Конспект НОД в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Пушкарева Ирина Вильгельмовна

Познавательно-исследовательская деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsionnyy_moment.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ Д/С «Золотой ключик»

        Тема: На поиски весенних месяцев

( итоговое занятие по развитию речи в старшей группе )

Воспитатель: Пушкарева И. В.

г. Югорск 2018

ОО "РР" « Развитие речи» Старшая группа

Тема: На поиски весенних месяцев

Программное содержание: 

  • выявить уровень сформированности знаний и представлений детей за учебный год.
  • Закрепить знания о весне, уточнить ее приметы, расширить знания детей о народных названиях весенних месяцев.
  • поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявлять настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.
  • совершенствовать пространственные ориентировки.
  • закрепить умение работать с таблицами – схемами  для развития связной речи детей.
  • закреплять умение рисовать красками, самостоятельно выбирать сюжет для рисования
  • активизировать словарь детей.
  • развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:                                                                                                                                                                                                          

Дети входят в группу и встают в круг.

  В: Ритуал занятия:

 Круг широкий вижу я

Встали все мои друзья

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево.

В центре круга соберёмся.

И на место все вернёмся.

Улыбнёмся,  подмигнём

И играть мы все  начнём.

В.: Ребята, посмотрите, воздушный шар! Как же он попал к нам? Как вы думаете? (Залетел в окно и т.д.) Посмотрите, у него за ниточку привязан конверт. Давайте посмотрим, что же в нем7 (воспитатель открывает конверт и достает с конверта разрезанную картинку) Ребята, в конверте лежит разрезанная картинка, давайте мы ее соберем и посмотрим, что же на ней изображено? (дети собирают картинку, на картинке изображена Весна)

В: Все ясно, значит письмо нам прислала Весна. ( воспитатель читает письмо)

ПИСЬМО: К вам прийти не могу, братцы месяцы весенние заблудились в зимнем лесу.

- Ребята, что же нам теперь делать? ( надо помочь весне) А где мы их с вами будем искать? ( в зимнем лесу) Ответы детей- надо помочь, в зимний лес пойти.

Давайте возьмемся крепко за руки, потому что мы одна команда. Улыбнёмся друг другу желая удачи, крепко закроем глаза, дружно произнесём волшебное заклинание Крабле- Крабле- Крокс! Открывайте глаза, вот мы и в сказочном лесу. Ребята, а вам не кажется, что здесь как-то холодно и  сыро?  Чего то здесь не хватает! Отгадайте загадку и узнаете чего же нам не хватает  Среди поля голубого яркий блеск огня большого Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит, Светит весело в оконце. Догадались это…  ( солнце). Правильно ребята солнце нас согреет и обогреет, и настроение поднимет. Но чтобы оно светило ярче, надо рассказать какое оно? ( теплое, ласковое, веселое, весеннее, яркое, лучистое, огненное, согревающее, радостное, круглое, золотое).

Какие весенние месяцы вы знаете? ( март, апрель, май) Какой первый месяц? ( март)

Ребята, а как мы с вами поймём что, это месяц март? (  по капели с крыш)

Как в народе называют март? (протальник). Почему его так в народе называют? ( проталины- это то место, где растаял снег и появились островки земли, на проталинах из под снега появляются первые цветы

 Какие поговорки или пословицы вы знаете о марте?

- Сухой март- плодородие, дождливый- неурожай.

- В марте, апреле зима сзади и спереди.

- В марте мороз скрипуч, да не живуч.

Игры с месяцем мартом.

Предлагаю поиграть в игру наоборот, рассказать какие в марте стоят деньки.

Игра «Слова – антонимы» игра с мячом

Длинный-короткий

Тёплый– холодный,                  Белый – черный

Безветренный - ветренный

Веселый – грустный                        Светлый – темный

Ясный – пасмурный

Ребята, своими словами вы растопили снежок, из-под него пробился первый маленький подснежник.

Подснежник появился (физминутка- дети присели, встали и потянулись к верху) март нашли (надеваю шапочку ребенку с изображением сосульки)

Молодцы ребята,  Ну что, отправляемся дальше искать какой месяц? Ответы детей (апрель) А как апрель называется в народе? (снегогон). Почему в народе он так зовётся.? ( тает снег, бегут ручьи, в конце апреля на реках трескается лед, набухают на деревьях почки) Отправляемся в путь ( да)

- Путь наш лежит через лес дремучий, но мы, же трудностей не боимся,

правда, ребята?

