Игры на обогащение словарного запаса детей
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
Обогащение словарного запаса детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Игры на обогащение словарного запаса
и активации высших психических функций»
Подготовила и провела:
воспитатель
Печникова Г.А.
Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Поиграйте со своим малышом, доставьте ему радость!
Игра: “Четвертый лишний”
Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых относятся к одному обобщающему понятию.
Вы раскладываете их перед ребенком и предлагаете определить, какие подходят друг к другу и можно ли назвать их общим словом, а какая из картинок лишняя и почему.
Набор может быть разнообразным, например, чашка, блюдце, тарелка и яблоко; медведь, лошадь, собака и курица; елка, береза, дуб и рыба.
Если ребенок не понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы, попросите назвать известных ему животных (птиц, рыб), овощи (фрукты).
Можете подобрать картинки с предметами, относящимися к общему понятию, но отличающимися (например, “береза”, “дуб”, “липа” и “ель”). Эта игра предназначена для развития логического мышления дошкольника.
Игра: “Где мы были, вам не скажем, а что делали – покажем”
Оригинальность игры заключается в том, что взрослый предлагает ребенку поиграть в нее без слов.
Папа или мама загадывают простое предметное действие (например “чтение книги”) и с помощью мимики и жестов показывают его ребенку.
Тот должен отгадать, что делают родители.
В случае правильного ответа играющие меняются местами.
Если малыш успешно справляется с заданием, предложите ему угадать или показать самому цепочку последовательных событий (например “проснулся — встал — умылся — позавтракал” и т.д.).
В другом варианте игры можно рассказать известные ребенку короткое стихотворение, сказку или спеть песенку. Все это развивает воображение, фантазию, находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.
Игра: “Потерявшаяся игрушка”
Подберите и поставьте на стол пять-шесть небольших игрушек.
Предложите малышу запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время уберите одну из игрушек и попросите кроху угадать, что вы спрятали.
Если он ответит правильно, поменяйтесь ролями.
Если ребенку трудно запомнить сразу такое количество игрушек, начните игру с трех-четырех, постепенно увеличивая их число. Если малыш справляется с заданием, усложните задачу, заменив игрушки на картинки с изображением предметов (например из детского лото).
Развитие игры: Предложите сыну или дочке запомнить последовательность расположения игрушек на столе (какая за какой стоит).
Затем незаметно поменяйте две-три из них местами. Попросите угадать, какая игрушка занимает не свое место.
Такая на первый взгляд простая игра поможет малышу в развитии памяти и внимания, умения сосредоточиваться.
Игра: “Найди тайник”
Нарисуйте на бумаге план комнаты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и покажите на плане место ее расположения.
Ребенок должен найти вещь, опираясь на схему.
Это можно делать и на детской площадке, что значительно усложнит задание.
Игра поможет развитию логического мышления, пространственной ориентации и умения действовать по определенной схеме.
Игра: “Игры с буквами”
Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в звуки.
Взрослый называет слово, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким заканчивается, какие еще звуки он слышит.
Если малыш хорошо справляется, можно попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, в которых, например, звук “а” стоит в начале, в конце или в середине. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение.
Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению.
Играть в нее можно по дороге в детский сад или в магазин.
Игра: “Я к вам пишу…”
Если ребенок знает азы чтения, умеет читать по буквам или слогам, но не проявляет достаточного интереса к этому занятию, попробуйте использовать игру, стимулирующую его мотивацию.
Для этого понадобится магнитная азбука или ручка и лист бумаги.
В отсутствие ребенка напишите ему с помощью магнитной азбуки “письмо”, например, на холодильнике, чтобы он мог самостоятельно прочесть его. Текст может быть любым: послание от героя сказки, сообщение о спрятанном гостинце и т.д. Сначала письмо может содержать два-три простых слова, затем пять-семь.
Для обучения дошкольника письму и чтению полезно предложить ему и его ближайшему товарищу написать друг другу письма, которые можно отправить по почте или передать из рук в руки.
Первоначально детям потребуется помощь взрослых, но потом они научатся делать это самостоятельно.
Игра: “Кляксы”
Для этой занимательной игры понадобятся лист ватмана или кусок обоев и пальчиковые краски.
Старыми газетами прикройте место, где будет происходить игра.
Дайте малышу лист бумаги и краски и позвольте рисовать руками все, что он захочет.
Можете присоединиться к этому “безобразию”.
Такое занятие способствует расслаблению, снятию напряжения, эмоциональной разрядке.
А главное — вы вместе, вы рядом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/11/picture-313729-1381502563.jpg)
«Дидактические игры и лексические упражнения для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказыва...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/10/picture-803956-1476118881.jpg)
Личный творческий план. "Речевые игры, как одно из средств активизации и обогащения словарного запаса детей подготовительной логопедической группы". 2015 - 2016 учебный год.
Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. И, напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного раз...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/10/picture-803956-1476118881.jpg)
Личный творческий план. "Речевые игры, как одно из средств активизации и обогащения словарного запаса детей средней логопедической группы". 2013 - 2014 учебный год.
Личный творческий план...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/19/picture-470338-1429442249.jpg)
"Игры для обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста"
Разработка представлена в виде памятки....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/12/picture-1091308-1605155307.jpg)
Игры для обогащения словарного запаса детей
В норме ребенок 5-6 лет имеет богатый словарный запас, может придумать рассказ по картинке или на заданную тему, пересказать услышанное (не всегда точно). Активно используются обобщающие слова (цве...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/23/picture-767194-1587659226.jpg)
«Приемы обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста. Игры для развития словаря детей среднего дошкольного возраста».
quot;Приемы обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста. Игры для развития словаря детей среднего дошкольного возраста"....