Главные вкладки

    Развивающая коррекционно - речевая среда групп ДО
    статья по развитию речи (средняя группа) на тему

    Баринова Елена Владимировна

    Предметно-развивающая среда в группе дошкольного образовательного учреждения должна учитывать все направления развития ребенка, должна быть направлена на реализацию познавательных областей в совместной партнерской деятельности взрослых и детей, в свободной самостоятельной деятельности самих детей,  в условиях созданной педагогами групп, соответствовать ФГОС ДО, отвечать всем нормам СанПИН и нормам безопасности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    1. Развивающая коррекционно - речевая среда групп ДО

    Значение речи неоценимо для человека: это и способ общения между людьми, и передача информации, а также выражения эмоционального состояния человека, поэтому очень важно в дошкольном возрасте научить детей правильным способам коммуникативного общения. 

    Одним из главных психолого-педагогических условий полноценного речевого развития дошкольников, является организация предметно-развивающей речевой среды в дошкольном учреждении, направленной на обогащение и обобщение у детей представлений об окружающем мире, формирование на этой основе лексико-грамматических компонентов речевой деятельности, создание условий для развития речевой коммуникации посредством связной, диалогической и монологической речи, развитие фонетико-фонематической стороны речи и ее моторных компонентов. 

    Что же такое речевая развивающая среда? Это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи и коммуникативного общения каждого ребенка. 

    Предметно-развивающая среда в группе дошкольного образовательного учреждения должна учитывать все направления развития ребенка, должна быть направлена на реализацию познавательных областей в совместной партнерской деятельности взрослых и детей, в свободной самостоятельной деятельности самих детей,  в условиях созданной педагогами групп, соответствовать ФГОС ДО, отвечать всем нормам СанПИН и нормам безопасности.

    Предметно-речевая среда включает в себя специальные объекты: уголки природы, мини-лаборатории, театрализованные зоны, а так же уголки речевой деятельности,  которые включают в себя:

    • стеллажи для пособий, мольберты, магнитные доски
    • настенные зеркала, зеркала для индивидуальной работы
    • мини - библиотека специальной литературы и практических пособий
    • наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражание, уточнения произношения гласных и согласных звуков
    • наборы игрушек для проведения артикуляционной и мимической гимнастики
    •  игрушки для развития дыхания.
    • сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
    • схемы описания игрушки, фрукта, овоща, животного.
    • наборы игрушек для инсценировки сказок
    • различные виды конструктора
    • крупная и мелкая мозаика
    • вкладыши
    • шнуровки
    • игры с элементами моделирования и замещения

    Ребенку с нарушением речи  необходима разнообразная по содержанию образовательная деятельность, где ставится задача развития комплекса представлений  предметных, ролевых и игровых действий на основе тактильно-кинестетических, слуховых и других ощущений.

    Неотъемлемой частью коррекционной работы является совершенствование общей и мелкой моторики. Выполняя различные манипуляции с набором игр, требующих составить из частей целое, сложить объекты по заданной схеме действия, тренируют мышечный аппарат ребенка, развивают мелкую моторику, стимулируют двигательную активность и предметную деятельность ребенка.

    Для мальчиков, которые любят играть с солдатиками, машинками, конструктивным строительным материалом интересны игры, имитирующие строительство и ремонт, военные действия. Девочкам интересно выполнение предметно-игровых действий по темам«Кухня»«Приготовление пищи»«Магазин»«Больница». Все дети любят играть с игрушками-трансформерами, поэтому, игры-трансформеры, из которых можно соорудить мебель, различные бытовые приспособления, ширму, отделяющую одно помещение от другого, сборно-разборные домики, им тоже интересны.

    Кроме того для решения данной проблемы можно использовать  нестандартное оборудование: "цветные бусинки",  "весёлые резиночки", "длинные верёвочки" и др.. Выкладывание нитки в спирально закрученном панцире «черепашки» и раковине «улитки» не только развивает мелкую моторику, но и помогает выработать у детей усидчивость и терпение.  Любят  дети и игру "Золушка", в которой нужно разложить в две ёмкости тыквенные семечки и фасоль. Увлекает малышей пособие "Накорми поросёнка" - в маленькое отверстие дети просовывают сухие макароны и поросёнок доволен! Несложно изготовить сухой пальчиковый бассейн:  тазик или широкое ведёрко  наполняется горохом, фасолью и т.д. В бассейне "прячутся" игрушки, картинки - ответы на загадки, всё, что захочет педагог. Если бассейн наполнить пуговицами, то кроме развития мелкой моторики можно учиться счёту, сравнению по величине, форме (зрительное восприятие), развивать тактильные ощущения. Здесь же можно использовать всем известные и любимые детьми массажёры - "ёжики" - су-джок и экспандеры.

    Решающая роль в развитии речи ребенка принадлежит речевому дыханию. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Дыхательные упражнения улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, элиминируют многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы.

    Для обучения детей длительному плавному выдоху, для формирования воздушной струи помогут  султанчики, вертушки, трубочки и другие самые разнообразные пособия, которые обеспечат детям право самостоятельного выбора использования того или иного пособия по желанию, в специально организованной, индивидуальной и подгрупповой работе.

    Как известно, моторика глаз является неотъемлемым компонентом всех видов познавательной деятельности, и прежде всего – учебной. Следовательно, для полноценного психического развития детей требуется пространственно-поисковая активность органов зрения. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия. Для проведения глазодвигательной гимнастики в группе могут быть использованы схемы зрительно-двигательных траекторий. По "дорожкам" бегут различные зверюшки, дети должны проследить глазами, "помочь" сказочному персонажу добежать до конца дорожки. Когда дети осваивают плавное движение глазами с опорой на линию схемы, им предлагается "рисовать" глазами воображаемые фигуры без зрительной опоры. Такие упражнения тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости, тренируют способность глаза фокусировать.

