"Развитие фонематического восприятия у детей младшего и старшего дошкольного возраста"
консультация по логопедии

Шуракова Лариса Васильевна

Выступила с сообщением с целью расширения знаний о приемах работы по развитию фонематического восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 48»

Выступление на тему:

Развитие фонематического восприятия у детей

младшего и старшего дошкольного возраста.

Учитель – логопед:  Л. В. Шуракова

Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму является чистая, четкая, правильная во всех отношениях речь. Даже правильное произнесение всех звуков родного языка не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия.  Дети могут правильно произносить  звуки родного языка, а в процессе обучения чтению и письму у них могут возникнуть определенные трудности. Основные причины подобного явления – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза. Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирования фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа.

Недоразвитие фонематического слуха мешает детям овладеть не только грамотным письмом, но и в нужной степени словарным запасом, грамматически правильной речью, тормозит развитие связной речи. Развитие фонематического слуха – важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. Недостаточность фонематического восприятия обнаруживается при выполнении заданий на повторение пар слов, близких по артикуляторно-акустическим признакам, а также слов сложной слоговой структуры (повтор слов: сова-софа, бочка-почка, регулировщик). Значительные трудности вызывают у детей задания на выделение первого и последнего согласного звука в слове, гласного  после согласного. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».

 То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро и легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Фонематическое восприятие- специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. 

Фонематический слух –тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова(  фонематический слух близок по значению фонематическому восприятию)

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и то же, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Правильное восприятие звуков речи, фонематического состава слова возникают не сразу. Это результат постепенного развития. На самом раннем этапе ребенок воспринимает слова как единый нерасчлененный звуковой комплекс, обладающий определенной ритмико-мелодической структурой. Последующий этап характеризуется постепенным развитием умения различать фонемы, входящие в состав слова. Одновременно происходит интенсивное овладение словарем и правильным произношением звуков.                              Ученые, проследив закономерности формирования ФС, установили, что ребенок при переходе к овладению фонетической системой языка должен научиться употреблять слово как название определенной вещи.

 Фонематическое восприятие начинает формироваться у детей в период от 1 до 4 лет при восприятии устной речи и при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемым образцом. Кроме того нужны и специальные звуковые упражнения по развитию фонематического восприятия.

Упражнения по формированию фонематического слуха и восприятия проводится в определенной последовательности, их можно разделить условно на 6 этапов.

1 этап- узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и памяти( без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать  фонемы).(см.приложение- «Фонематическое восприятие» Т.А.Ткаченко (логопедическая тетрадь), , упражнения №1-5) Игры «Что шумит?», «Что гудит?», «Колокольчик», «Большой и маленький зайцы», «Узнай предмет по звуку», «Назови действие по предмету»

2 этап-различение высоты , силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков , сочетаний слов и фраз.

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.(см.приложение- «Фонематическое восприятие» Т.А.Ткаченко (логопедическая тетрадь),  упражнения №6-10) Игры «Кто назвал имя? Далеко ушел от тебя? Находится близко и зовет», «Котенок мяукает близко, далеко, жалобно», «Плачет мальчик или девочка – высокий, низкий звук «а-а-а», «Три медведя», «Кто подает голос мама или детеныш?».

3 этап- различение слов, близких по звуковому составу.

На этом этапе дети должны научиться не только различать слова близкие по звуковому составу, но и находить похожие по звучанию слова(рифмы), а также подбирать по смыслу близкие по звучанию слова  к тексту или стихотворению, согласно контекста. (см.приложение- «Фонематическое восприятие» Т.А.Ткаченко (логопедическая тетрадь), упражнения №11-23)                                   Игры «Подними сигнал, услышав правильное слово (банан, панан, ванан). «Поставь картинки в нужном порядке» ( рак, бак, лак, мак). «Подбери картинку близкую по звучанию» (ком, дом, сом, лом).

4 этап-дифференциация слогов.

На этом этапе детей учат различать слоги. Дифференцируются слоги со звуками раннего онтогенеза, то есть их произношение не вызывает затруднений у детей 5 лет(см.приложение- «Фонематическое восприятие» Т.А.Ткаченко (логопедическая тетрадь), упражнения №24-31) Игры «какой слог лишний? (на – на – на – Па), «Одинаковые слоги или разные» (педагог на ухо водящему произносит слог, ребенок повторяет его вслух. Педагог произносит  тот же слог или близкий по звучанию. Дети должны определить одинаковые слоги или разные.

5 этап- дифференциация фонем.

На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка, а также находить заданные фонемы  в  звуковых рядах . Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков А,У,И. Согласные звуки должны произноситься кратко( не в коем случае не БЭ,МЭ,ЭР, а Б,М,Р) (см.приложение- «Фонематическое восприятие» Т.А.Ткаченко (логопедическая тетрадь), упражнения №32-34) Игры «поезд гудит: у, девочка плачет: а, птичка поет: и. Дети реагируют на произнесенный звук, поднимая соответствующие картинки. Игру можно усложнить следующим образом: вместо картинок раздаются кружки трех цветов, а педагог объясняет им, что красный кружок надо поднять на звук «а», желтый – на звук «И», зеленый на звук «у».

6 этап-развитие навыков элементарного звукового анализа.

На этом заключительном этапе по формированию фонематического восприятия дети знакомятся и практикуются в слоговых и звуковых анализах слов, что является основой для обучения чтению и навыкам письма. Знакомятся со следующими понятиями и их обозначениями: речевые звуки делятся на гласные и согласные; согласные , в свою очередь, бывают глухими и звонкими, твердыми и мягкими; слова состоят из слогов , а слоги из букв ;буквы мы видим, читаем и пишем , а звуки- слышим и произносим.

