НОД "Богатыри"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Варламова Юлия Сергеевна

НОД "Богатыри"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_bogatyri.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                          Конспект  НОД  

                                                                                                                   ОО «Речевое развитие»

Тема: рассматривание  картины «Богатыри».

Цель: формировать  умения рассматривать  картину,  устанавливать  взаимосвязи между героями  и  объектами,  аргументировать  свои  суждения,  обогащать  и  активизировать  словарь.

Задачи:

- помогать возникновению эмоционального настроя в процессе их восприятия; подвести к пониманию художественного образа;

- Познакомить  детей с творчеством В.М.Васнецова;

- Учить  описывать то,  что  изображено  на  картине, связно  отвечать  на  поставленные  вопросы;

- Совершенствовать навык выказывать свои чувства, вызываемые картиной;

- Формировать  умение  вести  координированный  диалог между  педагогом  и  ребёнком;

- Развивать  внимание,  наблюдательность, творческое  воображение, связную  речь;

- Воспитывать  чувство  гордости  за  русский  народ,  дружелюбие,  желание  жить  в мире,  а  при  необходимости -  готовность  прийти  на  помощь, - защитить.

Словарная  работа:

а)  обогащать  словарь  детей: князь, доспехи,  сбруя, щегольство, ворог-враг, гусли;

б) активизировать  словарь: снаряжение, богатыри, меч, палица, лук, стрела, щит, всадник, кольчуга, крестьяне.

Предварительная  работа:

Рассматривание детских книжек  с  иллюстрациями В.М.Васнецова,  пение песен, чтение сказок,  былин о богатырях,  беседы  о защитниках Родины, организация  тематических  выставок в  группе, отразить  предварительную работу в  развивающей  среде группы.

Материалы и оборудование:

Картина «Богатыри», мультимедиа, диск  с  мультфильмом «Алёша  Попович и Тугарин-Змей» музыкальное  сопровождение,  детские книги  с  иллюстрациями Васнецова, лист  ватмана, маркер,  богатырские  мечи,  костюмы  богатырей, подзорные  трубы,  раскраски.

Ход  НОД:

Воспитатель  входит  в  группу. В руках  коробка.

В.- Здравствуйте,  ребята!!! Меня  зовут Юлия Сергеевна!!!

Приветствие детей.

В.- Вы знаете,  я  мечтаю стать художником.  (Достаю и надеваю берет и  шарф).

Звучит музыка – «Богатырская наша  сила».

В.- Ребята, о ком эта музыка?

Д.- … о богатырях.

В.- Да, русские богатыри – красивые,  статные, мужественные, хоть  картину  с  них  пиши. Богатыри – герои многих  былин,  русских народных и  авторских  сказок. Знаете  каких?

(Дети  называют сказки,  а  на  экране мелькают кадры из  сказок  и  мультфильмов «Сказка  о  Царе Салтане», «Сказка  о  мёртвой  царевне и о  семи  богатырях»,  «Илья – Муромец», «Алёша  Попович»).

В.- Ребята, а  кто  такие  богатыри?  (ответы  детей)

В. – Богатыри – это  люди – воины. Очень  большой силы,  храбрости, стойкости и отваги, герои  русских былин,  совершающие  подвиги. Сказочные богатыри  одним ударом побивали десятки  врагов  и  разных  чудищ.

В.- Издавна подвиги богатырей  воспевали многие писатели,  музыканты  и  художники. Сейчас  я  вас  познакомлю с картиной,  которую написал великий  русский художник Виктор  Михайлович Васнецов  более 100  лет  назад. (Показать  портрет художника). Картину,  которую  вы  сейчас  видите  пред  собой,  художник  писал  целых  20  лет. Сейчас эту  картину можно  увидеть  в  Третьяковской  галерее, это огромная  выставка находится  в  столице  нашей  Родины.

В.- Как  бы  назвали  картину? (ответы детей)

В.- Автор назвал картину «Богатыри».

В.- Вы  кого-нибудь  из  них знаете? (высказывания детей)

В.- А  сейчас   к  нам заглянул  волшебник «ДЕЛИ».

Это  волшебник разделил всё,  что  мы  с  вами  видим на  отдельные  предметы – объекты. Нам  с  вами  необходимо выделить  все  объекты  и  назвать  их. Вы будете мне называть объекты, которые вы видите на картине, а я буду схематично изображать  их на листе ватмана. А для того чтобы лучше  увидеть объекты  нам поможет в этом «подзорная труба».

Дети  поочерёдно перечисляют  объекты.

На ватмане  помещаю  кружки  с  символическими  изображениями объектов.

В.- Какие внимательные ребята назвали множество объектов.

- В центре  картины – русский  богатырь,  которого  звали Илья Муромец. (на  слайде  крупным  планом).

В.- ПОКАЗЫВАЮ  НА  КАРТИНУ.  Каково  снаряжение у  русского богатыря? (СЛАЙДЫ)

(На  голове железный  шлем, туловище защищает  железная  кольчуга, для  ближнего  боя – палица,  которой  раздавали  удары по  врагам  русские богатыри, копьё с  железным  наконечником,  меч  в  ножнах,  щит – для  защиты  от  вражеских ударов,  для  дальнего  боя – лук  и  стрелы).

В.- Ребята,  кого  ещё  видно  в  подзорную  трубу?

