Опыт работы «Развитие фонематических процессов у детей c использованием современных логотехнологий»
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) на тему

Имашева Айгуль Жумабековна

Презентация опыта работы по развитию фонематических процессов в условиях логопункта ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы2.45 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пункт плана Пункт плана Пункт плана Пункт плана Пункт плана Актуальность Теоретическое обоснование Практическая значимость Коррекционная р абота в ДОУ З аключение Опыт работы у чителя – логопеда Имашевой А.Ж НРМДОБУ «Детский сад комбинированного вида «Капелька» Развитие фонематических процессов у детей с использованием современных логотехнологий

Слайд 2

Актуальность Актуальность Как реакция на дефект изменяются черты характера – появляются замкнутость, неуверенность в себе, негативизм , которые усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка.

Слайд 3

Р езультаты анализа логопедического обследования детей в детском саду "Капелька" Актуальность

Слайд 4

Актуальность Учебный год ФД ФФН ОНР Другие 2011-2012 7 3 4 Моторная афазия 2012 -2013 9 2 12 Сенсомоторная афазия 2013-2014 9 2 10 Моторная алалия, заикание

Слайд 5

Актуальность - «… тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова» - специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. - умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация . - умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова. Фонематический слух Отсутствие полноценного восприятия фонем родного языка делает невозможным правильное произношение их детьми. Фонематические процессы

Слайд 6

В первую очередь на логопедические занятия зачисляются дети старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическими нарушениями и общим недоразвитием речи. Актуальность Положение «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14 декабря 2000 года Фонематический слух Фонематическое восприятие Чтение и письмо Фонематический анализ и синтез

Слайд 7

Теоретическое обоснование Теоретическая база Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве » Криницына Г. М "Формирование навыков контроля и самоконтроля речевой деятельности у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии в структуре преодоления общего недоразвития речи« Чиркина Г.В, Филичева Т.Б « Программа логопедической работы по преодолению ФФН у детей»

Слайд 8

Теоретическое обоснование ПРИНЦИПЫ Принцип развивающего обучения Принцип доступности Принцип наглядности Принцип сознательности и активности Принцип прочности усвоения знаний Онтогенетический принцип Патогенетический принцип Принцип системности Принцип поэтапного формирования умственных действий Принцип учета уровня развития ребенка Принцип постепенного усложнения материала ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ В ЛОГОПЕДИИ Принцип научности

Слайд 9

Теоретическое обоснование Закономерности развития фонематической стороны речи Различение звуков в соответствии с их фонематическими признаками.

Слайд 10

Коррекционная работа в ДОУ Цель : устранение недостатков развития устной речи дошкольников, осуществляя последовательную работу по развитию фонематических процессов. Задачи : Развивать фонематический слух с использованием практического материала ; Формировать навыки звукового анализа и синтеза, операции контроля и самоконтроля через использование наглядных моделей и символов звуков ; Учить детей давать качественную характеристику звукам с помощью зрительных символов, схем ; Формировать умение ориентироваться в звуковой структуре слова ; Совершенствовать зрительное восприятие и внимание ; Развивать память детей на символы и графические образы. Формирование и развитие фонематических процессов у детей в условиях логопункта детского сада «Капелька»

Слайд 11

Коррекционная работа в ДОУ Коррекционно – образовательный процесс Диагностика Первичная Углубленная Организационно – методическая работа Коррекционно – развивающая работа с детьми Консультативно- просветительская работа Аналитическая деятельность

Слайд 12

Коррекционная работа в ДОУ Диагностика Углубленная Первичная Цель : выявить количество детей с нарушениями речи Цель : определить уровень речевого развития в целом и уровень сформированности фонематических процессов Углубленная Постановка логопедического заключения Определение направлений работы с каждым ребенком

Слайд 13

Коррекционная работа в ДОУ ПЕРВЫЙ ЭТАП У детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти. ВТОРОЙ ЭТАП Дети учатся различать высоту, силу и тембр голоса, получают знания об основных законах речи : речь состоит из слов; словами обозначаются предметы, их признаки, действия предметов и с предметами; слова состоят из звуков; из слов можно составлять предложения; даются понятия «звук», «слово», «предложение» ТРЕТИЙ ЭТАП Дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП Дети учатся различать слоги.

Слайд 14

Коррекционная работа в ДОУ ПЯТЫЙ ЭТАП Дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков. Затем дети узнают о согласных звуках, учатся давать характеристику звукам с учетом их артикуляционных особенностей . Символы гласных и согласных звуков Карточки- модели артикуляции звуков Наглядная схема артикуляции звуков Схема анализа согласных звуков

Слайд 15

Коррекционная работа в ДОУ ШЕСТОЙ ЭТАП. Дети осваивают навыки элементарного звукового анализа. (Определять количество слогов в слове, проводить анализ гласных и согласных звуков, определение последовательности и количества звуков в слове ). Поэтапное формирование умственных действий Предъявление предметной картинки, слово - название которой будет анализироваться; ▪вынесение «во вне» схемы анализируемого слова; ▪использование «карточек – фишек» для обозначения звуков в составе слова; ▪поэтапное интонационное выделение каждого звука в слове и обозначение их фишками; ▪формирование навыка проведения поэтапного контроля за правильностью выполненного действия;

Слайд 16

ЗАДАЧИ: автоматизировать звуки; развивать артикуляционную моторику, фонематическое восприятие; закреплять зрительный образ букв. Коррекционная работа в ДОУ Дидактическое пособие «Домик букв и звуков» . ЗАДАЧИ: Закреплять понятия звук и буква. Повышать интерес детей на этапе дифференциации звуков. Развивать фонематическое восприятие. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза. Формировать лексико-грамматический строй. Развивать познавательные процессы и мелкую моторику. Многофункциональное пособие "Волшебный кубик "

Слайд 17

Коррекционная работа в ДОУ

Слайд 18

Коррекционная работа в ДОУ Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.

Слайд 19

Коррекционная работа в ДОУ М етод биологической обратной связи (БОС) - это медицинская технология, основанная на применении современной электронной аппаратуры, включающей увлекательные компьютерные игровые тренажер ы . Логотерапевтический комплекс БОС Предназначен для профилактики и коррекции нарушений голоса и речи, предупреждения последствий стрессовых реакций, связанных с высокими речевыми и психо - эмоциональными нагрузками.

Слайд 20

Коррекционная работа в ДОУ Технология формирования навыков контроля и самоконтроля речевой деятельности Реализуется на основе актуализации и активизации деятельности различных анализаторов: Слуховой -вслушивание, слуховое сосредоточение на фонеме Зрительный - соотнесение собственного артикуляционного уклада с эталонным Тактильный – сосредоточение на тактильно – оральных ощущениях

Слайд 21

Коррекционная работа в ДОУ Педагогический коллектив учитель-логопед Родители Ребенок с нарушениями речи Консультативно – просветительская деятельность практикумы, мастер-классы; « Дни открытых дверей», открытые занятия; проектная деятельность. Формы взаимодействия с родителями встречи- знакомства ; анкетирование; родительские собрания; индивидуальные и групповые консультации; информационные стенды (печатный материал, газеты) ;

Слайд 22

Коррекционная работа в ДОУ Проект «Как хорошо уметь читать» Цель : Повышение интереса детей к книге, чтению Задачи : Заинтересовать детей подготовительной к школе группы чтением ; расширить представления детей о библиотеке ; развивать любознательность и познавательный интерес через чтение. Участники проекта : учитель – логопед, педагог дополнительного образования по ИЗО, воспитатели, дети и родители подготовительной группы.

Слайд 23

Коррекционная работа в ДОУ . И нсценировка детьми сказки "Волшебный гриб знаний". Результаты работы по проекту : Книжки - малышки, изготовленные детьми дома совместно с родителями. « Мастерская букв»

Слайд 24

Коррекционная работа в ДОУ Взаимодействие с педагогами Ф ормы работы: Индивидуальное консультирование ; мастер-классы ; с еминары - практикумы ; с овместные проекты. Участие в педсоветах и методических объединениях

Слайд 25

Практическая значимость Практическая значимость Современные логотехнологии Новые средства и методы Эффективность коррекционной рабаты

Слайд 26

Практическая значимость Анализ результатов работы с детьми на логопедическом пункте

Слайд 27

Пункт плана 5 Заключение Заключение «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка». Д.Б. Эльконин .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"

Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка,  вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...

Методика логопедической работы по развитию фонематических процессов у детей с нарушениями речи

В методической разработке максимально полно изложена система работы по последовательному развитию фонематических процессов у детей с нарушениями речи. Материал максимально насыщен практическими приема...

В рекомендациях использован языковый материал из методического пособия Авдеевой И.Л. «Формирование и развитие фонематических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Обучение грамоте - сложный процесс,требующий от первоклассника развитиого фонематического восприятия и звукового анализа, синтеза. В данных рекомендациях выполнен подбор материала для развития фонемат...

Использование инновационных технологий в развитии фонематических процессов у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Для того чтобы  у детей не пропадал интерес к усвоению материала и повышалась эффективность коррекционной работы - в своей практической деятельности я активно использую всевозможные средства визу...

«Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у детей с ОВЗ»

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и сем...