    Одним из важнейших направлений коррекционной  работы является развитие лексико-грамматического строя речи. Для лексического развития  необходимо использовать муляжи, игрушки, картинки по лексическим темам, домино и лото, предметные и сюжетные картинки, книжки на подбор синонимов, антонимов, омонимов, многозначных слов. Для формирования грамматического строя речи  - пособия на словоизменение и словообразование, на согласование частей речи, для составления предложений с простыми и сложными предлогами.

    Хорошо если группа будет оборудована магнитной доской, используемой как для динамичного графического изображения объектов, схем, моделей, так и для размещения демонстрационного материала. При этом каждый ребёнок получает возможность практически действовать с учебным материалом: на магнитной доске или наборном полотне выложить из букв слово или предложение, распределить по вагончикам слова, составить собственную или использовать уже готовую модель-схему. Метод моделирования позволяет ребенку наиболее полно составить рассказ, пересказать литературное произведение, а также самому придумать сказку, историю из личного опыта. 

    Все дети любят киндер-сюрпризы и приносят в детский сад игрушки, найденные внутри шоколадных яиц, эти игрушки можно использовать с разной целью: отрабатывать слоговую структуру слова и совершенствовать счётные навыки (один голубенький бегемотик, два голубеньких бегемотика, три голубеньких бегемотика, десять голубеньких бегемотиков),  развивать связную речь и грамматический строй речи, так как дети с удовольствием рассказывают об игрушках, которые они принесли, сочиняют весёлые и поучительные истории, строят города и жилища для своих персонажей.

    Игрушки и персонажи сказок для описания, сюжетные картинки и серии картинок, карточки и дидактические игры для пересказов, составления рассказов, книги,  маски для инсценирования – все это необходимо для развития связной речи.  С помощью героев русских народных сказок, знакомых детям с раннего возраста, педагоги легко преодолевают речевой негативизм у детей с моторной алалией, смогут удержать внимание гиперактивных детей. Дети с удовольствием играют в театр. Игра помогает развивать просодические компоненты речи - интонацию, дикцию, голосовую функцию; развивают уверенность в себе, коммуникабельность.

     Ведущее место в комплексном подходе к коррекции речевых нарушений многие исследователи отводят формированию фонематического слуха и восприятия, то есть способности воспринимать и различать звуки речи. Высшая степень фонематического слуха и восприятия - звуковой анализ: способность установить, какие звуки слышны в слове, определить порядок их следования и количество.

    Кроме того в данном направлении можно использовать человечков-"звуковичков", изготовленных из контейнеров от киндер-сюрпризов, они помогают "материализовать" звуки. В игре с самодельными куколками у детей "включаются" все анализаторы - тактильный, слуховой, зрительный, двигательный. Звуковички различаются цветом (в зависимости от обозначаемого звука), головки изготовлены из разных материалов: если звук твёрдый - головка из твёрдого шарика от пирамидки, если звук мягкий - головка из ниток, мягкая на ощупь. Звонкий звуковичёк звенит - внутри него спрятаны металлические гайки. Звуковички должны отыскать свою комнатку в домике - слове, выстроиться в порядке расположения звуков.

    В группе кроме «учебных зон» необходима зона «отдыха и уединения». Это небольшой уединенный уголок, где дети отдыхают, «общаются» с любимыми игрушками, смотрят книжки, альбом с фотографиями  и т.д.

    Пространство группы в зависимости от цели и содержания той или иной образовательной ситуации должно постоянно видоизменяется. На время образовательной деятельности группа может быть преобразована в игровую или строительную площадку, конструкторское бюро, кафе, поляну для пикника, творческую лабораторию по составлению сказки, для этого коррекционно-развивающая среда группы, должна дополняться специальными приспособлениями, в виде небольших модулей, спортивного инвентаря, разных муляжей, предметов посуды, негабаритной мебели (стойки, столики, тумбы на колесах и т. д.).

    В завершении хочется сказать о том, что работа по созданию оптимальной коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды не может быть законченной, она постоянно продолжается, в зависимости от тематики предстоящей недели, времени года, календарных праздников, а также от детских идей и запроса родителей. Практическая значимость такого подхода к организации развивающего пространства состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребёнку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Научно – практический семинар «Создание современной образовательной среды для реализации требований ФГОС ДОО» Тема выступления: «Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО»

    Научно – практический семинар «Создание современной образовательной среды для реализации требований ФГОС ДОО»Тема выступления: «Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в ...

    «Организация развивающей предметно - пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой дошкольного образования (ООП ДО) ДОО »

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9509866","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]] Представляем вашему вниманию среду группы раннего в...

    Презентация «Лучшая развивающая предметно-пространственная среда группы ДОУ»

    Презентация «Лучшая развивающая предметно-пространственная среда  группы ДОУ»...

    Консультация для педагогов «Развивающая коррекционно-речевая среда групп ДОУ»

    Консультация для педагогов «Развивающая коррекционно-речевая среда групп ДОУ»...

    «Современные технологии в создании развивающей речевой среды в ДОУ в соответствии с реализацией ФГОС»

    Автором представлен материал для педагогов ДОУ по организации и использованию современных технологий в РППС по речевому развитию старших дошкольников....

    Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

    Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

    «Конструирование предметно-развивающей речевой среды в ДОУ»

    Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие р...