-Посмотрите,  какая узкая здесь тропинка, идите осторожно на носочках по

одному. Слева овраг, через него кто-то мостик проложил, идите друг за

другом не упадите.

Взгляните ручеек  журчит.

Назовите первый звук в этом слове и дайте ему характеристику. (согласный твёрдый)

Но ведь звук р есть не только в слове ручеёк, но он присутствует также и в других словах.

Игра. «Я слова найду везде, На земле, в воде, в лесу я везде их поищу».

А кто скажет мне, в какое время года и в какой месяц ручеёк появляется? ( ручеек появляется весной, в апреле месяце)

Назовите мне признаки этого месяца?

- Апрель с водой, а май с травой

Апрельский цветок ломает снежок

Апрельский скворец- весны гонец

Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени

Апрель богат водой, а май- травой

Вопрос –ответ. Как появляются ручейки? ( солнце светит ярко, начинает таять снег и появляются первые ручейки)Таяние снега?  ( происходит под действием солнечных лучей)Наступила весна! Солнышко стало пригревать землю, снег начал таять и по земле побежали звонкие, веселые ручейки.(мини-рассказ)?

Предлагаю вам рассмотреть наш ручеёк. (музыка ручейка)

- Игра «Сравни и назови»Ручеёк

Ручеек  прозрачный, как    (Вода, воздух)

Ручеек стремительный, как     (ветер, самолет)

Ручеек  глубокий, как    (море, )

Ручеек ласковый, как (лучики, мама, солнце…), холодный как (снег, зима.., лёд), журчащий как   (стрекоза, фонтан).

Звучит музыка ручейка - превращение его в апрель. А вот и месяц апрель появился.

Ну, что ребята отправляемся дальше.

Вы чувствуете, что стало совсем тепло. Пахнет свежей травой, и птицы безумолку щебечут. Ребята, кажется мы приближимаемся к третьему весеннему месяцу.  Как он называется? (Май) А как кличут в народе? ( травень). Давайте назовем с вами приметы.

Приметы:  Май холодный — год хлебородный.

Частые дожди и туманы — к плодородному году.

Май сырой — июнь сухой.

Умеренные холода — к урожаю.

Град в мае — к градобойному лету.

В конце мая бывает холодно примерно раз в 7 лет.

В мае много хрущей (майских жуков) — к засухе.

Много появилось журавлей в мае — к засухе.

Почему его так называют? (потому что в мае снег полностью растаял появляется трава,  на полях расцветают полевые цветы), Какие полевые цветы вы знаете? ( душица, , василек, колокольчик, незабудка, календула, мак, ландыш, лютик, клевер)

Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери цветы» ( воспитатель выставляет на зеленой полянке  картинки с изображением  цветов и предлагает д. рассмотреть их и назвать. .

Здорово ребята! Так быстро и правильно собрали цветы. А, что вы будете делать с этим цветками? Игра «Составь предложение». Мак я возьму себе, ландыш подарю маме, а колокольчик подарю Кире и т.д.( дети поочереди выбирают цветы)

Ой ребята пока мы с вами предложения составляли , месяц май к нам пришел! А значит наступила весна. А вот и она наша красавица, посмотрите на нее она улыбается? Да!  А почему она улыбается? ( потому что мы помогли ей найти весенние месяцы). Ребята подойдите пожалуйста к столу и выберите себе смайлик если смайлик улыбается, значит занятие вам понравилось, а если вы выберите грустный смайлик, значит занятие вам не понравилось. - Вы молодцы, постарались и помогли красавице весне справились с заданиями.

Мы любим лес и луг в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется природа

Давайте же всегда ее беречь.

Вы молодцы, постарались и помогли красавице весне справились с заданиями и

Мы любим лес и луг в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется природа

Давайте же всегда ее беречь.

Так в чём же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна? (солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее). Приглашаю всех пройти на нашу лужайку и сесть в кружок. Скажите, вы любите весну? (да). Сейчас каждый будет говорить, за что он любит весну и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу (“Я люблю весну за …” и вытягиваем ленту) <Приложение 1>.

В народе месяц март называют протальник. А знаете, почему его так называют? (Ответы детей). Проталины – это то место, где растаял снег и появились первые островки земли. На проталинах из-под снега появляются первые цветы. Как называется первый весенний цветок? (Ответы детей). Почему он так называется? (Ответы детей). А апрель в народе издавна называли ледолом, снегосгон. Почему? (Ответы детей). А май называют цветень. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Д/Игра «Скажи ласково».

