Развитие фонематического восприятия у детей младшего и среднего дошкольного возраста (профилактическая деятельность логопеда)
консультация по логопедии (младшая, средняя группа) на тему

Белая Елена Михайловна

Практический и консультативный материал для воспитателей, цель которого - профилактика ФФНР. Дается краткое описание проблемы нарушения фонематического восприятия у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Предлагаются игры на учебный год по возрастам и литература для работы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие фонематического восприятия у детей младшего и среднего дошкольного возраста (профилактическая работа)

Фонематическим восприятием называются специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие содержит в себе два компонента: 

 - фонематический слух т.е способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию;

 - и элементарный звуковой анализ.

Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения.

Это вызвано:

 - либо - нарушением моторики артикуляционного аппарата;

 - либо - недостаточным развитием фонематического восприятия;

 - либо - нарушением как моторики, так и фонематического восприятия.

Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения.

Например: трёхлетняя девочка Вера на вопрос: «Как тебя зовут?» отвечает: «Вея».

Если ребенка спросить еще раз «Тебя зовут Вея?», то можно услышать такое объяснение «Не Вея, а Вея ». Это доказывает то, ребёнок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками, узнаёт неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением.

   В свою очередь недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.

С целью профилактики речевых нарушений мы рекомендуем проводить определенные упражнения в игровой форме, которые способствуют развитию неречевого слуха у детей младшего дошкольного возраста, как предпосылки становления речевого слуха и фонематических процессов в целом, и речевого слуха у детей среднего дошкольного возраста

Игры можно проводить в течение года в свободной деятельности. На месяц рекомендуем планировать и проводить не менее двух игр. Всего за учебный год будет проведено 14 дидактических игр. При планировании  развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста  можно условно выделить 7 блоков игр различной направленности:

1 блок игр включает только те игры, которые были направлены на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по способу звучания.

2 блок – игры на определение направления звучания.

3 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по темпу звучания.

4 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по силе звучания.

5 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять одинаково звучащие неречевые звуки.

6 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по высоте звучания.

7 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по длительности звучания.

Во время проведения игр рекомендуем использовать: музыкальные игрушки, коробочки, наполненные различными крупами, различные бытовые предметы (целлофановые пакеты, застежки-молнии) и т.п.

В основу  можем предложить методическое пособие Лукина Н.А., Никкенен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти).

Примерное планирование проведения дидактических игр,  направленных на развитие неречевого слуха  у детей младшего дошкольного возраста

Сроки

Игры

Задачи

октябрь

“Что звучало?”

развивать слуховое восприятие, внимание; дифференцировать звуки, производимые музыкальными игрушками (колокольчик, дудочка); узнавать, знать и называть звучащие игрушки; понимать и использовать глаголы: “звенит”, “гудит”, “стучит”.

“Шуршит,

трещит”

дифференцировать неречевые звуки; знать и употреблять глаголы в прошедшем времени: “шуршала”, “трещала”.

ноябрь

“Где колокольчик (барабан, погремушка)?”

определять направление звука, называть его положение в пространстве, используя наречия: “впереди”, “сзади”; узнавать и называть существительные, обозначающие звучащие игрушки.

“Где позвонили?”

определять направление звука; понимать и употреблять наречия: “спереди”, “сзади”, “вверху”, “внизу”.

декабрь

“Дождь льет и капает”

различать темп звучания (частое и редкое звучание звyкoпoдражаний).

“Прискакал или пришел?”

развивать переключаемость слухового внимания, воспроизводить движения в соответствии с ритмом ударов в бубен, развивать координацию движений, мелкую моторику.

январь

“Веселые куклы”

 

соотносить игрушку (картинку) со звукоподражанием; знать и называть звучащие игрушки; понимать и употреблять в речи наречия: “тихо”, “громко”; дифференцировать громкий и тихий звуки.

“Фрукты”

различать неречевые шумы; узнавать, называть в речи существительные, обозначающие фрукты или фруктовые деревья: “яблоко”, “виноградинка”, “яблоня”.

февраль

“Коробочка

гремит”

дифференцировать неречевые шумы; находить одинаковые и звучанию шумовые коробочки.

“Найди пару”

дифференцировать неречевые шумы и выделять одинаковые по звучанию.

март

“Высокие — низкие”

одинаковые по звучанию, дифференцировать высокие и низкие неречевые звуки.

“Собака и щенок”

развивать слуховое восприятие; различать высокие и низкие неречевые звуки.

апрель

“Дождик”

слышать и называть долгие и короткие звуки; показывать долготу звука; понимать и употреблять в активной речи прилагательные: “длинная – короткая” (дорожка), “долгий – короткий” (звук).

“Нарисуй звук”

слышать и различать неречевые звуки по длительности их звучания.

Для  развития речевого слуха у детей среднего дошкольного возраста можно предложить игры и упражнения, которые  так же разделим на блоки.

1 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения выделять заданное слово из ряда других.

2 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать громкое и тихое, “высокое – низкое” звучание, определять длительность звучания речевых звуков.

3 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать гласные звуки из ряда других.

4 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения дифференцировать звуки речи.

5 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения дифференцировать слоги.

6 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять количество услышанных речевых звуков.

Примерное  планирование проведения дидактических игр,  направленных на развитие фонематического восприятия  у детей среднего дошкольного возраста

Сроки

Игры

Задачи

октябрь

“Будь внимательным”

выделять заданное слово из ряда других.

“Кто самый внимательный?”

выделять заданное слово из текста.

ноябрь

“В лесу”

дифференцировать громкое и тихое звучания слога АУ; воспроизводить звукоподражания тихо и громко.

“Медведица и медвежонок”

развивать слуховое внимание, дифференцировать звукоподражания, производимые высоким и низким голосом.

“Вьюга воет, а ветерок помогает”

развивать слуховое восприятие, определять длительность звучания речевых звуков.

декабрь

“Успокой Таню”

выделять звук А из ряда звуков; понимать и употреблять в речи глаголы настоящего времени “плачет”, “уронила”.

“Дадим ромашке попить”

учить выделять гласный А из ряда других.

январь

“Паровозик”

выделять звук У из ряда звуков; понимать и употреблять в речи глаголы настоящего времени “бежит”, “гудит”.

“Песни леса”

продолжать развивать слуховое внимание, фонематический слух, выделять гласный У из ряда гласных звуков.

февраль

“Угадайка”

дифференцировать звуки [И], [У]; соотносить звукоподражания с предметом; развивать мелкую моторику.

“Дом большой — дом маленький”

дифференцировать звуки [А], [О]; развивать общую моторику.

март

“Повтори за мной”

дифференцировать звуки П-Б в слогах, словах.

“Повторялки”

развивать слуховое внимание; дифференцировать прямые и обратные слоги.

апрель

“Аленушка-ревушка”

учить определять количество произнесенных речевых звуков, развивать слуховое внимание и память.

“Весенний дождик”

развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие слов, близких по звуковому составу; координировать речь с движением.

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ ИГР

«Путешествие на волшебном автобусе»
Цель: учить детей различать и узнавать различные неречевые звуки (шум деревьев, гул автомашин, крики детей, смех, разговор и т.д.); развивать желание участвовать в коллективной игре, помочь почувствовать радость от общения.

Оборудование: макет автобуса, выполненный из плиты ДВП, руль, флажки по количеству детей, аудиозапись шумов.

Ход игры.

Внести в группу макет автобуса. Предложить детям отправиться в путешествие на волшебном автобусе. 

- Мы сегодня поедем в волшебную страну, а волшебная она потому, что всех мы будем слышать, но не увидим. Но это ведь самое интересное! мы будем отгадывать, что услышим. Согласны? Тогда в путь! Но кто же поведет наш автобус? Пусть это будет Данила, он сегодня был очень вежлив и внимателен.

Дети занимают места в автобусе, воспитатель включает (незаметно для детей) магнитофон.

- Что вы слышите? Что бы это могло быть? (выслушать различные предположения детей).

- Конечно , это шумят деревья за окном нашего автобуса.

- Ой ну а это что за гул? (гудки автомашин). Наверное. мы кому-то преградили путь, а ну-ка, водитель, поворачивай правее!

- Ну, а это что? (слышится смех).

- Как вы думаете, кто смеется девочка или мальчик?

- А это что? (звон колокола)

- Как вы думаете, а это что происходит? (запись детских криков и смеха)

(Игра продолжается, пока дети ею заинтересованы).

- Ну, вот и кончилось наше путешествие по волшебной стране, пора домой. Водитель, дай прощальный гудок! (Ребенок подражает гудку автобуса).

«В какой коробке мышка?»

Цель: различать шумы, издаваемые различными предметами.

Оборудование: коробки с различными предметами (пробки металлические от стеклянных бутылок, пробки от пластиковых бутылок, скрепки, газета, целлофан ит.д.), ширма, игрушечная мышка.

Ход игры

Детям предлагается рассмотреть, потрогать, пошуметь предметами, находящимися в коробках. Затем, спрятав коробки за ширму, и показав игрушечную мышку, предложить угадать в какой коробке она побывала.


«В гостях трех медведей»

Цель: учить детей различать силу звука, соотносить с силой и размерами животного. 

Оборудование: макет домика трех медведей ( по росту детей), шапочки-маски трех медведей, миски, ложки трех размеров, фланелеграф, силуэты медведей.

Ход игры.

Вначале педагог на фланелеграфе показывает трех медведей, озвучивает их в различных ситуациях. Затем предлагает детям поиграть в трех медведей. Троим детям поиграть в трех медведей. Троим детям одевают шапочки медведей и они уходят в домик, издают поочередно шумы ( топают, хлопают, стучат, рычат и т.д.). Остальные дети угадывают, если угадали правильно, герой показывается в окошке домика.


«Чудесный сундучок домовенка Кузи».

Цель: учить прислушиваться к звукам, издаваемым различными предметами, различать их звучание.

Оборудование: игрушка-самоделка типа би-ба-бо, домовенок Кузя, сундучок, карандаш, колокольчик, погремушка, стакан и металлический шарик и т.п.

Ход игры.

К детям приходит домовёнок Кузя с чудо-сундучком. Он достает свои сокровища из сундучка и сообщает детям, что все они звучат, демонстрируя как. Затем предлагает закрыть глаза и угадать, какой предмет он берет. (Можно использовать ширму).


«Звучащие человечки»

Цель: учить различать по звучанию «человечков», называть цвета, определять силу звука.

Оборудование: жестяные баночки, заполненные различными предметами: скрепки, горох, пшено и т.д., обклеенные бумагой разных цветов (знакомых детям), расписанных под человечков-гномиков.

Ход игры.

Детей знакомят с веселыми гномиками «звучащими человечками». Предлагают послушать как они звучат. Определить какой гномик звенит громче, а какой тише. Предлагают поиграть с гномиками в прятки. Гномик только тогда «выходит» из своего «укрытия», когда дети его правильно назовут.


«Как мы волка обманули»

Цель: учить детей различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки.

Оборудование: шапочка волки, ширма.

Ход игры.

Выбирается водящий – волк, дети – зверюшки прячутся за ширмой ( по примеру воспитателя). волк отгадывает и называет, кто отозвался – животное или детеныш, если волк ошибается, водящий меняется.


«Шутки дедушки Ау»

Цель: учить детей различать слова близкие по звуковому составу.

Оборудование: игрушка би-ба-бо, дедушка Ау, картинки для фланелеграфа, фланелеграф.

Ход игры

К детям в группу приходит дедушка Ау и приносит различные предметные картинки. Предлагает детям назвать предмет. Например, собака. Дети называют правильно. Дедушка Ау начинает повторять за детьми и постоянно ошибается, меняя начальный звук. Кобака, робака, шобака; затем называет правильно. ( дети, естественно, стараются исправить старика). Воспитатель предлагает детям в следующий раз хлопать в ладоши, когда дедушка ошибается.

«Помогите гномику Гоше навести порядок в своем королевстве»

Цель: учить различать слова близкие по звучанию, но разные по значению.

Оборудование: большая картина, изображающая королевство гномика, карточка с изображением предметов, названия которых близки по звучанию (ком, сом, лом, дом,; бак, рак. мак, лак,; жук, лук, сук), игрушка-гном.

Ход игры.

В гости к детям приходит гном Гоша. Расстилает на ковре «карту» своего королевства. И рассказывает историю о том, как злой волшебник все перевернул вверх дном в его королевстве и бедный гном никак не может там разобраться. (У дерева там большой лук, а в огороде вырос жук, и на цветок уселся сук...)

Воспитатель предлагает детям помочь гному разложить все по местам.


«История про девочку, птичку и волка»

Цель: учить детей различать гласные фонемы а, у, и.

Оборудование: на каждого ребенка картинки с изображением девочки, птички и волка.

Ход игры.
-Сегодня я вам расскажу историю про девочку, которая пошла одна в лес и заблудилась, ей стало страшно одной в лесу и она заплакала: «а-а-а-а». Она еще не знала, что в лесу живет волк, который всегда грустит и поет «у-у-у-у». А еще там живет птичка, которая весело поет «и-и-и-и».
- Дальше я буду рассказывать историю, а вы мне будете помогать, как только я скажу «а-а-а-а» - это значит девочка, вы поднимете карточку с девочкой, как только я скажу «у-у-у-у» - вы поднимете карточку с волком , как только я скажу «и-и-и-«поднимайте карточку с изображением птички. (Воспитатель предлагает детям потренироваться).

Затем продолжает развивать сюжет о девочке, птичке и волке (со счастливым концом).

Подробное описание других игр вы найдете в указанном  методическом источнике: Лукина Н. А., Никкинен И. И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти).—СПб.: «Паритет», 2003.—112 с—(Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»).





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще, что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игр...

"Развитие фонематического восприятия у детей младшего и старшего дошкольного возраста"

Выступила с сообщением с целью расширения знаний о приемах работы по развитию фонематического восприятия...

Развитие фонематических процессов у детей младшего и среднего дошкольного возраста

Раннее детство (от 0 до 4 лет) является значимым и ответственным периодом в развитии речи ребёнка, так как к трём годам у ребёнка при нормальном речевом развитии формируется ядро языка – определ...

Картотека игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей с тнр среднего дошкольного возраста

методическая разработка логопеда для воспитателей по развитию фонематического слуха у детей с тнр...