Использование инновационных технологий в развитии фонематических процессов у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Муравьева Мария Григорьевна

Для того чтобы  у детей не пропадал интерес к усвоению материала и повышалась эффективность коррекционной работы - в своей практической деятельности я активно использую всевозможные средства визуализации процесса фонематического анализа, которыми хочу поделиться с Вами.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга Учитель – логопед: Муравьева Мария Григорьевна Высшая квалификационная категория

Слайд 2

Использование инновационных технологий в развитии фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Слайд 3

Для детей с тяжелыми нарушениями речи, старшего дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность фонематических процессов: ребенок испытывает трудности при различении и узнавании фонем родного языка на слух, при анализировании звукослогового состава слова. В дошкольном образовательном учреждении в процессе обучения детей решается множество коррекционных задач, одна из которых : формирование фонематических процессов, то есть навыков звукослогового анализа и синтеза (развитие умения делить слово на слоги и звуки, проводить их последовательный количественный и качественный звуковой анализ, а также обратные операции (синтез) – составлять слог и звуков и слово из слогов).

Слайд 4

Это процесс достаточно длительный и дети усваивают данные навыки с разной скоростью. Раньше группы для детей с тяжелыми нарушениями речи набирались с младшего и среднего возраста и весь процесс обучения был более растянут по времени, и детям было легче осваивать новые для них навыки. В настоящее время появилась тенденция набирать детей с тяжелыми нарушениями речи только в старшие, а часто в подготовительные группы на 1 год, что сильно усложняет процесс усвоения детьми, как программы обучения в целом, так и овладение умениями производить фонематический анализ и синтез слов.

Слайд 5

Процесс обучения строится на общепринятых дидактических принципах : наглядности, разнообразия методов; объективности, научности; связи теории с практикой; последовательности, систематичности; доступности при необходимой степени трудности; наглядности, разнообразия методов; активности обучаемых; прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.

Слайд 6

А так же с использованием различных современных педагогических технологий: Личностно-ориентированного обучения разноуровневое обучение; коллективное взаимообучение (работа в парах); Инновационные технологии игровые технологии; проблемное обучение. В процессе обучения в своей работе я использую как традиционные игры-пособия: всевозможные звуковые лото, квадратики и кружочки для обозначения звуков при фонематическом разборе слов, зарисовывание схем, то есть все то, что все учителя-логопеды используют в своей работе – некоторые из них представлены на следующем слайде.

Слайд 7

Традиционные игры и пособия для развития фонематических процессов.

Слайд 8

Но для того чтобы у детей не пропадал интерес к усвоению материала и повышалась эффективность коррекционной работы - в своей практической деятельности я активно использую всевозможные средства визуализации процесса фонематического анализа, которыми хочу поделиться с Вами: «Звуковая улитка» - для обучения и закрепления умения выделять определенные звуки в словах, находить, где они в них находятся (в начале, в конце, в середине слов). Ребенок выбирает по заданию педагога определенные картинки, выкладывая их последовательно на улитку. Например: «Выложи на улитку картинки, в названиях которых есть звук Л». Ребенок выкладывает, произнося названия картинок. При этом ребенок производит не только фонематический анализ, но и закрепляет правильное произношение звука (автоматизирует поставленный логопедом звук). Многофункциональность этого пособия еще и в том, что ребенок тут же может придумывать с названиями этих картинок предложения, цепочку предложений, рассказы – попутно развивая и связную речь.

Слайд 9

«Звуковая улитка»

Слайд 10

«Составь цепочку картинок». Игра аналогичная игре в слова, только со зрительной наглядностью – педагог задает первую картинку, а ребенок должен среди остальных картинок найти ту, название которой начинается на последний звук в названии предыдущей картинки. Так получается цепочка картинок. Задание ребенок может выполнять индивидуально или подгруппа детей по очереди. При выполнении этого задания дети учатся наиболее простым фонематическим операциям, таким как выделение начального и конечного звуков в словах.

Слайд 11

«Составь цепочку картинок».

Слайд 12

«Звуковой домик» - дети «заселяют» животных (использовать можно любые другие картинки) на свой этаж, выкладывая в окошках домика звуковую схему названия своего животного. Изображенного на картинке. Это можно делать, как слева направо, так и снизу вверх, или сверху вниз. Формулировка задания может варьироваться в зависимости от поставленной педагогом цели. Например: «Чье животное заберется выше всех?» – чья схема слова закончилась на самом высоком этаже – до того этажа и «поднялось» животное. Это пособие интересно применять на подгрупповых занятиях – дети смотрят за работой друг друга, соревнуются или помогают друзьям.

