Развивающая коррекционно-речевая работа в физическом воспитании
консультация по развитию речи на тему

Остроухова Елена Борисовна

В последние годы поиск приёмов и методик в логопедической психологопедагогической практике коррекции речи не утратили своей актуальности. В системе логопедической работы нашего детского сада реализуется основной принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.

Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:

  • развитие сенсорных и моторных функций;
  • формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
  • развитие мимической мускулатуры;
  • развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);
  • развитие эмоционально-волевой сферы, игровой и двигательной деятельности;
  •  формирование черт гармоничной и не закомплексованной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения, оценки и самооценки).

Положительных результатов наши педагоги: учителя-логопеды, психолог, воспитатели, музыкальные руководители, воспитатели по экологии, рисованию физической культуре, добиваются за счёт интегрированного подхода к данному вопросу. Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свое направление не обособленно, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с патологией речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательных и речевых сфер.

Так, в физическом воспитании коррекционно-речевая работа проводится на физкультурных занятиях с детьми-логопатами, имеющими отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи у таких детей многообразны, они различаются по форме и степени. Одни формы нарушений проявляются в фонетической, другие — в смысловой стороне речи, словарном запасе, грамматическом строе. Особое место занимают нарушения темпа и плавности речи. У детей с нарушениями речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам:

  1. По развитию физических качеств. Дети с расстройствами речи отличаются от здоровых низким уровнем ловкости и быстроты. По выносливости, силе и гибкости различий нет.
  2. По степени сформированности двигательных навыков. Дети с расстройствами речи отличаются от здоровых детей отсутствием автоматизации движений и низкой обучаемостью.

Данные особенности сопряжены с низким уровнем развития когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти). В этой связи занятия физическими упражнениями способствуют коррекции не только двигательного, но речевого, эмоционального и общего психического развития.

Предметом особого внимания служит работа над осанкой, так как тяжелая походка (на всю стопу), боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов обычно бывают главной проблемой детей с задержкой речевого развития.

В работе по автоматизации движений у детей с речевыми расстройствами использую различные приёмы. Одним из них является речевое сопровождение, то есть проговаривание различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто или ускорен, или, наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм. Освоению каждого упражнения способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь.

Дети с нарушениями речи, как правило, относятся к второй-третьей группам здоровья. У многих из них есть противопоказания. Поэтому важное место в проведении физкультурных занятий имеет постоянный контроль за физическим состоянием детей.

У детей с различными речевыми нарушениями изменен тонус, поэтому в занятия включаю различные упражнения на активное расслабление и напряжение мышц.

Регуляции тонуса способствует выполнение упражнений с разной амплитудой и скоростью. Одновременно с этим исполнение ребенком подобных упражнений со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми логопедических групп.

Особое внимание в курсе коррекции на наших физкультурных занятиях отводиться дыхательным упражнениям. При выполнении физических упражнений организму требуется больше кислорода, а это возможно обеспечить только путем увеличения количества дыханий в минуту и возрастанием глубины дыхания. Вместе с тем дети с речевыми нарушениями при выполнении даже сравнительно легких упражнений нередко задерживают дыхание, поэтому правильному дыханию их нужно специально учить. С этой целью ввожу в структуру физкультурных занятий комплексы дыхательных упражнений на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.

Для детей с речевыми нарушениями упражнения на развитие дыхания имеют особое значение, так как наряду с работой над физиологическим дыханием осуществляется коррекция речевого дыхания, то есть работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом. Дыхательные упражнения выполняются в медленном темпе, спокойно, без напряжения, с паузами отдыха, не вызывая дыхательного дискомфорта. Чтобы детям были более понятны их действия при вдохе и выдохе предлагаются дыхательные упражнения в образном оформлении.

Важным средством физического воспитания детей являются подвижные

и малоподвижные игры на подражательность, создание образов: «Море волнуется», «Кто лучше пройдет?», «Кто лучше покажет?».