Д/Игра проводится в кругу с мячом.

Весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу солнце, а вы ласково – солнышко, ветка – веточка, лист – листочек, ручей – ручеек, лужа – лужица, цветок – цветочек, туча – тучка, дерево – деревце, облако – облачко, вода – водичка.

Игра «Слова – антонимы» (МАРТ)

Длинный-короткий

Горячий – холодный,                 Узкий – широкий

                       Белый – черный

Ветренный и безветренный

Веселый – грустный                        Светлый – темный

Ясный – пасмурный

Подснежник появился(физминутка) март нашли.

Вопрос –ответ. Когда появляются ручейки. Таяние снега.

                      Много – мало

Игра «Сравни и назови»Ручеёк

Ручеек  прозрачный, как                (Вода)

Ручеек стремительный, как                 (ветер)

Ручеек  глубокий, как         (море, )

Ручеек ласковый как (лучики), холодный как (снег), журчащий как         (стрекоза)

  • Ваша задача: определить нужный звук в данных словах

Р – Родина         ветер        грач

Ш – школа        шапка        машина

О – солнце        окно

Н – весна                небо

  • Деление на слоги:
  • Дерево, май, подснежник, бабочка.
  • Придумайте слова со звуком
  • С  -  Я          - (ответы)
  • А сейчас мы поработаем по карточкам                 (из игры)
  • Дети, подойдите к березке, а рядом лежат карточки с изображением перелетных птиц.
  • Как называют птиц, которые осенью улетают на юг, а весной возвращаются?         (ответы)
  • Чем они заняты, когда возвращаются?         (ответы)
  • А легко строить гнезда?         (ответы)
  • Вот сейчас вы превращаетесь в перелетных птиц, закройте глаза.
  • Ты в кого превратилась?
  • А ты в кого? (Всех спросить)
  • (Дать детям прищепки,  ими берут веточку и несут к березе, строят гнездо, птичка говорит им спасибо)

Каждый должен сказать: за что любит весну и вытянуть лучик.

«Я люблю весну за веселую звонкую капель. Я люблю весну за …. (ответы)

  • К нашему письму были приложены маленькие солнышки. Это солнышки – волшебник благодарит вас за то, что вы так много знаете о весне и любите это время года.

(всем вручить солнышко)

Задание №3. «Весенняя сказка». - Весной разные чудеса случаются и волшебство. - А где бывает волшебство? В сказках. - Солнечный зайчик просит нас сочинить свою волшебную сказку. А поможет нам в этом золотое блюдечко, наливное яблочко. Ой, весна моя, ты весняночка. Из-за тёмных лесов, Из-за синих морей приходи, Солнцем, светом озари. В нашу сказку ты войди. Ты, яблочко волшебное, катись! Наша сказка раскажись! - Рассмотрите картинки. - Кто на них изображен? - Подумайте и назовите главного героя сказки. - Как можно назвать сказку? - Скажите, с каких слов начинаются все сказки? Жили-были… - И нашу сказку мы начнем такими словами. Короткий рассказ о весне для детей. Дуем на снежок. Задание №4. «Весенняя картина». – Хотел солнечный зайчик подарить весне картину, стал рисовать, но только почему-то у него не получается . - Что он сделал не правильно? - Что лишнее на его рисунке? - Давайте превратим эту картину в весеннюю и раскрасим только то, что относится к весне.
Восп-ль: Посмотрите, как зазеленела наша березка. Как она покрылась листвой. Значит, вы знаете много слов о весне.

Восп-ль: Вставайте все в кружок, мы поиграем с вами в игру «Подскажи слово», только это слово должно быть обязательно « весенним» (игра с мячом).

Весной солнце…(греет, припекает, ласкает)

Весной сосульки под солнцем…(тают, капают)

Весной сугробы от солнечного тепла…(оседают, тают)

Весной на деревьях почки…(набухают, лопаются)

 Весной ручьи…(бегут, журчат, звенят)

Весной птицы…(возвращаются, прилетают)

Весной птицы гнезда…(вьют, строят, делают)

Весной лед на реке…(тает, трещит, ломается, плывет)

Весной на проталинах первые цветы…(появляются, расцветают)

Весной травка…(пробивается, растет, зеленеет)


Источник: http://logoportal.ru/konspekt-12862/.html

дети, теперь выберите для себя кораблики-

Красные — кто справился со всеми заданиями,

 Зелёные - у кого что-то не получилось,

 Синие - если совсем не справился.

