робейте, Ну-ка, вместе: раз, два, три! | Ползание на четвереньках. |
А теперь замри! | Дети останавливаются, не двигаясь. |
Вышел мишка на лужок. Собрались мы все в кружок. | Дети идут по кругу. |
Мишка весело хохочет, Он у нас такой хороший. | Дети хлопают в ладоши. |
Смейтесь с мишкою, ребята! Ну-ка, вместе: раз, два, три! | Показывают, как смеются. |
А теперь замри! | Перестают смеяться, замирают. |
«Капуста»
При помощи считалки выбирается водящий:
Зайчишка-трусишка по полю бегал,
В огород забегал, капусту помял,
Сидит, грызет. Ай, кто идет!
Дети встают в круг. Водящий в центре.
Текст | Движения |
У Дмитрия – капустка, Да у Яковлевича – белая. На нее частый дождик поливает И белую, зеленую ломает. | Дети идут по кругу. Водящий выходит из кругу и отворачивается. |
Вейся ты, вейся, капустка моя, Вейся ты, вейся, виловая моя! Как мне, капустке, не виться, Белою Вилою не наливаться! | Дети закручивают круг спиралью. |
Развивайся ты, капустынька, Развивайся ты, виллой кочеток! | Водящий распутывает спираль. |
«Ворон»
Дети стоят по кругу, в центре – ворон.
Текст | Движения |
Ой, ребята, та-ра-ра, На горе стоит гора, | Дети идут в центре круга. |
А на той горе – дубок, А на дубе – воронок. | Возвращаются обратно. |
Ворон в красных сапогах, В позолоченных серьгах, Черный ворон на дубу, Он играет во трубу. | «Ворон» ходит внутри круга, показывает сапоги и серьги. |
Труба точеная, Позолоченная, Труба ладная, Песня складная. | Дети хлопают, «ворон» пляшет. |
«Бубенцы»
Дети стоят в кругу, в центре двое играющих. Одному из них завязывают глаза, другому дают колокольчик и бубенцы.
Текст | Движения |
Тренцы-бренцы, бубенцы, Позолочены концы! Кто на бубенцах играет, Того жмурка не помает. | Дети идут по кругу. Ребенок с завязанными глазами ищет по звуку бубенца второго играющего. |
«Грушка»
Дети встают в круг близко друг к другу, грушка – в середине.
Текст | Движения |
Мы посадим грушку, Вот, вот. Пускай наша грушка Растет, растет. | Идут по кругу, взявшись за руки. |
Вырастай ты, грушка, Вот такой вышины. | Поднимают руки вверх. |
Вырастай ты, грушка, Вот такой толщины. | Расширяют круг, делая несколько шагов назад. |
Вырастай ты, грушка, Вырастай в добрый час. Потанцуй ты, (имя ребенка), Покрутись ты для нас. | Названный ребенок танцует. |
А мы эту игрушку Все щупать будем. | Идут к центру, дотрагиваются до «грушки». |
От нашего (имя ребенка) Убегать будем. | «Грушка» ловит убегающих детей. |
«Птицелов»
Каждый ребенок выбирает себе имя какой-либо птицы, все встают в круг, взявшись за руки, птицелов с завязанными глазами – в центре.
Текст | Движения |
В лесу, во лесочке, На зеленом дубочке Птицы весело поют. Ай, птицелов идет! | Дети идут по кругу. Останавливаются, замирают. |
Он в не волю на возьмет, Птицы, улетайте! | Птицелов идет по кругу, останавливается около одного из детей и хлопает в ладоши. Этот ребенок подражает крику птицы, которой он назвался. Птицелов называет птицу и угадывает имя ребенка. |
«Паучок»
Дети стоят по кругу, взявшись за руки, паучок – приседает в центре.
Текст | Движения |
Паучок, паучок, Тоненькие ножки, Тоненькие ножки, Красные сапожки. Мы тебя поили, Мы тебя кормили. | Идут по кругу. |
На ноги поставили, | Подбегают к водящему, поднимают его. |
Танцевать заставили. | Водящий закрывает глаза и кружиться, дети хлопают в ладоши. |
Танцуй, танцуй, сколько хочешь, Выбирай кого хочешь. | Водящий, не открывая глаза, выбирает кого-то из играющих, и они меняются местами. |
«Солнце и месяц»
Дети встают друг за другом, держась за плечи или за пояс. Двое ведущих распределяют роли солнца и месяца, берутся за руки, образуя ворота.
Текст | Движения |
Шла, шла тетеря, Шла, шла рябая, Шла она лугом, Вела она кругом Старшего, меньшего, Среднего, большого! | Дети по одному проходят через ворота. С последними словами водящие отводят ребенка в сторону и спрашивают, кого он выбирает: солнце или месяц. Затем ребенок отходит к тому из водящих, кого он выбрал, и игра продолжается. |
«Бояре»
Играющие делятся на две команды и встают шеренгами друг напротив друга на расстоянии нескольких метров.
Текст | Движения |
Дорогие, а мы к вам пришли. | Одна из команд двигается шеренгой к другой команде и возвращается на свое место. |
Дорогие, а зачем пришли? | Вторая команда аналогично двигается к первой команде. |
Дорогие, нам невеста нужна. | Движения повторяются. |
Дорогие, а какая вам нужна? | |
Дорогие, нам вот эта нужна. | Подходя ко второй команде, дети указывают на одну из девочек. |
Дорогие, у ней зубки болят. | Движения повторяются. |
Дорогие, а мы пряничка дадим. | |
Дорогие. Она прянички не ест. | |
Дорогие, а мы плеточкой ее. | |
Дорогие, они плеточки боится. | |
Отдавайте нам невесту навсегда. | Выбранная девочка бежит в направлении другой команды, стараясь порваться через сцепленные руки. Если ей это удается, она забирает одного из игроков в свою команду. В противном случае сама остается в команде соперников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
хороводные игры и хороводы в детском саду
Здесь собраны хороводные игры и хороводы всех возрастов...
Хороводная игра
Цель: научить медленно, передвигаться, повторять движения взрослого, не разрывая цепь. Взрослый начинает игру....
"Хороводные игры"
Игры с детьми дают положительные эмоции, развивают воображение и интеллектуальные способности Они облегчают адаптацию детей в группах.Дети получают новый опыт, развивают социал...
ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ И ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ
СОПРОВОЖДЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ:1-й слайд. ИГРА является основным видом деятельности дошкольника, необходимым для всестороннего развития личности и интеллекта. Наряду с общим влиянием игры на весь ход пси...
Семинар ИГРА. Народные, фольклорные, хороводные игры.
Небольшой семинар для родителей, о пользе игр....
Картотека игр. Игры, направленные на социально-личностное и социокультурное развитие дошкольников СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Народные - хороводные игры
Игры, направленные на социально-личностноеи социокультурное развитие дошкольниковСТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ...
Деловая игра. Тема: "Хороводные игры как средство формирования нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Для воспитателей детского сада....