Конспект семинара – практикума для родителей второй младшей группы «Играем с пальчиками – развиваем речь»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Боргун Алёна Викторовна

Данный конспект позволяет легко и просто познакомить родителей с пальчиковыми и речевыми играми для развития речи малышей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borgun_a._v._konspekt_seminara_praktikuma.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект семинара – практикума для родителей второй младшей группы

«Играем с пальчиками – развиваем речь»

Цели: 1. Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников. 2. Заинтересовать родителей (законных представителей) актуальностью данной темы, вовлечь родителей (законных представителей) к сотрудничеству.   
Задачи: актуализировать знания родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития воспитанников; познакомить их с играми и упражнениями, которые можно использовать в домашних условиях;  вызвать положительные эмоции от общения с детьми.

Используемые оборудование и материалы: массажные мячи, подносы с манной крупой, на отдельном столе: бумажные бабочки для поддувания, стаканы с водой и трубочки, ветряные цветочки, музыкальные инструменты, домик-ширма, мягкая игрушка – зайка.

Предварительная подготовка:
1. Информирование родителей (законных представителей) о предстоящем семинаре-практикуме (объявление).
2. Организация выставки литературы, дидактических игр и пособий для развития мелкой моторики рук.

3. Разучивание с детьми пальчиковых игр, игр с движениями.
Ход мероприятия.

- Добрый вечер, уважаемые родители и дети. Сегодня мы вам предлагаем в игровой форме познакомиться с основными направлениями работы по развитию речи детей вашего возраста: развитие фонематического слуха, развитие чувства темпа и ритма речи, развитие мелкой моторики, развитие правильного дыхания; комплекс артикуляционной гимнастики.

1. Игра «Клубочек знакомства».  Цель: Познакомить участников гостиной друг с другом, вызвать положительные эмоции и снять напряжение, скованность. Материал: Мягкая и симпатичная игрушка – зайка.

Ход игры: Взрослые образуют круг в центре зала, напротив каждого родителя встает его малыш. Воспитатель отдает одному из них игрушку со словами: «Здравствуйте, я – зайка. Я очень люблю знакомиться с такими симпатичными, умными детишками и их добрыми родителями. Мне бы очень хотелось с вами познакомиться. А вам? Назови (обращается к каждому), пожалуйста, свое имя и имя твоей мамы (папы)». Так, по очереди, все ребята знакомятся с зайкой.  «Вот мы и познакомились.  Тогда мы отправляемся в путешествие. Но сначала к нему надо подготовиться».

2. Взрослые и дети выполняют самомассаж тела под речитатив.

Вы готовы глазки? Да!   Вы Д
Вы готовы ножки?   Да!   Вы

готовы ушки?  Да!     Вы готовы ручки? Да!
готовы? Да!!!!

- А теперь мы все садимся в поезд и отправляемся в путь!

3. Элемент логоритмики «Паровоз». Цель: Развивать чувство темпа, ритма, умение подражать и внимание. Описание: Родители и дети становятся паровозиком за воспитателем. Он читает стихотворение, сопровождая чтение движениями по тексту.

Паровоз, паровоз
Он вагончики повез.
Чух – чух, чух – чух
Мчится поезд во весь дух
Чу – чу, чу – чу
Далеко вас прокачу
Тороплюсь, тороплюсь
Тороплюсь, у – у – у…

4. Первая станция. На ней представляем пальчиковую гимнастику. Цель: Показать родителям упражнения на развитие мелкой моторики.

  • Массаж рук и пальцев массажными мячами.  Воспитатель предлагает поиграть с мячиками и покатать их в своих ладошках. (Дети катают, а родители помогают своим детям).
  • Пальчиковая гимнастика «Капуста».  Воспитатель предлагает помочь засолить ему капусты на зиму.

Мы капусту рубим – рубим,

Мы капусту солим – солим,

Мы капусту жмем – жмем,

Мы капусту трем – трем,

И в банку складываем

(Теперь другую руку)

  • Рисуем пальчиками. Воспитатель предлагает детям и родителям нарисовать для зайчика солнышко. Дети вместе с родителями рисуют на подносах крупой. 

 5. Вторая станция. На ней представлены игры на развитие речевого дыхания. Зайчонок предлагает поиграть родителям вместе с детьми в разные игры.  Цель: Обратить внимание родителей на тип дыхания детей, показать комплекс дыхательных упражнений на выработку целенаправленной воздушной струи.

  • «Бабочки». Ребенок берет бумажную бабочку за ниточку, плавно дует до ее отклонения назад.
  • «Буря в стакане». Ребенок плавно дует в стакан с водой через трубочку плавно, сильнее, еще сильнее, плавно.
  • «Вертушки – цветочки». Ребенок дует и цветы крутятся.
  • Подвижная игра «Зайка серенький» (координация речи с движением)

6. Третья станция.  На этой станции представлены упражнения на развитие артикуляционной гимнастики. Цель: Научить родителей правильно выполнять упражнения, которые показывает воспитатель.  Воспитатель предлагает детям научить родителей играть с язычком и губками. Родители и дети смотрят в зеркало и выполняют упражнения.

  • «Улыбка» - зубы сомкнуты, растягивание разомкнутых губ.
  • «Трубочка» - вытягивание губ вперед.
  • «Болтушка»- движения языком вперед – назад.
  • «Часики»- движения языком вправо – влево.
  • «Качели» - движения языком вверх – вниз.
  • «Лошадки» - цоканье (щелканье) языком.
  • «Лопатка» - широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.

6. Четвертая  станция. На этой станции представлены игры на развитие слухового внимания.

  •  «Угадай, чей голос». Мама (папа) произносит имя своего ребенка. Малыши должны узнать голос родителей.
  • «Отбивание ритма». Взрослый хлопает в ладоши ритм. Дети должны повторить, и соблюдать ритм.
  •  «Угадай, какой это инструмент звучит?» (воспитатель за домиком – ширмой играет музыкальным инструментом, а дети угадывают, какой это инструмент).

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Дети, вам понравилось играть с вашими мамами и папами? (да!) А нашим мамам и папам я предлагаю заполнить маленькую анкету (для анализа результатов проведенной работы). Спасибо всем. До свидания!!!

По окончании семинара – практикума родителям раздаются информационные буклеты по теме: «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у дошкольников», родители заполняют анкеты.

Предполагаемый результат: родители заинтересуются данной темой, познакомятся с различными видами упражнений и игр, в дальнейшем дома будут использовать со своими детьми различные игры и упражнения.