Конспект занятия по развитию речи на тему: "Путешествие в осенний лес" (подготоительная группа)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 16 г.Туймазы муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект
Организованной образовательной деятельности
Образовательная область: «Речевое развитие»
Раздел: «Развитие речи»
Тема: «Путешествие в осенний лес»
Возрастная группа: подготовительная
Выполнил:
Воспитатель Саитгареева Э.Р.
Имеющаяся категория – без категории
Стаж работы: 16 лет
г.Туймазы – 2018г.
Цель: закрепить знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
Образовательные:
- расширить и обобщить знания детей об осени, лесе, деревьях, лесных обитателях, их детёнышей;
- активизировать словарь детей понятиями: рябинник, листопадник, зимовник;
- учить образовывать прилагательные от существительных.
Развивающие:
- развивать зрительное внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук;
- развивать умение отвечать полными предложениями на поставленный вопрос;
- развивать желание и умение наблюдать за окружающей природой.
Воспитательные:
-воспитать бережное и заботливое отношение к природе, животным.
Средства реализации: 2 клубка ниток, слайд: «Осень», запрещающие знаки "Что нельзя делать в лесу", время года и соответствующая одежда, дикие животные.
Словарная работа: Рябинник, листопадник, зимовник.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Предварительная работа: работа велась по лексическим темам: «Осень», «Лес. Грибы, ягоды, деревья», «Дикие животные», «Одежда». Показ презентации «Дикие животные».Чтение стихотворений об осенние.
Ход ООД
Организационный момент.
Эмоциональная настройка.
Воспитатель: какое у вас сейчас настроение?
Дети: хорошее.
Воспитатель: и у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение (дети передают клубочек друг другу из рук в руки). Давайте передадим его нашим гостям, пусть они тоже вложат хорошее настроение. А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим.
Воспитатель: ребята, сегодня к нам в гости пришёл Лесовичок. Он приглашает нас на прогулку в свой лес. Отправимся на прогулку?
Воспитатель: какое сейчас время года?
Дети: осень.
Воспитатель: значит, в какой лес мы отправимся?
Дети: мы отправимся в осенний лес.
Воспитатель: Лесовичок сказал мне по секрету, что хочет проверить ваши знания, поэтому подготовил задания. Справимся?
Воспитатель: кто из вас бывал в лесу? Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.
(Детям показывается слайд с запрещающими знаками "Что нельзя делать в лесу")
- Нельзя шуметь, бегать в лесу.
- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.
- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.
- Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.
- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
- Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.
- Нельзя разжигать костёр.
Воспитатель: молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Теперь, можно идти.
Воспитатель: но, прежде чем мы отправимся в лес, нам надо одеться.
Игра «Летняя, осенняя, зимняя». (Дети должны подобрать к каждому времени года нужную одежду.)
Воспитатель: мы оделись, можно отправляться в путь. Закройте глаза и представьте, что вы идёте к осеннему лесу.
Воспитатель: Вот мы и пришли в осенний лес. Ребята, а какие признаки осени вы знаете?
Дети: - солнце светит, но не греет.
-День становится короче, а ночь длиннее
-На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее.
-Люди собирают урожай овощей и фруктов.
-Часто идет холодный дождь.
- Осенью листья желтеют, краснеют, опадают.
-Птицы улетают в теплые края.
- Животные готовятся к зиме.
Воспитатель: ребята, какие осенние месяцы вы знаете?
Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?
Сентябрь - рябинник. Как вы думаете, почему его так называли
Октябрь - листопадник. (потому что опадают листья.)
Ноябрь - зимник. (становится холодно, как зимой.)
( воспитатель показывает соответствующие картинки)
Физкультминутка «Листочки»
Мы листики осенние, на ветках мы сидим. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал, и листочки все поднял, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели и на землю тихо сели. (Дети садятся по местам.)
Воспитатель: закройте глаза идём дальше.
Воспитатель: ребята, посмотрите сколько много в лесу деревьев. А какие красивые листочки лежат на земле. Давайте соберём букет из листочков.
Игра «С какого дерева листочек?» (дети собирают пазл)
Воспитатель: нужно собрать картинку и вы узнаете какой у вас листок.