Игры малой подвижности относятся к зоне умеренной интенсивности (ЧСС 100— 120 уд./мин.). Эти игры и упражнения способствуют развитию внимания и памяти, быстроты реакции, переключаемости внимания, координации                                                    движений,

формированию и коррекции опорно-двигательного аппарата, профилактике плоскостопия. Для работы с детьми с речевыми нарушениями они являются стимулирующим дополнительным коррекционным средством, способствующим психомоторной и речевой коррекции.

Недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышцы кисти. Именно поэтому упражнения на развитие «ручной умелости», так называемая пальчиковая гимнастика, занимает значительное место в процессе физического совершенствования наших воспитанников.

Помощь детям с нарушением речи состоит из организации комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление нервной системы. Поэтому на своих физкультурных занятиях стремлюсь создавать положительный эмоциональный фон, целенаправленные ситуации, помогающие детям почувствовать себя ловкими и сильными.

Особое внимание в работе с детьми-логопатами уделяется игровому методу, оказывающему существенное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка, на формирование навыка общения.

Принципы, которыми я руководствуюсь в своей деятельности:

• Принцип наглядности.

Все виды совместной деятельности должны нравиться детям. Опыт работы с детьми показывает, что заинтересованность положительно влияет на речевую активность, что в свою очередь способствует увеличению педагогической плотности и эмоциональной насыщенности занятий. Это вполне закономерно: если ребенок испытывает удовольствие и радость от предлагаемых ему заданий, у него появляется желание участвовать в их выполнении.

  • Принцип индивидуальности.

Изучаются медицинские карты детей, проводятся рабочие собрания в группах, консультации учителей-логопедов и психолога; занятия должны соответствовать возрастным, психологическим особенностям детей. Лишь хорошо зная и учитывая возможности каждого ребенка, можно организовать продуктивную работу.

  • Принцип сознательности и активности.

Занятия строятся с опорой на образы и представления.

При этом решаю следующие задачи:

  1. Создать положительный психологический микроклимат в общении с детьми.
  2. Формировать у детей умение слушать педагога и выполнять задания разных уровней сложности по подражанию, по речевой активности (звуковое подражание в игре).
  3. Развивать внимание, слуховую и зрительную память детей.
  4. Организовать подбор основных движений и игр так, чтобы они способствовали формированию двигательных умений, помня о том, что повышение психоэмоционального напряжения может способствовать возникновению рецидива (страх перед новым действием, нерешительность, неуверенность).
  5. Использовать в ходе занятий планомерно отработанный в группах речевой (лексический) материал.
  6. Дать представление о здоровом образе жизни.

Коррекционную воспитательную работу я планирую в зависимости от результатов обследования, которые характеризуют психофизическое и логопедическое состояние детей в группе.

Единый методологический подход к коррекции речи у дошкольников на базе тесного взаимодействия логопеда и руководителя по физическому воспитанию способствует повышению уровня двигательной и речевой подготовленности ребенка, скорейшей его адаптации к обучению в массовой школе.

Использованная литература:

  1. «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений». Под ред.С.О.Филипповой. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005г.
  2. Журнал «Дошкольная педагогика», 2005г., №1 (22), январь-февраль, стр.36.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы руководителя физического воспитания в системе работы оздоровительных групп

Планирование работы руководителя физического воспитания в системе работы оздоровительных групп...

Опыт работы "Организация работы по физическому воспитанию с детьми старшего возраста"

Материал раскрывает создание условий для физического развития дошкольников...

Развивающая коррекционно - речевая среда групп ДО

Предметно-развивающая среда в группе дошкольного образовательного учреждения должна учитывать все направления развития ребенка, должна быть направлена на реализацию познавательных ...

Особенности коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в том числе с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий.

Особенности коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в том числе с  ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий.А...

Доклад на тему: "Развивающая предметно — пространственная среда по физическому воспитанию в рамках ФГОС ДО"

Доклад на тему: "Развивающая предметно — пространственная среда по физическому воспитанию в рамках ФГОС ДО"...