в гостях у матрешки
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Зудина Людмила Николаевна

развитие речи у детей подготовит группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_matreshki.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:   Обобщить знания детей о народных игрушках. Рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке – матрешке Уточнение, активизация и актуализация словаря по лексической теме «Игрушки»:

  •  «Социально-коммуникативное развитие» воспитание бережного отношения к игрушкам, навыков культурного общения, сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности
  •  «Речевое развитие»

Обогащение словарного запаса детей прилагательными, обозначающими признаки предмета( формы, величины, цветовых оттенков и т.д.); образование относительных прилагательных, сложных слов.  Формирование умения старших дошкольников составлять описательные рассказы о предмете с помощью опорной схемы-плана:

  • «Художественно-эстетическое»(музыкальное) закрепить навык игры на ложках, доставить детям радость

        

Предварительная работа:  коллекционирование игрушек,  игры с народными игрушками, рассматривание и народных игрушек, чтение стихов о народных игрушках, заучивание стихов и частушек про матрешку

Ход занятия:

- Ребята, у нас сегодня выставка игрушек. Они вам знакомы. Назовите их.

Дети - Матрешки, дымковские игрушки, тряпичные куклы и др.

- Вам нравятся эти игрушки? А чем они вам нравятся?

Дети - Эти игрушки яркие, красивые, веселые.

- Ребята, а как появились игрушки? Как вы думаете, зачем взрослые их придумали

Дети - Чтобы дети играли. Взрослые были заняты работой, а детей нужно было чем-то забавлять, детских садов раньше не было. Игрушки делали своими руками из разного материала: что было под рукой, из того и мастерили- лепили из глины, выстругивали из дерева, выпиливали из кости, вязали из ниток и травы, делали из ткани.

   Игра с мячом «Игрушка какая?

Игрушка из дерева какая? … (деревянная)

Игрушка из железа какая? ….

Игрушка из резины какая? ….

Игрушка из глины какая? …..

Игрушка из кожи какая? …..

Игрушка из железа какая? …

Игрушка из пластмассы какая? ….

Игрушка из плюша какая? ….

Игрушка из стекла какая? ….

Игрушка из олова какая? ….Вот какие разные бывают наши игрушки 

- А вот здесь еще одна народная игрушка. Она платком цветастым накрыта. Что это за игрушка? А вот угадайте, только загадку до конца дослушайте, она вам о многом расскажет:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …

Дети – Матрешка!

- Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Полюбуйтесь красавицами матрешками. Расскажите, что вы знаете о них.

Презентация с рассказом детей

Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. (Слайд 2 презентации «Русская матрёшка» )

Однажды из Японии привезли игрушку -  большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более.

(Слайд 3 презентации «Русская матрёшка»)

- Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще  фигурка, и так до 10-12 куколок. Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, причем вначале делается самая маленькая, неразъемная куколка. За тем фигурки обрабатываются шкуркой и расписываются гуашью и поверхность росписи матрешки покрывают лаком

- Во что одета матрешка?

Она одета  в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки  и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей.

 -Сегодня у Матрешки день рождения и она должна придти к нам в гости. А в день рождение принято дарить подарки. Как нам быть? Что делать? 

А давайте с вами  разгадаем ребус. «Зашифрованное слово». Слайд № 1

Нужно по первым звукам  названий  картинок узнать зашифрованное слово. Он подскажет, что подарить матрешке.

Воспитатель: Где же можно купить игрушки? (В игрушечном магазине). Предлагаю вам отправиться в игрушечный магазин и выбрать игрушки, которые мы подарим нашему имениннику.

Раз, два, три – покружись,
В игрушечном магазине окажись!  
Слайд № 2.

Посмотрите, сколько много игрушек продается в магазине! Как бы нам не запутаться! Разглядим все игрушки внимательно.

Игра «Цепочка игрушек». 

Я назову название игрушки, на какой звук заканчивается слово, на такой звук и называете следующее название игрушки.

Например: Кубик – конструктор – робот – трактор – рыбка ….

Слайд № 4. Игра «Где стоят игрушки?»

  • Что стоит на верхней полке справа? (пирамидка)
  • Какая игрушка стоит слева от кораблика? (мяч)
  • Какая игрушка стоит между матрёшкой и мишкой? (кубики)….

Слайд № 5 Игра «Кто первый назовет?».

          Вот игрушки стали в ряд

          Мы попросим всех ребят.

          Сосчитать их справа, слева

          Слушать и задание выполнять умело.

Кто правильно назовёт игрушку, тот будет водящим. Сначала водящей буду я.   Слушайте внимательно, сколько раз я стукну молоточком и сосчитайте слева столько предметов.

Рассказ – описание игрушек детьми с помощью плана – схемы.

Воспитатель:  Все игрушки разглядели, поиграли. Пора выбирать те, которые подарим.

Подойдём к витрине поближе. Как же мы будем покупать игрушки без денег?

(дети предлагают свои варианты ответов)

Верно, нужно подробно и интересно рассказать продавцу об игрушке.

Я вам предлагаю поиграть в игру «Магазин». Кто нам нужен для этой игры?  

(продавец и покупатель)

Сейчас мы разделимся на пары. Договоритесь, кто из вас покупатель, а кто - продавец.

Поможет нам в этом схема описания игрушек. (Рассматривание схемы и объяснение всех ее элементов).  

1. Название игрушки

2. Цвет

3. Форма

4. Строение (составные части)

5. Какая на ощупь.

6. Из какого материала сделана.

7. Размер

8. Способ использования.

Рассказ свой начните со слов «Я хочу купить», укажите ее размер, цвет, форму и т.д.  

 

Для того, чтоб четко и ясно рассказать описать игрушку, давайте потренируем наши язычки: быстро и отчетливо произнесите скороговорку:

Расскажите про покупки! Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки мои!
 
Д/И «Угадай по описанию» - Чтобы купить игрушку, нужно выполнить условие: не называть игрушку, а описать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст.

(Дети по парам описывают игрушки)

Воспитатель: Вот сколько игрушек мы выбрали

Воспитатель:  Пора нам возвращаться в детский сад.

Раз, два, три – покружись,
В детском садике окажись!  

 (Под русскую народную мелодию входит Матрешка)

Матрешка -  Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Я очень рада видеть вас! (кланяется)

- Дорогая Матрешка, наши ребята хотят поздравить тебя с днем рождения! и подарить тебе игрушки

Матрешка – Спасибо, ребята! (кланяется)

Хотите ещё поиграть с игрушками.

Игра «Запомни игрушки». Матрешка  раскладывает в определенном порядке игрушки. Просит внимательно рассмотреть все и обращается к детям:  «Чего не стало?»

Воспитатель А еще ребята выучили много стихов про тебя, послушай их.

(Дети читают стихи)Матрешка – Спасибо большое, ребята, за ваши подарки я вам тоже подарки принесла  - это ложки. Поиграем с ними

Раз, два, три, четыре!

Круг поуже, круг пошире!

На носочек и на пятку,

Веселей пляши вприсядку!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №9»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи

в подготовительной группе

«Матрешка в гостях у ребят»

Воспитатель:  Зудина Л.Н.