 Как вы думаете, почему я приготовила вам кораблики?

Дома, расскажите своим родителям, что нового вы сегодня узнали на занятии. А с сестренками и братишками пустите кораблики по весенним ручейкам.

        Сейчас отложите все и встаньте в круг.

Возьмитесь за руки, друзья.

У друга тёплая и нежная ладошка.

 Поглажу друга за руку немножко,

 Нам хорошо, когда мы вместе рядом,

 Без друга плохо жить, запомнить это надо.

Восп-ль: Давайте поиграем в игру: найдите лишнее слово.

  1. Март, апрель, май, декабрь.
  2. Мать-и-мачеха, медуница, ромашка, подснежник.
  3. Медвежонок, лисенок, бельчонок, теленок.
  4. Бабочка, шмель, пчела, воробей.
  5. 2. Упражнение «Раздели на слоги».  
      Воспитатель ставит на стол тазик, наполненный камешками.
    Воспитатель Посмотрите, как много капель накапало в наш тазик. Опустите в него руки  возьмите один камешек. Какая цифра на нем? Выберите картинку с такой цифрой
    Дети опускают руки в тазик и берут себе камешки, находят картинку с указанной цифрой.
    Воспитатель Посмотрите на картинку скажите что это и разделите его на слоги. Прохлопайте слово.  ( Сол-ныш-ко   три слога,    Со-суль-ка  три слога).
  6.        3. Игра  «Приметы весны».  
    Воспитатель приглашает детей пройти на
     ковер и берет в руки мягкую игрушку солнышко.
     Воспитатель Сейчас мы будем передавать солнышко друг другу по кругу и вспоминать приметы весны, которые наблюдали на прогулке, по дороге в детский сад. Солнце светит ярко и пригревает.
    Передаю солнышко стоящему рядом ребенку.
     (На солнце снег начал таять. Появились первые проталинки вокруг деревьев. Побежали веселые ручейки. Ночи стали короче, а дни длиннее).
  7.   Ребята, давайте поиграем в игру «Один и много». Я называю один предмет, а тот кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали:
  8. Ручей – ручьи                скворец – скворцы                           гнездо — гнезда
  9. Дождь – дожди             сосулька – сосульки                         дерево – деревья
  10. Лист – листья             проталина – проталины         скворечник – скворечники
  11. Лужа – лужи                река – реки

- Тогда, отгадайте загадку: Среди поля голубого яркий блеск огня большого Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит, Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.

 -Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.

 -Злые волшебники и его заколдовали, а- лучики разбросали в разные стороны. Найдите их. дети встают по одному и находят лучики и приносят воспитателю.

 -Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания. Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку .

1. задание. «Назови ласково» Воспитатель, кидая мяч ребенку называет слово, а он называет его ласково. Примерные слова. Обезьяна, бегемот, собака, бык, кабан, барсук, жук и т. д.

.: 2задание «Назови одним словом» -Кепка, шапка, фуражка, берет, пилотка. -диван, стул, стол, кровать, шкаф. - помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец. -Марс, венера, земля, плутон, сатурн. - а, б, в, п. - повар, шофер, плотник, продавец, врач. -1, 2, 4, 5, 7, 8, 0 -фикус, кислица, герань, фиалка

6. задание «Дополни предложение» -Цветут цветы, когда… -Уже наступила весна, потому что… -Слово состоит из… -Сегодня день… -Предложение состоит из…

-Молодцы, жители этой необыкновенной страны говорят вам: «Огромное спасибо! »

-Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Звучит музыка. -Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось. -Что вам больше всего понравилось? - Что было особенно трудно? Похожие записи: Город в котором я живу.

 Ой, ребята, посмотрите, кто проснулся. Это же наша принцесса. Лучи солнца осветили весь ее замок и она проснулась. Давайте поздороваемся с ней. А злость колдуньи превратилась в воздушные шары.

 Принцесса «благодарит» детей и раздает на память воздушные шары.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: «Снег и лед». Воспитатель: Колчева Н.В. МАДОУ ЦРР Д/С №4; г. Кропоткин

Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе и презентация по ознакомлению с окружающим миром по  теме: «Снег и...

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на тему «Совушка» План - конспект

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на т...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природойв старшей группе....