Мастер-класс ТРИЗ
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Варламова Юлия Сергеевна

Мастер-класс ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_master_klass_triz.pptx2.67 МБ
Файл tekst_master_klass_triz.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Самые лучшие и непревзойденные оригиналы и креативщики – это дети!

Слайд 3

«Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Средство работы с детьми – педагогический поиск. Если ребенок не задает вопроса, то педагог задает его сам: «Что было бы, если…»

Слайд 4

Методы ТРИЗ педагогики. Метод каталога Метод фокальных объектов Метод системный анализ Метод морфологического анализа Моделирование маленькими человечками Метод мозгового штурма Метод проб и ошибок Мышление по аналогии Типовые приемы фантазирования

Слайд 8

Морфологический ящик В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. "Замечательно, что один из нас имеет белые, один черные и один рыжие волосы, но ни у одного из нас нет волос того цвета, на который указывает его фамилия", - заметил черноволосый. "Ты прав", - сказал Белов. Какой цвет волос у художника? Друзья Цвет волос белые рыжие черные Белов _ + _ Рыжов _ _ + Чернов + _ _



Предварительный просмотр:

                                                    Мастер класс

«Применение технологии ТРИЗ для развития креативных способностей»

Добрый день уважаемые коллеги!

Обратите, пожалуйста, внимание на эту картину. Сколько человеческих лиц вы сможете отыскать на ней? (стимулировать к ответу). Я думаю,  не ошибусь, если скажу, что у автора этой картины нестандартное, творческое мышление. И  вы, уважаемые коллеги, раз вам удалось разглядеть то, что спрятал художник, тоже не лишены нестандартности в мышлении.

Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание, и обучение губит в детях ростки этой одаренности..

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое воображение, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.

Поэтому тема моего мастер-класса «Применение методов ТРИЗ- педагогики в повседневной жизни детского сада ».

Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ-педагогика.

Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теория решенияизобретательных задач), созданной российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика».

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

             ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»

Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь детского сада?

С чего начать? Давайте начнем с того, что посмотрим на листочки, которые лежат перед вами. Мне по секрету сказали, что на них что-то нарисовано, но что никто не видит.Скажите мне, пожалуйста, что нарисовано у вас? А у Вас? Давайте дорисуем предметы так, чтобы все поняли, что прячет в себе листочек.

Я думаю,что не вызывает сомнений то, что в процессе подобных игр у детей развивается творческое воображение.  Данную игру можно применять в работе уже с трехлетними детьми.

Мы знаем, что наша жизнь состоит из противоречий. Поэтому умение разрешать противоречия  позволит ребенку не только сформировать мышление, но и активно защищать свои позиции.

Скажите, пожалуйста, по вашему мнению, иметь сердце –это хорошо или плохо? Хорошо –почему? Плохо – почему? Ну и на чем мы с вами остановимся? Хорошо или плохо?(Сделать вывод).

Вы уже поняли, что данные игры развивают речь, фантазию, наблюдательность, учат рассуждать. Эти игры являются подготовительным этапом для освоения более сложного содержания ТРИЗ. Переходим к более сложным методам:

1) Метод проб и ошибок;

 2) Метод фокальных объектов;

 3) Метод мозгового штурма ;

  4) Метод каталога.

Рассмотрим каждый метод в отдельности.

Метод проб и ошибок. Это метод поиска нового Он используется для решения несложных задач.

Например: на прогулке ребята играют в мяч. Он закатывается под веранду, откуда его трудно достать. Как это можно сделать? (……)Ответы детей: Коля решил достать мяч длинной палкой. Сёма заявил: «Мяч может достать дрессированная собака». Аня сказала, что можно снять две доски с пола веранды и достать мяч. Каждый из этих ответов для ребенка- маленькое открытие.

   Дети любят придумывать новые игрушки, предметы. В этом поможет метод фокальных объектов, изобретенный американским психологом Ч. Вайтингом. Суть его заключается в том, что мы придумываем новый объект, используя свойства окружающих объектов. Например, посмотрев на эту картину дети придумали новое животное "Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева . . .

Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

 Всем нам известный Метод мозгового штурма - это не столько метод активизации воображения, сколько способ генерации самых разнообразных идей в группе. МШ необходим при обсуждении ситуации, из которой,  на первый взгляд, нет реального выхода.  При этом используется личный опыт детей. Результаты обсуждения обязательно рефлексируются  в продуктивной деятельности: сочинение сказки, рисование.Темами мозгового штурма могут быть такие:

как уберечь продукты от мышей; (ответ)

как не намокнуть под дождем без зонта;(ответ)

как оставить лето в зиму

Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо". Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали недоступны мышам и т.д.

Использование МШ в работе со сказкой

Задание 1: изменяем характер героя.

Прочитали русскую народную сказку «Гуси – лебеди» и придумали новый необычный образ Бабы Яги:(какой например?)молодая девушка  в спортивном костюме, ездит на машине.

Таким образом рождается  новая сказка с другим героем.

Задание 2: изменяем концовку сказки.

Прочитали сказку «Теремок» и спросили детей: «Как сохранить теремок невредимым? Как сделать так, чтобы в нем мог жить медведь?»

Задание 3: восстанавливаем сюжет измененной сказки.

Например: «Лисичка со скалочкой».

Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку, подняла ее и говорит: «Пойду-ка на базар, продам эту скалочку и куплю себе пряники!»

Дети: «Нет, она подняла скалочку и пошла в деревню…

Этот прием позволяет детям вспомнить знакомую сказку и пересказать ее.

Одним из приемов МШ является решение сказочных задач.

Например:

- Как сделать так, чтобы Иванушка напился, но козленком не стал?

- Как сделать так, чтобы медведь сам отпустил Машеньку домой?

На прогулке  очень эффективны приемы фантазирования.

Например:Задумывались ли вы над тем, куда они плывут? Какие вести несут? Почему тают? О чем мечтают? О чем расскажут?

Дети представляют себя на месте облака.  (Прием эмпатии.)

Еще один известный тризовский метод - МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (или каталога

Посмотрите внимательно на таблицу и скажите мне если бы вы изобретали стул, каким бы вы его сделали? Почему? Для кого?

(Затем выбираются различные сочетания элементов разных осей (стеклянный квадратный стул - для принцессы, он красивый, удобный, но может легко разбиться; железный круглый стул - для пианиста, на нем можно легко повернуться, так как он крутится, но тяжело сдвинуть с места и т.д.)

Перебираются все возможные варианты. В продуктивной деятельности дети изображают каждый изобретенный новый стул.)

Видео: Мои воспитанники представят тризовские игры

«Моделирование маленькими человечками(изменение молекулярного строения вещества от его состояния – твердое, жидкое, газообразное),

Системный оператор (пятиэкранка) дети усваивают понятие о том, что весь мир это система объектов, но и любой объект в свою очередь тоже состоит из частей и имеет прошлое, настоящее и будущее.

Круги Луллия. На этих кругах может быть изображено все, что угодно. Играя дети развивают воображение, мышление, речь.

Я надеюсь, что вы обогатили свое творческое воображение. Поэтому хочу предложить вам несложную задачу.

Морфологический ящик В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. "Замечательно, что один из нас имеет белые, один черные и один рыжие волосы, но ни у одного из нас нет волос того цвета, на который указывает его фамилия", - заметил черноволосый. "Ты прав", - сказал Белов.
Какой цвет волос у художника? 

Спасибо за внимание! Желаю вам творческих успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс по триз

представлены 3 приема триз: метод фокальных объектов, лимерик, "чудесная лестница"...

Мастер-класс «Игры ТРИЗ в математическом развитии дошкольников»

Цель: повышение компетенций педагогов при взаимодействии с элементами ТРИЗ, направленных на развитие элементарных математических представлений.Задачи:- Познакомить педагогов с методами, приё...

Мастер-класс "Технологии ТРИЗ в детском саду. Метод мозгового штурма"

МАСТЕР-КЛАСС «ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ. МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА»...

Мастер класс «Использование ТРИЗ-технологии в изобразительной деятельности»

Выступление на методическом обьединении города Новороссийска...

МАСТЕР-КЛАСС «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»

laquo;ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ» Такой известный методический прием, как Кольца Луллия, является эффективным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи....