Главные вкладки

    Игры с использованием загадок
    картотека по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Загадывание и отгадывание загадок - любимое занятие многих детей. Загадки знакомят детей с окружающим их миром, расширяют кругозор ребят, тренируют находчивость и сообразительность, наблюдательность и память.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_s_zagadkami.docx18.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАГАДОК

    Загадывание и отгадывание загадок - любимое занятие многих детей. Загадки знакомят детей с окружающим их миром, расширяют кругозор ребят, тренируют находчивость и сообразительность, наблюдательность и память.

    При отборе и использовании загадок важно знать, какие приемы зашифровки тех или иных слов или понятий в загадках применяются.

    В загадке часто даются только признаки того или иного предмета, причем от того, сколько этих признаков приводится, в какой степени они раскрывают загаданный предмет, зависит простота или сложность загадки.

    Очень много загадок построено на аллегориях. К ним относятся загадки, где действие или признак предмета сравниваются с таким же действием или схожим признаком другого предмета, в большинстве случаев с живым существом.

    №1

    Загадки задаются устно по списку, составленному  заранее. Тому, кто даст правильный ответ, засчитывается известное число очков (например, от 3 до 6, в зависимости от сложности загадки).

    Победителем считается тот, кто наберет больше очков.

    №2

    Загадки пишутся на отдельных листках или карточках (зачитываются взрослым). Ребята по очереди вытягивают листочки и отгадывают те загадки, которые на них написаны. Листки должны возвращаться ведущему (или специально выделенному дежурному) вместе с устным ответом, на основании которого начисляются очки.

    №3

    Загадки могут быть использованы и для изготовления настольных игр. Тексты загадок для этой игры пишутся на отдельных карточках, а рисунки, являющиеся ответом на эти загадки, помещаются в клетках больших карт (например, по шесть-девять рисунков на карте). Играют, как в обычное лото. Ведущий вытягивает карточки с загадками и читает их.

    Играющие сообща отгадывают загадки, и тот, у кого на карте имеется рисунок с ответом на данную загадку, накрывает его карточкой. Выигрывает тот, кто закроет все рисунки первым на своей карте. Для изготовления игры можно применить вырубные или переводные картинки, которые имеются в продаже.

    Для удобства использования  разбиваем  все загадки по темам.

    Игра "Данетка"

    Суть этой замечательной игры для всех заключается в том, что ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то совершенно необычной ситуации, а игроки (дети или взрослые) должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: "да"; "нет"; "и да и нет"; "об этом нет информации"; "это не существенно".

    Вопросы в "данетке" формулируются непосредственно в процессе игры. Цель "данеток" - научить детей задавать сильные вопросы, научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, б ыть внимательным (не повторять вопросы).

    Достоинства "данеток":

    1. У игры "Данетка" нет ограничений по возрасту. Эта игра достаточно азартна и интересна детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно интересного объекта для данной категории играющих.

    1. Игра "Данетка" абсолютно проста в проведении. Например: "Я загадал растение средней полосы. За десять вопросов определите растение, которое я загадал".

    1. Легко варьировать уровень трудности игры. Например, исходная ситуация: "Я загадал одного из героев сказки ''Семеро козлят''" - это просто. А вот "Я загадал философский термин" - это сложнее.

    Визуальные "данетки"

    На столе раскладывают много предметов или картинок.

    Задают вопрос: "Какой предмет я загадал?"

     Возможные отсекающие вопросы:

    · Предмет лежит в правой половине стола? "Да".

    · Предмет лежит в верхней четверти стола? "Нет" и т. д.

    Сократив поле поиска по "территориальному" признаку, можно использовать видовые признаки: форма, цвет, вес.

    Темы для "данеток" и возможные продолжения игры.

    Какой овощ я задумал?

    - Это корнеплод? (Морковь, свекла, редис)

    - Это листовой овощ? (Капуста, салат)

    - Это плодовый овощ? (Помидоры, огурцы)

    Какое имя я загадал?

    - Это мужское имя?

    - Имя начинается с гласной?

    - В нашей группе есть такое имя?

    Какую часть одежды я задумал?

    - Это верхняя одежда?

    - Это мужская одежда?

    Какую сказку я задумал?

    - Это русская сказка?

    Какую историческую личность я задумал?

    - Это мужчина?

    Игра "Черный ящик"

    Детям показывают "черный ящик" или просто сумку, портфель и предлагают за 10 вопросов отгадать - что там? И т. д.

    - Там рукотворный предмет? Там что-то мягкое? Там что-то металлическое?

    Игра "Картинки-загадки"

    Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).

    Водящий подходит к педагогу и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

    Игра "Парные картинки"

    Используются картинки из двух наборов детского лото. Группа детей делится пополам. Каждый ребенок получает по четыре картинки. Дети из первой группы по очереди описывают предмет, нарисованный на одной из имеющихся у них картинок, не показывая их. Тот ребенок, у которого, по его мнению, есть эта картинка, показывает ее. Если ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону (в общую коробку, например). Если ответ неправильный, первый ребенок повторяет свое описание, сделав его более подробным и детализированным.

    После того как все дети из первой группы описали по одной картинке, роли меняются. Теперь дети из второй группы также по очереди описывают свои картинки, а дети из первой группы отгадывают их.

    Игра "Определи игрушку"

    Каждый ребенок приносит какую-либо игрушку. Из группы выбирается один водящий. На 3-5 минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую-либо историю, в которой главным персонажем выступает одна из принесенных игрушек.

    Все игрушки, в том числе и выбранный игровой персонаж, расставлены на столах или стульях. Приглашается водящий ребенок. Ребята из группы поочередно рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением "он" или "она". История рассказывается в течение 3-5 минут. Водящий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории.

    Если угадывание произошло правильно, выбирается другой водящий, и игра повторяется. Если ответ неправильный, ребята дополняют рассказанную историю так, чтобы помочь водящему новыми деталями, не называя при этом задуманную игрушку.

    Игра "Угадай игрушку"

    Выбирается один водящий, который выходит на 2-3 минуты из комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать "загадку". Этот ребенок должен жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал. Например, задумана игрушка "зайка". Ребенок прыгает, "грызет морковку" и т. д. Водящий должен отгадать игрушку, выбрать ее, взять в руки и громко назвать. Остальные дети хором говорят "Правильно!" или "Неправильно!".

    Если ответ правильный, выбирается другой водящий и другой ребенок, который будет загадывать "загадку". Если ответ неправильный, показать "загадку" предлагается другому ребенку, и так до тех пор, пока не будет получен правильный ответ.

    Игра "Придумай загадку"

    Из группы детей выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Группа должна эту загадку отгадать. Далее другой ребенок придумывает загадку и т. д. Дети 6-ти лет любят придумывать загадки, игра проходит оживленно.

    Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование загадок в системе коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи

    Загадки для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи....

    Статья "Использование загадок во всестороннем развитии дошкольников" (из опыта работы)

    Статья предназначена для педагогов и родителей и раскрывает особенности в работе с детьми по использованию загадок во всестороннем развитии дошкольников....

    Консультация для воспитателей "Использование загадок в дидактической игре"

    Консультация для воспитателей об использовании загагок в работе с деть ми старшего дошкольного возраста....

    Использование загадок в дидактической игре.

    Использование загадок в дидактической игре...

    Консультация для родителей «Использование в игре и обучении загадок на сообразительность и развитие воображения» для детей дошкольного возраста

    Загадки являются любимым времяпрепровождением детей любого возраста. Они не только носят развлекательный характер, но и имеют практическое значение, так как развивают память, наблюдательность, мышлени...