У детей младшего дошкольного возраста коррекционно-педагогическая работа по формированию фонематического восприятия проводиться по двум взаимосвязанным направлениям:                                                                                                    -развитие слухового восприятия (внимания и памяти);                                                                -развитие чувства ритма.                                                                                                                       Основные приемы работы по первому разделу:                                                                                                 -привлечение внимания к звучащему предмету(«Найди коробочку с колокольчиком»);                                                                                                                                                                                -определение местонахождения и направленности звука; ознакомление с характером звучащих предметов (игра «Найти звучащую игрушку-пищалку», «Два колокольчика»);                                                                                                                         -различение простейших музыкальных инструментов;                                                                              -запоминание последовательности звучания ( Педагог демонстрирует «Звуковые коробочки с использованием слов сначала, потом. Затем ребенку предлагается сделать тоже самое);                                                                                                              -узнавание и различие гласных звуков(«паровозик гудит У, кукла плачет А»);                                      -выделение слов из речевого потока(«Мышка, мышка, на горошину! Вылей воду на дорожку! – Рука вытянута вперед ладонью вверх.                                                                             Мышка, мышка, дай горошину! Вылей воду на дорожку! «Забирающее» движение рукой.)                                                                                                                                  Приемы работы по второму разделу Развитие чувства ритма.                                                             –формирование навыка  регулятивной функции речи на основе развития межанализаторных связей («Игрушки в корзинке» Педагог предлагает раскидать на пол игрушки на каждый удар бубна с одновременным проговариванием звукоподражания бух или бом. После того как игрушки раскиданы на полу на каждый удар бубна ребенок кладет игрушку обратно в корзинку.)                                                                                                                                                        -двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением («Два зайца». Педагог показывает две игрушки – большого и маленького зайца. Большой заяц стучит громко, маленький тихо. Затем, убрав игрушки за ширму, взрослый предлагает отгадать, какой заяц стучит. Педагог предлагает ребенку постучать так, как стучат зайцы.                                Варианты. Педагог говорит: Если барабан стучит громко. Подними руки вверх. Если тихо - разведи руки в стороны.                                                                                            –различие силы неречевых звуков в действиях детей; развитие скоординированных движений.         Педагог дает задание.                                                                             «Подбери нужный кружок: очень большой, большой, маленький к звукам барабана).                                                                                                                                       –знакомство с силой голоса (большой самолет – У громкий, маленький – У –тихий, большая кукла – А – громкий, маленькая – а -тихий. Повтори, как гудит большой (маленький) самолет, как плачет большая (маленькая) кукла. Разбери смешанные картинки по парам и озвучь их.                                                                  С 4 лет дошкольников обучают элементарным навыкам звукового анализа.                          Начинается эта работа с обучения детей определить количество слогов  в слове, отхлопывая двух и трехсложные слова. После этого детей знакомят с гласными звуками, начиная со звука У, объясняют артикуляцию звука, вводится условное обозначение – маленький красный кружок. Формируется умение выделять из ряда звуков гласный звук (игра «Будь внимательный». Взрослый дает задания, слушай меня внимательно и постарайся «поймать» звук  У, хлопнув в ладоши: А, У,И, У, О,У.).                                                                                     Аналогично проводится работа с другими гласными звуками.  Формирование анализа слияния гласных звуков проводится следующим образом. Детям дают два красных кружка. Педагог произносит один или два звука, например «а». «ау», а дети раскладывают такое количество кружков, которое соответствует числу произнесенных звуков.                                                                                 Вводятся понятия звук, гласный звук. Формируется умение выделять начальные ударные гласные из слов, различать слова с начальными ударными гласными.                                                                                                                                 После гласных  приступают к анализу согласных звуков. При этом необходимо соблюдать определенную последовательность: сначала дети учатся выделять последний согласный звук из слова. Причем легче всего им удается опознание на конце слова глухих взрывных согласных (сок, кот). Называя картинку, последний звук в слове выделяем голосом. Одновременно дети учатся проводить анализ обратного слога (ГС), выкладывать звуковую схему слога. Дошкольникам дают красный и синий кружки (или квадратики, ориентируемся на цвет). Далее дети учатся выделять первый согласный звук в словах, проводить анализ прямого слога (СГ). И почти одновременно начинают проводить анализ и синтез слов, состоящих из трех звуков. Дети учатся различать гласные и согласные звуки, подбирать картинки на заданный звук.   Согласные звуки дети учатся различать по признакам: глухой – звонкий, твердый – мягкий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического восприятия у детей младшего и среднего дошкольного возраста (профилактическая деятельность логопеда)

Практический и консультативный материал для воспитателей, цель которого - профилактика ФФНР. Дается краткое описание проблемы нарушения фонематического восприятия у детей младшего и среднего дошкольно...

Работа по развитию фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста

В статье описаны особенности фонематического восприятия детей младшего дошкольного возраста и даны рекомендации по развитию фонематического восприятия....

Развитие фонематического слуха у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Данный материал и игры можно использовать в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по развитию фонематического слуха. Хорошо развитый фонематический слух облегчает процесс овлад...

Консультация для воспитателей "Развитие фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста".

Консультация представляет этапы работы, практическийи игровой материал для развития фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста....

Использование инновационных технологий в развитии фонематических процессов у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Для того чтобы  у детей не пропадал интерес к усвоению материала и повышалась эффективность коррекционной работы - в своей практической деятельности я активно использую всевозможные средства визу...