Игры на обогащение словарного запаса детей
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Печникова Гаянэ Арсеновна

Обогащение словарного запаса детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Игры на обогащение словарного запаса

и активации высших психических функций»

Подготовила и провела:

воспитатель

Печникова Г.А.

Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Поиграйте со своим малышом, доставьте ему радость!

 

                                     Игра: “Четвертый лишний”

 Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых относятся к одному обобщающему понятию.

 Вы раскладываете их перед ребенком и предлагаете определить, какие подходят друг к другу и можно ли назвать их общим словом, а какая из картинок лишняя и почему.

 Набор может быть разнообразным, например, чашка, блюдце, тарелка и яблоко; медведь, лошадь, собака и курица; елка, береза, дуб и рыба.

 Если ребенок не понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы, попросите назвать известных ему животных (птиц, рыб), овощи (фрукты).

 Можете подобрать картинки с предметами, относящимися к общему понятию, но отличающимися (например, “береза”, “дуб”, “липа” и “ель”). Эта игра предназначена для развития логического мышления дошкольника.

 

          Игра: “Где мы были, вам не скажем, а что делали – покажем”

 Оригинальность игры заключается в том, что взрослый предлагает ребенку поиграть в нее без слов.

 Папа или мама загадывают простое предметное действие (например “чтение книги”) и с помощью мимики и жестов показывают его ребенку.

 Тот должен отгадать, что делают родители.

 В случае правильного ответа играющие меняются местами.

 Если малыш успешно справляется с заданием, предложите ему угадать или показать самому цепочку последовательных событий (например “проснулся — встал — умылся — позавтракал” и т.д.).

 В другом варианте игры можно рассказать известные ребенку короткое стихотворение, сказку или спеть песенку. Все это развивает воображение, фантазию, находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.

 

                         

                                          Игра: “Потерявшаяся игрушка”

 Подберите и поставьте на стол пять-шесть небольших игрушек.

 Предложите малышу запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время уберите одну из игрушек и попросите кроху угадать, что вы спрятали.

 Если он ответит правильно, поменяйтесь ролями.

 Если ребенку трудно запомнить сразу такое количество игрушек, начните игру с трех-четырех, постепенно увеличивая их число. Если малыш справляется с заданием, усложните задачу, заменив игрушки на картинки с изображением предметов (например из детского лото).

 Развитие игры: Предложите сыну или дочке запомнить последовательность расположения игрушек на столе (какая за какой стоит).

 Затем незаметно поменяйте две-три из них местами. Попросите угадать, какая игрушка занимает не свое место.

 Такая на первый взгляд простая игра поможет малышу в развитии памяти и внимания, умения сосредоточиваться.

 

Игра: “Найди тайник”

 Нарисуйте на бумаге план комнаты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и покажите на плане место ее расположения.

 Ребенок должен найти вещь, опираясь на схему.

 Это можно делать и на детской площадке, что значительно усложнит задание.

 Игра поможет развитию логического мышления, пространственной ориентации и умения действовать по определенной схеме.

 

                                        Игра: “Игры с буквами”

 Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в звуки.

 Взрослый называет слово, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким заканчивается, какие еще звуки он слышит.

 Если малыш хорошо справляется, можно попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, в которых, например, звук “а” стоит в начале, в конце или в середине. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение.

 Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению.

 Играть в нее можно по дороге в детский сад или в магазин.

 

Игра: “Я к вам пишу…”

 Если ребенок знает азы чтения, умеет читать по буквам или слогам, но не проявляет достаточного интереса к этому занятию, попробуйте использовать игру, стимулирующую его мотивацию.

 Для этого понадобится магнитная азбука или ручка и лист бумаги.

 В отсутствие ребенка напишите ему с помощью магнитной азбуки “письмо”, например, на холодильнике, чтобы он мог самостоятельно прочесть его. Текст может быть любым: послание от героя сказки, сообщение о спрятанном гостинце и т.д. Сначала письмо может содержать два-три простых слова, затем пять-семь.

 Для обучения дошкольника письму и чтению полезно предложить ему и его ближайшему товарищу написать друг другу письма, которые можно отправить по почте или передать из рук в руки.

 Первоначально детям потребуется помощь взрослых, но потом они научатся делать это самостоятельно.

 

Игра: “Кляксы”

 Для этой занимательной игры понадобятся лист ватмана или кусок обоев и пальчиковые краски.

 Старыми газетами прикройте место, где будет происходить игра.

 Дайте малышу лист бумаги и краски и позвольте рисовать руками все, что он захочет.

 Можете присоединиться к этому “безобразию”.

 Такое занятие способствует расслаблению, снятию напряжения, эмоциональной разрядке.

 А главное — вы вместе, вы рядом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры и лексические упражнения для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказыва...

Личный творческий план. "Речевые игры, как одно из средств активизации и обогащения словарного запаса детей подготовительной логопедической группы". 2015 - 2016 учебный год.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. И, напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного раз...

Игры на обогащение словарного запаса детей

Игры на обогощение словарного запаса...

Игры для обогащения словарного запаса детей

В норме ребенок 5-6 лет имеет богатый словарный запас, может придумать рассказ по картинке или на заданную тему, пересказать услышанное (не всегда точно). Активно используются обобщающие слова (цве...

«Приемы обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста. Игры для развития словаря детей среднего дошкольного возраста».

quot;Приемы обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста. Игры для развития словаря детей среднего дошкольного возраста"....