Консультация для воспитателей "Использование загадок в дидактической игре"
консультация на тему

Козлова Татьяна Егоровна

Консультация для воспитателей об использовании загагок в работе с деть ми старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                  детский сад №6  «Светлячок»

                     

                        Консультация на тему:                                    

          Использование загадок в дидактической игре

                       (Старший дошкольный возраст)

                                Воспитатель МБДОУ детский сад № 6

г. Заполярный 

Мурманская область

Козлова Татьяна Егоровна

             

 Для решения задач умственного воспитания старших дошкольников, их познавательного развития, подготовки к обучению в школе большое значение  имеет использование загадок.      В дидактических играх с загадками развивается наблюдательность, умение самостоятельно решать умственные задачи. Дошкольники учатся отгадывать, узнавать по описанию животное, растение, транспортное  средство и т. д. С помощью загадок обогащаются знания детей, формируются умения анализировать предметы и явления, сравнивать, обобщать; делать умозаключения.

Важную роль в формировании интеллектуальных умений, играет сравнение загадок об одном и том же предмете или явлений.

 Каждая загадка является логической задачей, содержащей в той или иной форме вопрос и признаки загаданного предмета или явления. В педагогической литературе загадки по своему строению делятся на три вида:

- с перечислением признаков;

- метафорические;

- загадки, построенные на основе отрицательного сравнения.

Однако, такая классификация не дает полного представления о многих загадках. Ведь в одной и той же загадке могут быть как точно названные, так и зашифрованные с помощью иносказаний признаки предметов и явлений.

Поэтому при обучении детей отгадыванию и сравнению загадок следует иметь в виду не три, а пять их видов с различной структурой логической задачи:

1. Загадки только с точно названными признаками.

 2. Загадки только с зашифрованными признаками.

 3.Загадки с отрицательными сравнениями и точно названными

признаками.

 4.Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными

признаками.

 5. Комбинированные загадки с точно названными и

зашифрованными признаками.

 В загадках первого вида нет иносказаний, признаки названы:

«Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло, спать ляжет в дупло». Так живет ночная птица сова.

 Во втором виде загадок признаки лишь обозначены с помощью иносказаний:

«В золотой тарелке стоят домики, а улицы нет». (Подсолнух.)

 Такие загадки Труднее для отгадывания, так как все имеющиеся признаки нужно расшифровать.

     «Золотая» — желтого цвета. «Тарелка» по форме похожа на подсолнух. У него семечки («домики») растут очень близко друг от друга, без промежутков («улицы нет»).

 Для отгадывания загадок с отрицающими сравнениями (третий вид) целесообразно научить дошкольников применять прием перегруппировки признаков.

Ребенок должен уметь выделить группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления. Так, загадка «Жидко, а не вода, бело, а не снег» (Молоко.) после перегруппировки признаков будет иметь следующий вид: «Жидко, бело. Не вода, не снег».

 В загадках четвертого вида имеются отрицания и иносказания: «Не украшение, а серебряный, не пастух, а стадо овец пасет».

Перегруппируем признаки: «Серебряный, стадо овец пасет.Не украшение, не пастух».

Теперь следует их расшифровать: серебряным кажется месяц, около него много звезд, т. е. в загадке говорится о месяце и звездах.

 В комбинированных загадках (пятый вид) сочетаются точно названные и зашифрованные признаки. При отгадывании таких загадок рекомендуется использовать прием уточнения признаков, для чего выделяются уже имеющиеся точно названные признаки и раскрываются иносказания.

Рассмотрим для примера загадку: «Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое,  рама зеленая».

1.Точно названные признаки: «посреди поля», «голубое»,

«зеленая».

2.Расшифрованные признаки:

Загаданное имеет ровную поверхность, в которой все отражается.

(«Зеркало».)

Загаданное прозрачно. («Стекло».)

Загаданное со всех сторон окружено зеленым. («Рама зеленая».)

 Для правильного ответа на основе точно названных и расшифрованных признаков нужно сделать вывод о том, что на зеленом поле находится голубое озеро или пруд. Хотя в старшем дошкольном возрасте дети обладают определенными знаниями и интеллектуальными умениями, они не всегда верно отгадывают и сравнивают загадки.

      Приведем некоторые причины их ошибок:

- невнимательно слушают текст загадки;

- не запоминают полностью содержание загадки;

- полностью или частично не - понимают текст загадки;

- при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;

- не имеют достаточных знаний о загаданном;

- не могут правильно* проанализировать, сравнить и обобщить

признаки, указанные в загадке.

 Для того чтобы дети полностью выделяли и анализировали все признаки загаданных предметов я явлений, следует добиваться, чтобы каждый ребенок внимательно выслушивал загадку и мог повторить ее при отгадывании и сравнений.

Необходимо учить детей осознанно выделять и запоминать различные признаки загаданного: внешнего вида (величина, форма, цвет), материала (мягкий, твердый, железный), вкуса (сладкий, кислый, горький), движения (способ и скорость), местонахождения и др.

Если нет полного и правильного анализа материала загадок, то

будет затруднено или станет невозможным их отгадывание и

сравнение.