Воспитатель: какой у тебя листок?.....
Дети: берёзовый.
Воспитатель: с какого дерева?
Дети: берёзы……….
Воспитатель: Скоро наступит зима, это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках.
Воспитатель: кто будет спать в своих домиках?
Дети: медведь и ёж.
Воспитатель: ребята, а где будет спать медведь?
Дети: в берлоге.
Воспитатель: где спрячется ежик?
Дети: в норе.
Воспитатель: ёж готовит себе норку под кучей листьев и хвороста. С наступлением заморозков он глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.
Воспитатель: но есть животные, у которых домика нет, и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание. Какие это животные?
Дети: заяц, лиса, белка, волк.
Воспитатель: как же заяц готовится к зиме?
Дети: меняет шубу летнюю на зимнюю.
Воспитатель: почему ?
Дети: чтобы зайца никто не заметил.
Воспитатель: А как готовится к зиме белочка?
Воспитатель: белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая так же, как зайцу, помогает ей маскироваться. Все лето она была рыженькая, а к зиме становится серенькой. Где живет белка?
Дети: в дупле.
Воспитатель: как она подготовилась к зиме?
Дети: она все лето и осень собирает грибы, ягоды.
Воспитатель: ребята, как у лисицы называется дом?
Дети: нора.
Воспитатель: а у волка как называется дом?
Дети: волчье логово.
Воспитатель: а делают ли лиса и волк запасы на зиму?
Дети: нет.
Воспитатель: правильно, они запасов не делают. На кого охотятся волки?
Дети: на зайцев, оленей.
Воспитатель: а вот этот красавец лесной носит на своей голове красивое украшение. Кто это?
Дети: лось.
Воспитатель: чем питается лось?
Дети: растениями.
Воспитатель: а много ли растений зимой можно найти в лесу?
Дети: нет
Воспитатель: в лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь.
Воспитатель: у каждого зверя есть детёныш. Я называю зверя, а вы его детёныша (волк-волчонок, ………). А теперь наоборот волчонок-волк, …….
Воспитатель: ребята, лесные жители потеряли свою тень. Поможем им? Ваша задача нужные картинки соединить линиями.
Воспитатель: ребята, какая интересная прогулка по лесу была у нас. Что мы с вами делали вовремя прогулки?
Дети: Вспомнили правила поведения в лесу, приметы осени, собрали букет из осенних листиков, вспомнили как готовятся дикие животные к зиме, помогли им найти свою тень.
Воспитатель: молодцы, вы показали себя знающими, каждый из вас смог узнать для себя что- то новое, кто-то вспомнил, то что уже знал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию речи Тема: "Путешествие в царство Снежной Королевы" Возрастная группа: старшая
Материал используется интересный, разнообразный. Забавные игровые моменты, презентация, музыкальное сопрвождение и другие методические приёмы делают "путешествие" увлекательным.Рекомендую воспользоват...
Конспект занятия по развитию речи Тема: Путешествие в деревню
Конспект занятия по развития речиТема: Путешествие в деревню» Цель: Уточнить представления детей о домашних животных, учить описывать взрослых животных, называть детенышей, находить их отли...
Конспект занятия по развитию речи Тема: «Путешествие в осенний лес».
Конспект занятия по развитию речи Тема: «Путешествие в осенний лес»....
Конспект занятия по ФЭМП на тему "Путешествие в сказку "Теремок" в средней группе
Конспект занятия по ФЭМП на тему "Путешествие в сказку "Теремок" в средней группе...
Конспект занятия по ФЭМП на тему "Путешествие в страну Математики" в средней группе
Конспект занятия по ФЭМП на тему "Путешествие в страну Математики" в средней группе...
Конспект занятия по развитию речи Тема: «Путешествие к сказкам А.С.Пушкина». для детей средней группы.
Занятие для детей среднего возраста. Закреплять знания о творчестве А. С. Пушкина....
Конспект занятия по развитию речи Тема: «Путешествие по сказкам или проказы Бабы Яги»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениецентр развития ребенка - «Детский сад №239»(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)...