В.- Да,  второго  всадника – князя – Добрыню Никитича,  он  справа  от  Ильи Муромца (слайд  крупным  планом).

В.- Попробуйте  описать  его.

В.- Доспехи  его воинские богаче. Конь  его  белый,  очень  красивый. У  коня красивая  сбруя. Рукоятка  меча и  щит украшены  драгоценными  камнями,  одежда  украшена  вышивкой.   Красивые  сапоги.

В.- А слева от Ильи Муромца,  посмотрите-ка  в подзорную трубу,  как  думаете,  кто  это? (Алёша  Попович).  (Слайд).  (Дети  пытаются  описать)

В.- Знаете,  ребята! Алёша – самый  молодой  богатырь. Оружие  у  Алёши  Поповича  -  лук  и  стрелы. А  ещё  у  него  гусли.  Это  старинный  русский  музыкальный  инструмент  со  струнами.

В.- Как  вы думаете,  что  это  значит? (ответы  детей)

В.- А  значит это,  что этот  богатырь  может  не  только врагов бить,  но  и  музыкант  искусный.

В.- Вот  как  они  звучат.  (Небольшой  аудиоролик)

В.- Дети, как  вы  думаете,  какие богатыри  по  характеру?

- Они  - суровые,  мужественные,  крупные,  статные. Настоящие  богатыри.  Вполне  мирные,  но  когда нужно  сумеют дать  отпор  врагу в любую  минуту,  заступятся  за слабого…

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Богатырь - вот он каков:                 (Показывают силача)

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,                     (Имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём, мы и, смотри,      (Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

В.- Итак,  с  помощью  наших  «подзорных  труб»  и  волшебника «ДЕЛИ»  мы  разделили  нашу  картину на  отдельные части.(Убираем  трубы)

После  волшебника деления,  к  нам заглянул волшебник «ОБЪЕДИНЕНИЯ». Он  стал объединять предметы  между  собой. Так он  соединил  ёлочку  и  землю,  потому что она  растёт из  земли.   (Рисую  фломастером  линию  на  ватмане)  

Что,  кого  ещё  мог  объединить  волшебник  и  почему?

В.- А теперь лягте  на  спину,  закройте  глаза и  представьте, что  вы  попали  в эту  картину,  и  слышите  все  звуки,  всё,  что  там  происходит так  же,  как  волшебник «Я  ТОЛЬКО  СЛЫШУ».

В.- Расскажите,  что  вы  слышите?  (Ржание коней, топот  копыт, разговор  богатырей,  крик птиц, шелест травы  и  деревьев и т.д.)

В.- А теперь к нам пришел  волшебник «Я ОЩУЩАЮ РУКАМИ». Встанем, закроем  глаза, протянем  руки вперёд и представим,  что  мы  ощутим,  потрогав руками  какой-то  из  объектов,  изображённых на  картине. (Ответы  детей).

В.- А  вот  волшебник «СРАВНЕНИЯ»  любит  всё  сравнивать.

- Облака  по  цвету,  какие? Что  ещё  может  быть  белым?

- Палица  у  Ильи  Муромца на  ощупь,  какая?

- Что  ещё  может  быть твёрдым  и  холодным?

- Шлемы  у  богатырей из  чего  сделаны?

- Они  какие?

- Что ещё может  быть  железным?

- Щит у Добрыни Никитича по  форме,  какой?

- Горы  на  заднем  плане,  какие по  величине?

В.- А  теперь,  друзья,  давайте  поиграем  в  игру «ЖИВАЯ КАРТИНА».  Каждый  из  вас  превратится,  в  какой либо  объект,  персонаж,  изображённый  на  картине,  о  которых  мы  сегодня  с  вами  говорили,  займёт  своё  место  и  расскажет,  почему занял это  место.

(Распределяем роли: богатыри, кони, лес, горы, степь, и др.)

Например: Я высокая,  стройная,  пышная  елка. Я  нахожусь вверху  картины,  вокруг  лес.

5-7 секунд «Живая  картина»,  выстроившаяся на  ковре,  наблюдается присутствующими. Фотографирование  картины. Тут же, с  помощью медиа, фото рассматривается  на  большом экране.

Обмениваемся  с ребятами мнениями.

В.- Ребята,  подойдите,  пожалуйста, ко мне.

Эта  картина  была написана  давно.  Виктор Михайлович Васнецов так  сказал: «Богатыри в  поле примечают,  нет  ли  где  ворога,  не  обижают  ли  где  кого?»

В.- Помните,  пожалуйста,  всегда,  что  нужно жить  в  мире, что  нужно  помогать друг другу и  тем,  кто  слабее,  что  худой  мир,  лучше  доброй  ссоры.  И  пусть помнят враги  земли  русской: «Кто на  русскую землю  с  мечом  придёт, - от меча и погибнет! Потому  что нашу землю надёжно охраняют  защитники Отечества!

В.- Ребята, я вам  очень  благодарна! Сегодня  благодаря  вам,  я  поняла,   как  художники  пишут  картины. Очень  надеюсь,  что  моя  мечта  исполнится и  стану  художником! А вам  в  подарок  я  оставлю  раскраски  богатырей и  в  свободное  время,  каждый  из  вас, сделает  себе  альбом  с  богатырями.

До свидания,  ребята!!!