Слайд 13

«Звуковой домик» Так же этот домик из звукового становится буквенным. И с помощью этого пособия можно развивать у детей не только фонематические процессы, но и знакомить с элементами грамоты, а так же развивать память и внимание.

Слайд 14

Для развития фонематического анализа я так же использую различные предметы, чтобы детям было интереснее – игровые фишки, геометрические фигуры, прищепки, цепочки. Но все предметы красного, синего и зеленого цветов. А так же звуковые гусеницы, в которых звуковая схема слова выкладывается мягким набивныим или вязаными помпонами. Разные материалы способствуют развитию мелкой моторики и кинестетических ощущений.

Слайд 15

Использование элементов лего – технологий. Использование при составлении звуковых схем различных конструкторов разного размера. Дети выполняют звуковой анализ слова, строя при этом башенки или выстраивают одну общую стену, при этом одна звуковая схема расположена на другой.

Слайд 16

«Звуковые лабиринты» Подобие настольной игры-ходилки . Каждому ребенку дается индивидуальная схема-лабиринт. Внизу лабиринта ставится игровая фишка, а вверху лабиринта кладется картинка, к названию которой необходимо составить звуковую схему, а так же набор фигур для выкладывания схемы на столе. Ребенок должен двигать фишку в правильной последовательности, делая качественный звуковой анализ слова, попутно выкладывая схему слова из фигур на столе. Если ребенок правильно передвигал свою фишку по полю, то она должна в итоге переместиться к картинке вверху схемы-лабиринта. Для читающих детей вверху лабиринта можно выкладывать слово буквами, чтобы у ребенка формировалась звукобуквенная связь.

Слайд 17

«Звуковой лабиринт»

Слайд 18

Использование мультимедийной установки на занятиях. Используется в работе не так часто, как остальные варианты заданий, в основном на открытых занятиях и совместных с родителями досугах. Например: «Найди звуковую схему к слову» Ребенку дается картинка или напечатанное слово, и он среди нескольких вариантов схем должен найти правильную, объяснив свой выбор. После правильного ответа на экране появляется соответствующая картинка у соответствующей схемы. Такой вариант задания более сложный и дается детям тогда, когда фонематические процессы у них уже достаточно сформированы.

Слайд 19

1 2 3 «Найди схему к слову» (с использование мультимедийной установки)

Слайд 20

Использование интерактивного стола. Задания на интерактивном столе используются не на каждом занятии и являются лишь частью занятия. Задания могут быть разными по сложности в зависимости от сформированности фонематических процессов у детей и поставленных целей, и на любую лексическую тему. Это могут быть задания на: дифференциацию звуков; определение наличия звуков в слове; определение места звука в слове; качественный и количественный анализ слова и др. На слайде представлен скриншот задания на определения наличия звука в слове и на дифференциацию звуков с-ш на материале лексической темы одежда, обувь и головные уборы.

Слайд 21

«Соедини предмет с нужной буквой» Детям по очереди надо выделить в названии предмета звук С или Ш, сказать где он стоит, и соединить его с нужной буквой. ( Дети ведут пальцем по экрану линию).

Слайд 22

Таким образом с помощью использования представленных инновационных технологий процесс формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ – с тяжелыми нарушениями речи становится более интересным, разнообразным и повышает эффективность коррекционного обучения и прочность усвоения полученных знаний.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"

Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка,  вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...

Мастер – класс на тему: « Игровые технологии в развитии фонематических процессов у детей дошкольного возраста».

Данный мастер - класс проводит учитель - логопед для воспитателей в форме деловой игры, когда воспитатель выступает ребенком, выполняя зададания логопеда.В материале дается понятие о фонематическом сл...

Развитие фонематического слуха у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Данный материал и игры можно использовать в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по развитию фонематического слуха. Хорошо развитый фонематический слух облегчает процесс овлад...

"Развитие фонематического восприятия у детей младшего и старшего дошкольного возраста"

Выступила с сообщением с целью расширения знаний о приемах работы по развитию фонематического восприятия...

Календарно-тематическое планирование по развитию фонематических процессов и обучению грамоте воспитанников старшего дошкольного возраста на 2019 – 2023 учебный год

Цель занятий: Обучение грамоте звуковым аналитико-синтетическим методом от простого к сложному; коррекция нарушений устной речи; предупреждение нарушений письменной речи.Задачи:познакомить детей ...