 Воспитатель должен знать, по какой причине при отгадывании и сравнении дети не используют всех признаков, содержащихся в загадках: не могут вычленить, запомнить, понять, расшифровать или намеренно отбрасывают признаки, с их точки зрения, противоречащие отгадк.

   Даже - если дан правильный ответ, следует различать

случайное или целенаправленное отгадывание. Последнее характеризуется следующими признаками:

-  дошкольника интересует не только результат, но и сам процесс решения логической задачи загадки;

-   в поисках ответа анализируются, сравниваются и обобщаются все признаки предметов и явлений, указанные в загадке;

-   ребенок сам охотно проверяет правильность возможных

отгадок, сравнивает их признаки, и связи, с указанными в загадке;

-  дошкольник стремится объяснить свой ответ, аргументировано доказать его правильность;

-  в случае ошибки ребенок продолжает поиск верного ответа;

- дошкольник не испытывает трудностей при сравнении загадок.

Можно выделить несколько видов деятельности детей в дидактических играх с загадками:

 1. Загадывание загадок.

2.Отгадывание загадок.

3.Доказательство правильности отгадок.

4.Сравнение загадок, об одном и том же.

5.Сравнение загадок о разном.

Приведем пример сравнения загадок об одном и том же предмете — березе.

1, Русская красавица стоит на поляне в зеленой кофточке, в белом сарафане.

2.Белый 'передник, зеленая коса.

3.Стоят в поле сестрицы: платья белые, шапки зеленые.

4, Белая нога, зеленая одежда, а в ушах сережки.        -

Отгаданные загадки рекомендуется сравнивать  попарно. Дети отвечают на вопросы: чем похожи две загадки? Чем они, различаются?

   Сравнивая первую и вторую загадки, дети выделяют признаки их сходства и различия. Обе загадки об одном и том же дереве, поэтому они похожи. В них говорится о белом стволе и о зеленых листьях

березы.

   Загадка различаются тем, что в первой у березы белый сарафан, а во второй — белый передник. У дерева то зеленая кофточка, то зеленая коса. В первой загадке береза названа русской красавицей, она стоит  поляне, а – в - другой, об этом не говорится.

  И во второй паре загадок сказано о белом стволе и зеленых листьях. В третьей загадке, у березы есть белое платье и зеленая шапка, а в четвертой у нее белая нога и зеленая одежда.

  В одной загадке березы стоят в поле и зовут их сестрицами, в другой упомянуты сережки на ветвях дерева. Дошкольники отвечают и на вопрос: почему различны эти загадки?

       В игре «Отгадай и сравни загадки о животных» отгадываются и сравниваются разные загадки о зайце:

«Так смеялся, что губа треснула».

«Зимой -  белый, а летом серый».

Эти загадки различаются тем, что в первой говорится о раздвоенной заячьей губе, а во второй — об изменении цвета его меха зимой и летом. Загадки похожи тем, что в них сказано об одном и том же животном.

Рассмотрим некоторые дидактические игры с загадками.

Игра «Отгадай и сравни загадки о животных»

Дидактические задачи.

 Обратить внимание детей на домашних и диких животных, вызвать интерес к их внешнему виду, повадкам. Развивать умение применять ранее усвоенные знания о животных в загадывании, отгадывании и сравнении загадок. Учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Подготовка к игре.

  • Наблюдение, за животными во время прогулок, экскурсий,
  • Посещения зоопарка.
  • Беседа о животных.

Материал и оборудование.

 Игрушечные животные, рисунки животных, о которых говорится в загадках.

Правила игры.

 Дошкольник называет отгаданное животное, говорит, является ли оно домашним или диким. Перед сравнением двух отгаданных загадок об, одном и том же животном ребенок повторяет их. За правильное сравнение дается фишка.

Описание  игры:

  Воспитатель напоминает детям о различиях между дикими и домашними животными, затем загадывает загадки.

  В случае верного ответа соответствующая игрушка или рисунок ставится рядом с  изображениями тигра или лошади, символизирующими диких: и домашних  животных.

Дошкольники  загадывают и отгадывают загадки, доказывают правильность ответов. Затем сравнивают пары загадок о белке, собаке, зайце и др.

«Часто умывается, а с водой не знается». (Кошка.)        

«С усами родится, и на  усатых охотится». (Кошка.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2020, 2021 гг- Консультация «ПОИГРАЙ СО МНОЮ, МАМА…» (дидактические игры дома). Подготовила- воспитатель- Фролова Е.В.; Консультация для родителей «Неделя Игры и игрушки» 16-20.11.2020

Консультация «ПОИГРАЙ СО МНОЮ, МАМА…»(дидактические игры дома).Подготовила- воспитатель- Фролова Е.В. Консультация для родителей «Неделя Игры и игрушки» 16-20.11.20...

Использование загадок в дидактической игре.

Использование загадок в дидактической игре...

Консультация- практикум для родителей: «Роль дидактической игры в семье и детском саду!» Игры для ребенка от 3 до 4 лет

Консультация- практикум для родителей: «Роль дидактической игры в семье и детском саду!» Игры для ребенка от 3 до 4 лет...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.      Великий педагог Антон Семенович Макаренко говорил:...